Богашёво (аэропорт)

27-09-2023

Международный аэропорт «Богашёво»
Здание аэровокзала
Код IATA: TOF — Код ICAO: УНТТ (UNTT)
Информация
Страна Россия
Регион Томская область
Тип гражданский
Эксплуатант ООО «Аэропорт ТОМСК»
Местонахождение посёлок Аэропорт
TOF
Базирующиеся авиакомпании Томск Авиа
Высота над уровнем моря +181 м
Координаты 56°23′ с. ш. 85°12′ в. д. / 56.383333° с. ш. 85.2° в. д. (G) (O)
TOF
Местное время UTC +7
Время работы 22.00—14.00 UTC
Веб-сайт www.tomskairport.ru
Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
02/20 2500х50 асфальтобетон,
цементобетон
Статистика (2011)
Пассажиро-
оборот (год)
386,5 тыс.
Грузо-
оборот (год)
2,1 тыс. тонн
Источники:[1][2]

Аэропорт «Богашё́во» — основной действующий международный аэропорт города Томска[3][4]. Расположен в 14 км от юго-восточной окраины Томска и в 4,5 км от железнодорожной станции Богашёво в посёлке Аэропорт Томского района Томской области.

Узловой порт региональных авиаперевозок. Состоит в аэропортовом холдинге «Новапорт»[5][6] и управляется ООО «Аэропорт ТОМСК» (директор — Виктор Шендель).

Относится к аэродромам класса «В», сертифицирован по cистеме менеджмента качества ISO 9001:2008[7].

Содержание

История

  • 1911 год — первый полёт самолёта в Томске.
  • В январе 1932 года через Томск совершен первый рейс из Новосибирска в Колпашево. С этого времени через Томск начались регулярные авиационные перевозки из Новосибирска в Нарым и Колпашево. В основном это были почтовые самолеты По-2, а также пассажирские П-5, К-9, АИГ-3 (Юнкерс).

Аэропорт Каштак

  • 8 февраля 1945 года в Томске организован 119-й авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской авиации с базированием авиазвена в составе 3-х самолётов По-2. Посадочная площадка в Томске (Каштак) преобразована в аэропорт.
  • В 1946 году образован 284-й авиаотряд спецприменения и местных воздушных линий. Самолетный парк вырос до 12 самолётов По-2. Все аэропорты Томской области стали подчиняться этому авиаотряду.
  • В 1947 году в Томское подразделение вошло звено «Лесавиа».
  • В конце 1940-х аэропорт расширен, начат прием самолётов Ли-2, Юнкерс-52, Ил-12.
  • Май 1952 года – в аэропорт начали поступать самолёты Ан-2.
  • В 1950-е расширилась связь с городами Западной и Восточной Сибири, Урала. Построены аэровокзал, бензохранилище, закуплено бензозаправочное оборудование.
  • В 1956 году началась активная разведка недр Томской области. Получено 15 вертолётов Ми-1 и пять Ми-4. Из Томского аэропорта стали выполняться рейсы экипажами Новосибирского авиаотряда на самолетах Як-12 и Ил-14.
  • В конце 1960-х аэропорт Каштак впоследствии был застроен многоэтажными домами и превратился в спальный район Каштак. По оси бывшей грунтовой взлётно-посадочной полосы пролегает проспект Мира.

