01-02-2024
Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики | |
Опознавательный знак ВВС КНДР |
|
Годы существования | |
---|---|
Страна | |
Подчинение |
Министерство обороны КНДР |
Входит в | |
Тип | |
Численность |
110 000 военнослужащих, порядка 1100 летательных аппаратов |
Эта статья о ВВС Северной Кореи, см. также статью о ВВС Южной Кореи.
Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики — один из видов Вооружённых сил КНДР. Были сформированы 20 августа 1947 года. Первое боевое применение произошло 25 июня 1950 года. Самолёты Северной Кореи участвовали в Корейской войне (1950—1953). Основу технического парка составляют советские (или их китайские копии) самолёты и вертолёты, в основном, 50-х — 70-х годов выпуска. Однако на вооружении находятся и более современные самолёты, такие как МиГ-29.
КНДР обладает около 1100 военными самолётами и вертолётами[1].
Содержание |
Формирование северокорейских военно-воздушных сил началось через несколько месяцев после освобождения Кореи от японских оккупационных войск. Этот процесс осложнялся тем, что авиабазы и авиаремонтные предприятия японской авиации располагались в основном в Южной Корее, а служившие в ВВС Японии корейцы рассматривались как изменники родины. Таким образом, подготовка кадров для авиации проводилась на базе авиаклубов в Пхеньяне, Синджу, Чхонджине. Техническое оснащение авиаклубов и инструкторов для них предоставляли советские войска, располагавшиеся после войны на территории северной Кореи. Первыми самолётами, на которых обучались корейские лётчики, были По-2, УТ-2, Як-18. Проблема квалифицированных кадров решалась также за счёт перешедших в корейскую армию офицеров-корейцев (а также китайцев, бурят и др.) Советской армии. В авиаклубы и созданные позже военно-авиационные училища коммунисты старались привлекать наиболее грамотных юношей и девушек молодежь, в первую очередь из числа студентов. Позднее летно-технический персонал обучался в СССР и Китае.
Деятельность новых ВВС на севере Кореи началась в конце 1947 года, когда смешанные советско-корейские экипажи стали совершаться регулярные рейсы военно-транспортных самолётов Ли-2 и C-47 из Пхеньяна в СССР (Владивосток, Хабаровск) и Китай (Харбин).
После создания в 1948 году Корейской народной армии (КНА) и образования Корейской народно-демократической республики численность ВВС стала быстро расти. К середине 1950 года военную авиацию КНДР составляла одна смешанная авиадивизия (1 штурмовой полк (57-й ШАП) — 93 Ил-10, 1 истребительный (56-й ИАП) — 79 Як-9. 1 учебный (58-й УчАП) — 67 учебных самолётов и самолётов связи) и 2 авиатехнических батальона. В каждом полку было по три, четыре эскадрильи, в учебном была эскадрилья двухместных Як-11. 56-м ИАП командовал известный северокорейский летчик Ли Дон Гю, ставший во время войны асом. Транспортная авиация, скорее всего, состояла из одной эскадрильи Ли-2 и C-47. Общая численность ВВС составила 2829 человек. Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен, его советником был полковник Советской армии Петрачев.[2]
После начала Корейской войны ВВС КНДР обеспечивали поддержку с воздуха наступающих на юг танковых и пехотных соединений. За бои в районе Тэджона звания «Гвардейский Тэджонский» удостоился и истребительный полк ВВС КНДР (по сей день этот часть является единственной гвардейской среди северокорейских ВВС). Однако после вмешательства в войну армии США и их союзников большая часть авиации КНДР была уничтожена, а остатки ВВС перелетели на территорию Китая. К 21 августа 1950 года авиация КНА все ещё имела в своём составе 21 боеготовый самолёт, из которых 20 были штурмовики и 1 истребитель. Зимой 1950-51 годов активно действовали полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 и Як-18, наносившие американцам достаточно серьёзные удары. Позднее к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские, летавшие в основном на Ла-9/Ла-11.
В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии (ОВА) под командованием под командованием китайского генерала Лю Чжэня. На 10 июня 1951 года в ВВС КНА имелось 136 самолётов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА (к концу 1952 г. их число было доведено до трех). Авиация передовой линии базировалась на аэродромах Аньдуна, затем к июлю 1951 года — Мяогоу и в 1952 году — Дапу, а также в Дагушань.[3]
Основой противовоздушной обороны КНДР были советские лётчики-«добровольцы». В разное время истребительными соединениями командовали прославленные советские летчики И. Кожедуб, А. Алелюхин, А. Куманичкин, А. Шевцов и др. Основным самолётом советской истребительной авиации был тогда реактивный МиГ-15. Также по приказу Ким Ир Сена от 2 декабря 1950 года в стрелковых полках КНА в массовом порядке создавались группы «стрелков-охотников за самолётами», ведшие борьбу с самолётами противника с помощью станковых и ручных пулеметов, а также тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок.
