Катастрофа Ту-154 в Омске

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 3352 Аэрофлота

Ту-154Б-1 а/к Аэрофлот, идентичный разбившмуся
Общие сведения
Дата

11 октября 1984 года

Время

05:39 (UTC+7)

Характер

несанкционированный выезд на ВПП аэродромных автомашин

Причина

ошибка авиадиспетчера

Место

аэропорт Омск-Центральный (Омская область, РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Погибшие

174+4

Воздушное судно
Модель

Ту-154Б-1

Авиакомпания

Аэрофлот

Пункт вылета

аэропорт Пашковский, г. Краснодар

Остановки в пути

аэропорт Омск-Центральный, г. Омск

Пункт назначения

аэропорт Толмачёво, г. Новосибирск

Рейс

3352

Бортовой номер

СССР-85243

Дата выпуска

1977 год

Пассажиры

170

Экипаж

9

Погибшие

174

Выживших

5

Авиакатастрофа Ту-154 в Омске — авиакатастрофа, произошедшая 11 октября 1984 года в 05:41 по местному времени в аэропорту Омск-Центральный. Крупнейшая в истории советской/российской авиации катастрофа на территории нынешней России. Самолёт Ту-154Б-1 (бортовой № 85243), выполнявший рейс № 3352 по маршруту КраснодарОмскНовосибирск, на пробеге после посадки в аэропорту Омск-Центральный столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работы на ВПП.

Обстоятельства авиакатастрофы

На борту самолета находилось 9 членов экипажа, 170 пассажиров, в том числе 8 больших и 16 маленьких детей, 2700 кг багажа, 306 кг почты и 1600 кг груза. Взлетная масса самолёта и центровка не выходили за установленные пределы. Полёт выполнялся без отклонений. Погода к моменту прибытия самолёта в аэропорт Омск была: ветер 130º (юго-восточный) 7 м/с, порывы 9 м/с, видимость 3000 м, дождь, дымка, облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно-дождевая, высотой 110 м, температура воздуха +3º С, атмосферное давление на уровне ВПП 742 мм рт.ст., коэффицициент сцепления на ВПП 0.42. Метеорологические условия были сложными, но соответствовали метеоминимуму командира воздушного судна. При входе в глиссаду на предпосадочной прямой экипаж доложил авиадиспетчеру стартового диспетчерского пункта о готовности к посадке, на запрос ответа не получил и после повторного запроса посадка ему была разрешена. ДПРМ и БПРМ самолёт прошёл на установленных высотах без отклонений по курсу. На высоте 100 м самолёт вышел из облаков, и командир дал команду о включении фар. Однако в моросящих осадках создался световой экран, ухудшающий видимость, поэтому фары были выключены. После доклада штурмана о видимости огней подхода и установления контакта с наземными ориентирами командир воздушного судна на высоте принятия решения сообщил экипажу: «Садимся». После пролёта БПРМ фары были снова включены и командир заметил на ВПП нечеткие очертания каких-то предметов; спросив: «Что там на полосе?», он получил ответ от штурмана: «Да, отсвечивает что-то». Все три автомашины, работавшие на ВПП, не были оборудованы проблесковыми маяками и радиостанциями для прослушивания эфира[1]. Через 1 секунду после касания шасси самолёта поверхности ВПП экипаж заметил впереди в свете посадочных фар автомашину и начал отворачивать самолёт вправо, но уже было поздно. На двух аэродромных машинах были емкости с керосином по 7,5 т каждая, которые после столкновения взорвались[2], и начался пожар. Ту-154 перевернулся и загорелся. 169 пассажиров (в том числе 21 ребёнок), 5 членов экипажа и 4 работника наземных служб погибли. Выжили 4 члена экипажа, в том числе командир корабля Б. Степанов, и 1 пассажир.

Расследование авиакатастрофы

Катастрофа произошла по вине авиадиспетчера стартового диспетчерского пункта, работавшего без замены вторую смену подряд и заснувшего на рабочем месте. Разрешив выезд машин на полосу, он не включил световое табло «ВПП занята». По итогам расследования Омский областной суд приговорил виновных в катастрофе к разным срокам заключения: руководитель полётов Ишалов и стартового диспетчерского пункта Бородаенко были осуждены на 15 лет, диспетчер посадки Огородников — на 13, Токарев (начальник погибшего мастера аэродромной службы Прохорова) — на 12 лет общего режима.

Примечания

  1. Лётные происшествия в СССР и РФ
  2. Лебедев М. Десятки человек сгорели заживо в омском аэропорту // ЧеТВерг : (газета). — Омск, 19 марта 2009. — № 12. — С. 6.

Ссылки

  • Катастрофа Ту-154Б-1 Толмачевского ОАО в а/п Омск. Airdisaster.ru. Проверено 11 января 2013. Архивировано из первоисточника 30 января 2013.
  • Tupolev 154B-1 CCCP-85243 (англ.). Архивировано из первоисточника 30 января 2013.

Катастрофа Ту-154 в Омске.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47