Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1974)

15-06-2023

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом
Общие сведения
Дата

27 апреля 1974 года

Характер

F-NI (пожар на борту)

Причина

разрушение и возгорание двигателя № 4 из-за некачественного ремонта

Место

близ аэропорта Пулково, Ленинградская область (РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Ил-18В компании Аэрофлот

Модель

Ил-18В

Авиакомпания

Аэрофлот (Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО)

Пункт вылета

аэропорт Пулково (Ленинград, РСФСР)

Остановки в пути

аэропорт Запорожье (Запорожье, УССР)

Пункт назначения

аэропорт Пашковская (Краснодар, РСФСР)

Рейс

н.д.

Бортовой номер

CCCP-75559

Дата выпуска

15 ноября 1964 года (первый полёт)

Пассажиры

102

Экипаж

7

Погибшие

109 (все)

В субботу 27 апреля 1974 года под Ленинградом потерпел катастрофу Ил-18В, выполнявший чартерный рейс Ленинград—ЗапорожьеКраснодар. Погибли 109 человек — крупнейшая авиакатастрофа в Санкт-Петербурге[1].

Содержание

Катастрофа

Выполнявший рейс Ил-18В с бортовым номером CCCP-75559 (заводской — 184007703) был из 1-го Ленинградского обьединённого авиаотряда Ленинградского управления гражданской авиации. Свой первый полёт он совершил 15 ноября 1964 года и с того момента имел общий налёт 18 358 часов. Пилотировал его экипаж 67-го летного отряда в следующем составе:

  • КВС — Николай Валерьянович Данилов
  • второй пилот — Евгений Степанович Егоров
  • бортмеханик — Александр Николаевич Макаров
  • штурман — Виктор Иосифович Локшин
  • бортрадист — Юрий Евгеньевич Павлов
  • бортпроводники — Галина Николаевна Мартьянова и Евгений Петрович Масловский

В салоне самолёта находились 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка.

В 18:00:08 было дано разрешение на взлёт и самолёт начал разгон по магнитному курсу 279°. Через минуту командир доложил о выполнении взлёта, в связи с чем получил указание на выход из зоны аэропорта. Однако через две с половиной минуты, когда самолёт проходил первый разворот, командир экипажа связался с диспетчером и доложил: Загорелось табло «пожар четвёртого двигателя» (крайний правый), опасная вибрация, разворачиваемся. Продолжая разворот, командир начал готовиться к посадке по магнитному курсу 279°. Для ускорения манёвра, разворот проводился на высоте 400 метров, а не на 600, как положено по схеме. Через 2 минуты и 53 секунды после взлёта, когда самолёт совершал второй разворот, командир доложил диспетчеру: Четвёртый двигатель во флюгере. Благодаря умелым действиям командира, к третьему развороту Ил-18 подошёл через 5 минут 12 секунд с момента взлёта. В это время экипаж связался с диспетчером и запросил пожарную машину для встречи самолёта, а в конце разворота (5 минут 55 секунд после взлёта) доложили: Двигатель четвёртый горит.

Многие свидетели наблюдали напрямую Ил-18 с горящим двигателем. К тому времени самолёт завершил четвёртый разворот и теперь вышел на предпосадочную прямую точно по курсу и пройдя ДПРМ на заданной высоте. Его закрылки и шасси в это время уже были выпущены. Неожиданно в 18:07 интенсивность пожара резко возросла. Самолёт перешёл в правый крен и перевернулся, после чего понёся к земле. Последнее, что успел передать командир, были слова: Падаем, конец. В 18:07:24 перевёрнутый Ил-18В под углом 60° и практически без бокового крена врезался в поле рядом с железнодорожной линией (2480 метров от торца ВПП и в 242 метрах правее ее оси) и взорвался. В катастрофе погибли все 109 человек на борту: 102 пассажира и 7 членов экипажа, что делает её одной из крупнейших катастроф Ил-18 (на 2013 год — вторая), а также это крупнейшая авиакатастрофа на территории современного Санкт-Петербурга[1].

Причины

По данным следствия, причиной катастрофы стал пожар в двигателе № 4. Он был вызван разрушением диска третьей ступени турбины двигателя, который при этом пробил стенки двигателя. Возникший в двигателе пожар повредил правые закрылки, а также линии гидравлической системы по их управлению. В результате при заходе на посадку правые закрылки из-за аэродинамических сил убрались, что привело к срыву потока на крыле и сваливанию самолёта на правую сторону, несмотря на попытки экипажа компенсировать его наклоном штурвала влево.

Диск турбины разрушился из-за трещины. Материал диска имел прочность ниже требуемой, а сам двигатель работал при более высоких температурных режимах, нежели расчётные. В результате и так уже низкие механические свойства диска третьей ступени были ещё больше ослаблены чрезмерно высокой рабочей температурой. Такие циклические нагрузки и привели к появлению постоянно увеличивающихся усталостных трещин, которые в итоге привели к нарушению целостности диска. По заключению ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ МАП и предприятия п/я Г-4561 причиной разрушения диска явился его перегрев из-за применения повышенных режимов работы двигателя сверх установленных инструкцией по эксплуатации, а также низкое качество ремонта двигателей на заводе 412 гражданской авиации.

Примечания

  1. ↑ Leningrad-Pulkovo Airport profile  (англ.). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013. Проверено 12 марта 2013.

См. также

Ссылки

  • Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013. Проверено 12 марта 2013.

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1974).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47