Харьковский троллейбус |
|
Троллейбусная система |
Страна |
Украина
|
Город |
Харьков
|
Дата открытия |
1 мая 1939
|
Количество маршрутов |
27
|
Длина контактной сети |
543,5 км.
|
Количество троллейбусных парков |
2
|
Количество троллейбусов |
312
|
Модели эксплуатируемых троллейбусов |
ЗиУ-682
ЗиУ-683
ROCAR-E217
DAC-217E
ЮМЗ-Т1
|
Стоимость проезда |
1,5 грн.
|
Компания-перевозчик |
ХКП Горэлектротранс
|
Харьковский троллейбус (укр. Харківський тролейбус) — троллейбусная сеть Харькова. Регулярное движение открыто 5 мая 1939 г. По состоянию на январь 2010 года существует 26 маршрутов с суммарной длиной маршрутов 490,6 км. Стоимость проезда — 1 гривна 50 копеек (с 12 марта 2011 года). [1]
История харьковского троллейбуса
1939—1941
Первые троллейбусы (10 ЯТБ-4) пришли в Харьков в марте 1939 г. 1 мая 1939 г. в торжественной обстановке была открыта первая линия харьковского троллейбуса. Длина первой линии составила 6,6 км. Она прошла по такому маршруту: Дом Красной Армии (Университетская горка) — ул. Университетская — Спартаковский переулок — площадь Тевелева (площадь Конституции) — ул. Карла Либкнехта (ул. Сумская) — ЦПКиО им. Горького (обратно так же). 5 мая 1939 г. харьковский троллейбус начал работать в обычном режиме. К октябрю 1939 г. были построены односторонние троллейбусные линии по спуску Халтурина и по площадям Тевелева (Конституции), Розы Люксембург и Пролетарской от Спартаковского переулка до спуска Халтурина, а также двухсторонняя линия по Купеческому мосту, площади Карла Маркса, улице Карла Маркса и улице Красноармейской до Привокзальной площади, в связи с чем 7 ноября 1939 г. был открыт троллейбусный маршрут № 2 Горпарк — Южный вокзал. В октябре 1941 г. троллейбусное движение в Харькове прекращено в связи с оккупацией города немецкими войсками.
1944—1950
Троллейбус и сдвоенный трамвай, 1950
7 мая 1944 года, через восемь месяцев после освобождения города от фашистов, было восстановлено троллейбусное движение по восстановленным линиям.
В послевоенное время проезд в троллейбусе стоил 25 копеек (маршруты «Вокзал — Центр», «Центр — Горпарк») и 50 копеек («Вокзал — Горпарк»). 14 августа 1948 г. открыты односторонние троллейбусные линии по улице Университетской (от площади Розы Люксембург до спуска Халтурина) и переулкам Плетневскому, Короленко и Армянскому, а также двухсторонняя линия по улице Берии (Кооперативной), проспекту Сталина (Московскому), улице Евгении Бош (Богдана Хмельницкого) и Площади Восстанция до театра «Победа» (ДК ХЭМЗ). Открыт троллейбусный маршрут № 3 «Вокзал — Театр „Победа“. 29 апреля 1949 г. открыт троллейбусный маршрут № 4 »Горпарк — Центр — Конный рынок — Театр «Победа». В декабре 1949 г. троллейбусную линию до театра «Победа» продлили по улице Броненосца «Потемкин» и проспекту Сталина до Велозавода.
Перспективы
Согласно генеральному плану города до 2026 года, троллейбусные линии появятся на таких магистралях: ул. Новый Быт — пробивка — Новгородская; ул. Клочковская; просп. Жуковского; ул. Шевченко — пробивка — ул. Ак. Павлова — ул. Героев Труда — пробивка; бульв. И. Каркача; просп. Тракторостроителей.
После пуска в эксплуатацию станции метро «Алексеевская», планируется изменения сетки движения трамваев и троллейбусов на Алексеевке.
