Sierra № 3

02-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Sierra № 3

На съёмочной площадке (июль 1965 года)
Основные данные
Страна постройки

США США

Завод

Rogers Locomotive and Machine Works (англ.)

Год постройки

1891 год

Нумерация

Prescott & Arizona № 3,
Sierra № 3

Ширина колеи

1435 мм

Технические данные
Осевая формула

2-3-0

Служебный вес паровоза

100 000 фунтов (45 000 кг)

Сцепной вес

72 000 фунтов (33 000 кг)

Колёсная база паровоза

23 ф. 11 д. (7290 мм)

Сила тяги

17 470 фунтов (7920 кг)

Диаметр бегунковых колёс

26 ″ (660 мм)

Диаметр движущих колёс

56 ″ (1422 мм)

Давление пара в котле

150 фунт на кв. дюйм (1 03 МПа)
(изначально 160 фунт на кв. дюйм (1 10 МПа))

Число цилиндров

2 (снаружи)

Диаметр цилиндров

17 ″ (432 мм)

Ход поршня

24 ″ (610 мм)

Эксплуатация
Страна

США США

Дорога

Prescott and Arizona Central Railway
Sierra Railway (англ.)

 Изображения на Викискладе

Sierra № 3 (заводской номер — 4493) — американский паровоз Sierra Railroad (англ.) конца XIX века, принадлежащий национальному историческому парку «Рейлтаун 1897» (Джейстаун (англ.), штат Калифорния). Относится к типу 2-3-0 (амер. англ. 4-6-0 «Ten-wheeler») и был построен в 1891 году. Известен по прозвищу «Паровоз-кинозвезда» (англ. Movie Star Locomotive), так как являясь архетипическим паровозом рубежа XIX и XX веков активно использовался при съёмках фильмов и телесериалов, преимущественно жанра «Вестерн», снявшись таким образом примерно в сотне картин — больше, чем любой другой американский (да и в мире) паровоз. Знаменитый актёр Клинт Иствуд даже называл его «лучшим другом»[1].

В 1995 году Sierra № 3 был снят с эксплуатации по причине износа парового котла. Но благодаря поддержке общественности, включая и актёров Голливуда, паровоз прошёл капитально-восстановительный ремонт, а в 2010 году возвращён в строй[2][3].

Ранняя история

Prescott & Arizona № 3 (1897 год)

Паровоз был построен в 1891 году заводом Rogers Locomotive and Machine Works (англ.) (Патерсон, Нью-Джерси). 26 марта локомотиву присвоили заводской номер 4493, после чего продали американской Prescott & Arizona Central Railway (P&AC), где был зарегистрирован под номером № 3 и именем WN Kelley (в честь казначея компании). Но уже через два года, 1 июля 1893 года, Prescott & Arizona Central объявила себя банкротом, а вскоре её президент Томас С. Балок (англ. Thomas S. Bullock) переехал из Аризоны в Калифорнию, перевезя с собой и часть подвижного состава, включая паровоз № 3. Там ему удаётся заручиться поддержкой принца Эндрэ Понятовски польск. André Poniatowski и банкира Генри Уильяма Крокера (англ.), а 4 ноября 1986 года Балок и Понятовски заключили соглашение о создании железнодорожной компании Sierra Pacific Railway Company (Sierra Ry), занимающуюся перевозками древесины из Окдейла (англ.) в соседние округа. В апреле 1897 года локомотив № 3 своим ходом прибыл в Окдейл, а 1 июня был выкуплен дорогой за $ 2800, став таким образом Sierra № 3, после чего с 10 июня начал водить пассажирские поезда между Окдейлом и Куперстауном[4].

