22-10-2023
Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только первых двух или трёх Вселенских соборов[1][2][3][4][5]. Термины «ориентальные православные церкви» и «древние православные церкви» используются для обозначения шести восточных церквей, не признающих Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы, в связи с чем в научной и богословской литературе также называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями[6][7][8][9][10].
Диофизитская Ассирийская Церковь Востока, признающая только два первых Вселенских собора и не состоящая в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии, также относится к группе древних восточных церквей[1][2][11].
К Древним восточным церквям относятся:
И ориентальные православные:
Помимо обрядовых различий, по сравнению с Православной и Католической церквями, ориентальные церкви отличаются своей христологией, берущей начало в богословии Александрийской школы и, в частности, в учении святого Кирилла Александрийского, «12 анафематизмов» которого были приняты на Третьем Вселенском соборе. Ориентальные православные церкви сохраняют христологическую формулу святого Кирилла «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη», поэтому их христологию называют миафизитской.
В халкидонских церквях с древности существует устойчивая традиция именовать Древневосточные православные церкви «монофизитскими» и приписывать им исповедание Иисуса Христа только Богом, но не человеком. Поскольку же такое мнение о христологии Древневосточных православных церквей не соответствует действительности, а именование миафизитов «монофизитами» стало в халкидонизме традиционным, то некоторыми римо-католическими и греко-православными авторами используется выражение «номинальные монофизиты»[12]. Сами же ориентальные православные церкви анафематствуют монофизитство, как и его создателя Евтихия, и согласно их пониманию, остаются верными дохалкидонскому православию Единой Церкви.
В 1964 году в городе Орхус (Дания) начался диалог между богословами православных церквей и ориентальных православных церквей. Стороны пришли к следующим выводам[7]:
Диалог продолжался, по меньшей мере, до 1994 года.[14]
Богословы В. М. Лурье и А. В. Кураев в своём открытом письме председателю богословской комиссии Русской православной Церкви МП по поводу возможной Унии диофизитских халкидонитских церквей византийской традиции с дохалкидонскими миафизитскими церквями[7] утверждали, что с точки зрения Византийского православия, «монофизитство» терминологически допустимо в православном дискурсе, но «монофизитство» в том виде, как его понимают исторические дохалкидонские церкви, не соответствует православному вероучению, и является по сути формой монофизитской ереси.[14]
Ассирийская церковь Востока (или просто «Церковь Востока»), единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только Халкидонский собор, но и Третий Вселенский собор. Ассирийская церковь не имеет евхаристического общения ни с одной другой Ориентальной православной церковью, и поэтому считается отдельно стоящей в числе других восточно-христианских церквей. Несмотря на это, в научных работах, Ассирийская церковь Востока причисляется к древним восточным церквям[11].
Ассирийская церковь Востока своим богословием являет крайнюю противоположность дохалкидонским Ориентальным православным Церквям. Учение Ассирийской церкви Востока строится на христологии Антиохийской богословской школы, сторонником которой был Константинопольский патриарх Несторий, поэтому Ассирийская церковь Востока считается исповедующей «несторианство»[15].
Иногда причисляемая к Древним восточным церквям Маронитская церковь в настоящее время исповедует католическую догматику и является одной из Восточнокатолических церквей. В отличие от большинства других Восточнокатолических церквей она образовалась не в результате заключения унии с Римско-католической церковью части какой-либо Древней восточной церкви, а в результате принятия католической догматики всей церковью.
Изображение основных ветвей христианства.[1][2] Не все христианские течения показаны.
Ориентальные (нехалкидонские) церкви | |
---|---|
|
Армянская • Коптская (Александрийская) • Маланкарская (Индийская) • Сиро-Яковитская (Антиохийская) • Эритрейская • Эфиопская |
|
Армянская: Киликийская • Константинопольская • Иерусалимская Коптская: Британская • Французская Маланкарская: Гоанская Сиро-Яковитская: Маланкарская сирийская |
Нехалкидонские церкви.