Кокаиновый куст

09-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Кокаиновый куст
Научная классификация
Международное научное название

Erythroxylum coca Lam., 1786

Синонимы

Систематика
на Викивидах

Изображения
на Викискладе
ITIS   289672
NCBI   506807
EOL   483360
GRIN   t:15794
IPNI   330132-2
TPL   kew-2801328

Кокаи́новый куст, или Ко́ка (лат. Erythróxylum cóca, от кечуа kuka) — вид кустарниковых растений из рода Эритроксилум семейства Эритроксиловые (Erythroxylaceae). Родина — северо-запад Южной Америки, однако растение сейчас искусственно культивируют также в Африке, Индии и на острове Ява. Кока играет существенную роль в культурных традициях населения Анд. В последнее столетие кока приобрела широкую известность как сырьё для изготовления кокаина — наркотика из класса стимуляторов.

Ботаническое описание

Куст коки похож на терновник. Высота растения 2–3 м.

Ветви прямые, листья тонкие, зелёного цвета, по форме овальные, сужающиеся в оконечности.

Цветки мелкие, собраны в небольшие соцветия на укороченных стеблях. Венчик состоит из пяти жёлто-белых лепестков, пыльники сердцевидные, гинецей состоит из трёх плодолистиков.

Плод — красная ягода.

Лист коки. Плоды.

Разновидности и классификация

Известно несколько разновидностей коки:

  • Erythroxylum coca var. ipadu Plowman, 1979
  • Erythroxylum coca var. novo-granatense D.Morris, 1889
  • Erythroxylum coca var. spruceanum Burck, 1890

Вариант Erythroxylum coca Lam. var. ipadu Plowman почти неотличим от обычной коки (Erythroxylum coca Lam. var. coca), две другие разновидности обычно считаются синонимами[2] Erythroxylum novogranatense (D.Morris) Hieron.

История коки

Археологические остатки использования коки относятся к периоду 3000 лет до н. э. на перуанском тихоокеанском побережье. Впоследствии встречалась у различных андских культур повсеместно.

Первое знакомство европейцев с кокой

Впервые европейцы, предположительно, столкнулись с ней при открытии Нового света — 12 октября 1492 году Христофору Колумбу были подарены «сухие, очень ценные листья», являвшиеся либо табаком, либо кокой.

Применение коки индейцами Анд

Существовало несколько способов использования коки у инков:

  1. в качестве торгового эквивалента
  2. в ритуальных церемониях (распыление, сжигание и т. п.)
  3. в медицинских целях
  4. для жевания и, вероятно, в составе напитков[3][4]

Первые два способа были основными. Соответственно, главными потребителями коки были правитель сапай-инка и его окружение, а также храмы и святилища, в связи с чем основная масса населения не употребляла коку[3].

Обнаружение коки европейцами в Перу

«Хроника Перу», первая книга описывающая коку (1553).

Когда испанцы попали в столицу Империи Инков Куско, то они обнаружили две разновидности коки: mamox coca (Erythroxylum coca Ламарка), произраставшую на восточных склонах Анд, и tupa coca (Erythoxylum novograntense, идентифицированную позднее Д. Моррисом), более мелкую и предназначенную для правителя Инки, доставляемую в Куско с тихоокеанского побережья севера Перу, также использовавшуюся гонцами и путешественниками для приободрения[5]. Вторым Лимским Собором в 1567 году, жевание коки было признано языческим обрядом и запрещено. На что известный юрист Хуан де Матьенсо (сторонник жесткой эксплуатации индейцев и лоббист выращивания коки) в том же году заявил: «Не будь коки — не будет Перу»[6], так как кока являлась одним из важнейших источников дохода вице-королевства Перу и, соответственно, Испанской империи. Как сообщал в своём докладе о Перу Диего де Роблес (1570-е годы): «кока Анд очень вредна для индейцев… от неё погибло очень много людей», имея в виду крайне высокую смертность при сборе коки, произраставшей в неблагоприятных для жизни человека условиях, что было вызвано массовым поражением индейцев инфекционными заболеваниями, как правило разносчиками которых были комары[7]. Об этом также говорит в своём докладе королю Испании чиновник Фернандо Сантильан, он же приводит сведения о том, что при Инках выращивание коки не было распространено повсеместно, её лишь заготавливали для самого Инки и ряда высших чиновников, и только испанцы-энкомендеро начали сгонять индейцев в места произрастания коки для её сбора и заготовки[8].

