24-08-2023
ЛМ-99 (71-134) — российский четырёхосный трамвайный вагон. ЛМ означает «Ленинградский Моторный». Первый прототип вагона ЛМ-99 был построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 1999 году (отсюда индекс 99 в названии вагона). Серийный выпуск начался 2000-ом году и завершился во второй половине 2008 года. В 2005 году был произведен рестайлинг вагона. Эта версия ЛМ-99 в быту очень часто называется «пчёлка», из-за первоначально предложенной конструкторами жёлто-чёрной схемы окраски[1], более ранние версии ЛМ-99 по аналогичным причинам получили прозвище «кузнечик» (зелёный окрас). Трамваи ЛМ-99 работают в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Кемерово, Коломне, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Осинниках, Салавате, Смоленске, Таганроге, Твери, Усть-Каменогорске, Хабаровске.
Также была отменена планируемая продажа вагонов в Одессу. Украинская сторона, желая проверить качество вагонов, попросила предоставить вагон для предварительных испытаний. ПТМЗ вагон не предоставил, предпочтя вообще отказаться от дальнейшего участия в тендере[2].
Содержание |
В декабре 1999 года на Петербургском трамвайно-механическом заводе был построен первый прототип модели ЛМ-99 с тиристорно-импульсной системой управления. Выпускавшиеся в то время на заводе ЛМ-93 и ЛВС-97 ранних модификаций морально устарели. На ЛМ-99 установили новое оборудование, двери, сидения, кабину а также колёса, с диаметром 710 мм. В серию вагон с ТИСУ не пошёл. Единственный экземпляр эксплуатируется в трамвайном парке № 3 Санкт-Петербурга.
Страна | Город | Эксплуатирующая организация | Количество |
Россия | Санкт-Петербург | СПб ГУП «Горэлектротранс» | 1 единица |
В 2000 началось серийное производство ЛМ-99 с резисторно-контакторной системой управления. Возврат к привычному электрооборудованию обусловлен сразу несколькими причинами: затянувшаяся доработка ТИСУ, отсутствие потенциальных заказчиков на вагоны с новой системой управления и муниципальный заказ Санкт-Петербурга на поставку четырёхосных вагонов с РКСУ. На вагонах было применено электрооборудование от ЛМ-93 с небольшими изменениями. Модификация получила обозначение 71-134К.
Наибольшие изменения произошли в механической и пневматической частях. ЛМ-99К, как и опытный ЛМ-99, оснастили новыми тележками типа 34Т00 с двухступенчатым рессорным подвешиванием и модернизированной пневматической системой. Из состава пневмосистемы исключили тормозной кран, тем самым исключили возможность непосредственного управления тормозами вагона. В цепи управления вагона введены цепи управления тормозными электропневматическими вентилями, воздухораспределителями дверей и вентилями песочниц. Важной особенностью ЛМ-99 стала возможность отдельного открывания каждой двери из кабины водителя.
Первый вагон весной 2000 года был передан в Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк г. Санкт-Петербурга. Всего в течение 2000-го года было построено 9 таких вагонов, которые распределили между Санкт-Петербургом, Казанью и Осинниками. В 2001 увеличились темпы производства, вагоны стали поступать в другие города. В июне 2001 года вместо пневматических стеклоочистителей на вагоны начали устанавливать стеклоочистители с электроприводом. По заказу Коломны в салонах стали устанавливать сидения по схеме 2+1. На вагоне зав. № 021 были установлены модифицированные тележки с диагональной тягой для увеличения жесткости рамы тележки, которая ухудшила доступ к тормозным колодкам. В связи с большим количеством случаев излома моторных балок в Коломне на всех вагонах тележки были заменены на тип 11Т00, а с 2002 года на заводе отказались от применения тележек 34Т00. На вагонах с зав. № 038 вместо алюминиевого молдинга по верху юбки применили резинометаллический.
В сентябре 2002 года был построен вагон (зав. № 055) без пневматического оборудования, получивший тип 71-134КЭ. На этом вагоне в качестве привода механических колодочных тормозов применены соленойды производства УКВЗ, кроме того смонтирован электропривод дверей и песочниц. Для испытаний вагон поступил в Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк г. Санкт-Петербурга. С этого же вагона на ЛМ-99К стали устанавливать измененные лобовые маски с вклеенными стеклами. Вагоны с зав. № 055, 060—063 построены с дверями по типу вагона ЛМ-2000. На вагонах с зав. № 087 вместо штатного четырёхрычажного пантографа стали устанавливать токоприемник ТПБ 00.00.
