20-09-2023
Украинская железная дорога | |
---|---|
укр. Українська залізниця | |
| |
Тип | публичная компания |
Основание | 14 декабря 1991 |
Основатели | государство Украина в лице Кабинета министров Украины |
Расположение | Украина, Киев, ул. Ежи Гедройца 5 |
Ключевые фигуры | Евгений Лященко (председатель правления) |
Отрасль |
грузовой железнодорожный транспорт (МСОК: 492 ) (основной вид деятельности) |
Продукция | > |
Собственный капитал | 229 879 115 000 ₴ |
Операционная прибыль | ▲ 20,06 млрд ₴ (2017) |
Чистая прибыль | ▲ 203,8 млн ₴ (2018) |
Число сотрудников | 240,9 тыс. (2020) |
Дочерние компании | |
Сайт | uz.gov.ua |
Медиафайлы на Викискладе |
Акционерное общество «Украинская железная дорога» (укр. Акціонерне товариство «Українська залізниця»[1], сокр. АТ «Укрзалізниця» или «УЗ») — украинское государственное предприятие, акционерное общество с 2018 года, основной сферой деятельности которого являются перевозки железнодорожным транспортом. Является практически полным монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине.
В 2015 году преобразовано в публичное акционерное общество «Украинская железная дорога».
В разделе не хватает сносок. (11 января 2022) |
Имущественный комплекс сформирован на наследии СССР, оказавшемся на территории Украины к моменту провозглашения независимости. 24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины, согласно которому все имущество, находившееся в пределах границ бывшей УССР, включая и железные дороги, становилось собственностью Украины. Единственным исключением стал относившийся к Юго-Восточной железной дороге небольшой отрезок участка Гартмашевка — Чертково, который вплоть до ликвидации в 2018 году находился в собственности РЖД на арендуемой у Меловского района Луганской области территории. Территория Белгородского отделения ЮЖД была передана в 1992 году Юго-Восточной железной дороге, а участок Успенская — Марцево в Ростовской области РФ, относившийся к Донецкой железной дороге, переподчинён Северо-Кавказской. В том же году Белорусская железная дорога передала Укрзализныце участок Вербка — Заболотье, проходивший по территории украинской Волынской области.
На переходный период управление железными дорогами было передано администрации Юго-Западной дороги. 14 декабря 1991 года кабинет министров Украины выпустил постановление № 356, согласно которому создавалась государственная администрация железнодорожного транспорта Украины, получившая в подчинение 6 государственных железных дорог.[источник не указан 131 день]
В январе 2017 года компания была переподчинена Кабинету министров Украины[2].
1614 станций, 120 основных вокзалов. Депо: 50 локомотивных, 43 вагонных, 13 вагонных пассажирских[3].
Подвижной состав: 57,7 тыс. грузовых вагонов[4], 3883 пассажирских вагона[5], 63 фирменных пассажирских поезда, 720 магистральных тепловозов, 1256 маневровых тепловозов[6], 1720 магистральных электровозов, 1693 секции электропоездов и дизель-поездов.
