19-10-2023
The Mothers of Invention | |
Участники группы The Mothers of Invention в 2000 году |
|
Основная информация | |
---|---|
Жанр |
блюз-рок (1964-1966), экспериментальный рок, прогрессивный рок, психоделический рок, конкретная музыка, джаз-фьюжн, прото-панк, альтернативный рок |
Годы |
1964-1969; 1970-1971; 1973-1976 |
Страна | |
Другое название |
The Soul Giants, Mothers, The Muthers, The Mothers |
Лейбл | |
Бывшие участники |
Фрэнк Заппа |
Другие проекты |
Canned Heat |
The Mothers of Invention — американская рок-группа из Калифорнии под руководством Фрэнка Заппы.
Работы группы характеризуются использованием необычных звуковых эффектов, причудливыми обложками альбомов, а также высоким уровнем исполнительского мастерства на концертах. Состав группы никогда не был стабильным и часто менялся. Единственным постоянным участником на протяжении всего периода существования группы являлся Фрэнк Заппа.
Группа сформирована из музыкантов ритм-н-блюзового коллектива The Soul Giants, в состав которого входили Рэй Коллинз, Дэвид Коронадо, Рэй Хант, Рой Эстрада и Джимми Карл Блэк (англ.). Рэй Коллинз, вокалист коллектива, в 1965 году предложил Заппе войти в его состав группы вместо конфликтовавшего с ним гитариста. Заппа настоял на том, чтобы группа исполняла его песни и сменила название на The Mothers и фактически возглавил группу. Под его руководством группа подписала контракт с Verve Records и выпустила дебютный альбом Freak Out! (1966). На тот момент в состав входило пятеро участников: Заппа, Коллинз (до 1968 года несколько раз покидал и несколько раз возвращался в коллектив), Блэк, Эстрада и Эллиот Ингбер.
Под руководством Заппы в первые годы группа выпустила несколько альбомов, ставших известными, в том числе Absolutely Free, We’re Only in It for the Money и Uncle Meat. В 1969 году группа распалась. В 1970 году Заппа сформировал новый состав группы, в который вошли Иэн Андервуд (англ.), Джефф Симмонс (англ.), Джордж Дюк (англ.), Эйнсли Данбар, а также вокальный дуэт в составе Марка Фольмана (англ.) и Говарда Кейлана (англ.) (The Turtles, Flo & Eddie (англ.), под последним названием дуэт значился на альбомах The Mothers). Позже к составу добавился ещё один бывший участник The Turtles, басист Джим Понс (англ.). Этот состав просуществовал до конца 1971 года, когда Заппа в результате падения в оркестровую яму почти на год оказался прикованным к инвалидной коляске.
Во время восстановления от полученной травмы Заппа сосредоточился на биг-бэндах и оркестровой музыке. Последний состав The Mothers Заппа сформировал в 1973 году, в него вошли Ральф Хамфри, Сал Маркес, Наполеон Мёрфи Брок, Джордж Дьюк, Том и Брюс Фаулеры, Рут и Йэн Андервуды. Последний альбом группы Bongo Fury (англ.) был выпущен в 1975 году, в записи альбома также участвовали Капитан Бифхарт, гитарист Денни Уолли и барабанщик Терри Боззио. Последние два музыканта продолжили играть вместе с Фрэнком Заппой, когда тот стал независимым музыкантом.