На вагоне зав. № 083 нижний обвязочный пояс кузова выполнили в плоскости борта с усиленным каркасом и трапециевидными вырезами под тележки. Серийно такой кузов стали выполнять с вагона зав. № 099. В августе 2003 года были построены вагоны 71-134КЭ зав. № 082, 083 с измененным расположением дверей. Первая дверь была выполнена двухстворчатой при этом одна её половина выходила в кабину водителя, другая в пассажирский салон. Задняя дверь напротив — стала одностворчатой. На задней площадке разместили три сидения. В 2003—2004 годах было построено ещё 6 таких же вагонов (зав. № 096, 097, 102, 103, 105 и 106). Вагоны зав. № 096 и 097 получили пневматическую систему, которая использовалась лишь для управления дверями и песочницами. Эти два вагона поступили в Новосибирск. Остальные 6 вагонов 71-134КЭ, долгое время простояв на заводе, были перестроены в 71-134К и проданы в Санкт-Петербург в конце 2004 года.
Серийное производство 71-134К ввиду отсутствия заказчиков было свернуто в конце 2004 года, в то время уже массово строили вагоны ЛМ-99А с асинхронным тяговым приводом. Лишь в 2007 году было изготовлено три вагона, по одному для Хабаровска и Осинников. Вагон с зав. № 176 не был реализован. Позднее ЛМ-99К не строили. За 8 лет производства был построен 121 вагон серии ЛМ-99К.
Страна | Город | Эксплуатирующая организация | Количество |
Россия | Казань | МУП «Метроэлектротранс» | 12 единиц (ещё 3 вагона списано) |
Россия | Коломна | ГУП МО «Мособлэлектротранс» | 14 единиц |
Россия | Комсомольск-на-Амуре | Комсомольское ТУ | 2 единицы |
Россия | Новосибирск | МКП «ГЭТ» | 3 единицы |
Россия | Осинники | Осинниковское ТУ | 3 единицы |
Россия | Салават | МУП «Трамвайное управление» | 1 единица |
Россия | Санкт-Петербург | СПб ГУП «Горэлектротранс» | 78 единиц |
Россия | Смоленск | Смоленское ТУ | 2 единицы |
Россия | Хабаровск | МП «Трамвайно-троллейбусное управление» | 1 единица |
Казахстан | Усть-Каменогорск | Трамвайное управление | 1 единица |
По заказу ПТМЗ, в 2005 году вагоны серии ЛМ-99 были модернизированы. Изменения коснулись не только внешней отделки (новые передняя и задние маски, интерьер кабины и салона, верхние кожуха по бортам кузова и нижний пояс с люками, закрывающими тележки), но и внесения существенных конструктивных изменений в раму кузова. Спереди и сзади рама претерпела изменения под установку масок нового образца, включая и переделку рамы для низкопольной задней площадки. А дверные порталы (рама и ступени) полностью перестроены под новые дверные механизмы, обеспечивающие работу дверей, не утопленных в дверном проёме, как на предыдущих модификациях ЛМ-99, а находящихся в закрытом положении заподлицо с кузовом вагона. Эти стилистические решения позволили создать модернизированый кузов модели ЛМ-99 полностью оригинальным, не имеющим прямых аналогов, современным и с отличным обзором из кабины, обеспечивающим удобство движения трамвая в плотном городском потока транспорта. Первоначально был утверждён вариант окраски жёлтого цвета, из-за чего на свет появилось народное название этих трамваев "Пчёлка". Проект дизайна полностью осуществлён фирмой "Автокомпозит" (Санкт-Петербург). Автор дизайна ЛМ-99 в модернизированном кузове (экстерьер и интерьер) - Санкт-Петербургский промдизайнер Денис Висельский (его работы так же: метро Точка-8 для Казани, метро Точка-2 для Санкт-Петербурга, дизайн окраски трамваев серии "Пионер" ЛВС-2005).
