09-06-2023
Кокаиновый куст | |||||||||||||||||
Научная классификация | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||
Международное научное название | |||||||||||||||||
Синонимы | |||||||||||||||||
|
Кокаи́новый куст, или Ко́ка (лат. Erythróxylum cóca, от кечуа kuka) — вид кустарниковых растений из рода Эритроксилум семейства Эритроксиловые (Erythroxylaceae). Родина — северо-запад Южной Америки, однако растение сейчас искусственно культивируют также в Африке, Индии и на острове Ява. Кока играет существенную роль в культурных традициях населения Анд. В последнее столетие кока приобрела широкую известность как сырьё для изготовления кокаина — наркотика из класса стимуляторов.
Куст коки похож на терновник. Высота растения 2–3 м.
Ветви прямые, листья тонкие, зелёного цвета, по форме овальные, сужающиеся в оконечности.
Цветки мелкие, собраны в небольшие соцветия на укороченных стеблях. Венчик состоит из пяти жёлто-белых лепестков, пыльники сердцевидные, гинецей состоит из трёх плодолистиков.
|
|
|
||||||||
Лист коки. Плоды.
|
Известно несколько разновидностей коки:
Вариант Erythroxylum coca Lam. var. ipadu Plowman почти неотличим от обычной коки (Erythroxylum coca Lam. var. coca), две другие разновидности обычно считаются синонимами[2] Erythroxylum novogranatense (D.Morris) Hieron.
Археологические остатки использования коки относятся к периоду 3000 лет до н. э. на перуанском тихоокеанском побережье. Впоследствии встречалась у различных андских культур повсеместно.
Впервые европейцы, предположительно, столкнулись с ней при открытии Нового света — 12 октября 1492 году Христофору Колумбу были подарены «сухие, очень ценные листья», являвшиеся либо табаком, либо кокой.
Существовало несколько способов использования коки у инков:
Первые два способа были основными. Соответственно, главными потребителями коки были правитель сапай-инка и его окружение, а также храмы и святилища, в связи с чем основная масса населения не употребляла коку[3].
Когда испанцы попали в столицу Империи Инков Куско, то они обнаружили две разновидности коки: mamox coca (Erythroxylum coca Ламарка), произраставшую на восточных склонах Анд, и tupa coca (Erythoxylum novograntense, идентифицированную позднее Д. Моррисом), более мелкую и предназначенную для правителя Инки, доставляемую в Куско с тихоокеанского побережья севера Перу, также использовавшуюся гонцами и путешественниками для приободрения[5]. Вторым Лимским Собором в 1567 году, жевание коки было признано языческим обрядом и запрещено. На что известный юрист Хуан де Матьенсо (сторонник жесткой эксплуатации индейцев и лоббист выращивания коки) в том же году заявил: «Не будь коки — не будет Перу»[6], так как кока являлась одним из важнейших источников дохода вице-королевства Перу и, соответственно, Испанской империи. Как сообщал в своём докладе о Перу Диего де Роблес (1570-е годы): «кока Анд очень вредна для индейцев… от неё погибло очень много людей», имея в виду крайне высокую смертность при сборе коки, произраставшей в неблагоприятных для жизни человека условиях, что было вызвано массовым поражением индейцев инфекционными заболеваниями, как правило разносчиками которых были комары[7]. Об этом также говорит в своём докладе королю Испании чиновник Фернандо Сантильан, он же приводит сведения о том, что при Инках выращивание коки не было распространено повсеместно, её лишь заготавливали для самого Инки и ряда высших чиновников, и только испанцы-энкомендеро начали сгонять индейцев в места произрастания коки для её сбора и заготовки[8].
О коке, как о предмете культа и жертвоприношений упоминает ряд испанских хронистов:
Первые научные сведения были опубликованы в Европе севильским врачом Николасом Монардесом в 1565 году, предположительно из материала, привезённого Сьеса де Леоном[12]. Перевод на латынь осуществлён Карлом Клузиусом, ботаником и директором Императорского ботанического сада в Вене (Австрия), — и эта его работа является наиболее цитируемой по вопросам коки[13].
Вторым учёным, детально описавшим коку, являлся натуралист, иезуит Хосе де Акоста (1590)[14].
