Мелетий Метаксакис

27-08-2023

Патриа́рх Меле́тий (греч. Πατριάρχης Μελέτιος; в миру Эммануил Метаксакис греч. Εμμανουήλ Μεταξάκης; 21 сентября 1871, Крит — 28 июля 1935, Цюрих, Швейцария) — 261-й Константинопольский Патриарх (19211923 как Мелетий IV); ранее Архиепископ Афинский и всея Эллады (19181920 как Мелетий III); впоследствии Папа и Патриарх Александрийский (19261935 как Мелетий II). В 19101916 годы состоял в епископате Кипрской Церкви.

Был единственным в истории Православной Церкви лицом, последовательно возглавлявшим 3 различные поместные автокефальные Церкви.

Содержание

Биография

В 1889 году поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году принял монашеский постриг с именем Мелетий и рукоположён во иеродиакона.

В 1900 году, по завершении богословского образования, Патриархом Иерусалимским Дамианом назначен секретарём Священного Синода Иерусалимской Патриархии. В 1908 году тот же Патриарх Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом, будущим Архиепископом Афинским, из Святогробского Братства за «деятельность против Святого Гроба»[1].

В 1910 году — митрополит Китийский (Кипр).

По смерти 13 ноября 1912 года Патриарха Константинопольского Иоакима III, выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но его кандидатура была отклонена.

В 1916 году переехал в Грецию, где, при поддержке Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, был избран в 1918 году Архиепископом Афинским. После ухода в 1920 году Венизелоса из власти, 20 ноября был смещён с кафедры и в феварале 1921 года отбыл в США. Пользуясь признанием в качестве законного Архиепископа Афинского (которому в 1908 году поручалось управление греческими общинами в Северной Америке) со стороны клира в США, руководил преобразованием их 15 сентября 1921 года в «Греческую Архиепископию», в 1922 году официально признанную штатом Нью-Йорк.

Был избран на вдовствовавшую более 3-х лет Вселенскую Патриаршую кафедру 27 ноября 1921 года — без согласия турецкого правительства; прибыл в Константинополь на корабле под византийским флагом[2].

Одним из первых его актов 1 марта 1922 года было упразднение томоса Патриарха Иоакима 1908 года, что возвращало приходы в Америке в юрисдикцию патриархии (официально оформлено 11 мая 1922 года). Акт не был признан в Греции, откуда был назначен альтернативный епископ для осуществления контроля над архиепископией, что крайне расстроило течение церковной жизни в греческой общине США — вплоть до 1931 года.

С 10 мая по 8 июня 1923 года, по его инициативе и под его председательством в Константинополе проходил «Всеправославный конгресс» (присутствовали также представители поместных Церквей: Греции, Кипра, Румынии и Сербии), который принял решения об «исправлении» календаря и пасхалии Православной Церкви, второбрачии клириков и ряд других. На конгресс были также приглашены (без полномочий представлять Московский Патриархат) российские архиепископ Александр (Немоловский) и архиепископ Анастасий (Грибановский), высказавшийся против реформ и вскоре покинувший конгресс.

Томосом от 7 июля 1923 года принял в свою юрисдикцию Православную Церковь в Эстонии (ранее Ревельская епархия Российской Церкви) — как автономный округ под именем «Эстонская Православная Митрополия».

8 июля 1923 года возглавил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава (Российская Церковь), который вскоре стал 1-м предстоятелем автономной (в юрисдикции Вселенского престола) Финляндской Православной Церкви; ещё ранее, 6 июля, Церкви Финляндии дан томос о её новом статусе, против чего протестовали как Московская Патриархия (постановление от 14 ноября 1923 года), так и Собор РПЦЗ (4 — 6 июня 1923)[3].

Как предстоятель Константинопольской Церкви, с осуждением относился к начавшемуся весной 1922 года в России движению обновленцев[4] — позиция, которая сохранялась некоторое время и при его преемнике на Вселенской кафедре Григории VII.

10 июля 1923 года был вынужден, под предлогом болезни, ввиду недовольства им со стороны клира и мирян, покинуть Константинополь и удалиться на Афон; 20 сентября того же года, под давлением правительства Греции и Архиепископа Афинского Хризостома I, ушёл в отставку, что также совпало по времени с крахом военной кампании греков в Малой Азии.

20 мая 1926 года был избран на Александрийскую Патриаршую кафедру, на которой пребывал до своей смерти.

В его патриаршество в Александрийской Церкви были составлены документы, продолжающие быть основой её устройства: «Положение о священническом служении» (15.V.1930), «Положение о Синоде» (13.XI.1931), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI.1934). Мелетий укрепил за Александрийским Патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой, и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.

После тяжелой шестидневной агонии, 28 июля 1935 года он скончался в Цюрихе (Швейцария); был похоронен в Каире с большими почестями.

Оценка деятельности

В руководстве Московского Патриархата всегда господствовала крайне негативная оценка деятельности Вселенского Патриарха Мелетия: критике подвергаются как его поспешные реформы, так и та предположительно новая роль, которая при нём была воспринята Вселенской Патриархией в отношении диаспоры[5].

«Журнал Московской Патриархии» (1947): «<…> Проявилось это стремление в виде новоизмышленной теории об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного „рассеяния“ (Вас. Вел. пр. 85), под которым греки стали понимать не только отдельных лиц, но и все православные приходы и даже епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви. <…> Творцом этой теории является горячий панэллинист Китийский, а затем Афинский Митрополит, <…> Александрийский Патриарх Мелетий (Метаксакис 1871—1935), и теория эта не осталась на бумаге, но энергично и усиленно проводилась в жизнь как творцом теории, так и его преемниками по Константинопольской кафедре.»[6]

«Журнал Московской Патриархии» (1953)[7]: «Близкий друг Венизелоса, он всецело разделял политические устремления панэллинистов и своей бурной, но печальной памяти карьерой дал образец „иерарха-новатора“, безраздельно подчиняющего интересы Единой Церкви духу времени».

Примечания

  1. Batistos D. Proceedings and Decisions of the Pan-Orthodox Council in Constantinople, May 10 - June 8, 1923. Athens, 1982.
  2. А. Буевский. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь. // ЖМП. 1953, № 3, стр. 31.
  3. Православная энциклопедия. М., 2006, Т. XI, стр. 237.
  4. Меморандум Вселенского престола ко всем Церквам от 5 мая 1923 года за № 2580; Определение Всеправославного Совещания от 4 июня 1923 года за № 3244 по поводу решения Собора «Живой Церкви» в Москве.
  5. Митрополит Кирилл прокомментировал вопрос о новом толковании канонических правил Константинопольским Патриархатом Доклад митрополита Кирилла (Гундяева) на Архиерейском Соборе РПЦ в июне 2008 года (в извлечении), на официальном сайте МП 24 июня 2008.
  6. С. Троицкий. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на „диаспору“. // ЖМП. 1947, № 11, стр. 34—35 (орфография источника).
  7. А. Буевский. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь. // ЖМП. 1953, № 3, стр. 29.

Ссылки

  • Μελέτιος Δ´ справка на официальном сайте Вселенской Патриархии
  • Биография М. Метаксакиса
  • «Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия
Предшественник:
Герман V
Патриарх Константинопольский
27 ноября 192120 сентября 1923
Преемник:
Григорий VII

Мелетий Метаксакис.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47