Содержание |
Группа The Soul Giants образовалась в 1964 году в результате встречи в ломбарде двух её основателей: басиста Роя Эстрады и барабанщика Джимми Карла Блэка, продававшего свои тарелки от ударной установки, чтобы раздобыть себе денег на жизнь[1]. К ним примкнули Дэйв Коронадо (саксофон) и Рэй Хант (гитара). Первоначально коллектив играл кавера на ритм-энд-блюзовые стандарты.Когда они прослушивались в клубе,чтобы устроиться работать ресторанной группой, владелец клуба настоял чтобы они наняли Рэя Коллинза (работавшего тогда плотником) в качестве основного вокалиста если они хотят получить работу [2].Вскоре между Коллинзом и Хантом возникли конфликты, закончавшиеся увольнением Рэя Ханта. Тогда Рэй Коллинз был вынужден обратиться к Фрэнку Заппе с просьбой присоединиться к группе вместо предыдущего гитариста, конфликтовавшего с Коллинзом[3]. Заппа согласился и вскоре стал лидером группы, а также её бэк-вокалистом (хотя никогда он не считал себя певцом)[4]. В первый состав группы вошли: гитарист и бэк-вокалист Фрэнк Заппа, вокалист Рэй Коллинз, бас-гитарист Рой Эстрада, ударник Джимми Карл Блэк и саксофонист Дэвид «Дэйв» Коронадо. Заппа убедил коллектив, что для получения контракта на звукозаписывающем лейбле нужно играть его музыку[5]. Группа была переименована сначала в Сaptain glasspack & his magic mufflers[6], а затем в The Mothers по аллюзии с праздником Дня матери[7]. На место выбывшего саксофониста Дэвида Коронадо пришла фолк-гитаристка и певица Элис Стюарт, которую потом заменил блюзовый гитарист Генри Вестайн (в дальнейшем прославился в группе Canned Heat). После того как началось сотрудничество с менеджером Коэн, Херб (англ.) группа привлекла к себе внимание со стороны расцветающей андеграундной сцены Лос-Анджелеса и увеличились доходы с концертов[8]. В начале 1966 года группа, игравшая песню Trouble Every Day, посвящённую расовым беспорядкам в Уоттсе (англ.), была замечена продюсером Томом Уилсоном (англ.)[9] (известным как продюсер Боба Дилана и Simon and Garfunkel и редким в те времена афроамериканцем, работавшим на крупном звукозаписывающем лейбле)[9].
Благодаря Уилсону The Mothers подписали контракт с Verve Records, подразделением MGM Records (англ.), получившая известность в музыкальной индустрии за релизы современных джазовых пластинок 1940-х — 1950-х годов, адаптируя музыку для поп- и рок-аудитории[9]. Компания настаивала, чтобы группа официально поменяла название, так как слово mother на сленге являлось сокращением от motherfucker, означавшего «ублюдок» (это слово также могло обозначать очень опытного музыканта[10]). Лейбл предложил название The Mothers Auxiliary, Заппа придумал окончательное название — The Mothers of Invention. Генри Вестайна сменили недолго побывавшие в группе два гитариста Стив Манн и Джеймс Гарсио, которые затем уступили место Эллиоту Ингберу.
«Motherly Love» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Вместе с Уилсоном (англ.) группа при участии студийного оркестра в 1966 году записала новаторский альбом Freak Out!. Эта пластинка стала вторым в истории рока двойным альбомом (после Blonde on Blonde Боба Дилана)[11]. Данный альбом представлял собой смесь ритм-н-блюза, ду-вопа, конкретной и экспериментальной музыки, завоевав «наркотическую» аудиторию Лос-Анджелеса того времени[12]. Также на данном альбоме присутствовали элементы протопанка и раннего альтернативного рока. Заппа был недоволен результатами записи, в интервью конца 1960-х годов (включённом в посмертный альбом MOFO Project/Object) он отмечал, что последняя композиция «Return of the Son of Monster Magnett» должна была стать ключевым треком и предполагалась более концептуальной, но фирма звукозаписи не дала завершить работу[13]. Тем не менее, благодаря альбому Заппу отметили как «новый голос в рок-музыке» и как «противоядие жестокой потребительской культуре Америки»[13]. Несмотря на сырой звук, альбом содержал довольно сложные аранжировки, во время записи альбома некоторые сессионные музыканты были удивлены тем, что Заппа требовал от них читать ноты с листа, чего обычно не требовалось при работе над стандартными рок-записями[14]. Тексты песен альбома отмечены как нонконформистские, написанные с пренебрежением к авторитетам и несущие дадаистские элементы[15]. Тем не менее, в этом альбоме нашлось место, казалось бы, обычным песням о любви[15]. Большинство композиций альбома написаны Заппой[16], в процессе записи он полностью контролировал работу над аранжировками и музыкальными решениями, сделав большое количество наложений[16]. Уилсон, пользуясь своими связями в музыкальной индустрии обеспечивал финансирование создания альбома[16]. После выхода альбома к квинтету присоединился Билл Манди в качестве второго барабанщика, а осенью 1966 года состав группы кардинально поменялся: ушёл Эллиот Ингбер, чтобы создать свой проект The Fraternity of Man. На концертах временно были задействованы клавишник Ван Дайк и гитарист Дел Качер[6], а затем Заппа пригласил на постоянной основе следующих музыкантов: Дон Престон (клавишные), Банк Гарднер (деревянные духовые инструменты), гитарист Джим Филдер (вскоре ушёл в Buffalo Springfield).
