15-06-2023
Катастрофа Ил-18 под Ленинградом | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
F-NI (пожар на борту) |
Причина |
разрушение и возгорание двигателя № 4 из-за некачественного ремонта |
Место |
близ аэропорта Пулково, Ленинградская область (РСФСР, СССР) |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения |
аэропорт Пашковская (Краснодар, РСФСР) |
Рейс |
н.д. |
Бортовой номер |
CCCP-75559 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
102 |
Экипаж |
7 |
Погибшие |
109 (все) |
В субботу 27 апреля 1974 года под Ленинградом потерпел катастрофу Ил-18В, выполнявший чартерный рейс Ленинград—Запорожье—Краснодар. Погибли 109 человек — крупнейшая авиакатастрофа в Санкт-Петербурге[1].
Содержание |
Выполнявший рейс Ил-18В с бортовым номером CCCP-75559 (заводской — 184007703) был из 1-го Ленинградского обьединённого авиаотряда Ленинградского управления гражданской авиации. Свой первый полёт он совершил 15 ноября 1964 года и с того момента имел общий налёт 18 358 часов. Пилотировал его экипаж 67-го летного отряда в следующем составе:
В салоне самолёта находились 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка.
В 18:00:08 было дано разрешение на взлёт и самолёт начал разгон по магнитному курсу 279°. Через минуту командир доложил о выполнении взлёта, в связи с чем получил указание на выход из зоны аэропорта. Однако через две с половиной минуты, когда самолёт проходил первый разворот, командир экипажа связался с диспетчером и доложил: Загорелось табло «пожар четвёртого двигателя» (крайний правый), опасная вибрация, разворачиваемся. Продолжая разворот, командир начал готовиться к посадке по магнитному курсу 279°. Для ускорения манёвра, разворот проводился на высоте 400 метров, а не на 600, как положено по схеме. Через 2 минуты и 53 секунды после взлёта, когда самолёт совершал второй разворот, командир доложил диспетчеру: Четвёртый двигатель во флюгере. Благодаря умелым действиям командира, к третьему развороту Ил-18 подошёл через 5 минут 12 секунд с момента взлёта. В это время экипаж связался с диспетчером и запросил пожарную машину для встречи самолёта, а в конце разворота (5 минут 55 секунд после взлёта) доложили: Двигатель четвёртый горит.
Многие свидетели наблюдали напрямую Ил-18 с горящим двигателем. К тому времени самолёт завершил четвёртый разворот и теперь вышел на предпосадочную прямую точно по курсу и пройдя ДПРМ на заданной высоте. Его закрылки и шасси в это время уже были выпущены. Неожиданно в 18:07 интенсивность пожара резко возросла. Самолёт перешёл в правый крен и перевернулся, после чего понёся к земле. Последнее, что успел передать командир, были слова: Падаем, конец. В 18:07:24 перевёрнутый Ил-18В под углом 60° и практически без бокового крена врезался в поле рядом с железнодорожной линией (2480 метров от торца ВПП и в 242 метрах правее ее оси) и взорвался. В катастрофе погибли все 109 человек на борту: 102 пассажира и 7 членов экипажа, что делает её одной из крупнейших катастроф Ил-18 (на 2013 год — вторая), а также это крупнейшая авиакатастрофа на территории современного Санкт-Петербурга[1].
По данным следствия, причиной катастрофы стал пожар в двигателе № 4. Он был вызван разрушением диска третьей ступени турбины двигателя, который при этом пробил стенки двигателя. Возникший в двигателе пожар повредил правые закрылки, а также линии гидравлической системы по их управлению. В результате при заходе на посадку правые закрылки из-за аэродинамических сил убрались, что привело к срыву потока на крыле и сваливанию самолёта на правую сторону, несмотря на попытки экипажа компенсировать его наклоном штурвала влево.
Диск турбины разрушился из-за трещины. Материал диска имел прочность ниже требуемой, а сам двигатель работал при более высоких температурных режимах, нежели расчётные. В результате и так уже низкие механические свойства диска третьей ступени были ещё больше ослаблены чрезмерно высокой рабочей температурой. Такие циклические нагрузки и привели к появлению постоянно увеличивающихся усталостных трещин, которые в итоге привели к нарушению целостности диска. По заключению ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ МАП и предприятия п/я Г-4561 причиной разрушения диска явился его перегрев из-за применения повышенных режимов работы двигателя сверх установленных инструкцией по эксплуатации, а также низкое качество ремонта двигателей на заводе 412 гражданской авиации.
Катастрофы Санкт-Петербурга | |
---|---|
Природные: Наводнения (Дамба • Система наблюдения) • Землетрясения • Техногенные: Пожар в гостинице «Ленинград» • Размыв • Авария энергосистемы • Гуманитарные: Кировский поток • Блокада Ленинграда • Транспортные: Столкновение поезда и трамвая (1930) • Падение троллейбуса в Фонтанку (1937) • Падение Ту-104 (1963) • Приводнение Ту-124 (1963) • Падение Ил-18 (1970) • Падение Ил-18 (1974) • Падение Ан-24 (1976) • Падение Л-410 (1979) • Падение Ту-104 (1981) • Падение Ан-2 (1985) • Падение Ту-154 (1991) • Падение Ан-24 (1991) • Падение Ми-2 (1992) • Выезд электропоезда на перрон (2002) |
← 1973 · Авиационные происшествия и инциденты 1974 года · 1975→ | |
---|---|
Рейс Н-75 Аэрофлота (6 января) — Катастрофа под Ростовом-на-Дону (25 января) — Рейс 981 Turkish Airlines (3 марта) — Катастрофа под Ленинградом (27 апреля) — Рейс Н-166 Аэрофлота (23 мая) — Катастрофа в Пителино (27 июля) — Столкновение над Иркутском (4 октября) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофа Ил-18 под Ленинградом (1974).