Подвижной состав
По состоянию на 25 января 2010 года эксплуатируется 6 типов подвижного состава:
- ЗИУ-682 — 177 единица
- ЗИУ-683 — 7 единиц
- ROCAR-E217 — 28 единиц
- DAC-217E — 4 единиц
- ЮМЗ-Т1 — 44 единиц
- ЛАЗ-Е301 — 20 единиц
Также имеется 9 служебных троллейбусов КТГ-1 и ЗиУ-682
Маршруты
Абонементный талон на проезд в
харьковском трамвае, троллейбусе
Действующие:
- № 1. 28-й микрорайон — Проспект Героев Сталинграда — Проспект Маршала Жукова — Станция метро «Маршала Жукова»
- № 2. Проспект Жуковского — Улица Академика Проскуры — Белгородское шоссе — Улица Сумская — Проспект Правды — Проспект Ленина — Улица Ахсарова — ст.м. «Алексеевская» — пр. Людвига Свободы — к.ст. Проспект Победы
- № 3. Университетская улица — Кузнечная улица (туда: Лопатинский переулок — Соляниковский переулок) — Гамарника улица — Вернадского улица — Проспект Гагарина — Проспект Героев Сталинграда — Проспект Коссиора — пр. Фрунзе — Московский проспект — Улица 12 апреля
- № 5(*) Университетская улица — Кузнечная улица (туда: Лопатинский переулок — Соляниковский переулок) — Гамарника улица — Вернадского улица — Проспект Гагарина — Улица Аэрофлотская — Аэропорт
- № 6. Университетская улица — Кузнечная улица (туда: Лопатинский переулок — Соляниковский переулок) — Гамарника улица — Вернадского улица — Проспект Гагарина — Улица Южнопроектная — Улица Деповская — Улица Валдайская — Станция «Основа»
- № 7. Улица 12 Апреля — Московский проспект — Улица Плиточная — Восточный
- № 11. Благовещенский собор — (туда: Улица Коцарская; обратно: Улица Карла Маркса) — Улица Малиновского — Улица Маршала Конева — Симферопольский переулок — Большая Гончаровская улица — Улица Володарского (обратно: Улица Нариманова — Улица Плановая) — Проспект Постышева — Улица Китаенко — Проспект Ильича — Проспект Дзюбы (с 16 до 21 часов курсирует от/до улицы Маршала Конева; по выходным работает до 14:00)
- № 12. Улица Клочковская — Улица 23-го августа — Улица Космонавтов — Улица Деревянко — Белгородское шоссе — Улица Чкалова — Улица Лесопарковая — Улица Рудика
- № 13. Конный рынок — Улица Броненосца Потемкина — Московский проспект — Улица Харьковских Дивизий — Парк «Зустрич»
- № 18. Улица Клочковская — Станция метро «23 Августа» — Улица Космонавтов — Улица Балакирева — Больница скорой и неотложной помощи — Улица Балакирева — ул. Деревянко — пр. Ленина — Станция метро «23 Августа» — Улица Клочковская
- № 18*. Улица Клочковская — Станция метро «23 Августа» — Улица Космонавтов — Авиационный завод (Сокольники) — завод «ФЭД» — ЦПКиО (обратно через Деревянко-Дубрава-пр. Ленина). Спецподача маршрута выполняется 4 раза в будние дни (в диапазоне с 05.55 до 07.15)
- № 19. 602 микрорайон — Проспект 50-летия ВЛКСМ — Проспект 50-летия СССР — Проспект Героев Сталинграда — Одесская улица (После 21-00 в дни работы ночного рынка «Барабашово» с заездом на него)
- № 20. 602 микрорайон — Проспект 50-летия ВЛКСМ — Проспект 50-летия СССР — Московский проспект (Пик)
- № 24. Станция метро «Академика Барабашова» — Проспект 50-летия ВЛКСМ — 602 микрорайон
- № 25(*). Станция метро «Маршала Жукова» — Проспект Маршала Жукова — Улица Танкопия — Бульвар Богдана Хмельницкого
- № 27. Улица Новый Быт — Улица Елизарова — Улица Нариманова — Проспект Постышева — Улица Китаенко — Проспект Ильича— Проспект Дзюбы
- № 31. Московский проспект — Проспект 50-летия СССР — Проспект 50-летия ВЛКСМ — Улица Гвардецев Широнинцев — Северная Салтовка
- № 34. Улица Героев Труда — Улица Барабашова — Улица Блюхера— Восточная Салтовка
- № 35. Одесская улица — Проспект Героев Сталинграда — Проспект 50-летия СССР — Проспект 50-летия ВЛКСМ — Улица Гвардецев Широнинцев — Северная Салтовка
