02-09-2023
50-й отдельный смешанный авиационный полк | |
Награды: | |
---|---|
Войска: | |
Род войск: |
(род войск) * |
Расформирование (преобразование): |
(расформирование (преобразование)) |
Преемник: |
50-я смешанная авиационная база |
Боевой путь | |
Боевой путь | |
Командиры | |
Виталий Павлов |
|
Зона прикрытия | |
(Зона прикрытия) |
В течение весны — лета 1981 года состав 34 САК был дополнен переброшенными с территории СССР лётными частями и был переформирован в ВВС 40-й армии со штабом корпуса при штабе 40-й Армии в Кабуле.
Дополнение произошло за счёт следующих частей:
Создание 50-го отдельного смешанного авиационного полка при формировании ВВС 40 А, продиктованное реалиями Афганской войны — следует считать уникальным прецедентом в Истории ВВС СССР. Подобного прецедента, когда в одном авиаполку были собраны 4 эскадрильи из транспортных самолётов, ударных и транспортных вертолётов — более не имеется[1].
50-й отдельный смешанный авиационный полк формировался специально для Афганистана[2]
1980 год. На запыленном аэродроме Чирчик для переброски за горы Гиндукуша формируется 50-й отдельный смешанных авиационный полк[2].
50-й полк был специально создан для Афганистана, специфика полка была странной: вертолеты МИ-8, МИ-24, самолеты АН-26, АН-12, также имелись сверхтяжелые самолеты для поставки нам топлива. Мы могли существовать автономно с подачи Советского Союза.— Виталий Павлов, герой Советского Союза, командир авиаполка (1961-1982)[2]
В Военно-воздушных силах, на базе управления 34-го смешанного авиакорпуса, было сформировано управление авиации 40-й армии.
В Афганистан был дополнительно переброшен полк - 136-й апиб, кроме этого был сформирован новый 50-й отдельный смешанный (осап), введенный в марте в Кабул[3].
В период ведения боевых действий в Афганистане погибло 132 военнослужащих полка[2].
Перелет вывода запомнился тем, что мы потеряли своего командира. У нас был замечательный командир — Голованов Александр Сергеевич. Он сам взлетел и улетел навсегда.— Дмитрий Грановский, ветеран авиационной базы[2]
Последний удар на себя в Афганистане принял МИ-24 в первых числах февраля 1989 года[2].
В феврале 1989 года полк вышел из Афганистана на авиабазу Мары[2].
Дальше его ждал Белорусский военный округ[2].
Новое место дислокации — аэродром Липки на окраине Минска[2].
В 1994 году полк обрел новое место прописки — военный аэропорт у г. п. Мачулищи[2].
50-й отдельный ордена Красной Звезды смешанный авиационный полк (50 осап).
март 1980 года — февраль 1989 года
13 марта 1980 года первое боевое задание [2].
13 марта 1980 года вертолетчики на МИ-8 и МИ-24 совершили 120 боевых вылет[2].
Итог: 80 уничтоженных мятежников, четыре опорных пункта[2].
Экипажи вернулись на аэродром без потерь[2].
Самая масштабная в истории полтинника операция – в Паншерском ущелье в 1982 году[2].
Полк практически не выходил из боев[2].
Полк совершил более 13 тысяч боевых вылетов, налетав 19300 часов, перевезя более 5500 военнослужащих[4].
50-й осап пп 97978 (Ан-12, Ми-8, Ми-6) Кабул[6].
50-й отдельный смешанный авиационный полк.