12, либо 13 июля локомотив попал в происшествие, когда к востоку от Куперстауна сошёл с рельсов и был повреждён, но затем до 16 июля его восстановили. С октября по ноябрь 1987 года паровоз вновь снимают с линии, на сей раз из-за ремонта котлового оборудования, который был выполнен проведено в Сакраменто. 19 февраля 1898 года паровоз попадает ещё в одну катастрофу, когда в Куперстауне из-за ошибки стрелочника-китайца сошёл с рельсов и перевернувшись упал с насыпи. Погиб проводник Уильям Г. Бэйли (англ. William G. Bailey), который по неподтверждённым данным являлся двоюродным братом основателя компании Томаса Балока. Сам локомотив прошёл ремонт стоимостью $ 500 и вернулся к эксплуатации. Следующий сход на стрелочном переводе произошёл в 1904 году, но на сей раз обошлось без человеческих жертв. однако в том же 1904 году произошло крушение в составе строительного поезда, при этом погиб машинист. В 1901 году согласно отчёту компании весь подвижной парк дороги был оборудован автосцепкой Джаннея. В мае 1905 года, по данным главного инженера, приобретение нового паровоза обошлось бы дороге в $ 4500—5000, что куда дороже проведения текущего ремонта уже действующих, поэтому с сентября по ноябрь 1905 года № 3 прошёл текущий ремонт. В феврале—марте 1908 года этот паровоз перевели на грузовые перевозки[4].

Последствия происшествия 1918 года

В марте 1914 года Sierra № 3 прошёл капитальный ремонт, а с 28 сентября 1915 года начал эксплуатироваться как толкач, заменив Sierra № 2 типа 0-3-0, тогда как его самого в грузовых перевозках заменил Sierra № 18 типа 1-4-0. В июне 1916 года из-за уже недостаточного сцепного веса был переведён из грузовых перевозок обратно в пассажирские. 25 ноября 1918 года паровоз попадает в одно из самых серьёзных происшествий, когда под пассажирским поездом он сошёл с рельсов близ Сангинетти и перевернулся. В происшествии были ранены два человека, но никто не погиб, однако у паровоза оказалась разрушена будка. В феврале 1919 года был произведён ремонт стоимостью $ 504,43 в ходе которого на паровоз была поставлена будка от уж списанного паровоза дороги Southern Pacific[4].

Известно, что 26 мая 1919 года фирменный поезд дороги «Sierra Angels» был зафрахтован для съёмок в эпизоде сериала Красные перчатки (англ.), одну из главных ролей в котором сыграл Патрик О’Мелли. Не удалось определить точно, какой локомотив был у этого поезда, поэтому есть вероятность, что им был № 3. Первым же фильмом в котором точно снимался № 3 стал Террор 1920 года с Томом Миксом и Франселией Биллингтон в главных ролях. В мае 1929 году паровоз уже снимается в фильме Виргинец (в главных ролях Гэри Купер и Уолтер Хьюстон) — первом в истории фильме, озвучка которого осуществлялась прямо на съёмочной площадке. В апреле следующего года локомотив под названием «Southern States № 8» снимается ещё одном вестерне — Техасец (в главных ролях Гэри Купер и Фэй Рэй)[4].

В мае 1932 года в разгар Великой депрессии Sierra Ry объявила о своём банкротстве, а её локомотивы встали «под забор». 31 мая 1937 года Sierra Railroad Company была преобразована в Sierra Railway (англ.), тем самым закончив процедуру банкротства, но № 3 не вернулся к эксплуатации, продолжая оставаться «на приколе» ещё почти десяток лет. Паровоз чудом не был пущен на металлолом в период Второй мировой войны, прежде чем о нём вспомнили в 1946 году. В тот период шли съёмки фильма Дуэль под солнцем, а сцену с поездами намеревались снять на дороге Sierra, причём по ходу сюжета поезд терпел крушение. В декабре 1946 года создатели картины обратились к дороге с предложением отдать им этот уже неиспользуемый локомотив, чтобы затем разбить его. Но к счастью Главный инженер дороги Билл Тремеуэн (англ. Bill Tremewan) сумел убедит руководство дороги, что паровоз ещё можно восстановить и сдавать в аренду в качестве действующего локомотива. Тогда в январе 1947 года № 3 прошёл ремонт, в ходе которого были заменены дымогарные трубы и вкладыши. 30 мая 1948 года паровоз официально вернулся в эксплуатацию, а в октябре 1950 года снялся в фильме Вайомингская почта (англ.  Wyoming Mail)[4].

