01-07-2023
Харьковское отделение ОСВАГ — одно из крупнейших и наиболее влиятельных региональных отделений ОСВАГа — пропагандистского органа Вооруженных Сил Юга России. Отделение открыто в июне 1919 года, центр в городе Харькове. Расформировано в связи с потерей ВСЮР контроля над территорией Харьковской военной области в декабре 1919 года.
Содержание |
Харьковское отделение ОСВАГ не имело собственных печатных органов, но активно использовало официальные печатные органы белой администрации Харьковской военной области, которыми были газеты «Новая Россия» (редактор В. Даватц), «Южный край», «Полдень». [1]
Как пишет историк культуры А. Еремеева, харьковские периодические издания в 1919 году сообщали о постановке кинопьесы «Дадим мы миру мир навеки» (сценарист и режиссер Д. Флорэн, главная роль — А. Н. Соколовский). Съемки фильма производились в прифронтовой полосе и на фронте. По замыслу автора, фильм должен был показать «личную драму на фоне борьбы Добровольческой армии с большевиками». Циклы фильма назывались «Большевики» и «Добровольцы», это говорит о том, что пропагандистский эффект достигался противопоставлением двух идеологий. По мнению исследователя, вероятнее всего фильм так и не вышел на передвижные экраны. В целом фильмов агитационного характера о злободневных событиях удалось снять немного. Один из них — постоянно рекламируемый в прессе Юга России и обнаруженный после окончания Гражданской войны во Французской синематеке — «Жизнь — родине, честь — никому» (другой вариант названия — «Жизнь Родине или никому»). Фильм был снят М. Г. Хажаевым в Ялте и Ростове-на-Дону по заказу фирмы Трофимова и под покровительством Комитета скорой помощи Добровольческой армии им. М. Алексеева с участием артистов Южаковой, Спонс, Стрижевского. Главная идея фильма — «большевики — немецкие ставленники». В начале фильма показана деятельность германских шпионов до революции, выражавшаяся во взрывах на заводах, пропаганде среди рабочих, субсидиях на ведение большевистской агитации. Далее дана картина отпора большевизму в лице Добровольческой армии, завершающаяся сценой взятия Москвы белогвардейцами.[2] Очевидно, что такие фильмы использовались Харьковским отделением ОСВАГ, имевшим для подобных целей киноустановки, установленные на агитационных поездах.
По взятии Добровольческой армией Харькова в июне 1919 года белым командованием выяснилось, что на Украине ходят почти исключительно «пятаковские» кредитные билеты и просто взять и запретить их хождение невозможно. Поэтому было принято решение обменивать «пятаковские» кредитные билеты на донские, по курсу рубль за рубль, но не более 500 рублей в одни руки. Выкупленные таким образом «пятаковские» кредитные билеты гасились пробивкой, и тут же передавались в харьковское отделение ОСВАГа, где на них наносились антисоветские надпечатки, и деньги затем сбрасывались с аэропланов. Тексты были в основном ругательные. Например, «Деньги для дураков», «Долой Советскую власть и ее фальшивые деньги», «Деньги у большевиков, как и все остальное - обман» и т. п. [3]В июле-августе 1919 г. надпечатанные советские кредитные билеты использовались в качестве средства пропаганды сбрасывались с аэропланов на многие города перед вступлением белых войск, например, на Полтаву. Также сброс осуществлялся во время осады Киева, что способствовало резкому падению доверия к советским кредитным билетам в осаждённом Киеве. [4]
Историк О. Будницкий в интервью «Эхо Москвы» так описал деятельность ОСВАГА:[5]
… ОСВАГ выпускал листовки, плакаты, фильмы, спонсировал театральные постановки, было лектороское бюро, множество разнообразных изданий от, как я уже сказал, листовок самых примитивных, до единственного выходившего на территории Добровольческой армии литературно-художественного журнала «Орфей», который редактировал Соколов-Кречетов. И в чем эта пропагандистская деятельность заключалась? В производстве, собственно, продукции, которая должна была вдохновить людей на борьбу с большевиками и привлечь, к собственно говоря, идеалам и целям белого движения. Главная проблема была в том, что цели белого движения не были четко сформулированы. Идея непредрешенчества, то есть «прогоним большевиков, а потом разберемся», она не могла объединить и повести за собой массы. Белые, что принципиально их отличало от… их пропаганду от пропаганды красных — то, что белые не вели классовой пропаганды, они подчеркивали единство. И на их плакатах, вот, интеллигент, предприниматель — буржуй, да, по-другому там, собственно, не называли, у белых, конечно, как-то пытались по-другому, но тем не менее: буржуазия — рабочие, крестьяне, они, значит, все вместе и борются за идеалы свободы, права, справедливости, веры, родины и т. д. Но что такое право? Например, для крестьянина?
