Киев-Пассажирский

16-10-2023

 памятник архитектуры

50°26′26″ с. ш. 30°29′22″ в. д. / 50.440556° с. ш. 30.489444° в. д. (G) (O) (Я)

Станция Киев-Пассажирский
Юго-Западная железная дорога
Отделение ж. д.:

Киевское отделение

Дата открытия:

1870

Архитекторы:

О. М. Вербицкий [1]

Ки́ев-Пассажи́рский (укр. Ки́їв-Пасажи́рський) — главная пассажирская железнодорожная станция Киева. Относится к Юго-Западной железной дороге. На ней размещён пассажирский вокзал, состоящий из Центрального, Южного и Пригородного железнодорожных вокзалов. К станции также относятся локомотивное и вагонное депо. В одном здании с Пригородным вокзалом расположен вестибюль станции метро «Вокзальная». Возле Южного вокзала расположен Киевский электровагоноремонтный завод (КЭВРЗ) и Музей подвижного состава Юго-Западной железной дороги.

В 1894 году к вокзалу была построена трамвайная линия, а 2 июня 1936 года — троллейбусная. В 1996 году трамвайная линия по бывшей ул. Коминтерна (сейчас - Симона Петлюры) была демонтирована, в настоящее время вокзал обслуживает линия по ул. Старовокзальной (маршруты трамвая № 1,3,15,18). С центром и Печерском вокзал связывает 14 маршрут троллейбуса. Также к вокзалу подходят многочисленные маршрутные такси, как городские, так и пригородные.

Содержание

История

Открыта в 1870 году. Киевская железнодорожная станция была построена в 18681870 годах для обслуживания двух железнодорожных веток — Киево-Балтской и Курско-Киевской. Вторая к 1868 году была доведена до левого берега Днепра, но ещё два года под руководством инженера Аманда Струве продолжалось строительство моста через Днепр.[2] Первый поезд со стороны Курска на станцию прибыл 18 февраля (2 марта1870 года.

Первый железнодорожный вокзал в Киеве был сооружён по проекту арх. Н. Вишневского в 18681870 годах и представлял собой двухэтажное здание из жёлтого кирпича в стиле староанглийской готики[3]. Его длина — 133 метра — была немногим меньше размеров пассажирской платформы, которая тянулась на 144 метра. Для «высочайших особ» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий принимали пассажиров третьего, низшего класса.

11 (23) августа 1877 года в здании железнодорожного вокзала Киева произошёл сильный пожар. Сооружение восстановили, но ввиду расширения железнодорожного сообщения было решено провести реконструкцию и вокзала, и всей станции, которая должна была улучшить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности всего железнодорожного узла. К 1899 году управление Юго-Западной железной дороги разработало проект комплексной перестройки Киевского узла. Так, станцию Киев-Товарный перенесли на значительное для того времени расстояние от станции Киев-Пассажирский, выстроив там новое здание в стиле технического модерна. А на территории станции Киев-Пассажирский оставили главные железнодорожные мастерские, паровозное депо и поворотный круг. Здесь же предполагалось возвести грандиозное сооружение нового вокзального комплекса.

Проект Управления ЮЗЖД (автор — петербургский архитектор В. А. Щуко) предполагал строительство двух вокзалов, соединенных вместе в виде буквы «Н» (идея воплотилась в жизнь только в 2001 году с постройкой Южного вокзала). Главное здание комплекса должно было быть решено в романских формах. Планировалось, что поезда дальнего следования всех четырёх направлений и пригородного восточного направления принимаются и отправляются с путей, расположенных параллельно длинной оси здания вокзала. Пригородные же поезда западного направления — с тупиковых путей, расположенных к западу от вокзала.

В районе нынешней конечной скоростного трамвая на Старовокзальной улице, в 1908 году был построен временный одноэтажный деревянный пассажирский павильон[4] (который в результате прослужил почти четверть века). К 1913 году старое вокзальное здание было снесено, а в 1914 году был заложен фундамент нового здания вокзала. Реализацию проекта Щуко остановила первая мировая война и революция.

К идее сооружения капитального здания вокзала возвратились в середине 1920-х годов. Новое здание железнодорожного вокзала в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма было сооружено в 19281932 годах по проекту, разработанному профессором архитектуры А. М. Вербицким и архитектором П. Ф. Алешиным. Старшим техником на строительстве работал учившийся в то время и ставший знаменитым впоследствии И. Ю. Каракис[5][6].

В период Великой Отечественной войны здание киевского вокзала было частично разрушено[7]. В 19451949 годах по проекту, разработанному под руководством архитектора Г. Ф. Домашенко, вокзал был восстановлен[8]. В 19541955 годах было построено здание Пригородного вокзала[9], проложены подземные тоннели, связывавшие Вокзальную площадь с вокзалом и платформами[10]. В 19671969 годах был сооружен навес над первой платформой, а также пешеходная галерея до 10-й платформы шириной 24 метра (взамен двух галерей[11], которые доходили только до 4-й платформы). В 19781980 годах перед Олимпийскими играми был реконструирован главный вестибюль Центрального вокзала.