О коке, как о предмете культа и жертвоприношений упоминает ряд испанских хронистов:

  • Хуан де Бетансос (1551) — один из первых историков, обстоятельно поведавших о коке: «А затем он приказал, чтобы все жители города, и мужчины и женщины, пришли совершить свои жертвоприношения дому Солнца; эти жертвоприношения, когда весь люд собрался вместе, сжигались: некоторое количество маиса и коки на устроенном костре, каждый же входя один за другим, босые и с опущенными глазами»[9].
  • Сьеса де Леон, Педро де в «Хронике Перу» (1553) оставил многочисленные сведения о растении и его высушенных листьях: «Повсюду в Индиях, где я проходил, я заметил, что для местных индейцев большим удовольствием было носить во рту корни, наподобие веточек или травы. Так в районе города Антиоча некоторые употребляли мелкую коку, а в провинциях Арма — другие травы. В Кимбайя и Ансерма — мягкую сердцевину деревьев, и всегда они очень зелёные, отрезают несколько жилок, которые разжёвывают зубами, чтобы не уставать. В большинстве селений, подчинённых городу Кали и Попайян во рту носят уже названную мелкую коку и из маленьких тыквочек добывают особую смесь или состав, ими приготовленный и помещаемый в рот, и носят его там, делая то же самое с особой землей, похожую на известь. Во всем Перу было в ходу, да и сейчас также, носить во рту эту коку с утра до ночи, не выбрасывая её. Спрашивая индейцев, по какой причине у них всегда занят рот той травой (которую они не едят, а только жуют), они говорят, что меньше чувствуют голод и что обнаруживают в себе много сил и бодрости»[10].
  • Монах Хуан де Сан Педро (1560) сообщает о природе наркотического действия коки: "Также они поклонялись Атагуху иным образом, а именно: сжигая коку (это трава, которую индейцы очень ценят и говорят, что подержав её во рту, не глотая, они набираются большой силы и становятся синчями [вождями; храбрецами], что на их языке значит храбрыми). С помощью этой травы они творят большие грехи и жертвоприношения, и определённое количество её встречается в ваках"[11].
  • Поло де Ондегардо, Хуан (1572): «Такая подать или дань взималась Инкой, как Королём и правителем, а не как частной особой. Отсюда происходит большое заблуждение. Заявлялось, что все поля коки принадлежали Инке, что было правдой, и по этой причине они принадлежат Его Величеству»[4].
  • Молина, Кристобаль де (1575): «Были и другие, называемые Вирайпирикук [Virapiricuc], сжигавшие на огне грудинку овцы и коку, и предсказывали, что случится по определённым знакам, в то время как те предметы сгорали…»; «Они также возносили тем же вакам определённые большие корзины коки, называемые павкар-рунку [paucar-runcu], и другие, называемые павкар-кинту [paucar-quintu], подобно коке, и немного жареного маиса, и красные и жёлтые морские раковины, называемые мулью [mullu], в форме маиса…»; «Затем они выходили петь и танцевать на площадь, ныне называемую испанцами Лимапампа [Limapampa], каковая находится за площадью Сан-Доминго. Здесь поутру Жрецы Создателя приносили в жертву белую овцу, маис, коку, разноцветные перья, морские раковины, называемые мулью [mullu]; умоляя Создателя даровать благополучный год и что, понеже сотворил Он все вещи из ничего и дал им бытие, потому он соизволил бы удовлетворит их просьбу»[4].
  • Авила, Франсиско де (1608): «И когда они должны были начать какую-нибудь тяжёлую работу, то молились ему, бросая листы коки на землю, произнося: „Сделай так, чтобы я вспомнил это, что предвидел Кунирайя Виракоча“, и так, что они не могли видеть Виракочу, прадавние [жители] говорили ему и молились.»; «Но в тот самый момент женщина превратилась в камень. И до сей поры она находится там, со своими человеческими ногами и различимым полом; он располагается над дорогой, там, где её поставил Ватиакури. Да, и сегодня даже ей [поклоняются и] жертвуют коку по любому поводу»[4].