Харьковское отделени ОСВАГ содействовало работе Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, которую возглавлял Г. А. Мейнгардт, в пределах Харьковской области, где исследовались прежде всего результаты деятельности Харьковской ЧК. Материалы, полученные комиссией публиковались органами, подконтрольными ОСВАГУ.
ОСВАГ, имея сеть осведомителей, сотрудничал с военными спецслужбами, которые сформировались на основе бывшего белогвардейского подполья и различных агентов, действовавших ещё при советской власти. В подполье до прихода белых в город существовал Харьковский центр, возглавляемый полковником А. М. Двигубским и лейтенантом Черноморского флота П. С. Колтыпиным-Любским. После занятия города белыми Двигубский принял должность начальника Харьковского разведывательного отделения Штаба ВСЮР. Историк Ю. Рябуха пишет, что, несмотря на недостатки организации, многие операции контрразведки проводились весьма успешно и особо выделяет четырёхкратную ликвидацию всех советских подпольных комитетов в Харькове в августе-октябре 1919 года(сейчас именем одного из таких ликвидированных ведомством Двигубского — Петра Слинько, названа в Харькове улица в районе метро «Маршала Жукова»).[1]
Отделение пропаганды регулярно организовывало в пределах Харьковской военной области Дни Добровольческой армии, основной задачей которых был сбор средств на нужды армии [6]. Организовывали семинары, лекции о политическом положении и концерты, на которых выступали многие известные артисты того времени, в том числе певица Надежда Плевицкая[6]. ОСВАГ занимался выпуском плакатов и листовок. При участии Харьковского ОСВАГА были отпечатаны и распространены известные листовки «Поученiе воину-корниловцу передъ боемъ» и «Наказъ корниловцамъ», выпущенные в конце августа 1919 года перед отправкой на фронт сформированного в Харькове 3-го Корниловского ударного полка. Известный актер тех лет В. Блюменталь-Тамарин, встретивший в Харькове освобождение города белыми, став сотрудником Харьковского ОСВАГА, разъезжал по городу на цирковом коне с огромным трехцветным флагом и собирал в огромную кружку средства на белое дело. Позднее, правда, он был уволен из ОСВАГА. [5]
Собирание и распространение информации на Юге России было одной из основных задач региональных и местных учреждений отдела пропаганды. Харьковская агитационно-информационная сеть отдела пропаганды, как и другие подобные, состояла из отделений, пунктов, подпунктов, ячеек особого назначения, лекторов, добровольных осведомителей, гласных и негласных агентов. В отделения информация с мест приходила из пунктов, которые возглавляли осведомительно-пропагандистскую работу на местах. В зависимости от величины района, курируемого пунктом, он делился на еще более мелкие участки, где информационной работой занимались подпункты. [7]
В Харьковском отделении ОСВАГ одних только распространителей агитационной литературы, развозившей её по губерниям насчитывалось 100 человек. Кроме того, в его составе было три специальных агитационных поезда, которые имели киноустановки, библиотеки и пр.[8] Харьковское отделение насчитывало 28 пунктов и подпунктов с 437 сотрудниками, и было вторым по количеству участков после Донского отделения, и первым среди отделений ВСЮР по численности сотрудников. [7]
В секретной сводке Харьковского Освага начальник разведпункта Штаба Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России 28 октября 1919 года, подробно анализируя кризисную ситуацию в пропаганде, делал вывод: [9]
Результаты всего этого получаются поистине ужасные. «Осваг» с каждым днем все больше и больше отходит от населения, наша пропаганда виснет в воздухе. Наш Отдел пропаганды, копируя в постановке дела пропаганды большевиков, не перенял у них самого главного и самого важного: большевики своей пропагандой сумели подойти к населению вплотную. Значение этого обстоятельства — невероятно большое: только благодаря ему большевики теперь сводят наши стратегические усилия насмарку.
Харьковское отделение ОСВАГ.