В 1967 году Уилсон спродюсировал второй альбом группы под названием Absolutely Free, который был записан в ноябре 1966 года, а сведён в Нью-Йорке, большую часть записи контролировал Заппа[17]. Этот альбом продемонстрировал широкие исполнительские возможности The Mothers of Invention, отмечен резкими сменами ритма в песнях, сплавом музыкальных жанров, характерным для стиля Фрэнка Заппы[17]. В текстах песен Plastic People и Brown Shoes Don’t Make It высмеиваются лицемерие и конформизм американского общества, а также эстетика контркультуры 1960-х (англ.)[18]. По поводу альбома Заппа выразился так: «Мы сатирики, пришедшие всё высмеивать»[19].
В конце 1966 года в Нью-Йорке прошло первое выступление The Mothers of Invention, а в 1967 году во время Пасхи был заключён контракт, согласно которому группа выступила в Garrick Theater (англ.) в Нью-Йорке[20]. Выступление оказалось успешным, и Херб Коэн продлил тур, который в итоге растянулся на полгода[20], результате вся группа The Mothers of Invention вместе с Заппой и его женой переехали в Нью-Йорк[20]. Выступления группы сочетали строгость исполнения (Заппа управлял исполнением дирижёрскими жестами) с индивидуальными ипровизациями участников группы[21]. В выступлениях часто принимали участие приглашённые музыканты, на сцену регулярно приглашались зрители[22], например, на одном из выступлений Заппа выманил на сцену нескольких американских морских пехотинцев, обзывая выставленную большую куклу прозвищем «гук», пехотинцы прямо на сцене куклу разорвали[22].
Находясь всё время в Нью-Йорке (с перерывом только на один европейский тур), группа записала альбом We’re Only in It for the Money, оцениваемый как лучший в творчестве группы 1960-х годов[23]. Альбом был практически целиком спродюсирован Заппой, Уилсон выполнял лишь административные функции[24]. С этого времени Заппа начал продюсировать все альбомы группы (а также свои собственные)[24]. При записи альбома использовано множество изобретательских приёмов, какие только были известны в поп-музыке того времени[24], тексты песен пронизаны едкой сатирой на субкультуру хиппи и идеологию «власти цветов» (англ.)[24]. Обложка альбома, созданная Кэлом Шенкелем (англ.) пародировала альбом The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band[25]. Тем временем к группе присоединились саксофонист Джеймс «Моторхэд» Шервуд и мультиинструменталист Йен Андервуд.
Отражая эклектичный подход Заппы к музыке, следующий альбом, выпущенный в 1968 году под названием Cruising with Ruben & the Jets, сильно отличался от своих предшественников: это был сборник пародийных ду-воп-песен, Заппа отмечал, что альбом был задуман как отсылка к неоклассическому творчеству Стравинского: «Если он смог принять формы и клише классической музыки и извратить их, так почему бы мне не сделать то же самое с ду-вопом пятидесятых годов?»[26]. На одной из песен альбома прослеживается тема балета «Весна священная»[26].
В Нью-Йорке Заппа чаще стал пользоваться монтажом плёнки в качестве инструмента при сочинении песен[27]. Ярким образцом подобной техники является двойной альбом Uncle Meat, где в композицию King Kong были вмонтированы различные записи студийных и «живых» выступлений[28]. Заппа начал регулярно записывать свои концерты, и за счёт настройки своего музыкального инструмента и точной синхронизации ему удалось увеличить свою производительность в студии[29]. Позднее, Фрэнк начал объединять записи различных композиций в новые части, независимо от темпа или метров[30]. Фрэнк назвал этот процесс «ксенохронией» (чужеродной синхронизацией)[29]. Название «ксенохрония» является сочетанием двух греческих слов: ксено- «чужеродный» или «незнакомый» и хроно- «время»[29]. Фрэнк также развил композиционный подход, назвав его «концептуальной целостностью», означавшей, что любая композиция или альбом становились частью более крупного проекта[31][27]. Концептуальные ключи целостности композиций проявлялись в течение всего творчества Фрэнка Заппы.