Страна | Город | Эксплуатирующая организация | Количество |
Россия | Санкт-Петербург | СПб ГУП «Горэлектротранс» | 33 единицы |
Вагоны аналогичны трамваям модели ЛМ-99АВ, но имеют низкую заднюю площадку
Страна | Город | Эксплуатирующая организация | Количество |
Россия | Осинники | Осинниковское ТУ | 1 единица |
Россия | Санкт-Петербург | СПб ГУП «Горэлектротранс» | 79 единиц |
Россия | Хабаровск | МП «Трамвайно-троллейбусное управление» | 10 единиц |
Вагоны по электрооборудованию идентичны с вагонами модели ЛМ-99АВ, но отличаются отсутствием пневмосистемы. Модель была разработана по заказу Москвы. Всего выпущено 66 вагонов, из них: 46 в старом кузове (2002-2006) 20 в новом кузове (2007)
Страна | Город | Эксплуатирующая организация | Количество | Номера | Кузов |
Россия | Москва | ГУП "Мосгортранс" | 45 единиц (1 вагон списан после ДТП) | 3002-3003,3005-3045,3047-3048 | Старый |
Россия | Казань | МУП "Метроэлектротранс" | 20 единиц | 1100-1109,1200-1209 | Новый |
Модель по электрическому оборудованию аналогична модели ЛМ-99АЭ, но вагоны этой модификации имеют низкую заднюю площадку с пандусом для инвалидов
Страна | Город | Эксплуатирующая организация | Количество |
Россия | Кемерово | Трамвайное управление | 6 единиц |
Россия | Таганрог | Таганрогское ТУ | 6 единиц |
Россия | Тверь | МУП "ГЭТ" | 2 единицы |
ЛМ-99 является ширококолейным (1524 мм или 60 дюймов) высокопольным (в некоторых модификациях — с переменным уровнем пола) цельнометаллическим односторонним четырёхосным трамваем. Его стальной корпус смонтирован на несущей стальной раме, оснащенной двумя двухосными тележками мостового типа с одинарным (или двойным, в зависимости от модификации) подвешиванием колёсных пар. Передняя панель стеклопластиковая. Корпус имеет четыре поворотно-сдвижных двери (одну одностворчатую (только в кабину водителя) или двустворчатую (одна створка в кабину, другая — в салон) в носовой оконечности, две двустворчатые в середине и одна одностворчатая (в плоскости борта) или двустворчатая (на свесе) в корме) с пневмо- или электроприводом. Торможение электродинамическое, тяговым двигателем. Для дотормаживания используется барабанно-колодочный тормоз с пневмо-или электроприводом. Присутствуют и магниторельсовые тормоза. ЛМ-99 оснащён четырьмя тяговыми электродвигателями и может развить скорость в 75 км/ч. Система управления током через тяговые двигатели косвенная, реостатно-контакторная или транзисторная. В базовой комплектации вагон имеет 19 посадочных мест и способен перевозить 207 пассажиров с полной нагрузкой. Размеры ЛМ-99 составляют: 15000 мм общая длина, 2550 мм ширина и 3080 мм высота; общая масса без пассажиров 20 тонн. Вагон с реостатной системой управления способен работать по СМЕ, асинхронные версии такой возможности не имеют.
ЛМ-99К 2003 года выпуска
ЛМ-99АВ
Трамвай ЛМ-99АВ с модернизированным кузовом в Санкт-Петербурге
Трамвай ЛМ-99АВН с модернизированным кузовом в Санкт-Петербурге
|
|
---|---|
Серийные | ЛМ-33 (МА) • ЛП-33 (ПА) • ЛМ-47 • ЛП-47 • ЛМ-49 • ЛП-49 • ЛМ-57 • ЛМ-68 • ЛМ-68М (71-881) • ЛВС-86 (71-86) • ЛМ-93 (71-114) • ЛВС-97 (71-147) • ЛМ-99 (71-134) • ЛВС-2005 (71-152) • ЛМ-2008 (71-153) • ЛВС-2009 (71-154) |
Экспериментальные | ЛМ-36 (МЧ) • ЛП-36 (ПЧ) • ЛВС-66 • ЛМ-67 • ЛВС-80 • ЛП-83 • ЛВС-89 (71-89) • ЛВС-93 (71-139) • ЛМ-2000 (71-135) |
Служебные и грузовые | ГМу • ГМ-63 • ЛС-3 • РШЛ • ЛМ-68М Учебный • РШМ • РС-78 • 71-88Г • ЛВСГ-90 (71-90) |
ЛМ-99.