У этого термина существуют и другие значения, см.
Богашёво.
Международный аэропорт «Богашёво» |
|
|
Здание аэровокзала |
Код IATA: TOF — Код ICAO: УНТТ (UNTT) |
Информация |
Страна |
Россия |
Регион |
Томская область |
Тип |
гражданский |
Эксплуатант |
ООО «Аэропорт ТОМСК» |
Местонахождение |
посёлок Аэропорт
|
Базирующиеся авиакомпании |
Томск Авиа |
Высота над уровнем моря |
+181 м |
Координаты |
56.383333, 85.256°23′ с. ш. 85°12′ в. д. / 56.383333° с. ш. 85.2° в. д. (G) (O)
|
Местное время |
UTC +7 |
Время работы |
22.00—14.00 UTC |
Веб-сайт |
www.tomskairport.ru |
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) |
Номер |
Размеры |
Покрытие |
02/20 |
2500х50 |
асфальтобетон,
цементобетон |
Статистика (2011) |
Пассажиро-
оборот (год) |
▲ 386,5 тыс. |
Грузо-
оборот (год) |
▲ 2,1 тыс. тонн |
Источники:[1][2] |
Аэропорт «Богашё́во» — основной действующий международный аэропорт города Томска[3][4]. Расположен в 14 км от юго-восточной окраины Томска и в 4,5 км от железнодорожной станции Богашёво в посёлке Аэропорт Томского района Томской области.
Узловой порт региональных авиаперевозок. Состоит в аэропортовом холдинге «Новапорт»[5][6] и управляется ООО «Аэропорт ТОМСК» (директор — Виктор Шендель).
Относится к аэродромам класса «В», сертифицирован по cистеме менеджмента качества ISO 9001:2008[7].
История
- 1911 год — первый полёт самолёта в Томске.
- В январе 1932 года через Томск совершен первый рейс из Новосибирска в Колпашево. С этого времени через Томск начались регулярные авиационные перевозки из Новосибирска в Нарым и Колпашево. В основном это были почтовые самолеты По-2, а также пассажирские П-5, К-9, АИГ-3 (Юнкерс).
Аэропорт Каштак
- 8 февраля 1945 года в Томске организован 119-й авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской авиации с базированием авиазвена в составе 3-х самолётов По-2. Посадочная площадка в Томске (Каштак) преобразована в аэропорт.
- В 1946 году образован 284-й авиаотряд спецприменения и местных воздушных линий. Самолетный парк вырос до 12 самолётов По-2. Все аэропорты Томской области стали подчиняться этому авиаотряду.
- В 1947 году в Томское подразделение вошло звено «Лесавиа».
- В конце 1940-х аэропорт расширен, начат прием самолётов Ли-2, Юнкерс-52, Ил-12.
- Май 1952 года – в аэропорт начали поступать самолёты Ан-2.
- В 1950-е расширилась связь с городами Западной и Восточной Сибири, Урала. Построены аэровокзал, бензохранилище, закуплено бензозаправочное оборудование.
- В 1956 году началась активная разведка недр Томской области. Получено 15 вертолётов Ми-1 и пять Ми-4. Из Томского аэропорта стали выполняться рейсы экипажами Новосибирского авиаотряда на самолетах Як-12 и Ил-14.
- В конце 1960-х аэропорт Каштак впоследствии был застроен многоэтажными домами и превратился в спальный район Каштак. По оси бывшей грунтовой взлётно-посадочной полосы пролегает проспект Мира.
Аэропорт Богашёво
- 1967 год — открытие нового аэропорта в Богашёво.
- 6 ноября 1967 года выполнен технический рейс на самолёте Ил-18 по маршруту Новосибирск (Толмачёво) — Томск — Москва.
- 1970-е — освоение нефтяных месторождений на севере Томской области. Для нужд нефтяников, газовиков, жителей п. Стрежевой начаты грузовые перевозки на Ан-26.
- Июнь 1972 года — на маршрутах Томск — Колпашево, Томск — Стрежевой самолёты Ан-2 были заменены современными комфортабельными самолётами Ан-24.
- 1975 год — на маршрутах Томск — Колпашево, Томск — Стрежевой самолёты Ан-24 были заменены самолётами Як-40.
- 1976 год — томский авиаотряд получил собственные самолёты Ан-26.
- 1977 год — после реконструкции ВПП (удлинение на 500 м и усиление дополнительным покрытием) аэропорт стал принимать самолёты Ту-154 и Ту-134.
