21-06-2023
Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.
Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества (см. Детские игры, Детское творчество). Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.
Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.
Игрушки позволяют также более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.[1]
Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева.[2] В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терракоты, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.[3][4]
Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.
Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте куклы уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама»[5]. Сегодня уже существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой.[6] Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собачки, львы, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и так далее. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.
В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды.
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д[7].
Игрушки, как и сам процесс игры, выполняют множество различных функций. Они развлекают ребёнка, выполняя одновременно и воспитательную функцию. Кроме того, игрушки улучшают когнитивные функции и способствуют развитию творческих способностей. Они помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.
Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними младенцы начинают распознавать звуки и цвета, что оказывает влияние и на развитие памяти.
Обыкновенные кубики являются прекрасным развивающим инструментом. Они формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности.[8] Такие игрушки, как шарики и мячи помогают ребёнку в изучении причинно-следственных связей, позволяют развить координацию движений и другие полезные навыки.
Лепка из пластилина, «глупая замазка» и другие подобные развлечения положительно влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка.[9] Кроме того, подобные материалы позволяют ребёнку создавать игрушки самостоятельно.
Развивающие игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.
Существуют и игрушки для подростков и взрослых. Например, Колыбель Ньютона демонстрирует закон сохранения импульса и энергии.
Между мальчиками и девочками существуют гендерно обусловленные различия в выборе игрушек. Девочки чаще играют с куклами, мальчики предпочитают машинки. Исследователи считают, что подобные различия дети демонстрируют уже в полуторагодовалом возрасте.[10]
Тем не менее, наблюдения за движением глаз младенцев показало, что девочки уже в младенческом возрасте больше обращают внимание на куклы, чем на машинки, тогда как мальчики показывают обратный результат.[11] Это говорит о том, что предпочтения в выборе игрушек появляются раньше, чем самоосознание и понимание своей гендерной принадлежности. Чёткие предпочтения в выборе игрушек складываются в возрасте около трёх лет.[12]
Замечено, что родители, учителя и другие дети более позитивно реагируют на детей, играющих в игрушки, свойственные их полу.[13] К сыновьям обычно предъявляются более жёсткие требования в выборе игрушек, считающихся свойственными для мальчишеских игр.[13] Среди девочек же игра в игрушки, считающиеся игрушками для мальчиков, становится всё более распространённой и не считается столь предосудительной.[14] Замечено также, что отцы чаще матерей выражают негативное отношение по отношению к играм в несвойственные половой принадлежности ребёнка игрушки.[15]
Во многих странах открыты музеи игрушек. Первый в мире Немецкий музей игрушки был создан в 1901 году в Зоннеберге.
Первый в России музей игрушки был открыт в 1918 году в Москве, а в 1931 году он переехал в город Загорск, нынешний Сергиев Посад. С 1997 года, как негосударственное учреждение культуры, существует Музей игрушки в Санкт-Петербурге. Есть и художники, работающие в этом жанре. Например, в 2005 году выставка Олега Бурьяна «НЕнаивные игрушки» прошла в упомянутом Музее игрушки Санкт-Петербурга. В нём же существует музей кукол.
Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии известных на сегодня игрушек[16]
(Классификация педагогами)
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.
2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
3. Спортивные игрушки.
4. Игрушки — забавы.
II Игрушки по степени готовности:
III Игрушки по виду применяемого сырья:
IV Игрушки по величине:
V По функциональным свойствам:
VI Игрушки по художественно-образному решению:
Устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях разрешения их производства, импорта и реализации
Предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки
Обеспечение безопасности ребёнка, его защита от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие
Включение качеств игрушки, направленных на обеспечение развития ребёнка
Постановление Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 года предусматривает необходимость обязательной сертификации детских игрушек. Проводимая в отношении игрушек сертификация это оценка их с точки зрения физической безопасности для детей. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, сертификация соответствия. Игрушки проверяются более чем по ста показателям. Также инспектируется и производство игрушек, а также игрушки, уже поступившие в торговую сеть.
К детским игрушкам предъявляются следующие основные требования. Прежде всего, это безопасность материалов, из которых они изготовлены и которым покрыты. Она должна быть заверена в специальном паспорте, в котором кроме этого указывается, что материалы не являются аллергенными раздражителями и не содержат токсических химических и вредных веществ. Проверяются игрушки также на предмет наличия резкого неприятного запаха, а также оценивается цвет — слишком яркий и ядовитый цвет может оказывать негативное воздействие на психику ребёнка.
Хрупкость и ломкость игрушки учитывается наряду с наличием мелких и потенциально опасных деталей, могущих травмировать ребёнка. Все пластиковые элементы мягких и плюшевых игрушек должны быть прочно пришиты и приклеены, чтобы избежать их проглатывания. Как и любая другая сертификация товаров на территории России, сертификация игрушек гарантирует безопасность и высокое качество. Она призвана гарантировать, что игрушка будет приносить ребёнку радость и не станет причиной неприятностей или болезней.
Сертификация игрушек, предназначенных для рынка Европейского Сообщества ([2]), поставленная продукция на рынок ЕС должна соответствовать гармонизированным стандартам ЕС и Директивам ЕС. Игрушки, представляющие повышенную опасность для ребёнка возраста до 3 лет, должны иметь предупреждения «Не подходит для детей в возрасте до 3 лет (36 месяцев)» или предупреждение в виде графики и в инструкции по применению игрушки, краткие предупреждения о опасностях, например — в игрушке используется магнит NdFeB, представляющий опасность при проглатывании. В Европейском Союзе не относятся к детским игрушкам:
Кроме Директивы 2009/48/EC по безопасности игрушек, В ЕС при изготовлении и испытаниях, применяются следующие директивы:
Одним из необходимых документов является Экспертное заключение Таможенного Союза, выдаваемое аккредитованными Органами сертификации и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (Роспотребнадзор).
Игрушка.