Реджеле Фердинанд I (эсминец)

07-07-2023

Реджеле Фердинанд I
Regele Ferdinand

«Реджеле Фердинанд I» в море
Служба
 Румыния
Название Реджеле Фердинанд I
Оригинальное название NMS Regele Ferdinand I
Класс и тип судна эскадренный миноносец типа «Реджеле Фердинанд»
Организация Военно-морские силы Румынии
Изготовитель Pattison Yard, Неаполь, Италия
Заказан к постройке 13 ноября 1926
Строительство начато июнь 1927
Спущен на воду 2 декабря 1928
Введён в эксплуатацию 7 сентября 1930
Выведен из состава флота 5 сентября 1944
Статус захвачен в качестве трофея советскими войсками, включён в состав Черноморского флота
Служба
 СССР
Название Лихой
Класс и тип судна эскадренный миноносец типа «Летучий»[1]
Организация Черноморский флот ВМФ СССР
Изготовитель Королевство Италия
Введён в эксплуатацию 20 октября 1944
Выведен из состава флота 3 июля 1951
Статус возвращён в состав ВМС Румынии
Служба
 Румыния
Название D21
Организация Военно-морские силы Румынии
Изготовитель Королевство Италия
Введён в эксплуатацию 24 июня 1951
Выведен из состава флота апрель 1961
Статус разрезан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 1400 дл. т (стандартное)
1850 дл. т (полное)
Длина 101,9 м
Ширина 9,6 м
Осадка 3,51 м
Двигатели 4 трёхколлекторных паровых котла Торникрофта
Мощность 52 000 л.с.
Движитель два винта, две паровые турбины Parsons с редуктором
Скорость хода 37 узлов
Дальность плавания 3000 морских миль (15 узлов)
Экипаж 212 человек
Вооружение
Артиллерия 5 x 120-мм корабельные орудия
Зенитная артиллерия 76-мм зенитное орудие, два сдвоенных 40-мм зенитных автомата
Противолодочное вооружение 40 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 50 морских мин, два тройных 533-мм торпедных аппарата
Медиафайлы на Викискладе

«Реджеле Фердинанд I» (рум. NMS Regele Ferdinand I)[2], также известный под названием «Реджеле Фердинанд» (рум. NMS Regele Ferdinand)[3] — румынский, позднее советский эскадренный миноносец, головной корабль одноимённого типа миноносцев, построенный в Италии по заказу военно-морских сил Румынии в конце 1920-х годов. Во время Второй мировой войны, начиная с 22 июня 1941 года, нёс службу в западной части Чёрного моря; в связи с численным превосходством Черноморского флота ВМФ СССР ограничивался охраной конвоев и борьбой подводными лодками. Предполагается, что за годы войны «Реджеле Фердинанд I» потопил две подводные лодки.

В начале 1944 года во время Крымской наступательной операции он принимал на борт эвакуировавшиеся из Крыма немецкие и румынские войска, в ходе конвоев был серьёзно повреждён советской авиацией. После государственного переворота в Румынии в августе 1944 года и её перехода на сторону антигитлеровской коалиции румынские корабли попали в руки советских войск в качестве трофеев. «Реджеле Фердинанд I», вошедший в состав Черноморского флота ВМФ СССР в том же году, был переименован в «Лихой» и служил до 1951 года, пока его не вернули Румынии. В 1952 году корабль был переименован в D21, прослужив в составе румынского флота вплоть до 1961 года, после чего был пущен на слом[4].

Тип «Реджеле Фердинанд»

Строительство

После окончания Первой мировой войны и приобретения двух итальянских лидеров эсминцев типа «Аквила» румынское правительство решило заказать дополнительно два современных эсминца на верфи Pattison Yard в Италии в рамках реализации программы строительства флота на 1927 год[5]. Основой для проекта новых кораблей послужили британские лидеры эсминцев типа «Шекспир», от которых румынские эсминцы отличались эшелонным размещением машинных отделений с паровыми турбинами Parsons[6][7]. Орудия были приобретены в Швеции, а система управления огнём — в Германии[8]. Планировалось построить всего четыре подобных эсминца, однако в итоге было построено только два корабля под названиями «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария»[7]. Этот тип эскадренных миноносцев вошёл в историю также под названием «R»[3].