Аэропорт Богашёво

  • 1967 год — открытие нового аэропорта в Богашёво.
  • 6 ноября 1967 года выполнен технический рейс на самолёте Ил-18 по маршруту Новосибирск (Толмачёво) — ТомскМосква.
  • 1970-е — освоение нефтяных месторождений на севере Томской области. Для нужд нефтяников, газовиков, жителей п. Стрежевой начаты грузовые перевозки на Ан-26.
  • Июнь 1972 года — на маршрутах Томск — Колпашево, Томск — Стрежевой самолёты Ан-2 были заменены современными комфортабельными самолётами Ан-24.
  • 1975 год — на маршрутах Томск — Колпашево, Томск — Стрежевой самолёты Ан-24 были заменены самолётами Як-40.
  • 1976 год — томский авиаотряд получил собственные самолёты Ан-26.
  • 1977 год — после реконструкции ВПП (удлинение на 500 м и усиление дополнительным покрытием) аэропорт стал принимать самолёты Ту-154 и Ту-134.
  • В 1978 году Томский аэропорт впервые отправил в рейс до Москвы собственный самолет Ту-154[8].
  • В 1980-х аэропорт Томск был связан авиарейсами со многими городами и населенными пунктами СССР — общим числом 153.
  • В 1990-х, как и во всех аэропортах России, объёмы перевозок и число авиарейсов в аэропорту Томска многократно снизились.
  • В 2004 году к празднованию 400-летия Томска проведены работы по реконструкции здания аэровокзала и привокзальной площади.
  • Осенью 2006 года началась разработка проекта новой автомобильной дороги из Богашёва в Томский Академгородок, к технико-внедренческой зоне.
  • 2010 год
    • Распоряжение Правительства РФ об открытии в Аэропорту Томск воздушного грузо-пассажирского пункта пропуска через государственную границу РФ. Присвоен международный статус на срок действия ОЭЗ[9][10].
    • Пройдена процедура сертификации по стандарту ISO 9001:2008[7].
    • В декабре авиакомпания «Газпромавиа» выполнила пробный международный рейс в Париж[11].
  • 2011 год
    • Пройдена процедура сертификации по стандартам ICAO.
    • В июле года начаты работы по реконструкции аэровокзального комплекса с последующим открытием в нём пункта пропуска через государственную границу РФ[12].
  • 2012 год
    • Директором аэропорта назначен Виктор Шендель[13].

Технические характеристики

Схема аэропорта (2010)

Аэропорт «Богашёво» располагает одной искусственной взлётно-посадочной полосой со смешанным покрытием (нижний слой — монолитный цементобетон, верхний слой — асфальтобетон), имеющей перепад высот около 14 м. Суммарная пропускная способность пассажирского терминала составляет 200 пасс./час. Грузовой отсек оснащён тёплыми и холодными складами, эстакадой открытого типа, оборудованием по наземной обработке грузов, механическими и пневматическими тележками, механическими весами[14].

В состав аэропорта также входят: гостиница, служба авиационного сервиса (цех бортового питания), ремонтная база и медицинская служба (здравпункт). Для VIP-пассажиров предоставляются: комфортная зона c баром, комната для переговоров, отдельная парковка (на время ожидания рейса), доставка на борт ВС на микроавтобусе, приоритет в выборе места в салоне ВС, комната для курения, Wi-Fi[15].

Принимаемые воздушные суда

Характеристика взлётно-посадочной полосы
Размер 2500 х 50 м
Покрытие цементобетон — 22-30 см,
асфальтобетон — 24-34 см
PCN 67/R/B/Х/Т (смешанное)
Магнитный курс посадки 25°/205°
Свето-сигнальное оборудование ОВИ-1 с МК = 205,
ОМИ с МК = 025
Пропускная способность аэровокзального комплекса
Суточная ёмкость 200 пасс./час
ИВПП В час — 18 ВС
В сутки — 235 ВС
(с учетом регламента работы)
Грузовой склад 5 тонн/час

Маршрутная сеть

По состоянию на июнь 2012 года[18] в аэропорту осуществляются рейсы по следующим направлениям:

Авиакомпании Назначения
Nordstar Airlines Красноярск, Нижневартовск, Сургут
S7 Airlines (Oneworld) Москва (Домодедово)
Алроса Сезонные рейсы: Анапа, Геленджик
Аэрофлот Москва (Шереметьево)
Оренбургские Авиалинии Сезонные рейсы: Сочи
Томск Авиа Нижневартовск, Стрежевой, Сургут
Вахтовые рейсы: Пионерный
Трансаэро Москва (Домодедово)
ЮТэйр Барнаул, Москва (Внуково), Сургут, Санкт-Петербург

Ранее работавшие авиакомпании

Транспортное сообщение

Внешние изображения
Схема проезда

В аэропорту имеется платная охраняемая стоянка (при въезде) и специальная V.I.P.-парковка (возле левого крыла).

У аэровокзала оборудован остановочный комплекс для городского общественного транспорта.