- В 1978 году Томский аэропорт впервые отправил в рейс до Москвы собственный самолет Ту-154[8].
- В 1980-х аэропорт Томск был связан авиарейсами со многими городами и населенными пунктами СССР — общим числом 153.
- В 1990-х, как и во всех аэропортах России, объёмы перевозок и число авиарейсов в аэропорту Томска многократно снизились.
- В 2004 году к празднованию 400-летия Томска проведены работы по реконструкции здания аэровокзала и привокзальной площади.
- Осенью 2006 года началась разработка проекта новой автомобильной дороги из Богашёва в Томский Академгородок, к технико-внедренческой зоне.
- 2010 год
- Распоряжение Правительства РФ об открытии в Аэропорту Томск воздушного грузо-пассажирского пункта пропуска через государственную границу РФ. Присвоен международный статус на срок действия ОЭЗ[9][10].
- Пройдена процедура сертификации по стандарту ISO 9001:2008[7].
- В декабре авиакомпания «Газпромавиа» выполнила пробный международный рейс в Париж[11].
- 2011 год
- Пройдена процедура сертификации по стандартам ICAO.
- В июле года начаты работы по реконструкции аэровокзального комплекса с последующим открытием в нём пункта пропуска через государственную границу РФ[12].
- 2012 год
- Директором аэропорта назначен Виктор Шендель[13].
Технические характеристики
Аэропорт «Богашёво» располагает одной искусственной взлётно-посадочной полосой со смешанным покрытием (нижний слой — монолитный цементобетон, верхний слой — асфальтобетон), имеющей перепад высот около 14 м. Суммарная пропускная способность пассажирского терминала составляет 200 пасс./час. Грузовой отсек оснащён тёплыми и холодными складами, эстакадой открытого типа, оборудованием по наземной обработке грузов, механическими и пневматическими тележками, механическими весами[14].
В состав аэропорта также входят: гостиница, служба авиационного сервиса (цех бортового питания), ремонтная база и медицинская служба (здравпункт). Для VIP-пассажиров предоставляются: комфортная зона c баром, комната для переговоров, отдельная парковка (на время ожидания рейса), доставка на борт ВС на микроавтобусе, приоритет в выборе места в салоне ВС, комната для курения, Wi-Fi[15].
Принимаемые воздушные суда
- самолеты: Ан-2, Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-74, Ан-140, Ан-148 (100), Боинг-737 (300, 400, 500, 700, 800), Боинг-757 (200), Ил-18, Ил-76, Л-410, Ту-134, Ту-154, Ту-154М, Ту-154Б, Ту-204, Ту-214, Як-18, Як-40, Як-42, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, ATR 42, ATR 72, BAe-125 (700), Bombardier CRJ (100, 200), Challenger, Falcon, Glex, Gulfstream, HS-125 (700), Saab 340, Saab 2000 и их модификации. Воздушные суда III и IV кл[16][17].
- вертолёты: всех типов, в частности Ми-2, Ми-8, Ми-171[16].
Характеристика взлётно-посадочной полосы |
Размер |
2500 х 50 м |
Покрытие |
цементобетон — 22-30 см,
асфальтобетон — 24-34 см |
PCN |
67/R/B/Х/Т (смешанное) |
Магнитный курс посадки |
25°/205° |
Свето-сигнальное оборудование |
ОВИ-1 с МК = 205,
ОМИ с МК = 025 |
|
|
|
Пропускная способность аэровокзального комплекса |
Суточная ёмкость |
200 пасс./час |
ИВПП |
В час — 18 ВС
В сутки — 235 ВС
(с учетом регламента работы) |
Грузовой склад |
5 тонн/час |
|
Маршрутная сеть
По состоянию на июнь 2012 года[18] в аэропорту осуществляются рейсы по следующим направлениям:
Ранее работавшие авиакомпании
Транспортное сообщение
Внешние изображения |
|
Схема проезда |
В аэропорту имеется платная охраняемая стоянка (при въезде) и специальная V.I.P.-парковка (возле левого крыла).
У аэровокзала оборудован остановочный комплекс для городского общественного транспорта.