Характеристики

У эсминцев типа «Реджеле Фердинанд» были следующие главные размерения: наибольшая длина 101,9 м, ширина 9,6 м и осадка 3,51 м[6]. Стандартное водоизмещение кораблей составляло 1400 т, полное — 1850 т[6][7]. Экипаж насчитывал 212 матросов и офицеров[9][a]. В состав главной энергетической установки входили две турбины Парсонса с редукторами, каждая из которых приводила в движение один винт, используя пар, вырабатываемый в трёхколлекторных паровых котлах Торникрофта[7] (турбины изготавливались итальянской компанией STT)[10]. Вырабатываемая турбинами мощность достигала 52 тысяч лошадиных сил, что позволяло эсминцам развивать скорость до 37 узлов[b], однако на ходовых испытаниях эсминец подобного типа развивал скорость до 38 узлов[11]. Запас топлива на эсминцах достигал 490 т мазута[7], что обеспечивало дальность плавания в 3000 морских миль при скорости 15 узлов[9][c].

Вооружение

В состав главного артиллерийского вооружения эсминцев типа «Реджеле Фердинанд» входили пять 120-мм/50 корабельных орудий Bofors с максимальным углом возвышения 45° и раздельно-гильзовым заряжанием[10]. Орудия размещались в одноорудийных установках по линейно-возвышенной схеме[en]: по два таких орудия ставились в носу и корме надстройки, ещё одно орудие стояло в корме позади второй дымовой трубы. Согласно Мариану Мошнягу, у носовых 120-мм орудий при возвышении 30° максимальный угол поворота составлял 130°, у центрального орудия — 145°, у кормовых — 135°[12]. В качестве зенитного вооружения устанавливались 76-мм зенитное орудие Bofors между трубами[10] и с каждого борта по 2x1 40-мм/68 зенитных автомата Škoda[6]. Корабли были оснащены также двумя итальянскими трёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами[12], впервые использованными на кораблях ВМС Румынии[6][10], и несли на борту до 50 морских мин[11] и 40 глубинных бомб[13]. На эсминцах была установлена система управления огнём Siemens с двумя дальномерами (по одному для носовых и кормовых орудий)[14].

Модификации эсминцев

В 1939 году были установлены два сдвоенных крупнокалиберных пулемёта M1929 Hotchkiss, на юте были смонтированы два бомбосбрасывателя итальянского производства[6], которые сбрасывали бомбы массой до 90 кг, а на носовых трубах установлены козырьки[10]. На корме между двумя бомбомётами крепился трос для буксировки торпед типа «Джиноккьо»[en][15]. В 1943 году, во время Второй мировой войны с кораблей были сняты 76-мм зенитные орудия, вместо которых были установлены один 37-мм зенитный полуавтомат C/30[10] и ещё четыре 20-мм/65 зенитных автомата C/38; также были смонтированы немецкие ГАС типа S-Gerät[6][10][14]. В начале 1944 года носовое 120-мм/50 корабельное орудие № 2[10] было заменено на немецкую универсальную 88-мм/45 пушку SK C/30[en][6]. Все немецкие 88-мм орудия, состоявшие на вооружении у румын, имели лейнера румынского производства[16].

Согласно данным Сергея Бережного, румынские эсминцы типа «Реджеле Фердинанд», которые были захвачены советскими войсками в качестве трофеев и позже служили в Черноморском флоте ВМФ СССР, имели полное водоизмещение до 2320 т; в качестве вооружения подобных кораблей использовались четыре орудия калибром 120 мм, одно орудие калибром 88 мм, три орудия калибром 37 мм и одно 20-мм орудие, два пулемёта калибром 13,2 мм и два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата[1].

Строительство и служба

Ранние годы

Внешние изображения

Эсминец «Реджеле Фердинанд I», получивший имя в честь правившего короля Румынии Фердинанда, был заказан 13 ноября 1926 года, а в июне 1927 года был заложен на стапелях верфи Pattison Yard в итальянском Неаполе[17]. Спуск на воду состоялся 2 декабря 1928 года, а 7 сентября 1930 года, уже после прибытия в Румынию, корабль был принят в состав ВМС Румынии[9] и вошёл в состав эскадры эсминцев[18][19]. 27 мая 1931 года на его борт поднялись король Румынии Кароль II и премьер-министр Николае Йорга[17]: король своим указом в тот же день присвоил официальные имена эсминцам «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария», заявив, что доверяет этим кораблям защищать морские границы Румынии и «нести румынский флаг в самые дальние края»[20]. На момент принятия на вооружение эти два корабля были самыми современными на Чёрном море[3]: в июле того же года они были оснащены гироскопическими компасами для улучшения навигации[21][22].

