17-06-2023
Рейс 120 UTair | |
Разбившийся ATR-72 в октябре 2009 г. (бортовой номер VP-BYZ) |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
07:33 местного времени, 01:33 UTC |
Характер |
Крушение после взлета |
Причина | |
Место | |
Координаты |
57°08′53″ с. ш. 65°14′39″ в. д. / 57.1481600° с. ш. 65.244059° в. д. (O)(O) |
Погибшие |
33 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
VP-BYZ[4] |
Дата выпуска |
1992 год (20 лет) |
Пассажиры |
39 |
Экипаж |
4 |
Выживших |
10 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа ATR 72 под Тюменью — тяжёлое авиационное происшествие (авиакатастрофа) с пассажирским самолётом ATR-72 (бортовой номер VP-BYZ) авиакомпании «ЮТэйр», совершавшим рейс ЮТ-120 Тюмень-Сургут.
2 апреля 2012 года в 05:33 московского времени в 16 км западнее центра города Тюмень вблизи деревни Горьковка вскоре после взлёта из аэропорта «Рощино» самолёт столкнулся с поверхностью земли в 4 км от торца взлётно-посадочной полосы, разрушился и частично сгорел.
На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа: 31 человек погиб и 12 были госпитализированы. 11 апреля 2012 скончалась одна из пострадавших[5]. 19 апреля 2012 скончался ещё один пострадавший[6].
Самолёт ATR-72 с регистрационным номером VP-BYZ (Бермудские острова) был изготовлен франко-итальянской компанией ATR в 1992 году, первый полёт данного экземпляра был выполнен 20 октября 1992 года. До авиакомпании ЮТэйр воздушное судно эксплуатировалось рядом авикомпаний — TransAsia Airways (англ.)русск. (Тайвань), Finnair (Финляндия) и Aero Airlines (англ.)русск. (Эстония). На баланс UTair самолёт поступил в июле 2008 года. Общий налёт к моменту катастрофы составлял 33 тысячи лётных часов, при этом последняя форма технического обслуживания была проведена в Германии в 2010 году[7].
Самолёт выполнил взлёт с аэродрома Рощино с магнитным курсом 214 градусов. Фактическая погода на аэродроме в ближайший срок метеонаблюдения 05:30 московского времени: ветер 240 градусов 6, порывы 9 м/с, видимость 10 км, облачность значительная (6-9 баллов) 400 м кучево-дождевая, температура воздуха −1 °C, точка росы −1 °C, давление на уровне моря 1002 гПа, прогноз на ближайшие 2 часа был: временами ветер 260 — 15 м/с вид. 1500 м ливневой снег, метель обл. значительная 150 м. Дополнительная информация: давление на уровне аэродрома 742 мм рт. ст. / 989 гПа, ВПП 21, коэффициент сцепления 0.6.
Вскоре после взлёта воздушное судно исчезло с экранов радаров, экипаж перестал отвечать на запросы диспетчеров. Горящие обломки самолёта были обнаружены экипажем самолёта, вылетевшего сразу после взлёта рейса UT-120, вблизи деревни Горьковка; место катастрофы расположено на расстоянии около 4 км от торца взлётно-посадочной полосы.
В катастрофе погибли 27 пассажиров, оба пилота — командир экипажа Сергей Анцин (возраст 27 лет) и второй пилот Никита Чехлов (возраст 23 года), две бортпроводницы — Мария Бердникова и Любовь Болдырева.
В связи с трагическими событиями в Тюмени была отменена назначенная на 2 апреля 2012 года церемония вручения ежегодной национальной премии Крылья России, присуждаемой лучшим авиакомпаниям страны[8].
В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах с 4 по 6 апреля объявлен траур[9][10][11].
Официальное расследование катастрофы проводилось совместно Следственным комитетом РФ и МАК.
В ходе расследования были изучены образцы топлива, проведены консультации с производителем самолёта, созданы математические модели последнего полёта самолёта и совершены полёты на тренажёрах с целью моделирования полёта в условиях обледенения. В июле 2013 года опубликовано итоговое заключение о причинах катастрофы[12]
Заключение
Непосредственной причиной катастрофы самолёта явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолёта снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолёта и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолёта на режим сваливания.
КВС - Сергей Анцин
2П - Никита Чехлов
Время | Лицо | Цитата | Комментарии |
---|---|---|---|
07:33:52.27 | КВС | Autopilot on. | Включение автопилота |
07:33:54.15 | 2П | Autopilot on. | |
07:33:59.29 | КВС | White bug, flaps up | Уборка закрылков |
07:34:07.28 | 2П | У...ух ты! | |
07:34:08.22 | КВС | Это что такое?! | |
07:34:09.15 | 2П | Что за тряска?! | |
07:34:11.11 | КВС | Autopilot disengage. | Отключение автопилота |
07:34:12 | Don't sink | Не снижаться | |
07:34:16.28 | 2П | Тихо, что такое? | |
07:34:18.23 | КВС | Доложи ему. | |
07:34:20.28 | Don't sink | ||
07:34:22.13 | 2П | Что доложить-то, (мат)? Что за отказ-то? | |
07:34:25.05 | КВС | Да не понял я. | |
07:34:30.14 | 2П | (Мат) | |
07:34:32.02 | КВС | ЮТР, 120-й, падаем! |
|
Катастрофа ATR 72 под Тюменью.