Море (судостроительный завод)

12-10-2023

Феодосийская судостроительная компания «Море»
Год основания

1938

Прежние названия

судостроительный завод Южная точка
завод "МОРЕ"
ФПО "имени ХХII съезда КПСС"

Расположение

Феодосия (Украина)

Ключевые фигуры

Председатель правления - генеральный директор: Кривенко Виталий Витальевич
Главный инженер: Остапенко Сергей Яковлевич

Отрасль

судостроение

Продукция

суда на подводных крыльях и воздушной подушке

Чистая прибыль

11,47 млн. гривен (2011) [1].

Сайт

[1]

«Море» — судостроительный завод в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Основная продукция — суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке различного назначения. От разъезда «107 км» на железнодорожной линии Джанкой -Владиславовка-Феодосия до завода была проложена одноколейная железнодорожная ветка (в настоящее время железнодорожное полотно разобрано).

Одновременно со строительством завода началось строительство рабочего поселка «Южная точка», переименованного в 1952 году в Приморский.

Феодосийская судостроительная компания «Море»

Содержание

История деятельности

5 октября 1938 года вышло постановление правительства СССР о создании судостроительного завода «Южная точка» восточнее Феодосии.

В 1938 году возле небольших сёл Дальние Камыши и Хафуз началось строительство судостроительного завода и рабочего посёлка под названием Южная Точка. Сегодня этот завод носит название Феодосийское ПО «Море». В Великую Отечественную войну завод был полностью разрушен. Практически сразу после освобождения Феодосии от фашистов началось восстановление завода. Окончательно основной профиль завода — производство скоростных кораблей и судов из лёгких сплавов, — был определён в 1947 году.

Позднее завод становится основным производителем судов на подводных крыльях (СПК). В 1970 году начинается новый этап истории деятельности завода — на заводе «Море» начинается строительство кораблей на воздушной подушке (КВП).

История военного судостроения

«Комсомолец»

В 19401950-е годы завод построил более 200 торпедных катеров «Комсомолец».

В 1956 году на заводе построен торпедный катер на подводных крыльях (КПК) проекта 184, в 1960 году построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125, в 19631966 годах на ФСК «Море» строился быстроходный сторожевой пограничный катер проекта 125А. С 1969 года по сегодняшний день строятся патрульно-полицейские катера проекта 1400 «Гриф».

В 19701980-е годы строились пограничные КПК «Антарес». С 1980-х годов строятся малые противолодочные КПК «Сокол».

«Зубр» берет на борт 150 т груза или 500 человек десанта.

С середины 1980-х годов строятся десантные КВП амфибийного типа «Зубр». В 701980-е годы ПО «Море» выпускались десантно-штурмовые КВП «Скат», десантные КВП «Омар» и «Кальмар», ракетно-артиллерийские КВП «Касатка» и тральщик на ВП.

За период времени с 20002002 год компания выполнила заказ ВМФ Греции на изготовление МД КВП «Зубр».

В конце 2003 года заложен в стапель быстроходный патрульный катер проекта «Гриф-Т», который был поставлен заказчику в 2004 году.

История гражданского судостроения

«Ракета»

С 1959 по 1976 год на ФСК «Море» строятся пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета». Всего было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

«Комета»

В 19651980 годах строятся морские СПК «Комета». Всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.

«Восход-2»

В 1976 году на смену «Ракете» пришел речной СПК «Восход-2». Всего с 1976 по 1992 год было построено 156 теплоходов «Восход-2». С 1992 по 2002 год строились морские СПК «Восход-2М».

СПК «Еврофойл» — модификация морского-речного СПК «Восход». Одновинтовое однопалубное пассажирское судно на подводных крыльях с кормовым расположением энергетической установки и носовым подруливающим устройством. Судно предназначено для эксплуатации на каналах, реках и озёрах в светлое время суток в районах с умеренным климатом.

«Еврофойл»
Длина, м 27,7
Ширина, м 6,8
Высота корпуса наибольшая (с рубкой) 4,14
Высота габаритная (с мачтой), м 6,74
Осадка габаритная по гребному винту, м 2,1
Осадка при ходе на крыльях, м 1,2
Скорость, км/ч 60
Пассажиры 73
Экипаж 2
Дальность плавания, км 450

В 1986 году был спущен на воду морской газотурбоход на ПК «Циклон». В 90-х годах строились морские СПК «Олимпия», предназначенные для скоростных пассажирских перевозок, в том числе и в тёмное время суток.

Современность

Украинский «Еврофойл» работает в Северном море.

На ПО «Море» применяются новейшие технологии, многие из которых были заимствованы из авиастроительной промышленности. Также ФСК «Море» успешно сотрудничает с судостроительными фирмами различных государств мира по изготовлению устройств морской тематики.

С 1994 года строятся универсальные катера с водометным движителем «Калкан». «Калкан» имеет осадку всего 0,6 м и предназначается для службы на реках, озерах и прибрежной части морей. У катера имеется ряд модификаций.

В 1999 году по технологической документации и при техническом содействии ФСК «Море» на заводе «Башон» (г. Хошимин, СРВ) был построен быстроходный катер экологического контроля VIT 2500.

В 2000 году сдан заказчику головной многоцелевой быстроходный катер проекта «Кафа 2400». Одной из последних разработок является катер из стеклопластика с воздушной каверной «Катран», скорость хода — 38 узлов, пассажировместимость — 3−5 человек, дальность плавания — 250 миль.

В 2001 году по проекту известной компании «MTD», г. Санкт-Петербург был построен многоцелевой водомётный катер «Кафа-1350». В 2002 году налажено серийное производство быстроходных катеров проекта конструктора В. И. Нелипы «Крым-6М» и его модификаций. В 2002 году сданы заказчику СПК проекта «Восход» и его модификации.

Начата разработка проекта и подготовка производства нового скоростного пассажирского катамарана «Суперфойл-301», спроектированного полностью из коррозионно-стойкого алюминиево-магниевого сплава, с остроскулыми корпусами, снабженного запатентованной системой носовых подводных крыльев и транцевых интерцепторов, с дизельной энергетической установкой и водомётным пропульсивным комплексом.

В 2009 году подписан контракт[2] на сотни миллионов долларов на поставку в КНР КВП амфибийного типа «Зубр».

Примечания

  1. Китайские контракты помогли ФСК «Море» в 2011 показать прибыль
  2. ФСК «Море» построит для КНР десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубр»

Ссылки

  • ФСК «Море»


Море (судостроительный завод).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47