Службу «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» несли в 1932—1933 годах в составе эскадры эсминцев под командованием капитана 1-го ранга Георге Кослински (рум. Gheorghe Koslinski)[22], участвуя не только в учебных стрельбах, но и учениях по борьбе с подлодками противника. В марте 1935 года с борта «Реджеле Фердинанд I» был произведён первый в истории ВМС Румынии выстрел из зенитного орудия (орудие калибра 76 мм)[21]: была поражена мишень, которую буксировал самолёт на высоте от 1500 до 2000 м, а дальность стрельбы составляла 4000 м[23]. На бортах румынских эсминцев были изображены стилизованные «андреевские флаги» с красными крестами и символами карточных мастей: в частности, на борту «Реджеле Фердинанд I» изображался знак туза червей[24][25][6]. В 1939 году все эсминцы ВМС Румынии подверглись капитальному ремонту в Галаце[4].

Служба в Чёрном море

«Реджеле Фердинанд I» в деформирующем камуфляже

Поскольку силы румынского флота численно многократно уступали Черноморскому флоту ВМФ СССР, румынские суда в течение нескольких месяцев после начала вторжения Германии в СССР ограничивались обороной Констанцы и установкой минных полей, обучаясь сопровождению конвоев. С 5 октября 1941 года румынские минные заградители начали постановку мин в акватории между Босфором и Констанцей, будучи под охраной румынских эсминцев. 16 октября 1941 года, после эвакуации гарнизона Одессы румыны занялись тралением советских мин и установкой собственных мин, предназначенных для охраны пути между Констанцей и Одессой. 1 декабря эсминцы «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» и лидер флотилии «Мэрэшти», сопровождавшие конвой в Одессу, вступили в бой с неопознанной подводной лодкой, которая попыталась атаковать охраняемый конвой. «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» сбросили глубинные бомбы, а экипаж «Реджеле Марии» заявил об уничтожении субмарины, которое, однако, в советских документах не упоминается[d].

16 и 17 декабря «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» сопровождали ещё один конвой в Одессу: это был последний конвой перед тем, как из-за льдов должен был закрыться порт. У местечка Приморское (Джибриень) экипаж «Реджеле Фердинанда» обнаружил перископ подводной лодки, а после того, как в корабли были выпущены две торпеды, экипажу было приказано сбросить глубинные бомбы[en]. Позже было доложено об обнаружении обломков и масляного пятна: предположительно, румынами была потоплена субмарина М-59, однако в источниках указываются противоречивые данные о дате гибели подлодки М-59 и о потоплении подлодок в 16 и 17 числах декабря[30][31][32][e].

Зимой 1941—1942 годов румынские эсминцы преимущественно занимались охраной конвоев, курсировавших между Босфором и Констанцей. В ночи с 22 на 23 и 24 на 25 июня 1942 года эсминцы «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» и лидер эсминцев «Мэрэшэшти» завершили постановку минных заграждений в водах Одессы. 4 июля пал Севастополь, а в октябре 1942 года открылся прямой маршрут из Констанцы в Севастополь, который действовал в течение года. 14 октября того же года «Реджеле Фердинанд I» был безуспешно атакован советской подлодкой М-32[f]. Также утверждалось, что подлодка Щ-207 предприняла попытку атаковать «Реджеле Фердинанд I» и «Мэрэшти», когда они сопровождали из Босфора конвой в виде двух итальянских нефтяных танкеров: эсминцы сбросили глубинные бомбы, но не причинили вреда подлодке[g]. 14 ноября немецкий танкер «Оссаг» (нем. SS Ossag) у входа в Босфор был торпедирован подлодкой Л-23, которую поспешили атаковать «Реджеле Фердинан I» и «Реджина Мария»[38][39][40]: они сбросили 32 глубинные бомбы, в результате взрывов которых были повреждены несколько электро-измерительных приборов подлодки[41].