Викиновости по теме Жевание коки: | |
|
Жевание коки называют mambear, chacchar (кечуа chaqchay) или acullicar (кечуа akulliy) — жевать непродолжительное время; жевать постоянно — Castuni, или в Боливии, picchar. Испанский глагол masticar также используется часто, наряду с жаргонным «bolear» — слово, полученное из слова «bola», что означает «жевание шара коки за щекой». В наше время жевание листьев коки — обычное явление у населения Анд. Особенно оно распространено в горах Боливии, где культивирование и потребление коки является частью национальной культуры. Кока служит мощным символом местной культурной и религиозной идентичности родов Южной Америки. Листья коки продаются мешками на местных рынках и уличных лавках.
Большинство названий коки оставил составитель кечуа-испанского словаря Диего Гонсалес Ольгин (1608). Так, «семена коки» на кечуа изначально назывались Mucllu, «корзина коки» — Runcu. «Есть коку» — Accullini acullicuni acuni.
Другие первоначальные исторические названия XVI-XVII веков:
Примечательно, что слово «муж» звучало как «кока», но, возможно, несколько иначе, учитывая, что испанские католические миссионеры не всегда чётко различали согласные с придыханием и без него. Также существовало личное имя у инкских принцесс и жён правителей — «Кока», например в имени Чуки Випа Кока, жены правителя империи Васкара Инки («Сообщение кипукамайоков», 1542 год[4]).
В первом словаре языка аймара у Лудовико Бертонио (1612) слово quqa — значило «какое бы то ни было дерево»[19].
Фармакологически-активный компонент коки — алкалоид кокаин, содержащийся в количестве ~0,2 % в свежих листьях. Помимо кокаина, лист коки содержит множество других алкалоидов, включая циннамат метилэкгоина, бензилэкгоин, труксиллин, гидрокситропакокаин, тропакокаин, экгонин, кускогигрин, дигидрокускогигрин и гигрин. Некоторые из этих непсихоактивных алкалоидов всё ещё используются как добавка к Кока-коле. Кока также богата витаминами и микроэлементами. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду, усталость. LD50 сухих листьев коки — 3450 мг/кг, однако эта цифра основана на содержании кокаина — 31,4 мг/кг.
Кустарник коки традиционно выращивается у подножия Анд или горной местности в зависимости от выращиваемой разновидности. С древних времён его листья использовались как стимулятор у коренных жителей Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение. В США, несмотря на законное изготовление и использование кокаина, необходимого в медицинских целях, с 1980-х, из-за массового сбыта на нелегальном рынке, неограниченное культивирование коки было запрещено.
Хорошие свежие образцы высушенных листьев распрямляются, имеют сильный, подобный чаю аромат, при жевании рот постепенно немеет, вкус острый и приятный. Старые листья приобретают специфический запах, коричневый цвет и недостаточно острые на вкус.
Семена высаживаются с декабря по январь отдельно от молодых побегов в защищённом от солнца месте. При высоте 40-60 см саженцы пересаживаются в тщательно пропалываемую почву. Цветёт кока лучше в жаркой, влажной местности, на открытых участках; в тропических лесах. Самые лучшие листья выращиваются в холмистой, сухой местности. Собираются только свежие побеги листьев. Созревшие для сборки листья при сгибании переламываются. Первый, самый обильный урожай собирается в марте, после сезона дождей; второй — в конце июня, третий в октябре или ноябре. Собранные листья (matu) раскладываются тонким слоем на грубом шерстяном полотне для сушки под солнцем. Высушенные листья хранятся в мешках, в защищённом от влаги месте.
В Андах местные народы используют листья коки тысячелетиями. Они традиционно носят мешочек, называемый chuspa или huallqui, в котором содержится дневная порция листьев коки, наряду с небольшим количеством порошка ilucta или lipta (кечуа llipt'a), негашёная известь или пепел от лебеды. Небольшое количество порошка жуют вместе с листьями коки; это смягчает их вяжущий аромат и способствует экстракции алкалоида. Названия порошка в разных странах разные. В Перу он, как правило, называется lipta (кечуа llipt'a) и lejía (исп. lejía). Многие из этих веществ имеют солёный привкус, но есть исключения. В области Ла-Паса, Боливия — используют вещество, известное как lejía dulce (сладкий щелчок), которое делают из пепла лебеды, смешанного с анисом и сахарным тростником, формируя мягкую чёрную массу со сладким вкусом и приятным ароматом лакричника. В некоторых местах используется пищевая сода под названием bico исп. bico.