Первые научные сведения о коке в Европе

Первые научные сведения были опубликованы в Европе севильским врачом Николасом Монардесом в 1565 году, предположительно из материала, привезённого Сьеса де Леоном[12]. Перевод на латынь осуществлён Карлом Клузиусом, ботаником и директором Императорского ботанического сада в Вене (Австрия), — и эта его работа является наиболее цитируемой по вопросам коки[13].

Вторым учёным, детально описавшим коку, являлся натуралист, иезуит Хосе де Акоста (1590)[14].

История распространения сведений о коке в Европе

  • 1821 — медик, а также президент Перу Иполито Унануе читает доклад в Нью-Йорке о свойствах коки[15].
  • 1850 — Доктор Ведделл предположил, что действие коки вызвано присутствием теина (активного компонента чая), незадолго до того открытого, но обнаружить таковой не удалось.
  • 1852 — из концентрата — эфирных масел — были получены маленькие игольчатые кристаллы, названные «Erythroxyline».
  • 1857 — создан концентрат на основе окисленного алкоголя (спирт затем испарялся), и на основе раствора щелочи из карбоната соды. Но эксперимент не удался, и необычные свойства коки были объявлены как легендарные.
  • 1859 — кока становится известна в Европе благодаря очерку Паоло Мантегаццы.
  • Тогда же получив от доктора Шерцера, путешествовавшего в Перу, в Геттингене, Альберт Ниман (нем. Albert Niemann) выделяет из неё особый компонент — алкалоид C32H20NO8, и называет его кокаин. Был получен также кокаиновый воск — C66H66O4 и ряд других продуктов. Исследования Майша и Вильяма Лессена (Maisch, William Lessen) довели формулу до нынешней C17H21NO4.
  • 1863 — начинается производство винного напитка с кокаином «Вино Мариани».
  • 1884 — Зигмунд Фрейд поддерживает употребление кокаина.
  • 1884 — Колер, медик из Вены, обнаружил полезные свойства кокаина при использовании во время хирургических операций.
  • 1885 — Эмиль Эрленмайер считает кокаин «третьим бичом».
  • 1886 — как лекарственный напиток появляется Кока-Кола.
  • 1889 — В Королевских ботанических садах лондонского пригорода Кью (Великобритания) Д. Моррис идентифицировал как Erythroxylum novogranatense, так называемую Колумбийскую коку или Трухильскую коку[16].
  • 1901 — американская медицина узнает о свойствах коки в фундаментальном труде Мортимера «История Коки».
  • 1912 — Кокаин попадает в Опиумную Конвенцию.
  • 1913 — в Перу подписывается Гаагская конвенция, с которой начинается отказ от использования коки, поддержанный перуанскими психиатрами.
  • 1953 — Комитет ВОЗ принимает решение, что тысячелетнее жевание коки следует считать токсикоманией.
  • 1961 — Всеобщая Конвенция о наркотических средствах постановляет искоренять коку[17].

Названия

Жевание коки называют mambear, chacchar (кечуа chaqchay) или acullicar (кечуа akulliy) — жевать непродолжительное время; жевать постоянно — Castuni, или в Боливии, picchar. Испанский глагол masticar также используется часто, наряду с жаргонным «bolear» — слово, полученное из слова «bola», что означает «жевание шара коки за щекой». В наше время жевание листьев коки — обычное явление у населения Анд. Особенно оно распространено в горах Боливии, где культивирование и потребление коки является частью национальной культуры. Кока служит мощным символом местной культурной и религиозной идентичности родов Южной Америки. Листья коки продаются мешками на местных рынках и уличных лавках.

Большинство названий коки оставил составитель кечуа-испанского словаря Диего Гонсалес Ольгин (1608). Так, «семена коки» на кечуа изначально назывались Mucllu, «корзина коки» — Runcu. «Есть коку» — Accullini acullicuni acuni.

Другие первоначальные исторические названия XVI-XVII веков:

  • Tupa cuca или Ttupa coca — наиболее вкусная королевская кока с мелкими листьями.
  • Mamas coca — кока с большими листьями, наиболее ценная.
  • Hachhu — другое название коки.
  • Hachhusimi — едок коки[18].