Во время войны в Корее произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями.
По официальным данным, ВВС КНДР сбили за войну 164 самолёта противника. Некоторые пилоты КНДР добились значительных успехов в воздушных боях:
Ким Гин Ок — 17 побед.
Ли Дон Чу — 9 побед.
Кан Ден Дек — 8 побед.
Ким Ди Сан — 6 побед.[4]
Были среди северокорейских лётчиков и женщины-пилоты. Одна из них, командир эскадрильи Тхя Сен Хи, стала Героем КНДР.[5]
На момент подписания перемирия 27 июля 1953 года авиация КНА количественно уже превышала довоенную и составляла порядка 350—400 самолётов, в том числе не менее 200 МиГ-15. В силу того, что аэродромы и прочая инфраструктура КНДР была разрушена бомбардировками, корейская авиация базировалась на китайской территории. Ещё до конца войны поступили первые реактивные бомбардировщики Ил-28, десять из них приняли участие в Параде победы 28 июля 1953 года над Пхеньяном.
Началась глубокая реорганизация ВВС, сопровождавшаяся обширными поставками из СССР новой военной техники. Началось строительство десятков авиабаз, вдоль демаркационной линии с Южной Кореей создавалась единая система ПВО, зенитной артиллерией закрывались крупные города. В 1953 году начался полный переход ВВС КНДР ни реактивную технику (в основном в войска поступали МиГ-15, ввозившиеся из СССР и Китая).
Организационные изменения прошли в военной авиации. Из состава ВВС были выделены: командование ПВО, морская и армейская авиация. В подчинение штаба ПВО вошли система обнаружения воздушных целей, зенитная артиллерия и истребительная авиация. Морская авиация включала несколько истребительных эскадрилий, прикрывавших крупные порты, и небольшое количество Ил-28, предназначенных для разведки и атаки морских целей. Армейская авиация с 1953 г. вела и все гражданские авиаперевозки внутри КНДР, особенно в первые послевоенные годы. Армейская авиация получила Ан-2, Ил-12 и Як-12.
После окончания войны авиации как Северной, так и Южной Кореи участвовали в разведывательно-диверсионных операциях стран друг против друга. Авиация КНДР играла важную роль в снабжении и связи с многочисленными партизанскими отрядами, действовавшими в Южной Корее. Разведывательная деятельность и нарушение авиацией сторон демаркационной границы имели место в течение всего послевоенного периода.
После 1956 г. на вооружение ВВС поступили несколько десятков истребителей МиГ-17Ф, вертолёты Ми-4 и Ми-4ПЛ. В 1958 году корейцы получили из СССР истребители-перехватчики МиГ-17ПФ, после подписания Договора о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве между СССР и КНДР ВВС КНДР получили в 1961-62 годах сверхзвуковые истребители МиГ-19С и зенитно-ракетные системы С-25 «Беркут», после 1965 года — истребители МиГ-21Ф и зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина».
Шестидесятые — семидесятые годы для ВВС КНДР стали временем многочисленных пограничных инцидентов с участием ВВС:
К началу 80-х годов произошла очередная модернизация ВВС. В дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21, на боевую службу вступают 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР — 150 штурмовиков Q-5 Nanchang. Пополнился список вертолётов: ещё 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 года в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолётов и ещё 20 штурмовиков Су-25К. В конце 80-х через третьи страны были приобретены 87 американских вертолётов Hughes MD-500 (гражданской модификации), из них как минимум 60 были переделаны в боевые.[8]
С развалом социалистического лагеря в конце 1980-х — начале 1990-х годов военная авиация КНДР стала испытывать значительные затруднения. Самолёты советского и китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, в своей массе физически и морально устарели, а их экипажи, обучающиеся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеют мало опыта. Вместе с тем, северокорейские самолёты надёжно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. В КНДР построены многокилометровые шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями (например, автострада Пхеньян-Вонсан), которые в случае войны могут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого, можно утверждать, что уничтожить северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся. Мощная система ПВО, которую американская разведка считает «самой плотной системой противоракетной и противосамолётной обороны в мире», насчитывает более 9 тысяч зенитных артсистем: от лёгких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 «Шилка». Имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет — от стационарных комплексов С-75, С-125, С-200 и мобильных «Куб» и «Стрела-10» до переносных установок. Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолётов CJ-5 и CJ-6 (китайская модификация Як-18), 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. На них, в первую очередь, летают летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооружённых самолётами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов во многих странах «третьего мира». ВВС Северной Кореи на сегодняшний день представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться вероятные противники.
