Открытые сердца

05-06-2023

Перейти к: навигация , поиск


Евангельские христиане-баптисты

Баптизм является одной из крупнейших протестантских конфессий. Название баптисты восходит к греческому глаголу «βαπτίζω - баптизо» (погружать, крестить погружением). Такое наименование связано с тем, что баптисты придерживаются, основанной на Библии практики крещения взрослых людей по вере в Господа Иисуса Христа, искупившего человечество от грехов через смерть на кресте.

Баптисты являются духовными преемниками христиан, посвятивших свою жизнь Спасителю Иисусу Христу и стремящиеся хранить верность Слову Божию, с первых веков христианства. Сегодня, в ХХI веке, баптисты остаются растущим и повсеместно распространяющим Благую Весть христианским движением.

История Евангельских христиан-баптистов в Крыму

Считается, что толчком к появлению Евангельских Христиан-баптистов в Крыму послужило присоединение Крыма к России в 1783 г. Тогда императрица Екатерина II, повелела заселить пустующий край, крестьянами из южных районов Украины, входящих в состав Российской империи. Эти переселенцы приносили с собой и евангельскую веру, которая уже тогда существовала в тех районах, откуда они были переселены. С этого времени, в Крыму стали активно возникать общины евангельских христиан-баптистов. В мае 1882 г. представители всего южнорусского баптизма съехались на совместную конференцию в колонию Рюкенау, где был создан Комитет для ведения миссии и жизнедеятельности общин евангельских христиан-баптистов Таврической губернии. Этот комитет стал первой организацией объединявшей всех баптистов из Крыма и южных регионов нынешней Украины. В 1884 г. состоялся первый съезд русских баптистов в селе Нововасилевка Таврической губернии, провозгласивший создание Союза русских баптистов Южной России и Кавказа, который просуществовал до 1935 года.

Евангельско-баптистское движение в Крыму росло, все больше привлекая людей ищущих духовного возрождения. Общины возникали в разных городах и посёлках полуострова. Считается, что 1888 год, является началом образования Севастопольской общины Евангельских христиан-баптистов. Впоследствии, Севастопольская община дала начало образованию еще двум общинам в Крыму: Симферопольской (1894 г.) и Ялтинской (1900 г.). Параллельно, также были образованы Евпаторийская (1895 г.) и Керчь-Феодосийская (1908 г.) общины.

История Евангельских христиан-баптистов в Севастополе

В Севастополе, Евангельско-баптистское движение берёт своё начало во второй половине 80-х годов XIX века. Первыми благовестниками (миссионерами) в Севастополе и его окрестностях, были отставные солдаты и матросы, выходцы из украинских селений юга Украины и Таврической губернии, где уже давно существовали общины евангельских христиан. Одним из таких служителей был Всеволод Матвеевич Яворский. В донесении «Святейшему Правительствующему Синоду» епископа Таврического и Симферопольского Мартиниана говорится о нём следующее: «В городе Севастополе в 1889 г. первым заявившим себя последователем баптизма, оказался состоящий в запасе флота, матрос 2-го Черноморского экипажа Всеволод Матвеевич Яворский. …Он был захвачен полициею в кузнечной мастерской, излагающим поучения из Евангелия в присутствии собравшихся вокруг него мастеровых» (ГА Севастополя, Ф. 118, оп. 1, д. — 2297). Также как и В. М. Яворский, после окончания срока службы на флоте, в Севастополе остался жить фельдфебель запаса Семен Трофимович Шпак, который тоже исповедовал евангельское учение и впоследствии стал пресвитером Севастопольской общины.

С 1894 г., в южной части города образовалась община евангельских христиан-баптистов. Верующие собирались в домах у С. Т. Шпака, И. М. Староверова, мещанина П. Е. Юдина. Также проходили встречи в квартире Н. П. Бакуна (на Большой Морской, 37) и у дворянки П. Г. Огневой, которая имела дом на Театральной площади. Проходили собрания и в доме М. А. Швиденко на ул. Про­дольной, 67 (ГААРК, Ф.27, оп. 1, д. — 10447). В числе первых проповедников церкви были, севастопольский мещанин Петр Емельянович Юдин, уверовавший в 1888 г., и Алексей Петрович Голубев, крестьянин Витебской губернии, услышавший евангельскую весть в Санкт- Петербурге, в доме графа Пашкова.

В 1898 г. Севастопольскую общину посещает известный немецкий проповедник, доктор философии Фридрих В. Бедекер (ГААРК, Ф. 118, оп. 1, д. — 2601). В 1900 г. известные служители евангельских христиан-баптистов России, Д. И. Мазаев и Ф. П. Балихин, прибыв в город, и рукоположили С. Т. Шпака на пресвитерское служение, а И. М. Староверова на дьяконское служение.

