22-10-2023
Japan Airlines 日本航空 Nihon Kōkū |
||||
|
||||
Дата основания |
1950 |
|||
---|---|---|---|---|
Порт приписки | ||||
Девиз |
Dream Skyward |
|||
Хабы | ||||
Основные пункты назначения | ||||
Альянс | ||||
Размер флота |
151 (+54 заказано, 20 опцион) |
|||
Количество пунктов назначения |
125 |
|||
Штаб-квартира | ||||
Руководитель |
Нарука Нисимацу (президент и CEO) |
|||
Сайт: jal.com |
Japan Airlines Corporation (9205) или JAL — национальная авиакомпания и флагманский перевозчик Японии.[1] Одна из крупнейших авиакомпаний Азии, член альянса Oneworld.[2] Базируется в токийских аэропортах Нарита (международные рейсы) и Ханэда (внутренние рейсы), Japan Airlines осуществляет регулярные международные и внутренние перевозки в 125 аэропортов по всему миру.
Japan Airlines была создана 1 октября 1953 года, когда правительство Японии приняло решение о создании государственной авиакомпании.[3] В 1954 году новосозданная авиакомпания совершила первый международный и в то же время трансокеанский рейс в США. Авиакомпания была полностью приватизирована в 1987 году. В 2002 году Japan Airlines слилась с Japan Air System, в то время третьим по величине авиаперевозчиком страны. В 2008 году Japan Airlines перевезла 50 млн пассажиров[4] Japan Airlines прошла аудит безопасности IATA.[5]
Во флоте флагманского перевозчика Японии представлены дальнемагистральные самолёты Boeing 747, 767 и 777 и самолёты производства Airbus, Boeing и McDonnell Douglas на ближнемагистральных рейсах. Грузовое подразделение авиакомпании, JAL Cargo, использует грузовые самолёты производства Boeing. JALways, туристическое подразделение авиакомпании, осуществляет рейсы в Полинезию и Юго-восточную Азию. У Japan Airlines 6 подразделений, выполняющих внутренние рейсы: Hokkaido Air System, JAL Express, J-Air, Japan Air Commuter, Japan Transocean Air и Ryukyu Air Commuter, которые выполняют рейсы во второстепенные аэропорты[6]
Содержание |
Japan Air Lines Co., Ltd. была создана в августе 1951 года, когда правительство Японии осознало необходимость создания собственной авиатранспортной системы для восстановления страны после Второй мировой войны. 25 октября на трёх самолётах Martin 2-0-2, принадлежавших Northwest Airlines, с американскими экипажами Japan Air Lines начала осуществлять внутренние рейсы между Токио и другими городами.[7] 1 августа 1953 года парламент Японии принял Акт о Japan Air Lines Company (яп. 日本航空株式会社法 Нихон ко:ку: кабусикигайся хо: ), которым создавалась новая государственная авиакомпания Japan Air Lines, которая с 1 октября принимала все активы и обязательства своей частной предшественницы. Её первый самолёт, DC-3, получивший имя «Кинсэй», был взят в аренду у Philippine Airlines. В 1950-е Japan Air Lines кроме 2-0-2 использовала Douglas DC-3, Douglas DC-4, Douglas DC-6 и Douglas DC-7.
2 февраля 1954 года самолёт Japan Air Lines совершил первый международный рейс, совершив полёт из Токио в Сан-Франциско.[3] Полёт был осуществлён на DC-6B с промежуточными посадками на атолле Уэйк и в Гонолулу, билет в одну сторону стоил $650, рейс осуществлялся два раза в неделю. В 1960 году Japan Air Lines получила первый реактивный самолёт, Douglas DC-8.[3] Вскоре после этого было принято решение о использовании во флоте компании только реактивных самолётов. В это десятилетие было открыто много международных рейсов.[3]
Согласно системе 45/47 (яп. 45/47体制 ёнго-ённана тайсэй ), также известной как «конституция авиации», утверждённой японским парламентом в 1972 году, JAL получил статус флагманского перевозчика на международных рейсах, а на внутренних рейсах должен был конкурировать с All Nippon Airways. В этот период JAL приобрёл Boeing 747, Boeing 727 и DC-10 производства McDonnell Douglas для обеспечения возрастающего спроса на международные авиаперевозки.[3] В 1980-х самолёты Japan Airlines совершали специальные рейсы для принца и принцессы Японии, папы Иоанна Павла II, японских премьер-министров (до появления самолёта «Japanese Air Force One» в 1990-х JAL совершала все официальные чартеры для должностных лиц государства). В это десятилетие JAL приобрёл новые Boeing 767 и вывел из эксплуатации DC-8 и 727.
