Авария MD-81 в Готтрёре

26-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 751 Scandinavian Airlines

MD-81 Dana Viking в аэропорту Дюссельдорфа 1 июня 1991 года, за полгода до катастрофы
Общие сведения
Дата

27 декабря 1991 года

Время

8:48 (UTC+1)

Характер

Аварийная посадка

Причина

помпаж в результате попадания льда, повлёкший разрушение двигателей

Место

Готтрёра[sv] (Валентуна[sv], Швеция)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно
Модель

MD-81 (DC-9-81)

Имя самолёта

Dana Viking

Авиакомпания

SAS

Пункт вылета

Стокгольм-Арланда (Марста[en], Швеция)

Остановки в пути

Каструп (Копенгаген, Дания)

Пункт назначения

Варшавский аэропорт (Варшава, Польша)

Рейс

SK 751

Бортовой номер

OY-KHO

Дата выпуска

март 1991 года

Пассажиры

122

Экипаж

7

Раненые

92

Выживших

129 (все)

Авария рейса 751 Scandinavian Airlines, также известная как Готтрёрская авария (швед. Gottröraolyckan) или Крушение в Готтрёре (швед. Gottrörakraschen), произошла 27 декабря 1991 года. У вылетевшего из шведского аэропорта Стокгольм-Арланда авиалайнера MD-81 Dana Viking авиакомпании SAS всего через полторы минуты прекратили работать оба двигателя, в результате чего экипаж был вынужден совершить аварийную посадку на опушку леса близ деревни Готтрёра[sv] в провинции Уппланд. При приземлении самолёт разбился, разломившись на три части, но никто из находившихся на его борту 129 человек при этом не погиб. В прессе данная авария также получила освещение под названием Чудо в Готтрёре (швед. Miraklet i Gottröra).

Содержание

Авария

Утром 27 декабря Dana Viking должен был выполнять рейс SK 751 Стокгольм — Копенгаген — Варшава. На его борту находились 7 членов экипажа, во главе с 44-летним капитаном Стефаном Расмуссеном (дат. Stefan G. Rasmussen), датчанином по национальности, который находился в кабине вместе с 34-летним вторым пилотом Ульфом Седермарком (швед. Ulf Cedermark), шведом по национальности. В салоне находились также 122 пассажира, при этом Расмуссен намеренно по привычке оставил дверь из кабины в салон открытой. По просьбе капитана самолёт перед вылетом был обработан противообледенительной жидкостью. После этого Стефан Расмуссен осмотрел поверхности и попросил повторить процедуру, что и было выполнено в 8:30. В общей сложности при обработке самолёта было использовано 850 литров раствора[1].

В 8:47 MD-81, выполнявший рейс 751, взлетел с ВПП 08 аэропорта. Однако всего через 25 секунд после взлёта, когда самолёт находился на высоте около 350 м, все почувствовали сильные вибрации и толчки и услышали доносившиеся со стороны двигателя № 2 (правый) хлопки[1]. Поняв, что произошёл помпаж, Расмуссен уменьшил тягу данного двигателя. На 76-й секунде, когда лайнер находился на высоте около 900 м, остановился правый двигатель, а через несколько секунд и левый. Пилоты связались со стокгольмским аэропортом и доложили о происшествии на борту, после чего радиосвязь отключилась из-за нехватки электропитания. При попытке вновь запустить левый двигатель тот загорелся, поэтому на 91-й секунде была активирована система пожаротушения[1]. Известный гандболист Томас Свенссон из сборной Швеции летел одним из пассажиров данного рейса.

Я снял наушники. И понял, что скоро я умру.

В салоне в это время находился Пер Холмберг (швед. Per Holmberg) — 46-летний пилот авиакомпании SAS, летевший в качестве пассажира. Увидев через открытую дверь, что у его коллег возникли проблемы, Холмберг прибежал в кабину и предложил свою помощь. По указанию капитана он включил вспомогательную силовую установку, чтобы подать питание на вспомогательное оборудование, а при прохождении высоты 420 метров помог выпустить закрылки. На высоте около 350 м закрылки были полностью выпущены. Поначалу пилоты рассчитывали вернуться обратно в Стокгольм, но, поняв, что для манёвра не хватит высоты, стали искать подходящее место для аварийной посадки. Расмуссен принял решение садиться на опушку леса. В 8:51:10 на скорости около 220 км/ч самолёт, срезав верхушки деревьев, совершил аварийную посадку. Фюзеляж разломился на 3 части, из баков начало вытекать топливо, однако пожара не возникло[1].