В 2001 году, по инициативе тогдашнего Министра транспорта Георгия Кирпы, вокзал был полностью реконструирован, построен Южный вокзал. Были перестроены платформы, реконструированы здание Центрального вокзала и Вокзальная площадь, подземные пешеходные тоннели, расширенная пешеходная галерея над путями соединила здания Центрального и Южного вокзалов.

Изображения

Примечания

  1. Светлана Кохан, Сергій Кілессо О. М. Вербицький - архітектор і педагоги др.
  2. Железнодорожный мост Струве через Днепр в Киеве, 1870-е годы // mik-kiev.livejournal.com
  3. Здание киевского железнодорожного вокзала, построенное в 1867—1870 годах // Веб-сайт «Киев. Фотолетопись»
  4. Здание временного вокзала станции Киев-Пассажирский, 1920-е годы // Веб-сайт «Киев. Фотолетопись»
  5. Смотри стр. 67. Киевский архитектор Иосиф Каракис // Мастера Архитектуры. АРХ3. Архитектура СССР. Май — Июнь 1991. Юрий Бородкин, Татяна Власова, Сергей Нивин. ISSN: 0004-1939  (рус.)
  6. Архiтектор Йосип Юлiйович Каракiс // Йосип Юлiйович Каракiс: Бiблiографiчний покажчик / Ред. Г.А. Войцехвистская, С.С.Артамонова, О.М.Пихур, А.О. Луковська; Отв. за вып. В.М. Чеснок. — 1. — Киев: Укрархбудинформ, 2002. — С. 9. — 52 с. — (Видатнi зодчi України).  (укр.)
  7. Полуразрушенное здание киевского вокзала, 1943 год // Веб-сайт «Киев. Фотолетопись»
  8. Центральный вокзал, 1948 год // Фотогалерея «Паровоза ИC»
  9. Пригородный вокзал, 1955 год // Фотогалерея «Паровоза ИC»
  10. Киев-Пассажирский, 1961 год // Фотогалерея «Паровоза ИC»
  11. Киев-Пассажирский, 1950-е годы // Коллекция Арутюняна А. М.

Ссылки

  • Энциклопедический справочник «Киев» / Под ред. А. В. Кудрицкого. — Киев: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1982. — C. 179.
  • Веб-энциклопедия Киева  (укр.)
  • Официальный веб-сайт Юго-Западной железной дороги  (укр.)
  • Неофициальный сайт вокзала Киев-Пассажирский
  • Карта Киева. — Масштаб 1:20000. — 1918  (нем.)
  • Схематический план города Киева. — Масштаб 1:25000. — Харьков: Украинская Картографическая Фабрика Всесоюзного Госкартотреста, 1935  (укр.)
  • Алешин В. Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве // alyoshin.ru — 2001.
  • Анисимов А. Вокзал — несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук… // Газета «Кіевскій телеграфЪ». — № 32 (75). — 2001. — 20 августа.
  • Анисимов А. Куда летит наш паровоз? // «Кіевскій телеграфЪ». — № 28 (322). — 2006. — 14—20 июля.
  • Вокзал // zalizyaka.livejournal.com — 2009. — 3 августа.
  • Вокзал // zalizyaka.livejournal.com — 2010. — 27 марта.
  • Кальницкий М. Ты здесь, мы в воздухе одном… // mik-kiev.livejournal.com — 2008. — 05 марта.
  • Кальницкий М. Киев 135 лет назад // mik-kiev.livejournal.com — 2008. — 25 сентября.
  • Касьянова И., Москаленко Е., Овсиенко В. Ворота Киева: прошлое и настоящее // «Сегодня». — 2010. — 19 января.
  • Новый пригородный вокзал в Киеве. Открытие 26 мая // Правда Украины. — 1955. — 28 мая.
  • Олийник В. Человек, который «воздвиг себе вековечный памятник». Но был благополучно забыт киевлянами // «Зеркало недели». — № 20 (548). — 2005. — 28 мая—3 июня.
  • Железнодорожный вокзал станции Киев-Пассажирский, 1927—1932 гг. // community.livejournal.com/ru_sovarch — 2010. — 21 ноября.

См. также

  • Расписание движения поездов дальнего следования по станции Киев-Пассажирский  (укр.)
  • Стоимость билетов на поезда дальнего следования от станции Киев-Пассажирский  (укр.)
  • Расписание движения пригородных поездов по станции Киев-Пассажирский  (укр.)
  • Продажа и заказ железнодорожных билетов через Интернет
  • Транспортная инфраструктура Киева

Киев-Пассажирский.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47