Украинские железные дороги граничат с железнодорожными сетями следующих стран[7]:
В разделе не хватает сносок. (24 июня 2023) |
обособленные подразделения | Код ЕГРПОУ ОП | местонахождение ОП |
---|---|---|
Региональный филиал «Львовская железная дорога» | 40081195 | Львов |
Региональный филиал «Одесская железная дорога» | 40081200 | Одесса |
Региональный филиал «Южная железная дорога» | 40081216 | Харьков |
Региональный филиал «Юго-Западная железная дорога» | 40081221 | Киев |
Региональный филиал «Приднепровская железная дорога» | 40081237 | Днепр |
Региональный филиал «Донецкая железная дорога» | Лиман | |
Филиал «Винницатрансприбор» | 40081242 | Винница |
Филиал «Главный информационно-вычислительный центр» | 40081258 | Киев |
Филиал «Дарницкий вагоноремонтный завод» | 40081263 | Киев |
Филиал «Единый расчётный центр железнодорожных перевозок» | 40081279 | Киев |
Филиал «Медиацентр» Магистраль | 40081284 | Киев |
Филиал «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт железнодорожного транспорта» | 40081293 | Киев |
Филиал «Панютинский вагоноремонтный завод» | 40081305 | Харьковская область, Лозовая, Панютино |
Филиал «Проектно-конструкторское технологическое бюро информационных технологий» | 40081310 | Киев |
Филиал «Рефрижераторная вагонная компания» | 40081326 | Киевская область, Фастов |
Филиал «Староконстантиновский завод железобетонных шпал» | 40081331 | Хмельницкая область, Староконстантинов |
Филиал «Центр обеспечения производства» | 40081347 | Киев |
Филиал «Центр охраны здоровья» | 40081352 | Киев |
Филиал «Центр профессионального развития персонала» | 40081368 | Черкасская область, Золотоноша |
Филиал «Центр транспортного сервиса» Лиски | 40081373 | Киев |
Филиал «Центр управления промышленностью» | 40081389 | Киев |
Филиал «Центральная станция связи» | 40081394 | Киев |
Филиал «Проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта» | 40123423 | Киев |
Филиал «Стрыйский вагоноремонтный завод» | 40123439 | Львовская область, Стрый |
Филиал «Украинская железнодорожная скоростная компания» | 40123444 | Киев |
Филиал «Центр по ремонту и эксплуатации путевых машин» | 40123454 | Киев |
Филиал «Центр транспортной логистики» | 40123465 | Киев |
Филиал «Центр строительно-монтажных работ и эксплуатации зданий и сооружений» | 41149437 | Киев |
Филиал «Энергосбыт» | 40150221 | Киев |
Филиал «Центр сервисного обеспечения» | 40150237 | Киев |
Представительство в Российской Федерации и Республике Беларусь | Москва | |
Представительство в Польше и странах Балтии | Варшава | |
Филиал «Железнодорожная охранная компания» | 40478614 | Киев |
Филиал «Центр диагностики железнодорожной инфраструктуры» | Киев |
Региональные филиалы сохранили своё название со времён СССР, из-за чего названия Юго-Западной и Южной железных дорог не соответствуют их реальному расположению на карте Украины. После распада СССР были изменены только границы дорог, например, Белгородское отделение ЮЖД с дорогами, проходящими по территории России, было передано в 1992—1993 годах в состав Юго-Восточной железной дороги РЖД (Управление ЮВЖД расположено в городе Воронеже).
В 2014 году после освобождения и референдума в Крыму, стала частью Российской Федерацией участки Приднепровской железной дороги, расположенные на территории Крыма (большая часть бывшей Крымской дирекции), фактически перешли под управление созданной российскими властями полуострова Крымской железной дороги[9].
По состоянию на 2013 год наблюдалось вхождение украинских железных дорог в фазу системного кризиса. Главными его особенностями были:
В 2014 году, по мнению советника министра инфраструктуры А. Кавы, «три четверти тепловозов на железной дороге и каждый третий электровоз эксплуатировались с просроченным ремонтом».[15]
В 2016 году начался поэтапный процесс реформирования железнодорожного транспорта в основу концепции которого было заложено: обновление подвижного состава; повышение эффективности деятельности отрасли; создание условий для равного доступа к пользованию услугами; усовершенствование системы управления; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций; интеграцию железнодорожного транспорта Украины в европейскую транспортную систему; обеспечение прозрачности денежной деятельности.[источник не указан 131 день]
В 2018 году общий объём инвестиций на приобретение и модернизацию подвижного состава составил 18,4 млрд гривен. В частности, в этом году «Украинская железная дорога» приобрела 60 пассажирских вагонов и 2 секции электропоездов, модернизировала 226 пассажирских вагонов и 100 секций электропоездов. Для обеспечения грузовых перевозок была предусмотрена закупка 3550 полувагонов с привлечением кредита ЕБРР, изготовлено 3600 грузовых вагонов, модернизировано более 10 тыс. грузовых вагонов. Также запланировано модернизировать и модифицировать 50 грузовых и 29 пассажирских электровозов, 18 грузовых, 4 пассажирских и 62 маневровые тепловозы[16].
