Ан-24Б

10-06-2023

Ан-24
Тип пассажирский самолёт
Разработчик АНТК им. О.К. Антонова
Производитель Киевский авиационный завод,
Иркутский авиазавод,
Улан-Удэнский авиационный завод
Первый полёт 20 октября 1959
Начало эксплуатации 1962
Статус эксплуатируется
Годы производства 19621979
Единиц произведено 1 367
(включая китайский Xian Y-7)
Варианты Ан-26
Ан-30
Ан-32
Ан-34
Xian Y-7
 Изображения на Викискладе

Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кока») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Дальность полёта: 3 000 км. Крейсерская скорость: 490 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких самолётов, более 300[1] эксплуатируются.

Содержание

История создания и развития

Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.

Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев-Херсон.

Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «АВИАНТ». Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.

Состояние

На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 207 самолётов этого типа, из них 121 эксплуатируется[источник не указан 539 дней].

Самолётом Ан-24 пользуется ФК «Мордовия».[2]

Военные эксплуатанты

Национальные военно-воздушные силы Анголы — 15 (3 Ан-32, 12 Ан-26)

Военно-воздушные силы Армении — 1 (Ан-32)

Военно-воздушные силы Азербайджана — 4 (Ан-24)

Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь — 6 (Ан-26)

Военно-воздушные силы Болгарии — 3 (Ан-26)

Камбоджа — 3 (Ан-24)

Республика Конго — 1 (Ан-24)

ВВС и ПВО Кубы — 7 (4 Ан-24, 3 Ан-26)

Военно-воздушные силы Египта — 3 (Ан-24)

Военно-воздушные силы Грузии — 2 (Ан-24)

Гвинея — 1 (Ан-24)

Экваториальная Гвинея — 1 (Ан-32)

Военно-воздушные силы Венгрии — 5 (Ан-26)

Йемен — 29 (3 Ан-24, 26 Ан-26)

Военно-воздушные силы Ирака — 3 (Ан-32)

Вооружённые силы Республики Казахстан — 5 (Ан-26)

Лаос — 3 (Ан-24)

Мали — 3 (2 Ан-24, 1 Ан-26)

Мозамбик — 8 (Ан-26)

Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики — 9 (Ан-24)

Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 10 (Ан-24)

Судан — 6 (5 Ан-24, 1 Ан-26)

Военно-воздушные силы Сирии — 4 (Ан-26)

Вооружённые силы Туркмении — 1 (Ан-26)

Воздушные силы Украины — 27 (3 Ан-24, 21 Ан-26, 3 Ан-30)

Узбекистан — 16 (1 Ан-24, 15 Ан-26)

Вьетнам — 60 (12 Ан-24, 48 Ан-26)

Аэродинамическая схема

Военная модификация Ан-24 румынских ВВС

Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом и однокилевым оперением.

Техническое описание

Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

Шасси самолёта — трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 2 550 л.с. Топливо размещается в 4-х мягких баках в центроплане.

Характеристики

В кабине пилотов
Sound_of_AN-24_airplane
Звук пролетающего АН-24
Помощь по воспроизведению

Источник данных: [3]

Технические характеристики


Лётные характеристики


Модификации

Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24
Ан-24РВ в аэропорту Талаги
  • Проектные решения[4]:
    • Ан-24АТ — военно-транспортный самолёт на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
    • Ан-24АТ-У — самолёт укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
    • Ан-24АТ-РД — самолёт на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
    • Ан-24Д — пассажирский вариант, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
    • Ан-24К — административный (служебный) самолёт, рассчитанный на 16-18 мест.
    • Ан-44 — транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в левом борту.
    • Ан-50 — с 4 ТРД АИ-25 (проект). Разработан в 1972 году.

Аварии и катастрофы

На 6 сентября 2011 года в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно 149 самолётов типа Ан-24, в которых в общей сложности погибло 2034 человека. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24.[5]. Одна из последних серьезных аварий с участием Ан-24 произошла 8 августа 2011 года в г. Благовещенске, где из-за грозы борт не дотянул до взлетно-посадочной полосы, приземлившись в 200 метрах от нее. В результате травмы различной степени тяжести получили 10 человек. У самолета отвалились крылья, серьезно поврежден фюзеляж. Восставновлению машина не подлежит.

Примечания

  1. AeroTransport Data Bank
  2. Самолет с футболистами «Мордовии» совершил вынужденную посадку в Уфе
  3. Ан-24
  4. Истории конструкций самолётов в СССР. 1951—1965 гг. — М.: Машиностроение, 2000
  5. Список потерянных самолётов (англ.)

Ссылки

  • Самолет Ан-24 аварийно приводнился на реку Обь. Есть жертвы (фото+видео)
  • Фотографии Ан-24Т с аэродрома Саки (Украина)
  • Список потерянных самолётов
  • An-26.com
  • КОНСТРУКЦИЯ И ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА Ан-26
  • АИ-24ВТ РУКОВОДСТВО по эксплуатации
  • РУ19А-300 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию

Литература

  • Беляев В. В., Ильин В. Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 212—215.
  • История конструкций самолётов в СССР 1951—1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 77-87.
  • Коряка В. Ан-24 и его «братья». // Крылья Родины. — 1980. — № 11. — С. 25-27.
  • Сафонов С. Негражданские варианты пассажирского лайнера: О самолёте Ан-24. // Крылья Родины. — 1999. — № 10. — С. 1-3.
  • Якубович Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 110—117.

Ан-24Б.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47