В 1908 г, Севастопольская община была зарегистрирована и получила название «По вере крещенных христиан евангельского исповедания», первым пресвитером которой был Шпак Семен Трофимович. С 1908 г. община стала проводить свои собрания в доме моряка И. М. Староверова (Привокзальная площадь). Дом был построен на земле, пожалованной ему Императором за заслуги перед Отечеством. Служения в этом доме проходили до 1930 г. (ГААРК, Ф.27, оп. 1, д. — 10407).

4 июня 1908 г. была зарегистрирована ещё одна община (по ул. Б. Морская, 37), которая получила название «Вторая Севастопольская община христиан евангельского исповедания», пресвитером которой был Никита Петрович Бакун. (ГААРК. Ф. 27, оп. 1, д. — 10447). В 1915 г. обе общины были закрыты на время военного положения и только после февральской революции в 1917 г. верующие получили право свободно собираться для проповеди и молитвы. После установления советской власти, в 1920 г. в Севастополе провели перерегистрацию всех религиозных обществ. В 1922 г. обе Севастопольские общины были зарегистрированы. Община «По вере крещенных христиан евангельского исповедания» (баптисты) зарегистрирована по адресу пер. Хуторской, д. 2 (дом Староверова), пресвитером этой общины стал Сидор Григорьевич Хромченко (ГА Севастополя, Ф. Р-79, оп. 1, д. — 110), а также, «Севастопольская община христиан евангельского испове­дания» (евангельские христиане) зарегистрирована по ул. Базарной, д. 2, председателем совета общины избрали Василия Васильевича Тихонова (ГА Севастополя, Ф. Р-420, оп. 1, д. — 96).

К 1936 году, в Севастополе существовали две зарегистрированные общины евангельских христиан-баптистов и несколько групп верующих, которые собирались по адресам: Татарская (Петрова) слободка (находится на Корабельной стороне), Рудольфова гора (с 1935 г. гора Матюшенко, находится в Ленинском районе в 1,8 км к юго-западу от вершины бухты Южной), гора Бомбары (расположена на Корабельной стороне между Доковой и Лабораторной балками. У северного склона высоты находилась слободка, где жили семьи отставных артиллеристов (бомбардиров)), Цыганская слободка (район Карантинной бухты), ул. Привокзальная, в Балаклаве (пресвитер А. Давидюк), в п. Бартеньевка (Северная сторона), в п. Кача. (ГА Севастополя, Ф. Р- 420, оп. 1, д. — 661)

В 1937 г. начались массовые репрессии. Действующий тогда пресвитер М. А. Швиденко был арестован и отправлен этапом в Симферополь, где умер в тюрьме на 78 году жизни, передав жене слова: «Течение совершил, веру сохранил, теперь готовится мне венец правды» (2Тим. 4: 7-8). Всех остальных ответ­ственных служителей выслали из Севастополя в Сибирь, многие из них оттуда уже не вернулись. На тот момент Церковь переживала сильные испытания, способных служителей практически не осталось. Вскоре после этого пришла война. Это было трудное время для всех, в том числе и для Церкви.

Вновь, Церковь в Севастополе начала оживать уже после Великой Отечественной войны. В 1945—1946 г. пресвитером Симферопольской Церкви, Г. П. Костюковым, на пресвитерское служение в Севастополе был рукоположен Т. Ф. Мукомелов . Он начал ходатайствовать об открытии молитвенного дома по ул. Чапаева, д. 26. Власти города были открыты к просьбе верующих и предоставили им возможность иметь свой Дом молитвы. Вначале, на собрания приходило очень мало людей, но постепенно их число увеличивалось и к 1948-49 годам их число насчитывало уже до 70 человек и возрастало с каждым годом.

В 50-х годах, Евангельские Христиане-баптисты в Севастополе вели очень активную жизнь; Собирались вместе, изучали Слово Божие, пели псалмы, учили детей заповедям Божьим, вместе отмечали христианские праздники, проводили водное крещение, организовали церковный хор. Церковь стала расти. В 1958 г. решением исполкома Севастопольского Совета депутатов трудящихся — 699 молит­венный дом был переведен по адресу ул. Ватутина, д. 19, а в 1964 г. община приобрела жилой дом по ул. Кокчетавского, 5. который был со временем перестроен под Дом молитвы, где и по сегодняшний день находится центральная Церковь Евангельских Христиан-баптистов в Севастополе.

В 1966 г., пресвитером церкви становится Степан Яковлевич Мамчуровский, который с верностью совершал это служение до 1991 г. В 1991 г. на пресвитерское служение были рукоположены два брата, Василиженко В. Г. и Медведев С. А. который и поныне совершает возложенное на него служение в Центральной Церкви. В 1994 г. в Севастополе поселилась семья служителя Митейко В. В.. Впоследствии он тоже приступил к пресвитерскому служению, а с 1998 г. выполнял обязанности регионального пастора.