По состоянию на 1996 год, ВВС КНДР состояли из шести авиадивизий (трёх боевых, двух военно-транспортных и одной учебно-тренировочной), находившихся в прямом подчинении Национального авиационного командования.[8]
Согласно спутниковым снимкам, Северная Корея обладает 24 действующими аэродромом и 3 вертолётными площадками для базирования своей авиации[9], а также большим количеством отдельных взлётно-посадочных полос. Общее количество военно-воздушных баз достигает 70.
Место расположения | Координаты | ВПП | Оснащение |
---|---|---|---|
Ыйджу (кор. 의주군) | 2500 м, бетон | 2 Ан-2, 1 Ми-2 | |
Кусон (кор. 구성시) | 2500 м, бетон | 24 МиГ-17 | |
Тхэчхон (кор. 태천군) | 2000 м, бетон | 42 Ан-2 | |
Кэчхон (кор. 개천시) | 2500 м, бетон | 31 МиГ-17, 5 Су-7 | |
Пукчхон (кор. 북청군) | 2500 м, бетон вертолётная площадка |
34 МиГ-21, 24 МиГ-23, 15 Ми-8, 4 Ми-26, 11 Ми-2 | |
Сунчхон (кор. 순천시) | 2500 м, бетон | 18 Су-25, 12 МиГ-21, 6 Су-7, 1 МиГ-29 | |
Ончхон (кор. 온천군) | 2600 м, бетон | 83 МиГ-19, 4 МиГ-23, 2 МиГ-21 | |
Хваньжу | 2500 м, бетон | 37 МиГ-21, 6 МиГ-17, 2 Ми-2 | |
Кваиль (кор. 과일군) | 2500 м, бетон | 19 МиГ-21, 9 МиГ-29 | |
Тьячхян (кор. 태탄읍) | 2500 м, бетон | 13 МиГ-17, Ил-28 | |
Аэропорт Сунан (кор. 안구역) | 3375 м, бетон 4200 м, бетон |
2 Ту-134, 5 Ту-154, 2 Ил-62, 3 Ил-76, 2 Ил-18, 4 Ан-24, 5 Ми-8 | |
Мирим | 1250, бетон | закрыт | |
Коксан (кор. 곡산군) | 2500 м, бетон | 4 МиГ-17, 36 МиГ-19, 8 МиГ-21 | |
Хьён-ни | 2600 м, бетон | ? | |
Токсан | 2500 м, бетон | 6 МиГ-17, 42 МиГ-21 | |
Сондок | 2400 м, бетон | 11 Ил-14, 44 Ан-2 | |
Вонсан (кор. 원산시) | 2500, бетон | 52 МиГ-19, 13 МиГ-21 | |
Самджийон (кор. 삼지연군) | 3375 м, бетон | 27 МиГ-15 | |
Хесан (кор. 혜산시) | 1375 м, грунт | Ан-2 | |
Хвансувон-ни | 3000 м, бетон | 44 МиГ-21 | |
Кильджу (кор. 길주군) | 1500 м, грунт | Ми-2 | |
Оран (кор. 어랑군) | 2500 м, бетон | 44 МиГ-19 | |
Чанджин (кор. 장진군) | 3000 м, бетон | 21 Ил-28 |
Примечание: указаны воздушные суда, видимые на космических снимках. Воздушные суда, находившиеся в ангарах или в полёте во время съёмки не учитывались.
Место расположения | Координаты[10] | ВПП | Оснащение |
---|---|---|---|
Самьян-кол, провинция Хамгёндо (кор. 함경도) | ? | Вертолётная площадка | ? |
Онджин (кор. 옹진군) | ? | Вертолётная площадка | ? |
Ковон (кор. 고원군) | ? | Вертолётная площадка | ? |
Пачхон | ? | Вертолётная площадка | ? |
Hwagwan-dong | ? | Вертолётная площадка | ? |
Kaesong | ? | Вертолётная площадка | ? |
Kan-ch’on | ? | Вертолётная площадка | ? |
Kan-ch’on South | ? | Вертолётная площадка | ? |
Kan-ch’on West | ? | Вертолётная площадка | ? |
Kosong-dong | ? | Вертолётная площадка | ? |
Kosong-dong | ? | Вертолётная площадка | ? |
Munhoe-dong | ? | Вертолётная площадка | ? |
P’yongyang South | ? | Вертолётная площадка | ? |
P’yongyang VIP | ? | Вертолётная площадка | ? |
Pakch’on North | ? | Вертолётная площадка | ? |
Pakch’on South | ? | Вертолётная площадка | ? |
Saekolch’on | ? | Вертолётная площадка | ? |
Sep’o South (?) | ? | Вертолётная площадка | ? |
Supreme Naval Headquarters | ? | Вертолётная площадка | ? |
T’aech’on | ? | Вертолётная площадка | ? |
Yujong-dong | ? | Вертолётная площадка | ? |
ВВС КНДР являются одними из наиболее многочисленных в мире и имеют на вооружении порядка 1600 летательных аппаратов. Однако следует отметить, что большинство самолётов на вооружении Северной Кореи устаревших модификаций или выработавшие свой ресурс.
