22-06-2023
«Технологический институт-1»
Кировско-Выборгская линия
Московско-Петроградская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Расположение платформ: |
|
---|---|
Выход на поверхность: |
|
Дата открытия: | |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
≈ 40 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Инженеры-конструкторы: |
С. М. Эпштейн |
Выход к улицам: |
Московский и Загородный проспекты |
Переходы на станции: | |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
ТН1 |
«Технологи́ческий институ́т» — единственный действующий кросс-платформенный узел Петербургского метрополитена. Расположен на Кировско-Выборгской линии между станциями «Балтийская» и «Пушкинская», а также на Московско-Петроградской линии между станциями «Сенная Площадь» и «Фрунзенская». Самая большая по размеру станция на первой очереди метрополитена.
Станция состоит из двух залов, первый из которых был открыт 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с тем, что наземный вестибюль находится в непосредственной близости от Технологического института. В этом же здании находится Управление Метрополитена.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[1].
Содержание |
Вестибюль станции встроен в здание Управления Петербургского метрополитена, расположенного на углу Московского и Загородного проспектов, и построенного в виде полукруглого монументального трёхэтажного здания мягкого бежевого цвета, фасад которого украшает длинная колоннада высоких полуколонн с каннелюрами. Цоколь здания выполнен из рустованных гранитных блоков.
Здание было построено на месте снесённого для нужд будущего метрополитена дома Н. М. Рулёва.
На входе в вестибюль имеется круглый в плане аванзал с высоким куполом, покрытым анодированными металлическими пластинами. В одной из арок на стене планировалось сделать панно с изображением Сталина, стоящего на лестнице.
На карнизе купола в проекте имелась надпись
«Слава Сталину великому зодчему коммунизма корифею науки!»[2]
Далее идёт развилка, ведущая в кассовые залы, имеющие два разных наклонных хода — один ведёт в первый зал, другой — во второй зал.
Колонная станция глубокого заложения просуществовала менее шести лет в качестве обычной единой станции с одной платформой. 11 апреля 1961 года был открыт второй зал как часть пускового участка второй линии, и порядок движения электропоездов был изменён. Так образовался первый в истории метрополитенов СССР кросс-платформенный узел. Он остаётся и по сей день единственным в Петербургском метрополитене.
В центральном пространстве перронного зала, между колоннами, (в «круглом зале»[4]) стены были украшены медальонами «корифеев науки» — К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. При постройке перехода были убраны барельефы Фридриха Энгельса и Иосифа Сталина, остались два других Карла Маркса и Владимира Ленина. В центре свода круглого зала — небольшой разноцветный витраж, имитирующий окно на поверхность. На колоннах подземного зала были помещены 24 барельефа выдающихся русских и советских ученых. На путевых стенах установлены декоративные решётки. Светильники вмонтированы в стеклянные узорчатые сосуды, вставленные в специальные желоба на своде. Имеются также подобные светильники в виде факелов, установленные на колоннах перронных залов.
В 2006 году была произведена замена полов в боковых залах.
Архитекторы: А. М. Соколов и А. К. Андреев (наземный вестибюль и подземный зал). Основная тема оформления — достижения русской и советской науки. Основной материал отделки подземного зала — уральский мрамор. На колоннах — 24 барельефа с портретами видных отечественных учёных. «Ленинградская правда» от 11 ноября 1955 года писала:
Знание и прогресс символизируют факелы, установленные по своду. Сияние их прекрасно гармонирует с архитектурой. Оформление станции посвящено расцвету отечественной науки [2]. |
Глухой торец станции, остановка первого вагона | |
---|---|
Левая сторона (Московско-Петроградская линия) | Правая сторона (Кировско-Выборгская линия) |
|
строка 1, ячейка 2 |
Переход на станцию Технологический институт-2 | строка 2, ячейка 2 |
|
строка 2, ячейка 2 |
М. В. Ломоносов (1711—1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт.
Н. М. Пржевальский (1839—1888) — российский путешественник и натуралист.
С. В. Ковалевская (1850—1891) — русский математик и механик.
К. Э. Циолковский (1857—1935) — русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики.
Д. И. Менделеев (1834—1907) — выдающийся русский химик. (скульпторы Р. К. Таурит, А. Г. Овсянников, А. А. Айриев, всего 24 скульптора по числу медальонов).
«Технологический институт-2»
Кировско-Выборгская линия
Московско-Петроградская линия
|
|
Петербургский метрополитен | |
Расположение платформ: |
|
---|---|
Выход на поверхность: |
|
Дата открытия: | |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
≈ 40 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
А. С. Гецкин, |
Инженеры-конструкторы: |
А. С. Черняк |
Выход к улицам: |
Московский и Загородный проспекты |
Переходы на станции: | |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
ТН2 |
При обустройстве переходов, вместе с барельефами Энгельса и Сталина, были сняты портреты:[5]
А. Е. Фаворского (1860—1945) — русский и советский химик.
А. Н. Крылова (1863—1945) — русский и советский кораблестроитель.
Московско-Петроградская линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
11 апреля 1961 года был открыт второй зал станции метро «Технологический институт». В тот день поезда в направлении станции «Площадь Ленина» перестали прибывать в колонный зал станции, газета «Смена» писала:
Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди [2]. |
Полмесяца станция работала в таком режиме, и 29 апреля 1961 года в оба зала станции стали прибывать поезда Московско-Петроградской линии.
Так образовался первый в истории метрополитенов СССР кросс-платформенный узел, который полностью вступил в работу лишь 1 ноября 1963 года, с открытием второй очереди Московско-Петроградской линии.
Второй зал, в отличие от первого, оформлен в строгом функциональном стиле (он строился в годы хрущёвской программы тотальной экономии). Архитекторы А. И. Прибульский, А. Я. Мачерет и В. В. Ганкевич завершили почти белый зал оригинальным ходом: мраморные пилоны украшены хронологическими надписями об успехах, достигнутых советской наукой и техникой. Хроника ведётся с 1920 по 1979 год (при реконструкции в этом зале в последний раз укрепили металлические буквы).
Лестничный переход, «нависший» над путями колонного зала, выходит из торца среднего зала пилонной станции. Торцевая лестница расположена практически в центре вестибюля, и для пересадки обе платформы были связаны двумя небольшими тоннелями под переходом. Такие есть на многих станциях, но они обычно не предназначены для пассажиров. Тоннели облицованы кафельной плиткой.
Перроны станций оформлены просто: стены пилонов облицованы мрамором, а путевые стены — чёрной и белой кафельной плиткой с полоской серого гранита поверху. Это напоминает оформление путевых стен «Чернышевской».
Изначально второй зал не имел выхода на поверхность и был соединён с первым залом центральным переходом. Лишь 18 июля 1980 года был открыт второй наклонный ход, построенный под руководством архитекторов А. С. Гецкина, А. В. Квятковского и И. Е. Сергеева. Вестибюль первого зала был соединён со вторым. С тех пор выходы из обоих залов станции расположены в северном торце, в каждом из них по три эскалатора.
Во втором зале в 2007 году была произведена замена полов на перронах. В 2011-2012 годах заменена кафельная облицовка путевых стен на мраморную.
Предшественник: нет |
Конечная станция Московско-Петроградской линии 11 апреля 1961 — 1 июля 1963 |
Преемник: Петроградская |
Технологический институт (станция метро).