Примечательно, что слово «муж» звучало как «кока», но, возможно, несколько иначе, учитывая, что испанские католические миссионеры не всегда чётко различали согласные с придыханием и без него. Также существовало личное имя у инкских принцесс и жён правителей — «Кока», например в имени Чуки Випа Кока, жены правителя империи Васкара ИнкиСообщение кипукамайоков», 1542 год[4]).

В первом словаре языка аймара у Лудовико Бертонио (1612) слово quqa — значило «какое бы то ни было дерево»[19].

Фармакология

Фармакологически-активный компонент коки — алкалоид кокаин, содержащийся в количестве ~0,2 % в свежих листьях. Помимо кокаина, лист коки содержит множество других алкалоидов, включая циннамат метилэкгоина, бензилэкгоин, труксиллин, гидрокситропакокаин, тропакокаин, экгонин, кускогигрин, дигидрокускогигрин и гигрин. Некоторые из этих непсихоактивных алкалоидов всё ещё используются как добавка к Кока-коле. Кока также богата витаминами и микроэлементами. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду, усталость. LD50 сухих листьев коки — 3450 мг/кг, однако эта цифра основана на содержании кокаина — 31,4 мг/кг.

  • Некоторые синтетические анестезирующие средства, такие, как новокаин, названы по аналогии с кокаином, но не имеют никакого отношения к алкалоидам коки.

Культивирование и использование

Кустарник коки традиционно выращивается у подножия Анд или горной местности в зависимости от выращиваемой разновидности. С древних времён его листья использовались как стимулятор у коренных жителей Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение. В США, несмотря на законное изготовление и использование кокаина, необходимого в медицинских целях, с 1980-х, из-за массового сбыта на нелегальном рынке, неограниченное культивирование коки было запрещено.

Хорошие свежие образцы высушенных листьев распрямляются, имеют сильный, подобный чаю аромат, при жевании рот постепенно немеет, вкус острый и приятный. Старые листья приобретают специфический запах, коричневый цвет и недостаточно острые на вкус.

Семена высаживаются с декабря по январь отдельно от молодых побегов в защищённом от солнца месте. При высоте 40-60 см саженцы пересаживаются в тщательно пропалываемую почву. Цветёт кока лучше в жаркой, влажной местности, на открытых участках; в тропических лесах. Самые лучшие листья выращиваются в холмистой, сухой местности. Собираются только свежие побеги листьев. Созревшие для сборки листья при сгибании переламываются. Первый, самый обильный урожай собирается в марте, после сезона дождей; второй — в конце июня, третий в октябре или ноябре. Собранные листья (matu) раскладываются тонким слоем на грубом шерстяном полотне для сушки под солнцем. Высушенные листья хранятся в мешках, в защищённом от влаги месте.

Традиционное использование

Повседневное использование

В Андах местные народы используют листья коки тысячелетиями. Они традиционно носят мешочек, называемый chuspa или huallqui, в котором содержится дневная порция листьев коки, наряду с небольшим количеством порошка ilucta или lipta (кечуа llipt'a), негашёная известь или пепел от лебеды. Небольшое количество порошка жуют вместе с листьями коки; это смягчает их вяжущий аромат и способствует экстракции алкалоида. Названия порошка в разных странах разные. В Перу он, как правило, называется lipta (кечуа llipt'a) и lejía (исп. lejía). Многие из этих веществ имеют солёный привкус, но есть исключения. В области Ла-Паса, Боливия — используют вещество, известное как lejía dulce (сладкий щелчок), которое делают из пепла лебеды, смешанного с анисом и сахарным тростником, формируя мягкую чёрную массу со сладким вкусом и приятным ароматом лакричника. В некоторых местах используется пищевая сода под названием bico исп. bico.

Практика жевания листьев коки была необходима для выживания в тяжёлых горных условиях. Листья коки содержат много питательных веществ, в дополнение к изменяющим настроение алкалоидам. Богатые белком и витаминами, кустарники коки растут в местах, где другие источники пищи недостаточны. Кока также использовалась, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. Кока была столь обыденной и сосредоточенной в центре мировоззрения народов Анд, что расстояние часто измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку́ли (кечуа akulli) и означавших количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой. Кокада также использовалась для измерения времени, означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия.