Остановка "Аэропорт"
Автобусы
119 поселок Аэропорт — 2-й микрорайон

Показатели деятельности

2007[20] 2008[20] 2009[20] 2010[20] 2011[21][22][2][13]
Обслужено пассажиров, тыс. чел.
294 000 255 000 254 814 337 112 386 501
Обработано грузов и почты, тонн 2114 2083 1367 1575 2135

Планы развития

Международный сектор

Территория аэровокзального комплекса «Богашёво» в период реконструкции

Разговоры о придании аэропорту международного статуса вместе с открытием специального сектора на официальном уровне начались в начале 2000-х годов в рамках программы подготовки к празднованию 400-летия Томска. Однако к 2004 году осуществить планы так и не удалось. В августе 2007 года губернатор Томской области Виктор Кресс договорился с министром транспорта РФ Игорем Левитиным о передаче аэропорта в собственность администрации области и о том, что Правительство РФ примет постановление о придании международного статуса Богашёву до конца 2007 года[23]. Постановление было подписано лишь в апреле 2010 года[9].

Модель развития аэропорта «Богашёво»

В марте 2011 года был представлен проект реконструкции аэровокзального комплекса, выполненный Красноярским институтом «Сибаэропроект» совместно с архитектурно-планировочным бюро «Стиль». Проектом предусматривается строительство пункта пропуска через границу с одновременным расширением площади пассажирского терминала, строительство бизнес-терминала, административно-офисного здания, усиление ВПП, увеличение мест для стоянок первого класса. По периметру намечено сделать ограждения, разбить сквер. Для людей с ограниченными возможностями запланировано строительство помостов и отдельных лифтов[24][25].

Благодаря перестройке аэровокзального комплекса возрастет пропускная способность, изменится уровень обслуживания клиентов, сократится время ожидания регистрации. Новые возможности позволят начать работу по международным направлениям, что обеспечит участие Томской области в федерально-целевой программе развития международного туризма. Увеличение пассажиропотока повлечет за собой увеличение количества рабочих мест, доходов и налоговых отчислений. В плане компании развитие малой и бизнес-авиации, а после 2015 — грузоперевозок, продолжится работа по развитию гостиничного направления, кейтеринга[24][25].

С июля 2011 года ведутся работы по реконструкции пассажирского терминала[12]. Первоначально планировалось, что с ноября 2012 года компанией Hamburg Airways должны были осуществляться регулярные полёты Лейпциг — Томск[26], однако затем открытие международного пункта пропуска было перенесено на конец первого квартала 2013 года, а полёты будут выполняться по маршруту Франкфурт-на-Майне — Томск[27]. Также будут выполняться рейсы в Казахстан и Китай, чартеры в Египет, Таиланд, Турцию[27].

См. также

Примечания

  1. Итоги 2011 года
  2. ↑ Томск. Производственные показатели. «Новапорт». Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
  3. Сертификат МАК
  4. Аэродромы сертифицированные МАК
  5. Перелетят на Кипр
  6. Аэропорт ТОМСК — участник «Транспортной недели»
  7. ↑ Сертификат соответствия ISO
  8. История Томска в датах  (Проверено 8 сентября 2010)
  9. ↑ РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 14.04.2010 N 577-р
  10. Томскому аэропорту присвоен международный статус на срок действия ОЭЗ
  11. Первый международный.
  12. ↑ Начаты работы по реконструкции аэропорта
  13. ↑ Виктор Шендель назначен директором Аэропорта ТОМСК. ООО «Аэропорт ТОМСК». Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
  14. Грузовые перевозки
  15. V.I.P. — зал
  16. ↑ Технические характеристики. Официальный сайт аэропорта Богашёво.
  17. Ограничения по типам ВС
  18. Расписание движение самолётов с 25.03.2012 по 27.10.2012 Официальный Web-сайт ООО "Аэропорт ТОМСК"
  19. Крылья опускаются. — Континент-Сибирь
  20. ↑ Производственные показатели
  21. Пассажиропоток томского аэропорта в 2011 году вырос на 14,7%. «Томский обзор» (13 января 2012). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 14 января 2012.
  22. Пассажиропоток. Итоги 2011 года.. ООО «Аэропорт ТОМСК». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 14 января 2012.
  23. Борьба за небо
  24. ↑ Реконструкция будущего
  25. ↑ Будущее Томского аэропорта
  26. Hamburg Airways с ноября начнет регулярные полеты из Лейпцига в Томск, Интерфакс (22 февраля 2012). Проверено 22 февраля 2012.
  27. ↑ Открытие пункта международного пропуска в аэропорту Томска состоится в 2013 году, НИА Томск (31 мая 2012). Проверено 19 июня 2012.

Ссылки

  • Официальный Web-сайт ООО «Аэропорт ТОМСК»
  • Аэропорт Богашёво в справочнике Aviapages.ru

Богашёво (аэропорт).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47