Официальная статистика о ВВС КНДР недоступна, поэтому оценки численности самолётов на вооружении являются приблизительными.
Данные о технике и вооружении ВВС КНДР взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology на 26 января 2009 года.[11]
Тип | Производство | Назначение | Количество | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|
Боевые самолёты | |||||
Harbin H-5 | КНР | бомбардировщик | 13 | советский самолёт Ил-28 по лицензии производился в КНР |
|
МиГ-21 | СССР | многоцелевой истребитель
учебный истребитель |
94
36 |
||
МиГ-23 | СССР | многоцелевой истребитель | 32 | ||
МиГ-29 | СССР | многоцелевой истребитель | 40 | ||
Shenyang F-6 | КНР | истребитель | 95 | советский самолёт МиГ-19 по лицензии производился в КНР |
|
Shenyang FT-5 | КНР | учебный истребитель | 110 | советский самолёт МиГ-17 по лицензии производился в КНР |
|
Су-25 | СССР | штурмовик | 35 | ||
Су-7Б | СССР | истребитель-бомбардировщик
учебно-боевой |
30
4 |
||
Транспортные самолёты | |||||
Nan Chang Y-5 | КНР | общего назначения
общего назначения общего назначения |
140
160 110 |
советский самолёт Ан-2 по лицензии производился в КНР |
|
Ан-24 | СССР | транспортный самолёт | 8 | ||
Ил-14 | СССР | транспортный самолёт | 5 | ||
Ил-18 | СССР | транспортный самолёт | 2 | ||
Ил-62M | СССР | транспортный самолёт | 3 | ||
Ту-134 | СССР | транспортный самолёт | 2 | ||
Ту-154Б | СССР | транспортный самолёт | 4 | ||
Учебные самолёты | |||||
МиГ-15УТИ | СССР | учебный истребитель | 30 | ||
Nan Chang CJ-5 | КНР | учебно-тренировочный | 10 | советский самолёт Як-18 по лицензии производился в КНР |
|
Nan Chang CJ-6 | КНР | учебно-тренировочный | 44 | ||
Вертолёты | |||||
MD Helicopters 500 | США | многоцелевой вертолёт | 60 | ||
Ми-4 | СССР | многоцелевой вертолёт | 24 | ||
Ми-8 | СССР | многоцелевой вертолёт | 15 | ||
Ми-26 | СССР | транспортный вертолёт | 2[12] |
Все авиационные перевозки в Северной Корее осуществляются на приписанных к военному ведомству самолётах, пилотируемых военными лётчиками. КНДР располагает более 300 транспортными самолётами.[1]
Опознавательный знак ВВС КНДР
По состоянию на 2008 год персонал ВВС КНДР составляет более 110 000 [13]. Критерии отбора персонала для ВВС КНДР выше, чем у наземных войск или флота. Для того чтобы пилотировать истребитель, понадобится высокий уровень образования, технического мастерства, политической надёжности и идеологических взглядов. Предполагается, что все пилоты должны быть членами Трудовой Партии Кореи. Будущие пилоты проходят обучение в Академии воздушных сил имени Ким Ча Ека, расположенной в Чхонджине, и в школе пилотов в Кёнсоне. Рекомендуется пройти и другие курсы в специальных школах.
ВВС КНДР предположительно испытывают серьёзные трудности с организацией регулярных тренировочных полётов строевых лётчиков. В частности, в 1996 году капитан Ли Чол Су перелетел в Южную Корею на истребителе F-6; по его словам, он прослужил в северокорейских ВВС более 10 лет и за это время налетал около 350 часов (для сравнения: в ВВС Германии ежегодный налёт одного экипажа боевой авиации составлял около 150 часов на начало 2000-х годов[14]). Ли Чол Су также отметил, что собирался бежать ещё в начале года, но его часть получила керосин для тренировочных полётов лишь во второй половине мая.[15]
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о Кореe. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Группа ввс корея музыкальная, ввс кндр это, южная корея ввс.
Jum., Лоренц, Пауль Гюнтер, Файл:Cloth hall in Suzdal 02.jpg, Саркисян, Принципальмаркт.