В 1965 году более половины доходов JAL приносили транстихоокеанские рейсы в США, и JAL прилагала усилия для получения возможности совершать также трансатлантические рейсы на восточное побережье США.[8] В 1978 году JAL начала осуществлять рейсы в Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, в Бразилию через Анкоридж и Сан-Хуан; а в 1980-х промежуточной остановкой стал Лос-Анджелес,[9] и далее в Международный аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке.[9]
В Японии вопрос дерегулирования авиаперевозок рассматривался с конца 1970-х, в результате в 1985 была принята так называемая «система 45/47». В 1987 году Japan Airlines была полностью приватизирована, и две другие авиакомпании Японии, All Nippon Airways и Japan Air System, получили возможность свободно конкурировать с JAL на внутренних и международных маршрутах.[3] Усиление конкуренции привело к изменениям в корпоративной структуре Japan Airlines; авиакомпания была реорганизована в три подразделения: международные пассажирские перевозки, внутренние пассажирские перевозки и грузоперевозки (включая почту).[3]
Japan Airline в 1990-е годы проводила эвакуацию японских граждан из Ирака до начала войны в Персидском заливе. В 1992 году было создано чартерное подразделение Japan Air Charter. В 1997 было подписано соглашение с The Walt Disney Company, по которому Japan Airlines стала официальной авиакомпанией Токийского Диснейленда. В этом же году была создана JAL Express, флот которой составили Boeing 737. В 1990-х авиакомпания столкнулась с проблемами, которые были связаны с экономическим спадом в США, Великобритании и самой Японии.[3] С 1986 года авиакомпания каждый год получала прибыль, однако 1992 были зафиксированы убытки. Снижение затрат, создание лоу-кост подразделения JAL Express и передача туристического потока JALways (наследнику Japan Air Charter) помогли компании выйти на прибыльную деятельность в 1999.[3]
В 1997 году авиакомпания перевезла японского премьер-министра в Перу на переговоры с организацией имени Тупака Амару. В 1990 году Japan Airlines разместили заказы на Boeing 777. Japan Airlines была одной из восьми компаний, которые принимали непосредственное участие в разработке концепции Boeing 777.[10]
В 2001 Japan Air System и Japan Airlines объявили о слиянии. 2 октября 2002 была создана новая холдинговая компания, получившая название Japan Airlines System (яп. 日本航空システム Нихон ко:ку: сисутэму ), которая стала ядром JAL Group. Были изменены ливреи самолётов JAL Group. После слияния авиакомпания вышла на 6-е место в мире по пассажирским перевозкам,[11] и на 3-е место по выручке.
1 апреля 2004 года JAL изменила название на Japan Airlines International, а JAS — на Japan Airlines Domestic.[12] Рейсы JAS стали осуществляться под кодами JAL, стойки регистрации JAS были окрашены в стиле JAL, самолёты JAS также получили новую ливрею. 26 июня 2004 года родительская компания Japan Airlines System wбыла переименована в Japan Airlines Corporation.
После слияния обе авиакомпании используют торговую марку JAL: International (яп. 日本航空インターナショナル Нихон ко:ку: инта:насёнару ) и Japan Airlines Domestic (яп. 日本航空ジャパン Нихон ко:ку: дзяпан ). Japan Airlines Domestic имеет маршрутную сеть внутри Японии, а JAL International осуществляет главным образом международные рейсы. 1 октября 2006 года Japan Airlines International и Japan Airlines Domestic стали использовать единственную торговую марку — Japan Airlines International.
1 апреля 2007 Japan Airlines вступила в альянс Oneworld.
