29-08-2023
Полтавский троллейбус — один из видов общественного транспорта города Полтава. Троллейбус действует в Полтаве с 14 сентября 1962 года. Общая длина контактной сети — 72,6 км.
Содержание |
В Полтаве с 1913 года планировалось строительство трамвая. Предусматривалась прокладка трамвайной колеи, объединяющей два вокзала. Было выделено соответствующие финансирование для проектирования. Однако строительство не проводилось в период Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции и гражданской войны. В 1922-24 годах к «трамвайной идее» вернулись. Линию спроектировали и приступили к строительству. Для этого Губисполком на банковскую ссуду в 300 тис. рублей золотом закупил первую партию рельсов — 350 штук. Затем решение о строительстве трамвая в Полтаве было отменено и колею разобрали. В 1947 году указом № 305 Облисполком принял решение о строительстве троллейбуса на прежнем маршруте и выделили 70 тыс.рублей на проектирование.
Первый полтавский троллейбус вышел в первый рейс 13 сентября 1962 года. Сооружение линии от Южного до Киевского вокзала велось интенсивными темпами. За 8 мес. было освоено 2 млн рублей капиталовложений — по тем временам громаднейшая сумма. В те времена существовала традиция — провинциальным городам отдавать «бэушную» технику. Но полтавская власть сумела эту привычку побороть — Полтаве досталось 8 новеньких ЗиУ-5. С 1963 поступили троллейбусы Киев-5 и 16 штук Киев-6 История полтавского троллейбуса:
Ежедневно на улицы города выходит около 50 троллейбусов. Первая смена начинается в 5 утра, а вторая заканчивается едва ли не в 11 вечера. В праздничные дни время курирования троллейбусов по городу продляется. Всего на балансе КП «Полтаваэлектроавтотранс» около 80 машин. Большая часть — это машины производства Южного машиностроительного завода, первые из которых поступили в январе 1993. Из 13 последних ЮМЗ Т1 выпущенных с августа 1997 до января 1999, 11 ушли в Полтаву. С августа 1998 до сентября 2000 Полтава получила 37 ЮМЗ Т2 из произведенных 56 машин этого типа в тот период. С сентября 2008 года эксплуатация троллейбусов ЗиУ-9 прекращена. На тот момент оставалось всего 5 машин этой модели на балансе, в данный момент на балансе числится еще 2 троллейбуса, но они уже не подлежат восстановлению. Полтава стала первым городом Украины, где без закрытия сети прекращена эксплуатация троллейбусов этой модели. Самый старый пассажирский троллейбус — ЮМЗ Т-1 № 25 — 1993 г.в., но он нерабочий, самый старый ходовой ЮМЗ Т1 — № 42, также 1993 г.в. Самый новый — ЮМЗ Т2 № 116 (прибыл в сентябре 2008 года). Работает и троллейбус техпомощи — КТГ-1 (1988 г.в.). Большинство троллейбусов курсирует по городу окрашенных во всевозможную рекламу. Пополнение троллейбусного парка в последние годы приторможено. Несмотря на это подвижной состав полтавского троллейбусного депо является одним из самых молодых на Украине. В период 1996—2000 было приобретено 57 троллейбусов. В 2006 году было «обрезано» 5 спаренных ЮМЗ Т1 в связи с нецелесообразностью их дальнейшей эксплуатации в прежнем состоянии, получившиеся машину получили неофициальное название ЮМЗ Т2П. Ждут своей очереди ещё несколько таких машин. Нумерация шла с 001 до 300, а с 1990 года заново с 001.
В 2010 году начались списания самых старых ЮМЗ Т1, партии 1993 г., некоторые из которых не работали уже по 10 лет.
Маршруты на протяжении многих лет много раз изменялись. На данный момент машины работают на 11 маршрутах. Самый короткий маршрут — № 1 (13 км.). Самый длинный — № 6 (33.8км).По сосотоянию на 08.2011 года имеется 11 маршрутов с выпуском до 50 троллейбусов на них. В ближайшем будущем возможна оптимизация троллейбусных маршрутов за счёт закрытия наименее эффективных, останутся наиболее востребованные маршруты ( 7-8 маршрутов). Планируется также закупка 10 троллейбусов Богдан Т701.10 для работы на наиболее выгодном 15 маршруте.
Отмененные маршруты:
Открыли движение в городе ЗиУ-5. Ежедневно выходят на около 65 троллейбусов. На балансе 81 машина:
Троллейбусные системы Украины | |
---|---|
Действующие | Алушта | Алчевск | Антрацит | Артёмовск | Белая Церковь | Винница | Горловка | Днепропетровск | Донецк | Житомир | Запорожье | Ивано-Франковск | Керчь | Киев | Кировоград | Краматорск | Краснодон | Кременчуг | Кривой Рог | Лисичанск | Луганск | Луцк | Львов | Макеевка | Мариуполь | Молодогвардейск | Николаев | Одесса | Полтава | Ровно | Севастополь | Северодонецк | Симферополь | Славянск | Сумы | Тернополь | Углегорск | Харцызск | Харьков | Херсон | Хмельницкий | Черкассы | Чернигов | Черновцы | Ялта |
Законсервированные | Алмазная | Алчевск — Перевальск |
Закрытые | Артёмово | Дзержинск | Донецк — Макеевка | Доброполье | Стаханов |
Проектируемые | Лисичанск — Северодонецк | Мелитополь | Херсон — Цюрупинск |
Полтавский троллейбус.