Когда в страну пришло больше религиозной свободы, и появилась возможность открыто свидетельствовать о своих убеждениях, Севас­топольская Церковь Евангельских христиан-баптистов стала активно заниматься миссионерской деятельностью, открывая новые поместные церкви в городе и его окрестностях. В результате этого служения, в разных районах города Севастополя были открыты новые церкви и группы евангельских христиан-баптистов. Одной из таких Церквей, стала Церковь «Открытых Сердец». В 1996 году была образована, а 27 января 1997 года официально зарегистрирована, Церковь «Открытых Сердец» получившая название — Церковь (община) Евангельских христиан-баптистов, первым пресвитером которой был Василиженко Валентин Григорьевич.

В настоящее время в Севастополе действуют семь церквей евангельских христиан-баптистов и несколько групп:

  • Центральная Церковь (ул. Кокчетавского, 5),
  • Церковь «Открытых Сердец» (ул. Курганная, 1 Б,сайт Церкви),
  • Церковь «Преображение» (Ул. Павла Корчагина, 34),
  • Церковь «Святого преображения» в г. Балаклаве (ул. Шелковичная, 30),
  • Церковь в п. Голландия (ул. Курчатого, 20),
  • Церковь в пгт. Кача (ул Покрышкина, 1),
  • Церковь «Открытые небеса» в г. Инкермане (ул. Менжинского, 1 Б).

Сегодня, каждая Церковь Евангельских христиан-баптистов в Севастополе, стремится к тому чтобы воплотить в жизнь своих прихожан библейское учение и быть способной выполнить, предназначенное для неё Господом Иисусом Христом, Великое Поручение — «…итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Ев. Матфея 28:19-20).

Основы веры

Евангельские христиане-баптисты придерживаются основных положений христианства: триединство Бога, божественная и человеческая природа Иисуса Христа, Его искупительная смерть и воскресение, спасение человека по благодати через веру в Иисуса Христа, всеобщее священство верующих. Единственным авторитетом в вопросах вероучения признаётся Библия — канонические книги Священного Писания.

Главным отличием баптизма от других протестантских конфессий является крещение по вере в сознательном возрасте через погружение, а также учение о необходимости обращения или рождения свыше.

Кратко основы нашей веры выражает древний «Апостольский символ веры»:

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли;

Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего,

Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии,

Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен,

Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых,

Вознесен на небеса, где Он сидит одесную Бога, Своего Всемогущего Отца,

Откуда придет судить живых и мертвых.

Верую в Святого Духа,

В единую святую христианскую Церковь и в общение святых,

В прощение грехов,

В воскресение тела,

И в жизнь вечную.

Аминь.

Особенности и приоритеты вероисповедания евангельских христиан-баптистов отражены в 7-ми принципах:

1. Священное Писание — книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.

Свою жизнь, христианские традиции и доктрины сверяем с Библией. Это дает нам возможность внутренне об­новляться, избегать заблуждений и служить Богу в формах первоапостольской церкви Нового Завета.

2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.

Церковность — это новая жизнь в Духе Святом и обретается она посредством вселения Святого Духа в сердце, когда человек искренне просит не только о прощении грехов, но и о непрерывном общении с Создателем.

3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.

Поскольку крещение есть сочетание со Христом, есть вхождение в новую жизнь Церкви, то принимающий его должен любить и знать Того, с Кем сочетается, и сознавать то, что обещает при крещении. Поэтому баптисты не крестят не только младенцев, но и взрослых людей, не переживших духовного возрождения. Только крещенный по вере может участвовать в вечере Господней (причастии).

4. Независимость каждой отдельной поместной церкви.

Поместная церковь самостоятельно решает вопросы, связанные с избранием и переизбранием служителей, с приемом новых членов церкви и отлучением недостойных, сама решает финансово-хозяйственные дела. Ни какая другая церковная инстанция не может отменить решения церкви.

5. Равноправие всех членов поместной церкви.

Отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. Иисус Христос даровал своим ученикам и последователям высокое звание царственного священства, и если есть какие различия, то в обязанностях, в служении: «И Он (Бог) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями… для созидания тела Христова» (Еф.4,11-12).

6. Свобода совести для всех.

Человек ответствен за свои убеждения только перед Богом. «Бог есть свобода и дает свободу, — писал Н.Бердяев, — Он не принуждает Себя признать». Вот почему баптисты никогда никого не преследовали за убеждения и предпочитают быть «наковальней», нежели «молотом».

7. Отделение церкви от государства.

Они принадлежат к разным мирам: Церковь — к небесному, вечному; государство — к земному, временному. Правители всегда стремились превратить Церковь в свое идеологическое учреждение, и всегда от этого было плохо и государству, и Церкви. Есть только один способ их бла­гополучного существования: отделение церкви от государства.

Ссылки

Российский Союз Евангельских христиан-баптистов

Всеукраинский Союз Церквей Евангельских христиан-баптистов

Открытые сердца.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47