Остановка "Аэропорт" |
№ |
Автобусы |
119 |
поселок Аэропорт — 2-й микрорайон |
Показатели деятельности
|
2007[20] |
2008[20] |
2009[20] |
2010[20] |
2011[21][22][2][13] |
Обслужено пассажиров, тыс. чел.
|
▲ 294 000 |
▼ 255 000 |
▼ 254 814 |
▲ 337 112 |
▲ 386 501 |
Обработано грузов и почты, тонн |
▲ 2114 |
▼ 2083 |
▼ 1367 |
▲ 1575 |
▲ 2135 |
Планы развития
Международный сектор
Территория аэровокзального комплекса «Богашёво» в период реконструкции
Разговоры о придании аэропорту международного статуса вместе с открытием специального сектора на официальном уровне начались в начале 2000-х годов в рамках программы подготовки к празднованию 400-летия Томска. Однако к 2004 году осуществить планы так и не удалось. В августе 2007 года губернатор Томской области Виктор Кресс договорился с министром транспорта РФ Игорем Левитиным о передаче аэропорта в собственность администрации области и о том, что Правительство РФ примет постановление о придании международного статуса Богашёву до конца 2007 года[23]. Постановление было подписано лишь в апреле 2010 года[9].
Модель развития аэропорта «Богашёво»
В марте 2011 года был представлен проект реконструкции аэровокзального комплекса, выполненный Красноярским институтом «Сибаэропроект» совместно с архитектурно-планировочным бюро «Стиль». Проектом предусматривается строительство пункта пропуска через границу с одновременным расширением площади пассажирского терминала, строительство бизнес-терминала, административно-офисного здания, усиление ВПП, увеличение мест для стоянок первого класса. По периметру намечено сделать ограждения, разбить сквер. Для людей с ограниченными возможностями запланировано строительство помостов и отдельных лифтов[24][25].
Благодаря перестройке аэровокзального комплекса возрастет пропускная способность, изменится уровень обслуживания клиентов, сократится время ожидания регистрации. Новые возможности позволят начать работу по международным направлениям, что обеспечит участие Томской области в федерально-целевой программе развития международного туризма. Увеличение пассажиропотока повлечет за собой увеличение количества рабочих мест, доходов и налоговых отчислений. В плане компании развитие малой и бизнес-авиации, а после 2015 — грузоперевозок, продолжится работа по развитию гостиничного направления, кейтеринга[24][25].
С июля 2011 года ведутся работы по реконструкции пассажирского терминала[12]. Первоначально планировалось, что с ноября 2012 года компанией Hamburg Airways должны были осуществляться регулярные полёты Лейпциг — Томск[26], однако затем открытие международного пункта пропуска было перенесено на конец первого квартала 2013 года, а полёты будут выполняться по маршруту Франкфурт-на-Майне — Томск[27]. Также будут выполняться рейсы в Казахстан и Китай, чартеры в Египет, Таиланд, Турцию[27].
См. также
Примечания
- Итоги 2011 года
- ↑ Томск. Производственные показатели. «Новапорт». Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
- Сертификат МАК
- Аэродромы сертифицированные МАК
- Перелетят на Кипр
- Аэропорт ТОМСК — участник «Транспортной недели»
- ↑ Сертификат соответствия ISO
- История Томска в датах (Проверено 8 сентября 2010)
- ↑ РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 14.04.2010 N 577-р
- Томскому аэропорту присвоен международный статус на срок действия ОЭЗ
- Первый международный.
- ↑ Начаты работы по реконструкции аэропорта
- ↑ Виктор Шендель назначен директором Аэропорта ТОМСК. ООО «Аэропорт ТОМСК». Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
- Грузовые перевозки
- V.I.P. — зал
- ↑ Технические характеристики. Официальный сайт аэропорта Богашёво.
- Ограничения по типам ВС
- Расписание движение самолётов с 25.03.2012 по 27.10.2012 Официальный Web-сайт ООО "Аэропорт ТОМСК"
- Крылья опускаются. — Континент-Сибирь
- ↑ Производственные показатели
- Пассажиропоток томского аэропорта в 2011 году вырос на 14,7%. «Томский обзор» (13 января 2012). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 14 января 2012.
- Пассажиропоток. Итоги 2011 года.. ООО «Аэропорт ТОМСК». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 14 января 2012.
- Борьба за небо
- ↑ Реконструкция будущего
- ↑ Будущее Томского аэропорта
- Hamburg Airways с ноября начнет регулярные полеты из Лейпцига в Томск, Интерфакс (22 февраля 2012). Проверено 22 февраля 2012.
- ↑ Открытие пункта международного пропуска в аэропорту Томска состоится в 2013 году, НИА Томск (31 мая 2012). Проверено 19 июня 2012.
Ссылки
- Официальный Web-сайт ООО «Аэропорт ТОМСК»
- Аэропорт Богашёво в справочнике Aviapages.ru