В конце 60-х годов Заппа продолжил развивать деловые стороны своей карьеры. Он и Херб Коэн основали фирмы Bizarre и Straight Records, являвшиеся подразделениями Warner Brothers Records, которые должны были помочь финансированию проектов и повысить творческий контроль[32]. Заппа стал продюсером двойного альбома Капитана Бифхарта Trout Mask Replica и пластинок Элиса Купера, Вайлд Мэна Фишера и группы The GTOs, а также последнего концерта Ленни Брюса[32].
«Willie The Pimp» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
После выпуска альбома Cruising with Ruben & the Jets Фрэнк Заппа и его группа вернулись в Лос-Анджелес летом 1968 года. Несмотря на успех среди европейских поклонников, финансовые дела группы шли не очень хорошо[33]. Первые записи группы ориентировались на вокальную музыку, однако после написания композиций в жанрах инструментальный джаз и классическая музыка зрители окончательно запутались в направлении группы[34][35]. Заппа почувствовал, что зрители не оценили его «электрическую камерную музыку»[35][34].
К 1969 году в группе было девять членов, которых Заппа поддерживал за счёт своих гонораров, независимо от того выступала ли они или нет[33]. За это время вновь произошла смена состава: на место Билла Манди, ушедшего в свою собственную группу и подписавшего контракт с Elektra Rhinoceros, пришли перкуссионист Арт Трипп, гитарист Лоуэлл Джордж(покинул группу незадолго до роспуска) и трубач Базз Гарднер (брат Банка Гарднера)[33]. Также в 1969 году у Фрэнка возник конфликт с MGM Records, результатом которого стало расторжение контракта и подписание нового с Reprise Records, где могли бы издаваться записи Фрэнка и The Mothers of Invention[34]. В конце 1969 года группа The Mothers of Invention распалась[34]. В качестве основной причины распада Фрэнк часто ссылался на финансовые трудностями, а также на отсутствие у участников группы больших творческих усилий[36][37]. Многие члены группы были обижены на решение Заппы, а некоторые из них восприняли это как «музыкальное совершенствование Заппы за счёт человеческих чувств»[34]. Другие же были недовольны его «диктатурой», ссылаясь на тот факт, что Фрэнк никогда не находился в том же отеле, что и участники группы[16][38]. Оставшиеся записи группы были выпущены в виде двух сборников под названиями Weasels Ripped My Flesh и Burnt Weeny Sandwich (оба выпущены в 1970 году)[16].
После того, как группа The Mothers of Invention была распущена, в 1969 году Фрэнк выпустил самый известный сольный альбом под названием Hot Rats[39][40]. Этот диск впервые содержал продолжительные партии соло — гитары, а также одну из самых устойчивых композиций под названием Peaches en Regalia, которая несколько раз появлялась на альбомах Заппы[41]. Во время записи участвовали многие известные музыканты, работавшие в таких жанрах, как джаз, блюз и ритм-н-блюз, в том числе скрипач Дон «Sugarcane» Харрис, барабанщики Джон Герин и Пол Хамфри, мультиинструменталист и бывший член группы The Mothers of Invention Иан Андервуд, бас-гитарист Шегги Отис, а также Капитан Бифхарт, вокал которого был записан для единственной песни Willie the Pimp[41]. Эта пластинка стала очень популярным альбомом в Англии[42] и оказала большое влияние на развитие джаз-фьюжн[41][40].