В ночь с 13 на 14 сентября 1943 года эсминцы «Реджеле Фердинанд I» и «Мэрэшэшти» осуществляли сопровождение минного заградителя «Амирал Мурджеску», который ставил мины на подходах к севастопольской гавани. Спустя двое суток «Реджеле Фердинанд I» был атакован неизвестной подлодкой, в качестве которой некоторые авторы указывали Щ-207, а после боя якобы доложил об уничтожении подлодки[42][43]. Вместе с тем никаких подлодок, согласно советским документам, в тот день не было потеряно[33][34]. Утром 22 сентября недалеко от Евпатории корабль, сопровождение которого осуществлял «Реджеле Фердинанд I», был безуспешно атакован подлодкой С-33, а в ночь с 9 на 10 ноября 1943 года «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» обеспечивали охрану минных заградителей, осуществлявших постановку мин у побережья Севастополя. 14 и 16 ноября были установлены дополнительные мины, охрану заградителей обеспечивали «Реджеле Фердинанд I» и «Мэрэшэшти»[43][44].

Эвакуация из Крыма

«Реджеле Фердинанд I» движется в Севастополь, 1944 год

В начале 1944 года в ходе советского наступления снабжение немецких и румынских войск в Крыму по суше было полностью перекрыто, вследствие чего снабжение по морю обрело решающую роль. К середине апреля советскими войсками была освобождена бо́льшая часть полуострова, а Севастополь взят в кольцо. 14 апреля румыны начали эвакуацию своих частей из города[45][46][47] в рамках операции «60 000»[21][24]: эсминцы прикрывали суда с перевозимым личным составом румынских войск. Спустя четверо суток транспортное судно «Альба-Юлия» было атаковано подлодками Л-6 и Л-4: после того, как две субмарины безуспешно выпустили по кораблю торпеды, он был атакован авиацией с воздуха. Пока другие суда принимали на борт пассажиров и членов экипажа «Альба-Юлии», эсминцы «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» пытались спасти сам корабль. Оставшаяся часть экипажа «Альба-Юлии» сумела запустить двигатели корабля и завести концы на два буксира, которые отбуксировали корабль в Констанцу[45][46][47].

27 апреля по приказу Адольфа Гитлера эвакуация была приостановлена, прежде чем возобновиться 8 мая, когда советские части приблизились к Севастополю настолько, что их артиллерия могла достать до гавани. Ранним утром 11 мая «Реджеле Фердинанд I» прибыл в Севастополь и начал принимать на свой борт личный состав. С 6 утра до 10:30 продолжались налёты советской авиации, которая атаковала противника с бреющего полёта. Одна сброшенная авиабомба пробила мостик и взорвалась внутри: погибли двое офицеров. В результате ряда попаданий на борту «Реджеле Фердинанда» также вспыхнули несколько небольших пожаров, однако самой большой проблемой стала неразорвавшаяся бомба, пробившая топливную цистерну по левому борту и вызвавшая огромную утечку топлива. В 9:30 советская полевая артиллерия открыла огонь по эсминцу, который ответным огнём подавил позиции противника. Спустя час капитан эсминца по радио запросил помощь, однако вскоре в результате очередного налёта были уничтожена радиорубка и повреждён трубопровод по правому борту. Несмотря на организованную цепочку из моряков, которые переносили запасы топлива, к следующему утру у корабля закончилось горючее, и его пришлось отбуксировать в Констанцу[48][49][47]. 20 августа «Реджеле Фердинанд I» был снова повреждён в результате налёта советской авиации на Констанцу: погибли 47 членов экипажа[50][51][52].

«Лихой»

23 августа 1944 года в Румынии произошёл государственный переворот, в результате которого Румыния объявила войну гитлеровской Германии и её союзникам, а все корабли румын позже были захвачены советскими войсками в качестве трофеев[50][53]. 29 августа эсминцы «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария» были захвачены советскими войсками в Констанце[19], 5 сентября над каждым из них был поднят военно-морской флаг СССР, а 14 сентября оба корабля были зачислены в состав Черноморского флота ВМФ СССР[54]. 20 октября эсминец «Реджеле Фердинанд I» был переименован в «Лихой»[19]. В послевоенные годы «Лихой» входил в состав 2-го дивизиона эсминцев вместе с эсминцами «Незаможник», «Железняков» и «Лучший». Первым командиром «Лихого» после поднятия на нём флага СССР стал капитан 3-го ранга Георгий Фёдорович Годлевский, позже ставший командиром всего дивизиона[55]. В дальнейшем эсминцем командовал Герой Советского Союза Василий Иванович Быков, служивший на Черноморском флоте с декабря 1949 года[56].

