Катастрофа ATR 72 под Тюменью

17-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 120 UTair

Разбившийся ATR-72 в октябре 2009 г. (бортовой номер VP-BYZ)
Общие сведения
Дата

2 апреля 2012 года

Время

07:33 местного времени, 01:33 UTC

Характер

Крушение после взлета

Причина

Обледенение, ошибка экипажа [1][2]

Место

вблизи деревни Горьковка в окрестностях г. Тюмень

Координаты

57°08′53″ с. ш. 65°14′39″ в. д. / 57.1481600° с. ш. 65.244059° в. д. / 57.1481600; 65.244059 (O)(O)

Погибшие

33

Воздушное судно
Модель

ATR-72-201[3]

Авиакомпания

ЮТэйр

Пункт вылета

Рощино, Тюмень

Пункт назначения

Сургут

Бортовой номер

VP-BYZ[4]

Дата выпуска

1992 год (20 лет)

Пассажиры

39

Экипаж

4

Выживших

10

 Изображения на Викискладе

Катастрофа ATR 72 под Тюменью — тяжёлое авиационное происшествие (авиакатастрофа) с пассажирским самолётом ATR-72 (бортовой номер VP-BYZ) авиакомпании «ЮТэйр», совершавшим рейс ЮТ-120 Тюмень-Сургут.

2 апреля 2012 года в 05:33 московского времени в 16 км западнее центра города Тюмень вблизи деревни Горьковка вскоре после взлёта из аэропорта «Рощино» самолёт столкнулся с поверхностью земли в 4 км от торца взлётно-посадочной полосы, разрушился и частично сгорел.

На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа: 31 человек погиб и 12 были госпитализированы. 11 апреля 2012 скончалась одна из пострадавших[5]. 19 апреля 2012 скончался ещё один пострадавший[6].

Данные о самолёте

Самолёт ATR-72 с регистрационным номером VP-BYZ (Бермудские острова) был изготовлен франко-итальянской компанией ATR в 1992 году, первый полёт данного экземпляра был выполнен 20 октября 1992 года. До авиакомпании ЮТэйр воздушное судно эксплуатировалось рядом авикомпаний — TransAsia Airways (англ.)русск. (Тайвань), Finnair (Финляндия) и Aero Airlines (англ.)русск. (Эстония). На баланс UTair самолёт поступил в июле 2008 года. Общий налёт к моменту катастрофы составлял 33 тысячи лётных часов, при этом последняя форма технического обслуживания была проведена в Германии в 2010 году[7].

Обстоятельства катастрофы

Самолёт выполнил взлёт с аэродрома Рощино с магнитным курсом 214 градусов. Фактическая погода на аэродроме в ближайший срок метеонаблюдения 05:30 московского времени: ветер 240 градусов 6, порывы 9 м/с, видимость 10 км, облачность значительная (6-9 баллов) 400 м кучево-дождевая, температура воздуха −1 °C, точка росы −1 °C, давление на уровне моря 1002 гПа, прогноз на ближайшие 2 часа был: временами ветер 260 — 15 м/с вид. 1500 м ливневой снег, метель обл. значительная 150 м. Дополнительная информация: давление на уровне аэродрома 742 мм рт. ст. / 989 гПа, ВПП 21, коэффициент сцепления 0.6.

Вскоре после взлёта воздушное судно исчезло с экранов радаров, экипаж перестал отвечать на запросы диспетчеров. Горящие обломки самолёта были обнаружены экипажем самолёта, вылетевшего сразу после взлёта рейса UT-120, вблизи деревни Горьковка; место катастрофы расположено на расстоянии около 4 км от торца взлётно-посадочной полосы.

В катастрофе погибли 27 пассажиров, оба пилота — командир экипажа Сергей Анцин (возраст 27 лет) и второй пилот Никита Чехлов (возраст 23 года), две бортпроводницы — Мария Бердникова и Любовь Болдырева.

Реакция

В связи с трагическими событиями в Тюмени была отменена назначенная на 2 апреля 2012 года церемония вручения ежегодной национальной премии Крылья России, присуждаемой лучшим авиакомпаниям страны[8].

В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах с 4 по 6 апреля объявлен траур[9][10][11].

Расследование причин катастрофы

Официальное расследование катастрофы проводилось совместно Следственным комитетом РФ и МАК.

В ходе расследования были изучены образцы топлива, проведены консультации с производителем самолёта, созданы математические модели последнего полёта самолёта и совершены полёты на тренажёрах с целью моделирования полёта в условиях обледенения. В июле 2013 года опубликовано итоговое заключение о причинах катастрофы[12]

Заключение


Непосредственной причиной катастрофы самолёта явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолёта снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолёта и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолёта на режим сваливания.

Запись переговоров

КВС - Сергей Анцин

2П - Никита Чехлов

Время Лицо Цитата Комментарии
07:33:52.27 КВС Autopilot on. Включение автопилота
07:33:54.15 Autopilot on.
07:33:59.29 КВС White bug, flaps up Уборка закрылков
07:34:07.28 У...ух ты!
07:34:08.22 КВС Это что такое?!
07:34:09.15 Что за тряска?!
07:34:11.11 КВС Autopilot disengage. Отключение автопилота
07:34:12 Don't sink Не снижаться
07:34:16.28 Тихо, что такое?
07:34:18.23 КВС Доложи ему.
07:34:20.28 Don't sink
07:34:22.13 Что доложить-то, (мат)? Что за отказ-то?
07:34:25.05 КВС Да не понял я.
07:34:30.14 (Мат)
07:34:32.02 КВС ЮТР, 120-й, падаем!

Память

  • В апреле 2013 года памятный мемориал высотой 1,7 метра установлен на месте катастрофы самолёта ATR-72[13]

См. также

Примечания

  1. 02.04.2012 - UTair - ATR-72 (VP-BYZ)
  2. Катастрофа ATR-72 а/к ЮТэйр близ а/п Тюмень (Рощино)
  3. Airfleets.net
  4. ATR-72 заводской номер 332 — карточка борта
  5. Скончалась одна из пострадавших в авиакатастрофе под Тюменью
  6. До 33 возросло число жертв авиакатастрофы под Тюменью
  7. Следствие рассматривает техническую неисправность приоритетной версией крушения ATR-72 под Тюменью
  8. Церемония вручения премии «Крылья России» отменяется.
  9. Траур по погибшим в Тюмени объявлен с 4 по 6 апреля — Известия
  10. В Тюменской области объявлен трехдневный траур :: Общество :: Top.rbc.ru
  11. Ханты-Мансийский автономный округ скорбит по погибшим в авиакатастрофе под Тюменью
  12. ATR-72
  13. В Тюмени установлен памятник погибшим в авиакатастрофе ATR-72. Год со дня трагедии

Ссылки

Катастрофа ATR 72 под Тюменью.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47