20 июля 1979 года локомотив был оценён в 175 тысяч долларов США, так как банк, который владел частью акций дороги принял решение продать его, но в тот раз сделка сорвалась. После урегулирования всех вопросов, 15 сентября 1981 года Sierra № 3 был выкуплен штатом Калифорния, после чего передан в национальный исторический парк Рейлтаун 1897[4].

В 1995 году Федеральное управление железнодорожного транспорта США (англ.) издало новые стандарты безопасности к паровым котлам. Sierra № 3, которому уже было более 100 лет, для соответствия этим стандартам должен был пройти крупный капитальный ремонт с фактически полной заменой котла, поэтому его сняли с эксплуатации и поставили на хранение.

Характеристики

Паровоз относится к типу 2-3-0, то есть с тремя движущими (тяговыми) осями, спереди которых установлены две бегунковые, для снижения нагрузки на рельсы. Паровая машина двухцилиндровая и, вероятно однократного расширения (диаметры обоих цилиндров одинаковы). Размеры паровой машины известны достаточно точно: диаметр цилиндров — 17 дюймов (430 мм), ход поршня — 24 дюйма (610 мм), максимальное рабочее давление пара в котле на момент выпуска — 160 фунт на кв. дюйм (1 10 МПа). Диаметр движущих колёс по разным источникам составлял 54—56 дюймов (1372—1422 мм), сцепной вес — 72—74 тысяч фунтов (33—34 тонны), общий вес — 100—117 тысяч фунтов (45—53 тонны). Жёсткая колёсная база локомотива (по крайним движущим осям) — 13 ф. 6 д. (4110 мм), полная — 23 ф. 11 д. (7290 мм). Четырёхосный тендер имел диаметр колёс 33 дюйма (840 мм), объём водяного бака составлял примерно 3400—3452 галлона (12—13 м²), объём ящика для топлива — 703—726 галлонов (2,6—2,7 м³). Вес полностью снаряжённого тендера по некоторым данным составлял 63 556 фунтов (28 829 кг)[4].

Изначально паровоз был рассчитан на отопление каменным углём, но к июню 1898 года дорога перевела все паровозы на отопление дровами. Затем в период с 1900 по 1902 года на дороге был выполнен ряд работ, в ходе которых все паровозы были переведены на отопление мазутом. 7 февраля 1908 года локомотив был оборудован прожектором на основе ацетиленовой горелки, которую в 1917 году сменила электрическая лампа. В 1911 году у паровоза были заменены цилиндры паровой машины взамен изношенных. Новые цилиндры дорога сперва намеревалась заказать 21 октября на Baldwin Locomotive Works, но через 5 дней перепоручила заказ другой компании — ALCO[4]. В 1947 году в ходе восстановления паровоза максимальное давление пара по техническому состоянию котла было снижено до 150 фунт на кв. дюйм (1 03 МПа).

Фильмография

Поезд «Жюль Верн» из фильма Назад в будущее 3, созданный на основе конструкции Sierra № 3

Паровоз в XXI веке

См. также

Паровозы-киноактёры

Примечания

  1. RAILTOWN 1897 STATE HISTORIC PARK: TRIP #13 OF 70 (англ.). State Park Closures Trip (24 November 2011). Проверено 13 марта 2015.
  2. "Movie Star" Locomotive Sierra No. 3 Receives a Facelift (англ.). Railtown 1897 State Historic Park (2 December 2012). Проверено 12 марта 2015.
  3. Sierra No. 3 Steam Locomotive (англ.). California State Parks. Проверено 12 марта 2015.
  4. ↑ Detailed History of the Sierra #3 (англ.). Railtown 1897 State Historic Park (23 July 2009). Проверено 12 марта 2015.

Sierra № 3.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47