1 апреля 2008 года JAL официально присоединила своё подразделение Japan Asia Airways (JAA) к главной авиакомпании Japan Airlines. JAA осуществляла рейсы исключительно на Тайвань с 1975 по 2008 годы, что было связано со сложными политическими отношениями между Тайванем и материковым Китаем .[13]
19 января 2010 года Совет директоров JAL на своем заседании принял решение подать в Токийский окружной суд заявление о применении к ней закона о возрождении компаний. Фактически это означает банкротство с последующей реструктуризацией.[14]
Japan Airlines выполняет рейсы в Азию, обе Америки, Европу и Океанию. Основными хабами JAL являются аэропорты Токио-Нарита, Токио-Ханэда, Кансай и Осака. JAL и авиакомпании JAL Group имеют большую внутреннюю маршрутную сеть и кодшеринговые соглашения, которые охватывают 61 назначений по всей Японии.[6]
В последние года JAL сокращает рейсы во многие вторичные аэропорты на разных континентах, предпочитая кодшеринговые соглашения с партнёрами по альянсу Oneworld и другими авиакомпаниями. В 1980-е JAL совершала рейсы на Средний Восток, в том числе в Каир, Бахрейн, Кувейт, Абу-Даби, однако эти направления были закрыты. JAL остаётся одной из пяти азиатских авиакомпаний, совершающих рейсы в Латинскую Америку, включая регулярные рейсы в Мехико (через Ванкувер) и Сан-Пауло (через Нью-Йорк).
Флот Japan Airlines по состоянию на сентябрь 2011 года
Тип | Итого | Заказано | Опцион | Пассажиров (Первый/Бизнес/Премиум-Эконом/Эконом) |
Маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Boeing 737—300 | 11 | 165 (-/20/-/145) | Внутренние и международные рейсы | 2 планировалось вывести из эксплуатации в конце 2008 года[15] | ||
Boeing 767—300 | 18 | 261 (-/42/219) 232 (-/30/202) |
Внутренние и международные рейсы | 2 планировалось вывести из эксплуатации в конце 2008 года[15] | ||
Boeing 767-300ER | 28 | 4 | 237 (-/30/207) | Международные рейсы | Все-лизинг | |
Boeing 777—200 | 15 | Три класса 375 (14/82/279) Два класса 397 (-/88/309) Бывшие JAS 380 (-/50/330) |
Внутренние рейсы | |||
Boeing 777-200ER | 11 | 302 (-/63/239)
268 (-/56/212) |
Международные рейсы | Все-лизинг | ||
Boeing 777—300 | 7 | Два класса 500 (-/78/422) |
Внутренние и международные рейсы | Все-лизинг | ||
Boeing 777-300ER | 15 | Четыре класса 272 (9/63/44/156) 246 (8/77/46/115) Три класса 292 (9/63/220) |
Международные рейсы Премиум Эконом (W73) из Нарита в Лондон, Париж, Франкфурт Первый/Бизнес/Премиум Эконом (W82) из Нарита в Нью-Йорк, Сан-Франциско |
Стартовый покупатель | ||
Boeing 787-8 | 35 | 20[16] | Международные рейсы | Заказаны в 2005 | ||
McDonnell Douglas MD-90-30 | 16 | 150 (-/18/132) | Внутренние рейсы |
Бизнес-класс носит название «Class J» на внутренних рейсах и «Executive Class» на международных.
В рамках реструктуризации с начала 2010 года, несколько десятков самолетов выведены из эксплуатации или проданы, в том числе все пассажирские Боинги-747, несколько поколений которые были во флоте более 40 лет.
Флот грузовых самолётов JAL (по состоянию на январь 2009):[17]
Тип | Итого | Грузоподъёмность | Маршруты | Примечания |
---|---|---|---|---|
Boeing 747-400F | 8 (6F+2BCF) | 110 тонн / 100 000 кг | Основные направления — США, Гонконг, Шанхай[18] | |
Boeing 747-200F | 6 | 90 тонн / 82000 кг | 3 планировалось вывести из эксплуатации в конце 2008 года[15] | |
Boeing 767-300F | 3 | 52 тонн / 47 000 кг | Китай, Юго-восточная Азия, Вьетнам |
Japan Airlines имеет кодшеринговые соглашения с компаниями — партнёрами по Oneworld, а также рядом других авиакомпаний:[6]
Oneworld |
Другие авиакомпании |
Члены альянса Oneworld | |
---|---|
Полноправные члены альянса |
Air Berlin • American Airlines • British Airways • Cathay Pacific • Finnair • Iberia Airlines • Japan Airlines • LAN • Qantas • Royal Jordanian • S7 Airlines |
Аффилированные члены альянса |
American Eagle Airlines • AmericanConnection • BA CityFlyer • Comair • Sun-Air • Dragonair • Iberia Regional • J-Air • JAL Express • Japan Transocean Air • LAN Argentina • LAN Ecuador • LAN Express • LAN Peru • MexicanaLink • MexicanaClick • Niki • JetConnect • QantasLink • Глобус |
Возможные будущие члены альянса | |
Бывшие члены альянса |
JAL.