23 февраля 2018 года между «Украинскими железными дорогами» и General Electric было подписано рамочное соглашение на сумму $1 млрд и продолжительностью 15 лет. Соглашение предусматривает модернизацию 75 локомотивов, и поставки до 225 локомотивов GE серии Evolution до 2034 года и их долгосрочное техническое обслуживание[17].
Ожидается, что на первом этапе сотрудничества будет поставлено 30 грузовых дизельных локомотивов ТЭ33А. Уровень локализации составит 10 %[17]; на втором этапе сотрудничества предполагается увеличить уровень локализации производства до 40 %, вероятно, производство будет налажено на базе Крюковского вагоностроительного завода[17].
Стоимость первой партии локомотивов оценивается в 140 млн долл. Приобретение осуществляется на условиях финансового лизинга через «Укрэксимбанк», с гарантиями американского Citibank[17]. Стоимость одного локомотива составит около 4 млн долл.
Скорее всего основным депо обслуживания станет Мелитопольское депо на Приднепровской железной дороге[18]. По предварительным планам, с 30 тепловозов, которые получит АО «Укрзализныця» от американского производителя, 15 машин будет функционировать в рамках регионального филиала «Одесская железная дорога», на которых будут работать специалисты локомотивного депо Николаев[19].
Поставка первых локомотивов состоялась уже осенью 2018 года и должно завершиться к концу первого квартала 2019 года:
15 мая 2018 на заводе GE, который расположен в городе Эри (штат Пенсильвания, США), началось строительство первого локомотива TE33A Evolution для АО «Укрзализныця»[17] и 11 сентября 2018 первый локомотив «Тризуб» прибыл в порт Черноморск (это первый новый локомотив для парка Украинских железных дорог и за последние 10 лет)[20]; в дальнейших планах Укрзализныци — принять локомотив в эксплуатацию и задействовать его для перевозки грузов.
25 сентября было отгружено второй локомотив, а уже в ночь на 26 сентября прибыла партия из 6 тепловозов[21]. Окончательная их доукомплектование будет проводиться на Крюковском вагоностроительном заводе, после этого они будут приняты в эксплуатацию и начнут перевозить грузы[22]. Во второй половине октября происходило финальное доукомплектования 8 локомотивов[23].
24 октября 2018 ещё 7 локомотивов General Electric прибыли в порт Черноморск, которые утром начали выгружать с судна. Они, как и 8 предыдущих, отправятся на Крюковский вагоностроительный завод для окончательного укомплектования[24].
8 ноября первый локомотив, который получил номер ТЕ33АС-2001, проходил пробег испытания на отрезке Кременчуг — Ромодан[25].
19 ноября 2018 года ещё пять локомотивов производства «General Electric» выгрузили в МП «Черноморск»[26].
13 декабря первый локомотив «Тризуб» отправился в первый рейс. «Укрзализныця» намерена задействовать новый подвижной состав на Мелитопольском, Николаевском и Мариупольском направлениях[27].
Последние 5 локомотивов прибыли на Украину 1 февраля 2019 года, на этом первый этап контракта в 30 локомотивов выполнен: 15 локомотивов уже введены в эксплуатацию, по остальным 15 продолжается доукомплектование на Крюковском вагоностроительном заводе[28].
В июле 2019 года «Укрзализныця» подписала меморандум с компанией Toshiba для решения проблемы дефицита маневровых локомотивов в парке компании[29].
В октябре 2019 года директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике Антон Саболевский сообщил о намерении совершить в ближайшие два года раздел компании на грузового, пассажирского и инфраструктурного оператора по примеру Германии, Польши и Франции[30].
