17-10-2023
Интервью́ (англ. interview) в журналистике — жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам[1].
Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого — взгляд, мнение. Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Является одним из методов получения информации в журналистике.
Журналистское интервью по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Сведения, которые получены в итоге интервью, могут быть предназначены как для удовлетворения любопытства, так и ради профессиональных, личных или корпоративных целей. В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации)[2].
Содержание |
1. Информационное интервью — самый частоиспользуемый вид. Он нацелен на то, чтобы собрать материал для новостей. Жесткие временные стандарты делают этот вид интервью очень динамичным. Например, чтобы осветить катастрофу национального значения, тележурналисту удается сравнительно оперативно, всего за час, опросить большое количество людей. Однако, даже имея строгое ограничение по времени журналист не должен пренебрегать уважительным отношением к собеседнику, ведь тогда можно получить наиболее вразумительный ответ. Основой информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их вполне достаточно для сбора фактов. Однако не стоит ограничиваться этими вопросами. Чтобы получить больше достоверной информации, нужно задавать вопросы, относящиеся непосредственно с человеку или событию.
2. Оперативное интервью является разновидностью информационного, только в еще более сжатом варианте. Ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Этот вид называется блиц-опрос или опрос на улице. Особенностью такого интервью является одинаковая, фиксированная постановка вопросов. И задаются они как можно большему количеству людей. В зависимости от темы опроса, в нем участвуют представители одной или, наоборот, разных социальных групп. От социологического опроса блиц-опрос отличается отсутствием репрезентативности.
3. Интервью-расследование. Его проводят для глубинного, более подробного изучения проблемы или события. Оно должно организовываться обстоятельно и с запасом времени. Постановка цели должна быть точной, а на работу с материалами нужно потратить немало времени. Главное, конечно, продумать вопросы. Не менее важны первый контакт, умение слушать и грамотное владение невербальными формами общения. К каждому персонажу нужно найти индивидуальный подход.
4. Интервью-портрет (персональное интервью) сфокусирован на одном герое. Им может стать любой человек, который проявил себя в общественной жизни и поэтому привлекает взгляды широкой публики. Портретные интервью с «простыми людьми» встречаются гораздо реже. Здесь два варианта: или этот человек себя в чем-то проявил или, наоборот, очень типичен. Те предметы, детали, которые формируют индивидуальность героя, должны быть переданы зрителю.
5. Беседа (диалог) – разновидность интервью, когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству. Творческая репутация и большой профессиональный опыт являются обязательными условиями такого интервью. Также важно выбрать правильного собеседника. Ведь с его помощью журналисту требуется выстроить грамотный и интересный материал[2].
Жанр интервью нужно использовать только в том случае, если интервьюируемый может сказать больше, чем журналист или же если интервьюируемый поддержит своим выступлением какую-то определенную общественную кампанию.
Традиционно интервьюируемых можно разделить на три категории:
1) государственные и политические деятели, специалисты и др. люди, которые обладают специфическими знаниями в какой-либо конкретной области; цель интервью – узнать что-то, в чем компетентен этот человек;
2) знаменитости. Их интервьюируют, чтобы подробности их деятельности и жизни стали достоянием массовой публики;
3) обыкновенные люди. С ними мы встречаемся на улице, дома, на работе. Цель интервью - выяснить общественное мнение о каком-либо событии[1].
|
|
---|---|
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые СМИ • Другие темы |
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Чурналистика |
Социальные воздействия |
|
Новостные СМИ | |
Роли | |
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу |
Мероприятия | |
Профессиональный жаргон |
Джинса • Пилотный выпуск • Синхрон • Стендап • Телекиллер |
Интервью (журналистика).