Катастрофа A310 под Катманду

16-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 311 Thai Airways International

Мемориальный парк в Какани enru, посвящённый катастрофе рейса 311
Общие сведения
Дата

31 июля 1992 года

Время

12:45

Характер

CFIT

Место

Лангтанг, 40 км северней Катманду (Непал)

Воздушное судно


Разбившийся Airbus A310-304 борт HS-TID

Модель

Airbus A310-304

Авиакомпания

Thai Airways International

Пункт вылета

Донмыанг, Бангкок (Таиланд)

Пункт назначения

Трибхуван, Катманду (Непал)

Рейс

TG-311

Бортовой номер

HS-TID

Дата выпуска

2 октября 1987 года (первый полёт)

Пассажиры

99

Экипаж

14

Погибшие

113 (все)

 Изображения на Викискладе

В пятницу 31 июля 1992 года в окрестностях Катманду потерпел катастрофу Airbus A310-304 компании Thai Airways International, при этом погибли 113 человек. Первая катастрофа в истории A310 и на момент событий являлась крупнейшей авиакатастрофой в Непале, пока менее чем через два месяца её в полтора раза не превзошла катастрофа пакистанского A300[1].

Самолёт

Участвовавший в происшествии Airbus A310-304 с заводским номером 438 свой первый полёт совершил 2 октября 1987 года и на период испытаний носил бортовой номер F-WWCE. 25 ноября он был продан Wardair Canada enru где получил бортовой номер C-FGWD. Когда Wardair была поглощена Canadian Airlines International, к 15 января 1990 года борт C-FGWD перешёл в парк последней. 9 мая того же года [1990] его приобрела Thai Airways International, бортовой номер при этом сменился на HS-TID[2].

Экипаж и пассажиры

Всего на борту находились 14 членов экипажа — таиландцев по национальности, а также 99 пассажиров[3].

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Австралия Австралия 1 0 1
Бельгия Бельгия 5 0 5
Великобритания Великобритания 2 0 2
Германия Германия 4 0 4
Израиль Израиль 2 0 2
Испания Испания 3 0 3
Канада Канада 2 0 2
Республика Корея Республика Корея 2 0 2
Непал Непал 23 0 23
Новая Зеландия Новая Зеландия 1 0 1
США США 11 0 11
Таиланд Таиланд 21 14 35
Финляндия Финляндия 5 0 5
Япония Япония 17 0 17
Итого 99 14 113

Катастрофа

Самолёт выполнял рейс TG-311 из Бангкока в Катманду. Основная часть полёта прошла без существенных замечаний, поэтому рейс 311 стал выполнять заход на посадку на полосу 02 аэропорта Трибхуван. В связи с шедшим в то время сезоном дождей[3], заход выполнялся по приборам. Лайнер прошёл радиомаяк Сьерра, после чего экипаж начал было выпускать закрылки, когда обнаружил, что те не работают. Согласно правилам, в горном аэропорту Трибхуван посадка должна была выполняться при полностью выпущенных закрылках. Экипаж предупредил о неисправности диспетчера, после чего через 21 секунду с момента первой попытки и в 21 морской миле от радиомаяка Катманду сумел устранить неисправность закрылков. В связи с большой высотой, требовавшей более крутого снижения, пилоты приняли решение уходить на второй круг[1].

Экипаж сообщил диспетчерской вышке, что они намерены выполнить повторный заход на посадку, в связи с чем запрашивают разрешение выполнить левый разворот к точке Ромео, находящейся в 41 миле юго-юго-западнее (азимут 202°) радиомаяка Катманду. Аэропорт Трибхуван на то время не был оборудован радиолокатором, а дежуривший на тот момент диспетчер имел опыт работы всего 2 месяца. На запрос экипажа диспетчер сообщил, что разрешена посадка на полосу 02 со стороны Сьерра, что находится в 16 милях за радиомаяком. Экипаж ответил, что они сейчас не могут осуществлять посадку и ещё раз запросил разрешения на левый разворот к Ромео для повторного захода. После повторного запроса экипаж тогда летя с курсом 025 в 7 милях от маяка Катманду начал в одностороннем порядке выполнять правый разворот с одновременным набором высоты с 10 500 (3200 метров) до 18 000 футов (FL180, 5486 метров). Экипаж сообщил диспетчеру, что они начали набор высоты, в ответ на что диспетчер потребовал доложить об удалении 16 миль для выполнения подхода Сьерра, а также поддерживать высоту FL115 (11 500 футов или 3505 метров) — минимальной безопасной в зоне южнее аэропорта, а также переходить на связь с диспетчерским центром[1].