В январе 2020 года в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе был подготовлен договор на 10 лет, по которому инженерно-консалтинговая компания Deutsche Bahn по инфраструктурным, мобильным и транспортным проектам Engineering & Consulting будет консультировать и поддерживать украинскую железную дорогу в предпринимательских и технических вопросах[31][32].
В 2023 году Европейский Союз впервые выделяет средства на развитие евроинтеграционной железнодорожной инфраструктуры «Украинских железных дорог». Средства пойдут на реконструкцию старых путей и строительство железнодорожных пунктов пропуска со странами ЕС — Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Финансирование выделяется в рамках денежного инструмента Connecting Europe Facility (CEF)[33].
Ключевые показатели за 2015 год[34]:
Объём пассажирооборота — 35,9 млрд пкм.
Объём грузооборота — 195,1 млрд ткм.
Выручка — 2,75 млрд долл. США
EBITDA — 0,81 млрд долл. США
Чистая прибыль — 0,1 млрд долл. США
CAPEX — 0,2 млрд долл. США
Убытки «Украинских железных дорог» от пассажирских перевозок в 2009 году составили свыше ₴5,2 млрд ($652 млн), в том числе от пригородных — ₴2,6 млрд ($326 млн)[35]
Политический кризис привёл к ухудшению финансового состояния Украинских железных дорог. К весне 2015 года грузоперевозки упали на четверть по сравнению с 2014 годом в связи с износом основных фондов, общим падением экономики, а также началом войны на Донбассе — одном из крупнейших железнодорожных узлов страны. В течение 2014—2015 годах тарифы на перевозки дважды повышались — суммарно почти на 50 %. Несмотря на это, 12 мая 2015 года Укрзализныця не смогла расплатиться по еврооблигациям на $500 млн, что фактически означало объявление технического дефолта. Общая же сумма долга компании составила 37,5 млрд гривен, из них внутренний долг — 22 млрд гривен[36].
С 27 декабря 2014 года, на основании решения СНБО Украины, прекращено пассажирское и грузовое сообщение с Крымом, территория которого рассматривается Украиной как временно оккупированная Российской Федерацией[37]. В связи с этим пассажирские поезда крымского направления курсируют до Новоалексеевки и Херсона. Доставка грузов в направлении полуострова с материковой части Украины осуществляется только до контрольных пунктов въезда и выезда из Крыма — станции Вадим в Херсонской области[38][39].
10 ноября 2016 года «Укрзализниця» запустила мобильную версию интернет-сайта по продаже железнодорожных билетов. По словам Бальчуна, запускается универсальная мобильная версия сайта для смартфонов под любую операционную систему[40].
За 2016 год компания выплатила около 15 млрд гривен налогов и получила 303 миллиона гривен прибыли[2].
С обретением независимости Украины остро стал вопрос себестоимости перевозок. Высокие цены на нефтепродукты делают дизельную тягу экономически невыгодной.
Один из путей решения проблемы, принятый правительством Украины, — электрификация железных дорог. Однако особенностью сети железных дорог Украины является то, что со времён СССР отдельные участки пути были электрифицированы по-разному:
При электрификации перспективных участков железнодорожной сети Украины сейчас предпочтение отдают переменному току более высокого напряжения (~25 кВ). Однако если нужно электрифицировать участок пути в окружении сети с постоянным током (=3 кВ), то и на этом участке приходится использовать это пониженное напряжение =3 кВ.
С 1991 по 2011 годы были электрифицированы следующие участки общей длиной более 1700 км[41] (жирным шрифтом выделены основные магистральные направления):
В процессе электрификации:
В будущем планируется[источник не указан 29 дней]:
Общая длина электрифицированных линий составит[когда?] около 1400 км[источник не указан 29 дней].
