23-10-2023
Альфонс Ильич Липец | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
н.д |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известен как: |
автор проекта тепловоза непосредственного действия |
Альфонс Ильич Липец (27 ноября 1881 — ?) российский инженер-механик, специалист в областях паровозостроения и паровозного хозяйства.
Содержание |
Родился в городе Лодзи (ныне территория Польши). После окончания Варшавского политехнического института начал работать помощником машиниста паровоза на Московско-Киево-Воронежскую железной дороге, где вскоре был повышен до машиниста, а затем и до инженера. Помимо этого, читал лекции в Киевском политехническом институте. В 1909 году Липец становиться начальником отдела службы тяги Ташкентской железной дороги. С 1905 по 1913 годы Липец вместе с профессором Ю. В. Ломоносовым, который был его учителем, разработал проект тепловоза непосредственного действия, то есть с передачей энергии от дизеля на движущие колёса аналогично паровозам. Для этого тепловоза Альфонсом Ильичом была разработана специальная пневматическая фрикционная муфта, из-за чего негласно стал автором всего проекта. Из-за начавшейся вскоре войны, проект не был завершён до конца, но многие изложенные в нём идеи позже были реализованы на многих первых тепловозах. Вместе с Ломоносовым Альфонс Липец вошёл в состав Русской железнодорожной миссии с США и участвовал в разработке проектов будущих паровозов серии Е. В 1916 году внёс значительное изменение в конструкционный проект данных локомотивов (вместо плоских топок применил радиальные), в связи с чем изменённые паровозы, по указанию Ломоносова, получили индекс Л (ЕЛ) в честь Липеца. В 1922 году Альфонс вместе с Ломоносовым вошёл в группу, занимающуюся постройкой в Германии первых советских тепловозов. После их завершения, Альфонс Ильич Липец не стал возвращаться в уже Советскую Россию и остался в эмиграции.
Липец, Альфонс Ильич.