Суеверное использование

В мифологии инков кока - уака, объект почитания, подобный идолу

Существует распространенный предрассудок, что якобы кока считалась сакральным растением. На самом деле, это — очень поверхностное (суеверное) понимание. Действительно, кока применялась в псевдорелигиозных церемониях народов Анд, как доинкской эпохи, так и в Империи Инков. В течение всего времени религиозных церемоний индейцы использовали дым коки как жертву Солнцу. Кока всё ещё используется в псевдорелигиозных целях, как уака (кечуа wak'a, «объект почитания») среди народов Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, северной Аргентины и Чили. Листья коки используются и для гадания. Следует заметить, что слово «уака» означает любой объект почитания — не обязательно небесный (божественный), но и земной. В этом смысле кока — никак не «божественное растение», а земной объект пристрастия. Поскольку из коки делают опасный наркотик кокаин, то следует в свете современной науки считать коку также ядом. Слово «уака» также означает поклонение идолам или бесам, поэтому употребление коки тоже можно считать идолопоклонством низшим духам, а не верховному богу. По словам испанского священника и летописца Бернабе Кобо, инки не делали различия между земным и небесным, а потому почитать коку небесным, а тем более сакральным предметом никак нельзя. Можно сказать, что употребение коки связывает человека с низшими духами, и он становится одержимым. Употребление кокаина, сделанного из коки и, как результат, болезнь — наркомания — яркий пример опасности и не божественности природы коки, прямое доказательство против употребления коки цивилизованным, то есть богобоязненным человеком. В целом, считать коку священным предметом — это такое же безумие (и даже грех и святотатство), как и «поклоняться» кока-коле (содержащей спирт, кофеин и коку, а значит и в микродозах наркотик кокаин), как богу. Обожествлять коку — такое же безумие, как и считать, перефразируя Маркса, что вера инков почитания коки — это «опиум для народа".

В Санта-Марте, на карибском побережье Колумбии, кока употребляется с помощью специального устройства, называемого попоро. Попоро — символ мужественности, но в то же время сексуальный символ женщины. Устройство имеет форму матки, а палка внутри — фаллоса. Движения палки в попоро символизируют половой акт. Для человека попоро — талисман, означающий «пища», «женщина», «память» и «размышление». Важно подчеркнуть, что попоро — символ мужественности. Но это — женщина, которая дает мужчинам их мужественность. Женщинам запрещают употреблять коку, пока их сын не будет готов к женитьбе.

Чай из коки

Чай из коки (исп. Mate de coca) производится из листьев коки. Коммерческое изготовление чая из листьев коки приобрело широкое распространение, такие чаи свободно продаются во всех торговых центрах и в магазинах андских стран. Потребление чая из коки общепринято в южноамериканских странах. Чай из коки применяют и в лекарственных целях, а также в религиозных ритуалах народами Анд. На «тропе инков» (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки для облегчения высотной болезни. При визитах официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки.

Международное использование

Кока долгое время была предметом контрабанды. Легальный экспорт обработанной коки хорошо налажен, листья коки экспортируются как чай, добавка для кока-колы и для медицинского использования.

Промышленность

Кока используется для изготовления косметики и в пищевой промышленности. В фармацевтической промышленности кока используется в производстве препаратов для анестезии.

Легальность

Мировое сообщество

Статья 26 Единого Соглашения по государствам о наркотиках:

  1. If a Party permits the cultivation of the coca bush, it shall apply thereto and to coca leaves the system of controls as provided in article 23 respecting the control of the opium poppy, but as regards paragraph 2 (d) of that article, the requirements imposed on the Agency therein referred to shall be only to take physical possession of the crops as soon as possible after the end of the harvest.
  2. The Parties shall so far as possible enforce the uprooting of all coca bushes which grow wild. They shall destroy the coca bushes if illegally cultivated. (англ.)

В Боливии президент Эво Моралес (избранный в декабре 2005 года), бывший руководитель профсоюза производителей коки, обещал легализовать культивирование и традиционное использование коки. Моралес утверждает, что листья коки не равнозначны кокаину.