Цель проекта электрификации в сторону белорусской границы — связать Республику Беларусь с морскими портами одесского региона. Это вызвано тем, что Белорусская железная дорога электрифицировала напряжением ~25 кВ следующие участки своих железных дорог: Осиповичи — Жлобин — Гомель; Молодечно — Гудогай — граница с Литвой; электрифицируется участок Жлобин — Калинковичи — Барбаров (Мозырский НПЗ) (участок до Светлогорска-на-Березине электрифицирован в 2020 году). В перспективе рассматриваются планы дальнейшей электрификации для транзита: Калинковичи — граница с Украиной в направлении Овруч-Коростень; Гомель — граница с Украиной в направлении Горностаевка — Чернигов; Жлобин — Могилёв — Орша — Витебск (возможно и продолжение на север до границы с Россией — в направлении на Санкт-Петербург).[источник не указан 29 дней]
При СССР и в первые годы независимости основные дальние железнодорожные перевозки осуществлялись ночными поездами. Объёмы пассажирских перевозок в 1990-е годы существенно падали.
Внедрение скоростных и ускоренных поездов тесно связано с именем Георгия Кирпы. Было показано, что один вагон дневного поезда (68 мест) на большинстве направлений может перевезти в 2,5 раза больше пассажиров, чем плацкартный (54 места) за счёт полного оборота за сутки. Это существенно улучшало экономику перевозок.
Программа запуска скоростного движения началась в августе 2002 года с запуском скоростного поезда Киев — Харьков. Собственно скоростными поездами (максимальная скорость до 140 км/ч) до мая 2012 года являлись поезда на двух направлениях:
Для их запуска была проведена существенная реконструкция инфраструктуры, в том числе электрификация, увеличение радиуса кривых, перекладка пути, внедрение стрелок с непрерывной поверхностью качения. В поездах используются новые вагоны Крюковского вагоностроительного завода и электровозы ЧС7, ЧС8, ДС3.
Кроме перечисленных поездов, существуют ускоренные (максимальная скорость до 120 км/ч):
Значительная часть перевозок выполняется электропоездами повышенного комфорта, многие из которых по скорости сопоставимы с ускоренными. Скоростное движение на Украине по скорости значительно уступает Западной Европе. Но, с другой стороны, цена доступна для всех слоёв населения[источник не указан 1511 дней] и, таким образом, дневные поезда конкурируют в основном не с авиа-, а с автотранспортом.
Проект скоростного движения предполагает сообщение между всеми наибольшими городами[43]. На 2010 год программа находилась в стадии разделения пассажирского и грузового движения. В рамках программы было выполнено:
В январе 2011 Укрзализныця заключила договор с корейской компанией Hyundai, согласно которому в 2012 году получила 10 скоростных составов (скорость до 200 км/ч). При этом, помимо поездов, Украинские железные дороги получают и технологии, планируя в будущем производить скоростные поезда на украинских заводах[44].
В апреле 2011 года Министерство инфраструктуры Украины огласило планы по созданию скоростного железнодорожного маршрута на направлении Киев — Москва под рабочим названием «Славутич-Сапсан». Через месяц Украинские железные дороги и РЖД объявили о соответствующей договоренности. Общая длина пути должна была составить 830 км, 510 из которых должны были пройти по территории России, время в пути — 4 часа. Предварительная стоимость реализации проекта оценивалась $10 млрд.[45]. Однако дальнейшего развития проект не получил.
В 2011 году Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзалізниця») подписала договор с Тбилисским электровозостротельным заводом (АО «Электровозостроитель») (Грузия) на поставку 110 магистральных грузовых электровозов ВЛ11М/6.[46]
15 марта 2012 года в Одесский торговый порт прибыл первый скоростной состав HRCS2 производства Hyundai. В течение 2012 года прибыло ещё 9 поездов данного производителя, а также 2 поезда EJ 675 производства Škoda Works.
В 2013 году закуплены 2 скоростных поезда ЭКр1 производства Крюковского вагоностроительного завода.
Графиком 2018—2019 года предусмотрены скоростные (до 160 км/час) поезда категории «Интерсити+» сообщением[47]:
Также курсируют скоростные поезда категорий «Интерсити» и «Региональный экспресс» по маршрутам:
Ранее курсировали скоростные поезда категорий «Интерсити» по маршрутам:
Государственная администрация железных дорог Украины.