Последствия аварии

Пострадавшие

В результате падения самолёта 25 человек получили ранения, а общее число раненых составило 92 человека. Пилоты Расмуссен и Холмберг потеряли сознание, Холмберг получил перелом ключицы. Некоторые пассажиры простудились, поскольку перед полётом сняли верхнюю одежду. Никто из находившихся в самолёте 129 человек не погиб.

Расследование

Почти через два года после аварии, 20 октября 1993 года Шведский совет по расследованию авиационных происшествий[sv] опубликовал доклад SHK C1993:57, в котором был указан вывод: Виновником аварии является SAS - компания авиаперевозчик (англ. The accident was caused by SAS)[1]. Комиссией было установлено, что в двигателях действительно начался помпаж, причиной которого стало попадание большого количества льда с обледеневших крыльев. Наземные службы не смогли определить наличие льда на крыльях из-за его высокой прозрачности.[1] У техников авиакомпании не было лестниц для осмотра крыла сверху. Самолёты такой модели имеют предрасположенность к образованию льда, в связи с чем компания McDonnell Douglas в 1985 году разослала операторам самолётов инструкцию об этом. Также 14 октября 1986 года она разослала операторам инструкцию о методике борьбы с прозрачным льдом, применявшуюся компанией Finnair. Однако SAS не приняла соответствующих мер[3].

Ещё одним значительным фактором аварии была признана система англ. Automatic Thrust Restoration (ATR), призванная исправлять ошибки американских пилотов, снижающих тягу двигателей при взлёте над жилыми кварталами. В некоторых случаях тяга снижалась настолько, что это приводило к сваливанию. Система была внедрена на самолётах компании McDonnell Douglas незадолго до аварии, и компания SAS не была уведомлена о её наличии.[1]. На 39-й секунде, когда пилот в ответ на помпаж снизил тягу двигателей, эта система снова восстановила её, о чём пилоты не знали.

Аэродромные службы не смогли очистить поверхность крыльев от прозрачного льда, так как не смогли его разглядеть. После взлёта большое количество льда попало в двигатели, где он повредил лопатки первой ступени компрессора. Падение давления в первой ступени привело к помпажу. Правильные действия экипажа, снизившего тягу двигателей, были отменены автоматической системой. В результате произошло разрушение, а потом и пожар двигателей[3].

Комиссия пришла к выводу, что пилоты действовали строго в соответствии с действующими инструкциями и поэтому невиновны. Действия пришедшего в кабину Холмберга были признаны нарушением, однако был сделан вывод о том, что он оказал положительное влияние на развитие ситуации[3].

Последствия

Пресса называла Стефана Расмуссена героем, так как он спас 129 человек, но для него самого данное происшествие стало серьёзным психологическим ударом, из-за чего карьеру пилота ему пришлось оставить. Позже королева Дании Маргрете II наградила его рыцарским орденом Данеброг. Также ему был вручён ряд других наград, включая IFALPA Polaris Award и IAPA Outstanding Service Award. С 1994 по 1996 годы Стефан Расмуссен являлся депутатом фолькетинга.

В 1993 году король Швеции Карл XVI Густав наградил королевской медалью[sv] Пера Холмберга. Холмберг после выздоровления поначалу продолжил летать на самолётах MD-80, но в январе 1995 года уволился из авиации, после 33 лет стажа и в общей сложности 12 447 летных часов. Ульф Седермарк продолжил работать в SAS, а в 1997 году дослужился до капитана. В настоящее время летает на самолётах A320.

В популярной культуре

Авария была показана в канадском телесериале «Расследования авиакатастроф» в эпизоде «Коварный лёд» (3 эпизод 10 сезона).

См. также

Примечания

  1. ↑ ASN Aircraft accident McDonnell Douglas MD-81 OY-KHO Gottröra. Архивировано из первоисточника 25 января 2013. Проверено 21 января 2013.
  2. Jag insåg att jag skulle dö  (швед.). Aftonbladet (3 августа 2005). Архивировано из первоисточника 25 января 2013. Проверено 22 декабря 2012.
  3. 1 2 3 Итоговый отчёт

Ссылки

  • Расследования авиакатастроф — Коварный лед на YouTube
  • Итоговый отчёт (оригинал)  (швед.). Архивировано из первоисточника 25 января 2013. Проверено 22 декабря 2012.
    • Итоговый отчёт (на английском)  (англ.). Архивировано из первоисточника 25 января 2013. Проверено 22 декабря 2012.
  • Описание аварии  (англ.). Архивировано из первоисточника 25 января 2013. Проверено 22 декабря 2012.
    • Стенограмма рейса SAS 751 - 27 декабря 1991  (англ.). Архивировано из первоисточника 25 января 2013. Проверено 22 декабря 2012.

Авария MD-81 в Готтрёре.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47