Практика жевания листьев коки была необходима для выживания в тяжёлых горных условиях. Листья коки содержат много питательных веществ, в дополнение к изменяющим настроение алкалоидам. Богатые белком и витаминами, кустарники коки растут в местах, где другие источники пищи недостаточны. Кока также использовалась, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. Кока была столь обыденной и сосредоточенной в центре мировоззрения народов Анд, что расстояние часто измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку́ли (кечуа akulli) и означавших количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой. Кокада также использовалась для измерения времени, означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия.
Существует распространенный предрассудок, что якобы кока считалась сакральным растением. На самом деле, это — очень поверхностное (суеверное) понимание. Действительно, кока применялась в псевдорелигиозных церемониях народов Анд, как доинкской эпохи, так и в Империи Инков. В течение всего времени религиозных церемоний индейцы использовали дым коки как жертву Солнцу. Кока всё ещё используется в псевдорелигиозных целях, как уака (кечуа wak'a, «объект почитания») среди народов Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, северной Аргентины и Чили. Листья коки используются и для гадания. Следует заметить, что слово «уака» означает любой объект почитания — не обязательно небесный (божественный), но и земной. В этом смысле кока — никак не «божественное растение», а земной объект пристрастия. Поскольку из коки делают опасный наркотик кокаин, то следует в свете современной науки считать коку также ядом. Слово «уака» также означает поклонение идолам или бесам, поэтому употребление коки тоже можно считать идолопоклонством низшим духам, а не верховному богу. По словам испанского священника и летописца Бернабе Кобо, инки не делали различия между земным и небесным, а потому почитать коку небесным, а тем более сакральным предметом никак нельзя. Можно сказать, что употребение коки связывает человека с низшими духами, и он становится одержимым. Употребление кокаина, сделанного из коки и, как результат, болезнь — наркомания — яркий пример опасности и не божественности природы коки, прямое доказательство против употребления коки цивилизованным, то есть богобоязненным человеком. В целом, считать коку священным предметом — это такое же безумие (и даже грех и святотатство), как и «поклоняться» кока-коле (содержащей спирт, кофеин и коку, а значит и в микродозах наркотик кокаин), как богу. Обожествлять коку — такое же безумие, как и считать, перефразируя Маркса, что вера инков почитания коки — это «опиум для народа".
В Санта-Марте, на карибском побережье Колумбии, кока употребляется с помощью специального устройства, называемого попоро. Попоро — символ мужественности, но в то же время сексуальный символ женщины. Устройство имеет форму матки, а палка внутри — фаллоса. Движения палки в попоро символизируют половой акт. Для человека попоро — талисман, означающий «пища», «женщина», «память» и «размышление». Важно подчеркнуть, что попоро — символ мужественности. Но это — женщина, которая дает мужчинам их мужественность. Женщинам запрещают употреблять коку, пока их сын не будет готов к женитьбе.
Чай из коки (исп. Mate de coca) производится из листьев коки. Коммерческое изготовление чая из листьев коки приобрело широкое распространение, такие чаи свободно продаются во всех торговых центрах и в магазинах андских стран. Потребление чая из коки общепринято в южноамериканских странах. Чай из коки применяют и в лекарственных целях, а также в религиозных ритуалах народами Анд. На «тропе инков» (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки для облегчения высотной болезни. При визитах официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки.
Кока долгое время была предметом контрабанды. Легальный экспорт обработанной коки хорошо налажен, листья коки экспортируются как чай, добавка для кока-колы и для медицинского использования.
Кока используется для изготовления косметики и в пищевой промышленности. В фармацевтической промышленности кока используется в производстве препаратов для анестезии.
Статья 26 Единого Соглашения по государствам о наркотиках:
В Боливии президент Эво Моралес (избранный в декабре 2005 года), бывший руководитель профсоюза производителей коки, обещал легализовать культивирование и традиционное использование коки. Моралес утверждает, что листья коки не равнозначны кокаину.
В Гонконге использование коки регулируется согласно Списку 1 Постановления Опасных наркотиков, Глава 134. Использовать коку имеют право только работники здравоохранения для университетских исследований. Вещество может использоваться фармацевтами согласно предписанию. Любой, кто поставляет вещество без предписания, может быть оштрафован на 10 тысяч гонконгских долларов. За торговлю или изготовление вещества — штраф 5 млн долларов и пожизненное заключение. Использование кокаина для потребления без лицензии Министерства здравоохранения незаконно и наказывается штрафом в 1 млн долларов и/или 7 годами заключения.
Кокаиновый куст.