Возвращение в Румынию

Согласно распоряжению по ВМС Румынии от 11 мая 1951 года, в составе румынского флота образовывался дивизион эсминцев, куда были включены возвращённые из СССР в Румынию эсминцы «Мэрэшти» («Лёгкий») и «Мэрэшэшти» («Ловкий»)[57]. 23 июня 1951 года эсминцы «Лихой» и «Летучий» (бывшая «Реджина Мария») прибыли в порт Галац, а 24 июня официально были возвращены в состав ВМС Румынии[17] на церемонии в присутствии министра вооружённых сил Румынской Народной Республики генерала Эмиля Боднэраша, контр-адмирала ВМФ СССР В. Ф. Чалого и генерал-майора Георге Стефанеску. Согласно одному из отчётов, вооружение и все системы переданных эсминцев «Лихой» и «Летучий» были абсолютно исправны; согласно другому отчёту, на «Лихом» был неисправен котёл № 1, повреждённый ещё во время войны. На торжественной встрече по случаю возвращения кораблей выступили генерал-майор Георге Штефанеску, капитан 2-го ранга Ион Ионеску и старшина Василе Пермуш. Празднование возвращения обоих кораблей прошло в зале имени Штефана Георгиу с участием Ансамбля песни и пляски Центрального Дома Армии в присутствии румынских и советских почётных гостей[57].

5 июля 1951 года эсминцы «Лихой» и «Летучий» были исключены из состава ВМФ СССР[1][58]. «Лихой» в качестве наименования получил тактический номер D21[59][h], с 1952 года нёс службу в 418-м дивизионе эсминцев[18][60]. На борту эсминца к тому моменту было установлено новое советское оборудование: радиостанция «Бурун-С» советского производства, несколько радиолокационных устройств, радиопередатчиков, оборудование для пожаротушения и т.д., что повысило боеспособность корабля[59]. Несмотря на устаревшее артиллерийское вооружение, в целом боеспособность обоих переданных эсминцев оценивалась вполне высоко: они могли выполнять задачи по охране конвоев, минированию, сопровождению и обороне[60].

D22 (бывший «Реджина Мария») и D11 (бывший «Реджеле Фердинанд I») участвовали в нескольких совместных учениях с Черноморским флотом ВМФ СССР и ВМС Болгарии в 1958 и 1959 годах. 23 февраля 1959 года оба корабля были переименованы в D10 и D9 соответственно, а 418-й дивизион эсминцев был переименован в 101-й (он был расформирован 15 апреля 1960 года)[61]. В апреле 1961 года D9 был исключён из списка ВМС Румынии[17] и позже пущен на слом[18]: всё снаряжение было снято с его борта предварительно, а архив передан 43-му полку береговой артиллерии[61].

Память

С 2004 года бывший фрегат британских ВМС «Ковентри» несёт службу в составе ВМС Румынии под именем «Реджеле Фердинанд»[25], символизируя тем самым, по мнению некоторых военных, преемственность между флотом Королевства Румыния и современной Румынии[24]. В Румынии приобретение этого фрегата подвергли критике в связи с почти тройной переплатой за корабль[62]: вооружение фрегата, по мнению критиков, было намного хуже по сравнению с одноимённым эсминцем[24].

Командиры эсминца

Звание[63][i] Имя[63] Время службы[63]
Капитан-командор Фердинанд Дрэгическу 1930
Капитан-командор Александру А. Георгиу 1930
Лейтенант-командор Август Роман 15 октября 1931
Капитан-командор Иоан Георгеску 1 апреля — 6 июля 1931
Капитан-командор Вирджил Драгалина 1 апреля 1932
Капитан-командор Георге Пантели 15 мая 1933
Капитан-командор Паул Златян 1 ноября 1933
Капитан-командор Михаил Константинеску 1 ноября 1934
Капитан-командор Фердинанд Дрэгическу 1 ноября 1935
Капитан-командор Дорин Якоми 1 апреля 1936
Командор Константин Влэдеску 1 ноября 1936
Капитан-командор Якоб Бэлан 1937 — 31 октября 1938
Капитан-командор Август Роман 1 апреля 1939
Капитан-командор Паул Дьяконеску 1 апреля 1940
Капитан-командор Теодор Исворану 1 марта 1941
Капитан-командор Арпад Гергел Ноябрь 1942
Лейтенант-командир Эугениу Сэвулеску 1942
Лейтенант-командир Флорин Бужоряну 1943
Капитан-командор Михаил Константинеску-Кочок н/д
Капитан 3-го ранга[55] Георгий Годлевский[55] с 1944[55]
Капитан 3-го ранга[64] Василий Быков[56] н/д
Капитан-лейтенант Виргил К. Дрэгичи 1956

