15-10-2023
Ра́совый антисемити́зм — псевдонаучная теория, которая рассматривает евреев в качестве «семитской расы» прирождённых носителей неких биологически «ущербных» признаков. Является проекцией биологической теории эволюции Чарльза Дарвина на понимание истории как борьбы «арийской расы» против евреев, в которой «выживает сильнейший»[1][2]. Расовый антисемитизм не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее «опасными», так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
Возник в XIX веке в среде немецких и австрийских пангерманистов. Расовый антисемитизм можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого термина «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — Холокост. Так называемые «расовые признаки», якобы неизменно присущие евреям, стали теоретической основой для уничтожения нацистами европейского еврейства[1].
В XIX веке идеи расизма получили существенное развитие и условия для массового внедрения в европейском обществе[3]. Теоретическую основу для этих взглядов составили расовые теории Ганса Гюнтера, Жозефа Гобино[4], Людвига Вольтмана и других[1][5].
В то же время антиеврейские традиции в Европе, основанные на христианской юдофобии, стали общекультурным явлением. При этом многие антисемиты порвали с христианством, а многие евреи ассимилировались. Таким образом, у юдофобов возникла идеологическая потребность в светской теории, обосновывающей ненависть к евреям[6]. Идея разрыва антисемитизма с традиционным христианством была обозначена у философа Артура Шопенгауэра[7].
Расизм в Германии и Австрии был тесно связан с пангерманистскими идеями создания общего государства для всех немецкоязычных жителей Европы. Он трактовался как биологическая борьба двух мировоззрений, носителями которых были две расы — «арийская» и «семитская»[8]. Дополнительной основой служили также идеи видных представителей течения «культурпессимизма » Пауля Лагарда и Юлиуса Лангбена.
Считается, что слово «антисемитизм» ввёл в оборот немецкий публицист Вильгельм Марр в 1879 году, который назвал группу своих приверженцев «антисемитской лигой»[9]. Немецкий историк Михаэль Владика пишет, что впервые термин появился в энциклопедии «Rotteck-Welckeschen Staatslexikon» в 1865 году и впоследствии был ошибочно приписан Марру[10]. Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская раса», и евреев как представителей «семитской расы». Эту тему обсуждали многие немецкие интеллектуалы, в частности Эдуард фон Гартман[7].
К концу XIX века в Германии и Австрии сформировался ряд антисемитских школ — национально-государственная (Генрих фон Трейчке), социально-христианская (Адольф Штёккер) и расовая (Евгений Дюринг, Георг фон Шёнерер. Антисемитизм Штекера был промежуточным между старым и новым вариантами. Как церковный деятель Штекер не мог признавать материалистические идеи расистов, но ссылался на «культурно-исторические аспекты» еврейской проблемы[5].
Фактический синтез антисемитских школ с главенствующей позицией расизма осуществили Пауль де Лагард и Хьюстон Стюарт Чемберлен[11]. Уильям Ширер в книге «Взлёт и падение Третьего рейха» подчёркивал влияние Чемберлена на идеологию нацистов и лично на Розенберга и Гитлера[12]. Будущий наставник Гитлера Дитрих Эккарт опираясь на философские воззрения Артура Шопенгауэра и сочинения Чемберлена сформулировал концепцию, согласно которой немцам необходимо противостоять доминированию евреев в мире[13].
Одновременно с формированием расового антисемитизма в Европе и США активно развивалась так называемая евгеника — учение о селекции человеческой породы с предотвращением рождения нежелательных элементов общества. Соединение расового антисемитизма с евгеникой стало основой нацистской расовой политики[1].
Одной из первых формулировок теории расового антисемитизма считается эссе Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке» (нем. Das Judenthum in der Musik)[14][15]. Вагнер писал:
Вся европейская цивилизация и её искусство остались чуждыми для евреев, они не принимали никакого участия в их образовании и развитии… Евреи отличаются полной неспособностью к художественному выражению своего существа… Их единственный промысел — ростовщичество… Еврей лишён истинной страсти, той именно, которая побудила бы его сама по себе к художественному творчеству… Для еврея сделаться вместе с нами человеком, значит, прежде всего, перестать быть евреем…
В письме своей второй жене Вагнер писал, что «даже одной микроскопической капли крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен»[14]. Идеи Вагнера оказали существенное влияние на немецких национал-социалистов[16] и лично Адольфа Гитлера[17][18].
Существенное влияние на развитие расового антисемитизма оказали также труды французского публициста Эдуарда Дрюмона. Его книга «Еврейская Франция » (1886) была широко растиражирована и переведена на многие языки, включая и русский[19].
