КнААЗ

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

(O)

КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
Тип

Филиал

Год основания

1934 год

Расположение

Россия Россия: Комсомольск-на-Амуре

Ключевые фигуры

Пекарш Александр Иванович
(директор филиала)

Отрасль

производство авиационной техники

Оборот

25 369 млн руб. (2011)

Чистая прибыль

320 млн руб. (2011)

Число сотрудников

13,5 тыс. человек (2011)[1].

Сайт

www.knaapo.ru

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, ранее Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина, КнААПО) — авиастроительное предприятие в городе Комсомольск-на-Амуре.

Производитель самолётов марки «Су», ведущее производственное предприятие Авиационной Холдинговой Компании «Сухой». В настоящее время участвует в трех приоритетных программах холдинга: по разработке и производству многофункционального истребителя Су-35, боевого авиационного комплекса пятого поколения и регионального пассажирского самолета Сухой Суперджет 100. Здесь выпускаются одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27 — Су-27СМ/СКМ, Су-30МК2, истребители палубного базирования Су-33, Су-33УБ, проводится ремонт и модернизация самолетов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМС России. КнААЗ — сертифицированный поставщик корпорации «Боинг».[2]

С 1 января 2013 года КнААПО вошло в качестве филиала в ОАО «Компания „Сухой“» и стало называться филиал ОАО «Компания „Сухой“ Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина» (КнААЗ)[3].

Численность работников около 17 тыс. человек (2007), 13,5 тыс. человек (2011)[1].

История

Завод изначально планировался как одно из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. Площадкой для строительства было выбрано нанайское стойбище Дзёмги, позже стройплощадка была перенесена вглубь тайги на нынешнее место.[4] 18 июля 1934 года был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода № 126.

1 мая 1936 года был подготовлен к полёту самолёт-разведчик Р-6 (конструкции А. Н. Туполева). В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало бомбардировщики дальней авиации — ДБ-3Ф. Всего было построено 2757 этих боевых машин.

В послевоенный период завод наладил производство транспортно-пассажирского самолёта Ли-2. Здесь было построено 355 таких самолетов.

Одним из важнейших этапов развития предприятия были первые реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17 и их модификации.

В 1956 году завод связал свою дальнейшую судьбу с ОКБ Сухого. Совместная работа дала Вооруженным Силам страны тысячи боевых самолётов семейства «Су».

Одновременно с выпуском истребителей предприятие изготавливало противокорабельные крылатые самонаводящиеся ракеты П-6 и «Аметист», поставляло по кооперации Новосибирскому авиационному заводу поворотные части крыла и хвостовые части фюзеляжа с оперением для фронтовых бомбардировщиков Су-24, производило элементы хвостового оперения для пассажирского лайнера Ил-62.

В 1976 году предприятие приступило к освоению боевого самолета 4 поколения — Су-27, который стал базовым вариантом семейства самолётов конструкции ОКБ Сухого. В 1980-е годы истребитель Су-27, а позднее его модификации — Су-27СК, Су-27СКМ, Су-30МК2, Су-33 — стали основной продукцией завода.

В последние годы на КнААЗе проведена реконструкция и техническое перевооружение.

В конце января 2010 года с ВПП КнААЗа впервые поднялся в воздух истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА.

Среди прочей гражданской продукции производили, например, велосипеды «Космос», катера серий «Амур» (поворотно-откидная колонка), «Восток» (водомётный движитель) и «Стрела» (подвесной мотор).

В 1999 году производство катеров выделили в самостоятельное дочернее предприятие — завод по производству маломерных судов «Амур».[5] В 2005—2006 году производство катеров всех моделей прекращено.[6] С 2009 года закрыто производство запасных частей и комплектующих для катеров.

За свою 75-летнюю историю предприятие выпустило несколько тысяч боевых самолётов таких известных авиаконструкторов как Туполев, Ильюшин, Микоян и Гуревич, Сухой, Бериев.[7]

Профсоюз

СМИ

На территории завода действует печатный орган: «Крылья Советов» (ранее называлась «Штурмовик» и «Вперёд») (газета ОАО КнААПО). Газета описывает различные стороны заводской жизни и трудовые подвиги коллектива. Газета выпускается под строгой цензурой руководства предприятия, общее руководство за этим возложено на начальника пресс-центра.[источник не указан 713 дней]

Памятные знаки

На территории ОАО «КнААЗ» находятся памятные знаки:

  • макет самолёта ДБ-3Ф — территория Б;
  • макет самолёта МИГ-15 — территория Б;
  • макет ракеты П-70 «Аметист» — территория Б;
  • макет самолёта Су-27 — территория Б;
  • макет самолёта Су-17 — территория А;
  • макет самолёта Ли-2 — территория А, тут же на фасаде здания(цеха) установлена памятная доска о посещении этого места вице-президентом США Генри Уоллесом в июне 1944 году;
  • Су-33 — территория А;
  • макет самолёта Р-6 (АнТ-7) конструкции А. Н. Туполева, установленный напротив ц.8 на территории Б. В 1936-37 гг. на заводе построены 20 единиц АнТ-7 на колёсном и поплавковом шасси. Это была первая продукция нового предприятия. Макет построен энтузиастами-заводчанами в одном из вспомогательных цехов предприятия в начале 80-х г., по сохранившимся оригинальным чертежам. Макет имеет несоответствия, но в целом повторяет конструкцию АнТ-6[8];
  • при входе в столовую (на территории А), установлены бронзовые львы, подарок от Шэньянской авиастроительной корпорации (Shenyang Aircraft Corporation (SAC));
  • мемориал памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. работникам авиационного завода — открыт в честь 40-летия Великой Победы 8 мая 1985 года. Авторы — А. Кехтер, В. Бушуев. Находится на территории А. В центре мемориала воздвигнута 14-метровая стела, символизирующая крыло самолёта. У подножия стелы — гранитная плита, на ней в центре — трехлопастный воздушный винт, символ сердца самолёта. К нему подведен Вечный огонь. Винт обрамляет лавровый венок — как дань памяти, уважения и славы. Памятник можно увидеть через ворота у проходных территории А;
  • на территории аэродрома находится памятный знак в честь погибшего главного инженера малой авиации.

Примечания

  1. ↑ ВТБ предоставил КнААПО гарантию возврата возмещённого НДС » Хабаровские новости. Проверено 18 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  2. Комсомольский завод «Сухого» отмечает 75-летнюю годовщину // АвиаПорт.
  3. Комсомольский авиазавод войдет в состав ОАО "Компания «Сухой»
  4. Топонимия России и Мира » Архив сайта » Топонимика Хабаровского края. Проверено 9 марта 2013. Архивировано из первоисточника 10 марта 2013.
  5. Катера завода «Амур». Архивировано из первоисточника 26 мая 2013.
  6. КнААЗ — Галерея — Катера. Архивировано из первоисточника 26 мая 2013.
  7. КНААПО — О КнААПО — История
  8. Туполев АНТ-7

Ссылки

  • Фоторепортаж. КнААПО. Год 2003-й
  • Фоторепортаж. Ещё немного фотографий с КнААЗ
  • Официальный сайт ОАО «КнААЗ»
  • ОАО «Компания „Сухой“»
  • Статья о КнААПО на komcity.ru

См. также

КнААЗ.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47