Комментарии

  1. Согласно Сергею Бережному — 241 человек[1].
  2. Согласно Мареку Твардовскому, мощность обоих двигателей достигала 48 тысяч л.с., а максимальная скорость составляла 35 узлов[7]. Согласно Сергею Бережному, мощность каждого двигателя составляла 22 тысячи л.с., а максимальная скорость — 35 узлов[1].
  3. Согласно Сергею Бережному, дальность плавания составляла 2739 миль при движении экономическим ходом 13 узлов[1].
  4. Согласно Марку Эксворти, конвой могла атаковать подводная лодка М-58[26]. Однако предполагается, что в период с 17 по 21 октября она подорвалась на мине румынского заграждения S-12, выставленной минным заградителем «Реджеле Кароль»[27]. Согласно Пьеру Эрвьё, это была подводная лодка Д-4[28], которую в тот день действительно атаковали сброшенными 36 глубинными бомбами «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария»: субмарина получила повреждения, но не затонула[29].
  5. Согласно Норману Полмару и Юрьену Ноту, атака произошла 17 декабря[33]; согласно Юргену Роверу и Михаилу Монакову, подлодка М-57 могла подорваться на мине в промежуток с 28 октября по 1 ноября[34]. Также есть версия, что подлодку 5 ноября в районе Сулины мог протаранить сам «Реджеле Фердинанд I»[35].
  6. По другим данным, она атаковала миноносец «Смеул», ввязалась в ответный бой и получила серьёзные повреждения[36].
  7. Известно, что 7 сентября 1942 года подлодка Щ-207 недалеко от Босфора действительно атаковала конвой из двух танкеров и двух эсминцев, но против подлодки вёл бой румынский эсминец «Реджина Мария», сбросивший пять глубинных бомб[37]
  8. Согласно Сергею Бережному, позже эсминец был переименован в D11[1], согласно Мариану Мошняну — в D1[60], а позже в D9[61].
  9. Соответствия между воинскими званиями ВМС Румынии и ВМФ России:

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Бережной, 1994, с. 13.
  2. Moşneagu, 2005, p. 47.
  3. 1 2 3 Marina Română, 2021, p. 25.
  4. 1 2 Marina Română, 2021, p. 27.
  5. Twardowski, 1980, p. 359.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кащеев, 2014, с. 4.
  7. 1 2 3 4 5 6 Twardowski, 1980, p. 361.
  8. Twardowski, 1980, pp. 359, 361.
  9. 1 2 3 Whitley, 1988, p. 224.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 Дашьян, Патянин и др., 2021, с. 822.
  11. 1 2 Whitley, 1988, p. 224—225.
  12. 1 2 Moşneagu, 2005, p. 12.
  13. Axworthy, 1995, p. 348.
  14. 1 2 Whitley, 1988, p. 225.
  15. Moşneagu, 2005, p. 38.
  16. Axworthy, 1995, p. 149.
  17. ↑ Istoric Distrugătorul Regele Ferdinand Asul de cupă al Marinei Regale Române (рум.). Архивировано 9 ноября 2018 года.
  18. ↑ Historical Overview: The Counter-Torpedo Squadron/Destroyer Squadron (англ.). Архивировано 9 ноября 2018 года.
  19. 1 2 3 Бережной, 1994, с. 12.
  20. Moşneagu, 2005, p. 51—52.
  21. ↑ Архивировано 21 ноября 2021 года.
  22. 1 2 Moşneagu, 2005, p. 52.
  23. Marina Română, 2021, p. 26.
  24. ↑ Архивировано 21 ноября 2021 года.
  25. ↑ Архивировано 21 ноября 2021 года.
  26. Axworthy, 1995, p. 334.
  27. Подводная лодка М-58. Тип «М» XII серии. Штурм глубины. Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 12 мая 2021 года.
  28. Hervieux, 2001, p. 76.
  29. Подводная лодка Д-4 «Революционер». Тип «Д» I серии. Штурм глубины. Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 2 февраля 2020 года.
  30. Axworthy, 1995, pp. 332—336.
  31. Hervieux, 2001, pp. 75—76.
  32. Rohwer, 2005, p. 127.
  33. 1 2 Polmar, Noot, 1991, p. 346.
  34. 1 2 Rohwer, Monakov, 2001, p. 265.
  35. Подводная лодка М-59. Тип «М» XII серии. Штурм глубины. Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 15 февраля 2020 года.
  36. Подводная лодка М-32. Тип «М» XII серии. Штурм глубины. Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 12 мая 2021 года.
  37. Подводная лодка «Касатка», Щ-207, С-207, КБП-43, УТС-36. Тип «Щ» V-бис-2 серии. Штурм глубины. Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 30 марта 2005 года.
  38. Axworthy, 1995, pp. 337—339.
  39. Hervieux, 2001, pp. 76—77, 79—80.
  40. Rohwer, 2005, pp. 176, 194, 200, 207.
  41. Подводная лодка Л-23. Тип «Л» XIII серии 1938 года. Штурм глубины. Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
  42. Axworthy, 1995, p. 340.
  43. 1 2 Hervieux, 2001, p. 81.
  44. Rohwer, 2005, p. 275.
  45. 1 2 Axworthy, 1995, pp. 342—343.
  46. 1 2 Hervieux, 2001, pp. 82—83.
  47. 1 2 3 Rohwer, 2005, p. 319.
  48. Axworthy, 1995, pp. 343—344.
  49. Hervieux, 2001, p. 83.
  50. 1 2 Axworthy, 1995, p. 345.
  51. Hervieux, 2001, p. 87.
  52. Rohwer, 2005, p. 351.
  53. Hervieux, 2001, p. 88.
  54. Бережной, 1994, с. 12—13.
  55. ↑ Флаг Родины. — 2013. — 27 апреля (№ 47 (26810)). — С. 6—7.
  56. ↑ Флаг Родины. — 2020. — 22 мая (№ 19 (27472)).
  57. 1 2 Moşneagu, 2005, p. 243.
  58. Rohwer, Monakov, 2001, p. 268.
  59. 1 2 Moşneagu, 2005, p. 244.
  60. 1 2 3 Moşneagu, 2005, p. 245.
  61. 1 2 3 Moşneagu, 2005, p. 247.
  62. Архивировано 6 февраля 2015 года.
  63. 1 2 3 Moşneagu, 2005, Anexa nr. 6, p. 345.
  64. Василий Иванович Быков. Сайт «Герои страны».

Литература

  • Mark Axworthy. Third Axis, Fourth Ally: Romanian Armed Forces in the European War, 1941–1945. — London: Arms and Armour Press, 1995. — ISBN 1-85409-267-7.
  • Pierre Hervieux. The Romanian Navy at War, 1941–1945 // Warship 2001–2002 / Antony Preston. — London: Conway Maritime Press, 2001. — С. 70–88. — ISBN 0-85177-901-8.
  • Căpitan-comandor dr. Marian Moşneagu. ISBN 973-692-108-5.
  • Norman Polmar, Jurrien Noot. ISBN 0-87021-570-1.
  • Jürgen Rohwer. ISBN 1-59114-119-2.
  • Jürgen Rohwer, Mikhail S. Monakov. Stalin's Ocean-Going Fleet. — London: Frank Cass, 2001. — ISBN 0-7146-4895-7.
  • Marek Twardowski. Romania // ISBN 0-85177-146-7.
  • M. J. Whitley. Destroyers of World War 2. — London: Cassell Publishing, 1988. — ISBN 1-85409-521-8.
  • Архивировано 17 сентября 2021 года.
  • Бережной С. С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. Справочник. — Якутск, 1994. — 190 с.
  • Кащеев Л. Флот Румынии во Второй Мировой войне // Моделист-конструктор : приложение к журналу «Морская коллекция». — 2014. — № 8.
  • ISBN 9785043432551.

Реджеле Фердинанд I (эсминец).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47