В 1970 году Заппа познакомился с дирижёром Зубином Мета[42]. В мае 1970 года они организовали концерт, где Мета был дирижёром Лос-Анджелесского филармонического оркестра для рок-группы Фрэнка Заппы[42]. По мнению Фрэнка, большая часть музыкального материала была написана в отелях во время тура с группой The Mothers of Invention[42]. Несколько композиций позже фигурировали в фильме 200 Motels[42]. Несмотря на то, что концерт прошёл с успехом, Фрэнк не был доволен работой симфонического оркестра[26]. Недовольство работой оркестра было постоянной проблемой на протяжении всей карьеры Заппы[26]. Фрэнк зачастую считал, что качество исполнения его материала, предоставленного оркестру, не было соразмерено с денежными затратами, которые он расходовал на оркестровые концерты и записи[43].
В 1970 году Заппа сформировал новый состав The Mothers (вторая часть названия группы с момента возрождения часто опускалась), в который вошли барабанщик Эйнсли Данбар, клавишник Джордж Дюк, мультиинструменталист Иан Андервуд, бас-гитарист и ритм-гитарист Джефф Симмонс, а также три участника группы The Turtles: бас-гитарист Джим Понс, а также вокалисты Марк Вольман и Говард Кейлан, которые из-за постоянных юридических и контрактных проблем, приняли сценическое имя The Phlorescent Leech и Eddie[44].
Этот состав The Mothers дебютировал на следующем сольном диске Заппы Chunga’s Revenge, который стал двойным альбомом к фильму 200 Motels[45]. В этом фильме участвовали группа The Mothers, Королевский филармонический оркестр, Ринго Старр, Теодор Байкель и Кит Мун[45]. Фильм, со-режиссёрами которого были Заппа и Тони Палмер, был снят за неделю на Pinewood Studios в пригороде Лондона[46]. Во время съёмок фильма была напряжённость в отношениях между Заппой, актёрами и членами группы The Mothers[46]. Основной идеей фильма была свободная жизнь рок-музыкантов в дороге[47]. Эта картина стала первым сфотографированным фильмом, который был вставлен в видеокассету с 35 миллиметровой плёнкой, позволив создать новые визуальные эффекты[48]. Фильм получил различные отзывы критиков[49]. Несмотря на то, что музыка к фильму в значительной степени была оркестровой, недовольство Заппы с миром классической музыки только усилилось, когда концерт, запланированный в Роял Альберт-холле после съёмок, был отменен из-за обнаруженных в некоторых текстах песен непристойных выражений[50]. В 1975 году Заппа проиграл судебный процесс против Роял Альберт-холла из-за нарушения договора[50].
После фильма 200 Motels группа отправилась в тур, результатом которого стали два концертных альбома: Fillmore East — June 1971 и Just Another Band From L.A.. Последний альбом включает в себя двадцатиминутную композицию Billy the Mountain, которая была сатирой на рок-оперу, устроенную в Южной Калифорнии[32]. Эта композиция представляла собой театральное представление группы, эскизы песен которого были использованы для основы фильма 200 Motels, а также новые сцены, зачастую изображавшие сексуальные контакты членов группы The Mothers во время переездов[32] .
В 1971 году происходит смена состава группы: место ушедшего бас-гитариста Джеффа Симмонса окончательно занимает бывший член группы The Turtles Джим Понс, а на место клавишника Джорджа Дюка сначала приходит Боб Харрис, а затем органист из оригинального состава The Mothers Дон Престон[51]. В таком составе группа просуществовала до декабря 1971 года, когда произошло два происшествия, которые оказали серьёзное влияние на дальнейшую творческую деятельность Фрэнка Заппы.
Во время выступления в Казино де Монтрё в Швейцарии произошёл пожар, в результате которого казино и аппаратура группы The Mothers были уничтожены[51]. Событие, увековеченное в песне Smoke On The Water группы Deep Purple, и его последствия можно услышать в песне на бутлеге Swiss Cheese/Fire, который был выпущенн как часть компиляции Beat the Boots II[51]. После недельного перерыва группа The Mothers выступила в лондонском Rainbow Theatre, арендовав музыкальную аппаратуру[51]. Во время выхода на бис один из поклонников столкнул Фрэнка Заппу со сцены на бетонированный пол оркестровой ямы[51]. Группа думала, что Заппа погиб, однако тот отделался серьёзными переломами, травмами головы, спины, ног и шеи, а также расщепление связок гортани, которая в конечном итоге стала причиной понижения голоса на большую терцию после лечения[51]. В результате этого несчастного случая Заппа находился в инвалидной коляске на протяжении более полугода[51].