- № 36(*). Станция метро «Советской Армии» — (туда: Московский проспект — Бульвар Богдана Хмельницкого; обратно: Улица Танкопия — Улица Ощепкова) — Проспект Косиора — (туда: Проспект Хрюнзе — Московский проспект; обратно — Улица 12 Апреля) — Улица 12 Апреля
- № 40(*). Парк имени Горького — Сумская улица — Авиационный завод — Улица Деревянко — Улица Ахсарова — ст.м. «Алексеевская» — Проспект Людвика Свободы — к.ст. Проспект Победы
- № 42. Улица Героев Труда — Улица Барабашова — Улица Блюхера — Улица Гвардейцев Широнинцев — Северная Салтовка
- № 45. Улица 12 Апреля — Московский проспект — Улица Роганская — Улица Роганская
- № 46. Улица 12 Апреля — Московский проспект — Бульвар Грицевца — Микрорайон «Горизонт»
- № 63. Станция метро «Академика Барабашова» — Проспект 50-летия ВЛКСМ — Проспект 50-летия СССР — Проспект Героев Сталинграда — Одесская улица (по выходным);
- спецподача № 7. 28 микрорайон — Восточная (2 раза утром и вечером);
- спецподача № 19 .602 микрорайон — ст.м. Ак. Барабашова — пр.50 лет СССР — улица Одесская (после 21-00, в дни работы ночного рынка);
спецподача № 46 . микрорайон «Горизонт» — Конный рынок (в выходные в промежутке с 06-15 до 06-35, назначается диспетчером) (*) — обозначены маршруты, работающие только в часы «пик»
Исторические (по материалам сайта «Харьков транспортный»):
- № 4(1): 25 микрорайон — Московский проспект — Конный рынок — Площадь Конституции (окончательно закрыт в начале 2000 года);
- № 4(2): Станция метро «Академика Барабашова» — 25 микрорайон (закрыт в 2002 году в связи с низкой эффективностью маршрута);
- № 8(1): Станция метро «Университет» — Студгородок (до 1995 года);
- № 8(2): Станция метро «Научная» — Студгородок (до 2004 года);
- № 8(3): Станция метро «23 Августа» — Студгородок (2004 год);
- № 8(4): Станция метро «Научная» — Проспект Победы (до 2006 года);
- № 9: Улица Университетская — ул. Достоевского (на Основе) (линия была построена в конце 70-х годов по просьбе руководства одного из местных заводов. С 1990-х значение линии упало, что и привело в 2000 году к закрытию);
- № 10: 25 микрорайон — площадь Руднева (окончательно закрыт в начале 2009 г.);
- № 14: Парк им. Горького — улица Деревянко — улица Клочковская (закрыт в 1992 г.);
- № 15: Улица Одесская — проспект Маршала Жукова — улица Харьковских дивизий — улица Одесская (кольцевой маршрут; закрыт в 1992 г., восстановлен в 2004 г., окончательно закрыт в начале 2009 г.);
- № 16: Площадь Свободы — ФТИНТ (закрыт в 2004 году в связи с пуском 2 очереди Алексеевской линии метро на Павлово Поле);
- № 16а: Площадь Свободы — улица Клочковская (закрыт в 2003 году в связи с пуском 2 очереди Алексеевской линии метро на Павлово Поле);
- № 21: Улица Одесская — проспект Маршала Жукова — улица Танкопия — бульвар Богдана Хмельницкого (закрыт в 1992 г.);
- № 22(1): 602 микрорайон — ст.м."Московский проспект" — ДК ХЭМЗ (закрыт в 1992 году в связи с резким обострением экономического кризиса в стране. В это время многие маршруты подвергаются сокращению либо отмене. Тб № 22 еще некоторое время существовал в дополнительных выпусках Тб № 20 до ДК ХЭМЗ, однако и они вскоре были отменены);
- № 22(2): Жуковского — Павлово Поле — проспект Ленина — Сумская — Жуковского (закрыт в 2004 году в связи с отменой схемы полукольцевых маршрутов);
- № 23: Ст.м."Индустриальная" (ныне «им. А. С. Масельского») — улица Плиточная (закрыт в 1992 г.);
- № 26: Южный Вокзал — Проспект Гагарина — Аэропорт (работал с большими интервалами, закрыт в начале 1990-х в связи с низкой рентабельностью);
- № 28: улица Новый Быт — бульвар Маршала Конева (закрыт в начале 1990-х в связи с нехваткой ПС);
- № 29: Микрорайон 28 — улица Харьковских дивизий — ДК ХЭМЗ (1992);
