Ракета (теплоход)

03-06-2023

Ракета
«Ракета-234» на Волге у затона Памяти Парижской Коммуны
Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство  СССР
Верфь Красное Сормово; «Море»
Введено в эксплуатацию 1957 год
Параметры
Длина 27 м
Ширина 5 м
Высота 4,5 м
Средняя осадка 1,8 м (при стоянке)
1,1 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 18 т (порожнее)
25,3 т (полное)
Технические данные
Силовая установка М401
Винты один гребной винт
Мощность 1000—900 л.с. (в зависимости от модификации)
Скорость 70 км/ч (максимальная)
60-65 км/ч (эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Пассажировместимость 64—66 человек (в зависимости от модификации)

«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1977 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда[1].

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

С 2007 года в Московском регионе началась эксплуатация «Ракет» на прогулочных маршрутах.

В настоящее время эксплуатация «Ракет», в качестве общественного транспорта, сохранилась только на реках Обь и Лена.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году, после проведения ремонтных работ, судно установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.

Содержание

Распространение

Интересные факты

  • На одном из ходовых испытаний СПК «Ракета», проводимых Р.Е. Алексеевым, присутствовал, в качестве гостя, конструктор космической техники С.П. Королёв.
  • Несколько раз ходовые испытания СПК «Ракета» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Звёзный путь «Деловая Панорама», № 42 (206), 10.11 2002

Ссылки

  • ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» — Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева
  • «Ракета» на сайте «Российский речной флот»
  • Статья из газеты «Волго-Невский проспект»
  • Суда на подводных крыльях на сайте «Российские речные суда»
  • Судостроение — Суда на подводных крыльях
  • «Популярная механика» — «Окрылённые»
  • «ЗАО „Нямуно линия“»
  • «Популярная механика» — «Летящие над водой»
  • ФПГ «Скоростной флот» — Суда на подводных крыльях
  • «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник». Пассажирские судна на подводных крыльях. От космических названий к космическим скоростям. «Красный Сормович» № 35, сентябрь 2007 года
  • Design-Review — О. П. Фролов «Из истории судов на подводных крыльях»

Ракета (теплоход).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47