В России одним из пропагандистов расового антисемитизма был Василий Шульгин[20]. Ряд признаков расового антисемитизма прослеживается в статьях Василия Розанова и письмах Павла Флоренского[21]. Американский историк Майкл Келлог пишет о влиянии крайне правых русских националистов-эмигрантов на развитие нацистской идеологии, в том числе отмечает масштабные заимствования из белоэмигрантской литературы[13].
В конце XIX века антисемитская идеология впервые в истории стала основой для создания политических партий. Первым такую партию создал 1878 году Адольф Штекер. Вместе с союзниками он добился существенного успеха в 1893 году, получив 15 мест в рейхстаге. В 1895 году австрийский антисемит Карл Люгер получил большинство мест в муниципалитете Вены и был назначен мэром австрийской столицы[22].
В начале XX века расовый антисемитизм стал питательной средой и идеологической базой немецкого национал-социализма[23]. Нацистские идеологи отвергали принципы равенства и общечеловеческих ценностей, провозглашенные в эпоху Просвещения. В основе национал-социализма лежали идеи расы — объединения людей «одной крови». Первый немецкий учебник по генетике Эрвина Баура, Ойгена Фишера и Фрица Ленца , содержал тезис, что существуют «худшие» (inferior) люди с низким уровнем умственного развития, которые размножаются намного быстрее «лучших», или «высших» (superior) представителей человечества.
В немецкий народ включались представители следующих рас, считавшихся «арийскими»[24]:
Расовый антисемитизм занимал важное место в нацистской пропаганде[25]. В нацистской Германии он был возведён в ранг закона. В разъяснениях министерства внутренних дел от 1 сентября 1933 года указывалось, что решающей при определении «неарийца» является не религия, а раса и кровь. Раньше еврей мог перестать считаться евреем, приняв христианство. По мнению нацистов, это на самом деле ничего не меняло, и еврей оставался евреем и врагом немецкой нации[26].
Аналогичные расовые законы были приняты в Италии[27], Венгрии[28], Румынии[29], Болгарии[30][31], а также некоторыми марионеточными правительствами оккупированных во время Второй мировой войны Третьим рейхом стран, например Норвегии[32], и режимом Виши[33].
Школьникам Германии внушали, что евреи — враги Германии. Вот одна из математических задач того времени: «Евреи являются врагами Германии. В 1933 году население Третьего рейха составляло 66 060 000 жителей, из которых 499 682 были евреями. Сколько процентов населения были нашими врагами?»[34]
Евреи лишались гражданства, политических прав, им запрещалось, в частности, владеть недвижимым имуществом, посещать общественные места и заключать браки с представителями «арийских» рас.
Нацисты рассматривали евреев скорее в метафизическом ключе как «антирасу», способную уничтожать расу как «основу человеческого существования». Даже после «окончательного решения еврейского вопроса» мысли о евреях продолжали занимать Гитлера. В феврале 1945 года он говорил Борману, что с генетической точки зрения расы евреев не существует, однако есть «духовная раса». Ранее еврейским детям было запрещено посещать школы из-за их якобы опасного незримого влияния на душу немецких детей[35].
В современном мире расовый антисемитизм остаётся идеологией неонацистов и близких к ним крайне правых политических партий, таких как «Йоббик» в Венгрии и «Золотой рассвет» в Греции[36]. В. А. Шнирельман отмечает, что агрессивный расовый антисемитизм является стержнем для идеологии русских национал-демократов и радикалов[37].
Русский философ Николай Бердяев, отмечая расовый антисемитизм как идейное течение у многих немецких интеллектуалов, утверждает, что последовательный расовый антисемитизм не только чужд христианству, но и враждебен ему и, доведённый до конца, превращает его сторонника в антихристианина. Причина этого очевидна: Богородица, апостолы и пророки, некоторые мученики да и вообще первые христиане — евреи, и «раса, которая была колыбелью нашей религии, не может быть объявлена низшей и враждебной расой»[38].
Патриарх Сербский Павел говорил о расовом антисемитизме как о явлении, «совершенно чуждом христианству и Православию»[39].
Тем не менее историк и политолог Вальтер Лакер пишет, что переход от религиозного антисемитизма к расовому был достаточно плавным. По мнению Лакера, расовый антисемитизм мог быть воспринят в основном теми, чьё образование веками базировалось на антисемитской религиозной доктрине с акцентом на обвинении евреев в распятии Христа[5]. Стивен Баум отмечает связь между расовым антисемитизмом и средневековым инквизиционным принципом «чистоты крови»[40].
Историк Уриэль Таль в книге «Иудаизм и христианство во Втором рейхе» делил расовый антисемитизм на «христианский» и «антихристианский». По мнению Таля, христианство было основой антисемитизма даже для отошедших от религии немцев. Таль писал, что «возникло определённое наследственное развитие христианской антисемитской традиции, а, с другой стороны, в нём существовало некое сопротивление самому христианству, которое само опиралось на еврейские источники»[41][42].
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |
Семитская раса.