- № 30: 602 микрорайон — ст.м. Барабашова — универмаг «Харьков» (закрыт в 1995 году в связи с резким обострением экономического кризиса в стране и нехваткой ПС);
- № 32: Северная Салтовка — улица Якира (закрыт 01.01.09);
- № 33: ст.м. Московский проспект — 25 микрорайон (закрыт в конце 1990-х, после нескольких попыток реанимации, в связи с нехваткой ПС и плачевного экономического состояния ГЭТ);
- № 37: Городок Строителей- ун-г «Харьков» (закрыт в 1992 году в связи с резким обострением экономического кризиса в стране);
- № 39(1): Площадь Конституции — Пр. Победы (закрыт в 2000 году в связи с нехваткой ПС и низкой рентабельностью)
Открыт вновь в марте 2010, закрыт в июне 2010.;
- № 39(2): Алексеевка — проспект Ленина — Центр — Сумская — Деревянко — Алексеевка (закрыт осенью 2004 года в связи с отменой схемы полукольцевых маршрутов) Открыт вновь в марте 2010 в трассировке Проспект Победы-Площадь Свободы;
- № 41: Ст.м."Дзержинская" (ныне «Университет») — проспект Ленина — улица Клочковская (закрыт в 1992 г.);
- № 43: улица 12 апреля — улица Одесская (закрыт в 2001, восстанавливался под софитом № 3-к, однако продержался недолго, хотя сейчас с 22:00 именно так «тройка» и ходит);
- № 65: метро Барабашова — Северная Салтовка (закрыт в начале 2009 г.);
- № 66: метро Барабашова — 25 микрорайон (закрыт в 2000 году)
-
По пр. Ленина на Алексеевку
-
-
-
По Сумской на пр. Жуковского
Депо
Существующие
Троллейбусное депо № 2. Расположено на улице Ньютона, 5.
Троллейбусное депо № 3. Расположено на улице П. Свистуна (бывшая ул. Северная), 2б.
Упразднённые
Депо № 1 (Троллейбусное депо № 1 + грузовое депо, Пискуновский пер., 15) — закрыто в 2007 году.
Забастовки
Работники ГЭТа бастовали 29 октября 2008 года. Тогда встало Салтовское трамвайное депо[2]. Потом, на десять минут остановился транспорт во всей Украине, и электротранспортники поддержали акцию протеста 25 мая 2009 года.[3] Но наиболее активно бастовали в конце сентября-начале октября 2009: 28 сентября 2009 года городской электротранспорт с ультиматумами (позднее выполненными) остановился на день.[4] А с 9 октября 2009 года трудовой коллектив и профсоюз КП «Горэлектротранс» объявили бессрочную забастовку до погашения задолженности перед предприятием (заработная плата работникам в октябре была выплачена только за апрель 2009 года).[5]. С 19 декабря 2010 года обьявлена бессрочная акция протеста в связи с задолженостями по выплате заработной платы.
Интересные факты
Вечером 12 марта 2011 года в Харькове был угнан троллейбус 19 маршрута (вместе с кондуктором). Угон произошёл в 602 микрорайоне Салтовки, с конечной остановки. Вскоре угонщик не справился с управлением и врезался в дерево. Угнать машину пытался 38-летний мужчина, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Угонщика задержали инспекторы 5-й роты полка ППС. Было возбуждено уголовное дело по статье 289 УКУ «незаконное завладение транспортным средством».[6]
Примечания
- В Харькове подорожал троллейбус
- АТН : Агентство телевидения новости :: Трамвайный коллапс в Харькове. Работники депо объявили забастовку
- АТН : Агентство телевидения новости :: Трамваи и троллейбусы всей Украины остановились
- АТН : Агентство телевидения новости :: «Горэлектротранс» бастует, или Как в Харькове остановились все трамваи и троллейбусы
- ↑ «Харьковские известия», суббота, 10 октября 2009, стр.1
- «Харьковчанин угнал троллейбус вместе с пассажирами». Новости АТН (Харьков), 14 марта 2011, 12:15
Ссылки
- Все маршруты троллейбусов Харькова на карте
- Харьковский троллейбус на сайте «Харьков транспортный»
- Харьковский троллейбус на сайте «Харьковчане за электротранспорт»
- Схема городского транспорта Харькова
- сайт «Харьковский троллейбус»