13-10-2023
(O)
КнААЗ им. Ю.А. Гагарина | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Пекарш Александр Иванович |
Отрасль |
производство авиационной техники |
Оборот |
▲25 369 млн руб. (2011) |
Чистая прибыль |
▲320 млн руб. (2011) |
Число сотрудников |
13,5 тыс. человек (2011)[1]. |
Сайт |
www.knaapo.ru |
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, ранее Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина, КнААПО) — авиастроительное предприятие в городе Комсомольск-на-Амуре.
Производитель самолётов марки «Су», ведущее производственное предприятие Авиационной Холдинговой Компании «Сухой». В настоящее время участвует в трех приоритетных программах холдинга: по разработке и производству многофункционального истребителя Су-35, боевого авиационного комплекса пятого поколения и регионального пассажирского самолета Сухой Суперджет 100. Здесь выпускаются одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27 — Су-27СМ/СКМ, Су-30МК2, истребители палубного базирования Су-33, Су-33УБ, проводится ремонт и модернизация самолетов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМС России. КнААЗ — сертифицированный поставщик корпорации «Боинг».[2]
С 1 января 2013 года КнААПО вошло в качестве филиала в ОАО «Компания „Сухой“» и стало называться филиал ОАО «Компания „Сухой“ Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина» (КнААЗ)[3].
Численность работников около 17 тыс. человек (2007), 13,5 тыс. человек (2011)[1].
Завод изначально планировался как одно из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. Площадкой для строительства было выбрано нанайское стойбище Дзёмги, позже стройплощадка была перенесена вглубь тайги на нынешнее место.[4] 18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода № 126.
1 мая 1936 года был подготовлен к полёту самолёт-разведчик Р-6 (конструкции А. Н. Туполева). В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало бомбардировщики дальней авиации — ДБ-3Ф. Всего было построено 2757 этих боевых машин.
В послевоенный период завод наладил производство транспортно-пассажирского самолёта Ли-2. Здесь было построено 355 таких самолетов.
Одним из важнейших этапов развития предприятия были первые реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17 и их модификации.
В 1956 году завод связал свою дальнейшую судьбу с ОКБ Сухого. Совместная работа дала Вооруженным Силам страны тысячи боевых самолётов семейства «Су».
Одновременно с выпуском истребителей предприятие изготавливало противокорабельные крылатые самонаводящиеся ракеты П-6 и «Аметист», поставляло по кооперации Новосибирскому авиационному заводу поворотные части крыла и хвостовые части фюзеляжа с оперением для фронтовых бомбардировщиков Су-24, производило элементы хвостового оперения для пассажирского лайнера Ил-62.
В 1976 году предприятие приступило к освоению боевого самолета 4 поколения — Су-27, который стал базовым вариантом семейства самолётов конструкции ОКБ Сухого. В 1980-е годы истребитель Су-27, а позднее его модификации — Су-27СК, Су-27СКМ, Су-30МК2, Су-33 — стали основной продукцией завода.
В последние годы на КнААЗе проведена реконструкция и техническое перевооружение.
В конце января 2010 года с ВПП КнААЗа впервые поднялся в воздух истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА.
Среди прочей гражданской продукции производили, например, велосипеды «Космос», катера серий «Амур» (поворотно-откидная колонка), «Восток» (водомётный движитель) и «Стрела» (подвесной мотор).
В 1999 году производство катеров выделили в самостоятельное дочернее предприятие — завод по производству маломерных судов «Амур».[5] В 2005—2006 году производство катеров всех моделей прекращено.[6] С 2009 года закрыто производство запасных частей и комплектующих для катеров.
За свою 75-летнюю историю предприятие выпустило несколько тысяч боевых самолётов таких известных авиаконструкторов как Туполев, Ильюшин, Микоян и Гуревич, Сухой, Бериев.[7]
На территории завода действует печатный орган: «Крылья Советов» (ранее называлась «Штурмовик» и «Вперёд») (газета ОАО КнААПО). Газета описывает различные стороны заводской жизни и трудовые подвиги коллектива. Газета выпускается под строгой цензурой руководства предприятия, общее руководство за этим возложено на начальника пресс-центра.
На территории ОАО «КнААЗ» находятся памятные знаки:
КнААЗ.