«It just might be a one shot deal» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В 1971—1972 годов во время вынужденного гастрольного перерыва Заппа выпустил две джазовые сольные пластинки Waka/Jawaka и The Grand Wazoo, на запись которых были приглашены сессионные музыканты и бывшие участники The Mothers[52]. В музыкальном плане альбом был похож на Hot Rats[53]. Проведя в инвалидной коляске более полугода, Фрэнк вернулся на сцену в сентябре 1972 года[53]. В это время Заппа всё ещё носил скобу, что было заметно по его хромоте и невозможности долгое время стоять на сцене[53]. Первой попыткой возвращения на сцену стала серия концертов в сентябре 1972 года вместе с биг-бэндом под названием Grand Wazoo[53]. С октября по декабрь 1972 года прошли американские гастроли, во время которых Фрэнк Заппа выступал с уменьшенным составом Grand Wazoo, известным как Petit Wazoo[53]. Заппа отметил, что одна нога исцелилась «быстрее, чем другие части тела» (об этом позже упоминается в текстах песен Zomby Woof и Dancin' Fool), являясь следствием хронических болей в спине[51]. Тем временем The Mothers находились в неопределенности и в конце концов образовали ядро группы Flo & Eddie, с которой они отправились в своё турне[51].
После выпуска двух сольных джазовых альбомов Wakka/Jawakka и The Grand Wazoo Заппа начинает гастролировать с маленькими группами, в которых в разное время числились мультиинструменталист Иан Андервуд, перкуссионистка Рут Андервуд, трубач и вокалист Сэл Маркес, саксофонист и вокалист Наполеон Мерфи Брок, тромбонист Брюс Фаулер, бас-гитарист Том Фаулер, ударники Честер Томпсон и Ральф Хамфри, клавишник Джордж Дюк, а также скрипач Жан-Люк Понти.
Заппа продолжал поддерживать высокий уровень своих работ в первой половине 70-х годов. В 1974 году вышел сольный альбом Apostrophe ('), который достиг десятого места в чарте Billboard[54] за счёт сингла Don’t Eat The Yellow Snow[55]. Следующими альбомами этого периода стали Over-Nite Sensation, Roxy & Elsewhere и One Size Fits All, выпущенные, соответственно, в 1973, 1974 и 1975 годах[56]. Альбом Over-Nite Sensation содержит такие песни, как Dinah-Moe Humm и Montana, которые в будущем стали регулярно исполнятся на концертах Фрэнка Заппы[56]. Альбомы Roxy & Elsewhere и One Size Fits All содержат изменённые версии композиций, отличающиеся напряжённым исполнением крайне трудных джаз-фьюжн песен особенно в композициях Inca Roads, Echidna’s Arf (Of You) и Be-Bop Tango (Of the Old Jazzmen’s Church)[56]. Запись живого выступления 1974 года под названием You Can’t Do That on Stage Anymore, Vol. 2, выпущенная в 1988 году, показала «полное превосходство духа группы в 1973-75 годах»[56].
В 1975 году Заппа выпустил альбом Bongo Fury, который включал в себя концертные записи тура, во время которого Фрэнк воссоединился на короткий период времени с Капитаном Бифхартом[57]. Впоследствии они отдалились друг от друга на несколько лет, однако всегда поддерживали контакты друг с другом вплоть до смерти Фрэнка Заппы от рака простаты[58]. Bongo Fury стал последним альбомом группы The Mothers[58].
В 1993 году Заппа выпустил альбом под названием Ahead Of Their Time, на котором был записан материал оригинального состава группы The Mothers of Invention[58]. В 2008 году в Германии от рака лёгких скончался Джимми Карл Блэк[59]. 25 декабря 2011 от неизвестной болезни умер саксофонист Джеймс Шервуд[60]. В 2012 году бас-гитариста Роя Эстраду приговорили к 25 годам лишения свободы за растление несовершеннолетней[61].
The Mothers of Invention.