Экипаж выполнил разворот на 360° со снижением до указанной высоты, при этом кратковременно задерживаясь на курсах 045 и 340, после чего вновь занял курс 025. В 5 милях юго-западней радиомаяка Катманду экипаж доложил центру, что они летят по курсу 025 и хотели бы вернуться к Ромео для повторного захода, так как у них возникли технические проблемы с полётом. Диспетчер разрешил следовать к Ромео. Как было установлено из записи речевого регистратора, у экипажа в это время возникли трудности с системой управления полетом при указании следования к точке Ромео, а также с некоторыми другими задачами. В результате рейс 311 продолжал следовать на север по курсу 025 ещё 16 миль, после чего курс немного изменился левее на 005. Ещё через минуту неожиданно сработала система предупреждения опасного сближения с землёй GPWS, которая выдавала голосовые сообщения о близости земли и необходимости начать набор высоты. Эти сообщения звучали около 16 секунд, но экипаж на них поначалу не реагировал, считая их ложными. Лишь в последний момент двигатели были переведены во взлётный режим, но было уже поздно. В 12:45 в 23,3 милях (43 километра) северо-северо-восточнее (азимут 015) радиомаяка Катманду летящий на высоте 11,5 тысяч футов (3,5 километра) авиалайнер врезался в гору высотой около 16 тысяч футов (4,88 километра) и полностью разрушился. Все находящиеся на борту 113 человек погибли[1].

Катастрофа рейса 311 стала первым происшествием с участием Airbus A310 (не считая произошедшей 31 июля 1991 года попытки угона A310 Сингапурских авиалиний, когда все 4 угонщика были убиты) и на 2013 год по числу жертв занимает 4 место среди всех катастроф A310[4]. Также это первая крупная авиационная катастрофа на территории Непала, но спустя всего 59 дней её в полтора раза превзошла катастрофа пакистанского A300 в которой погибли 167 человек[5]. Также, в один день с катастрофой тайского A310 у Катманду, в Нанкине (КНР) потерпел катастрофу Як-42 китайской China General Aviation enru в результате чего погибли 108 человек из 126 на борту[3].

Причины

Причиной катастрофы было названо сохранение экипажем траектории полёта в северном направлении, вместо поворота на юг в сторону точки Ромео, а также неэффективная радиосвязь между диспетчерским центром и лётным экипажем рейса TG-311, из-за чего полёт выполнялся по неверному направлению, экипаж при этом не докладывал о пеленге радиомаяка (VOR), а диспетчер в свою очередь его и не запрашивал, вследствие чего местоположение самолёта не контролировалось, к чему привело недостаточное взаимодействие между пилотами при проведении навигационного контроля полёта[1].

Созданию катастрофической ситуации способствовали такие факторы, как неверное отображение точки Ромео на навигационных картах использовавшихся экипажем, кратковременный отказ закрылков, вынудивший прервать первоначальный заход на посадку, а также сложности из-за языковых проблем при переговорах между тайским экипажем и непальским диспетчером, чему способствовал и малый опыт работы авиадиспетчера, приведшие к недостаточному обсуждению очевидных нерешённых проблем[1].

В рекомендациях непальская комиссия указала на необходимость уведомить производителей систем опасного сближения с землёй (GPWS) и систем управления полётом (FMS) об аспектах данной катастрофы, а операторам самолётов, оборудованных FMS, и учебным центрам более серьёзно относится к использованию FMS[1].

Последствия

Некоторые обломки самолёта были сохранены и их ещё можно увидеть в районе Лангтанг.

После катастрофы у рейса Бангкок — Катманду номер был изменён на 319 (обратный — 320) и по данным на начало 2014 года он выполняется самолётами Boeing 777[6].

Одним из погибших пассажиров рейса TG311 был Дункан Норри (англ. Duncan Norrie) — 34-летний сын Билла Норри enru, мэра Виннипега[7]. В память о нём в Виннипеге его именем была названа одна из улиц — Дункан Норри Драйв (англ. Duncan Norrie drive).

См. также

Примечания

  1. ↑ Aircraft accident Airbus A310-304 HS-TID Kathmandu-Tribhuvan Airport (KTM) (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 17 декабря 2013.
  2. HS-TID Thai Airways International Airbus A310-304 - cn 438 (англ.). Planespotters.net. Проверено 17 декабря 2013.
  3. ↑ 113 Feared Dead in Nepal Crash; 100 Die in China : Air disaster: Thai jetliner slams into Himalayan hillside during heavy monsoon rains. (англ.). Los Angeles Times (1 August 1992). Проверено 17 декабря 2013.
  4. Airbus A310. Occurrences in the ASN database (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 17 декабря 2013.
  5. Nepal air safety profile (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 17 декабря 2013.
  6. Рейс TG 319, Бангкок — Катманду. Яндекс.Расписания. Проверено 17 декабря 2013.
  7. Bill Norrie loved his city and was loved in return (англ.). Winnipeg Free Press (7 December 2012). Проверено 17 декабря 2013.

Катастрофа A310 под Катманду.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47