В Гонконге использование коки регулируется согласно Списку 1 Постановления Опасных наркотиков, Глава 134. Использовать коку имеют право только работники здравоохранения для университетских исследований. Вещество может использоваться фармацевтами согласно предписанию. Любой, кто поставляет вещество без предписания, может быть оштрафован на 10 тысяч гонконгских долларов. За торговлю или изготовление вещества — штраф 5 млн долларов и пожизненное заключение. Использование кокаина для потребления без лицензии Министерства здравоохранения незаконно и наказывается штрафом в 1 млн долларов и/или 7 годами заключения.

Примечания

  1. Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
  2. Erythroxylum novogranatense: сведения о названии таксона на сайте The Plant List (version 1.1, 2013). (англ.) 20.11.2011
  3. 1 2 Купрієнко2013a, 2013
  4. 1 2 3 4 5 Источники инков, 2013
  5. Cocachasqui — Coca y Mundo Andino Cocachasqui coca Perú Peru coke cocaine drugs drogas cocaína drug peace
  6. Juan de Matienzo de Peralta. «Gobierno de Perú»
  7. Coleccion de Documentos ineditos de Indias. Tomo XI. — Мадрид, 1869, стр. 40
  8. Relacion del origen, descendencia, politica y gobierno de los inca (1555). Архивировано из первоисточника 10 июля 2012.
  9. Хуан де Бетансос. Повествование об Инках и их общем количестве. Архивировано из первоисточника 13 июля 2012.
  10. «Хроника Перу. Часть Первая (пер. А.Скромницкий)», — Киев, 2009. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
  11. San Pedro, Fray Juan de, 1992 [1560]. La persecución del demonio: crónica de los primeros Agustinos en el norte del Perú. (Manuscrito del Archivo de Indias). Estudios preliminares de: Luis Millones, John R. Topic y José L. González. Málaga-Mexico: Algazara-C.A.M.E.I.: 160-64[folios 3v-4]
  12. MONARDES, NICOLAUS: Historia medicinal de las cosas gue se traen de las Indias occidentales que sirven al uso de Medicina, 4to. — Seville, 1580. (Переведено на латынь: Clusius. Simplicium medicamentorum ex novo orbe delatorum historia, 4to. — Antverpiae, 1582.)
  13. Peru. History of coca, «the divine plant» of the Incas; with an introductory account of the Incas, and of the Andean Indians of to-day (1901)
  14. Historia natural y moral de las Indias. Parte 1. Архивировано из первоисточника 10 июля 2012.  (исп.)
  15. http://www.lamolina.edu.pe/cocachasqui/Cochask11.htm
  16. Scientific name: Erythroxylum coca Lam. var. novogranatense D. Morris Bull. Misc. Inform. Kew 1889:5-6., f. 2. 1889  (англ.)
  17. Cocachasqui — Cronología Cocachasqui coca Perú Peru coke cocaine drugs drogas cocaína drug peace
  18. Диего Гонсалес Ольгин. Словарь языка кечуа
  19. Лудовико Бертонио. Словарь языка Аймара, 1612. Архивировано из первоисточника 14 июля 2012.

Литература

  • Кока, Кокаин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Суспільно-господарський устрій імперії інків Тавантінсуйу : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. істор. наук : 07.00.02. / Купрієнко Сергій Анатолійович ; КНУ імені Тараса Шевченка. — К.: ЛОГОС, 2013. — 20 с.
  • Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3.
  • Кортес Р. Тайная история кофе, коки и колы. — М.: Синдбад, 2014. — С. 56.

Ссылки

  • Shared Responsibility
  • Legalize Coca Leaves — and Break the Consensus
  • OneWorld.net Analysis: Blurred Vision on Coca Eradication
  • The Coca Museum (Музей коки в Ла-Пас Боливия)
  • Coca — Cocaine website of the Transnational Institute (TNI)
  • Coca, Cocaine and the International Conventions Transnational Institute (TNI), Drug Policy Briefing 5, April 2003
  • Coca Yes, Cocaine No? Legal Options for the Coca Leaf Transnational Institute (TNI), Drugs & Conflict Debate Paper 13, May 2006
  • Erythroxylum coca Lam. (англ.). IPCS Poisons Information Monograph (PIM) 215. Архивировано из первоисточника 18 марта 2014.

Кокаиновый куст.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47