13-09-2023
Харьковский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
39,6 км |
Количество станций |
29 |
Количество линий |
3 |
Пассажиропоток за день |
685,2 тыс (2011) |
Пассажиропоток за год | |
Схема линий | |
www.metro.kharkov.ua | |
Харьковский метрополитен на Викискладе |
Ха́рьковский метрополите́н (укр. Харківський метрополітен) — система линий метрополитена в Харькове. Четвёртый по длине линий и пассажиропотоку в СНГ (после Московского, Петербургского и Киевского). Второй по количеству станций и длине линий на Украине. По состоянию на 2010 год затраты на перевозку одного пассажира в метрополитене самые низкие на территории бывшего СССР[2].
Метрополитен введён в эксплуатацию 23 августа 1975 года. Общая длина линий составляет 39,6 км. В настоящее время харьковское метро насчитывает 29 станций, которые располагаются на трёх линиях:
Харьковский метрополитен перевёз в 2006 году 293 миллиона 100 тысяч пассажиров. Ежесуточный объем перевозок составляет около 800 тыс. пассажиров (в отдельные дни этот показатель превышает 1 млн пассажиров). Это составляет 45 % от общего объема городских пассажирских перевозок, а по платным перевозкам — 52 %. Ежегодно метрополитен перевозит около 290,0 млн пассажиров. За всю эксплуатационную деятельность предприятия было перевезено более 7 млрд пассажиров[3]. Интервал движения поездов в час пик составляет 2-3 минуты, в остальное время 4-6 минут. Вечером же интервал движения увеличивается до 10 минут (в среднем) после 21:00, до 13-18 минуты после 22:00. Метро открывается в 5.30[4], закрывается в полночь, и работает на выход до 0:45. В 0:13 сохраняется возможность пересесть с «Метростроителей» на «Спортивную» на последний поезд в сторону Южного железнодорожного вокзала; и в 0:20 с «Советской» (того же поезда) на «Исторический музей» к станции «Героев Труда» Салтовской линии. Аналогично, в 00-12 сохраняется возможность пересадки со станции "Госпром" на предпоследний (00-16) и последний (00-26)поезд Салтовской линии в сторону станции "Героев труда".Отправление последних поездов с конечных станций осуществляет в 00-02.В поезде на всех линиях 5 вагонов.
В хронологическом порядке:
За годы существования Харьковского метрополитена способы оплаты проезда менялись несколько раз. Была оплата советскими пятикопеечными монетами, жетонами различных цветов (например, оранжевого[6]), бумажными билетами с магнитной полосой, отрезными пластиковыми картами, контактными смарт-картами.
Цена проезда с 14 февраля 2009 года составляла 1 гривну 50 копеек[7], а с 12 марта 2011 года стоимость проезда возросла до 2 гривен[8].
С июля 2007 года в качестве средства оплаты проезда внедрены RFID-карты с возможностью внесения на их счёт от 1 до 500 грн. Студенты имеют право на скидку 50 % от стоимости проезда при использовании RFID-карты. Стоимость карты носителя составляет 7 грн. (с октября 2008, до этого — 5 грн. 50 коп.). Пополнить карту можно в специальных автоматах.
С октября 2009 года льготная категория пассажиров имеет возможность получить бесконтактную льготную карту для прохода через любой турникет на станции, что снижает нагрузку на служебный проход[9]. По правилам использования эту социальную карту запрещено передавать третьим лицам.
С конца 2009 года в городе отказались от кассового метода продажи жетонов пассажирам, установив на станциях автоматы по продаже жетонов. Для приобретения жетонов использовалось 6 денежных номиналов - до 20-ти гривен включительно. Размен на станциях не предусмотрен. Также установлены терминалы экспресс-оплаты для пополнения счёта на проездных картах (кроме всего прочего с помощью данных терминалов можно пополнить счёт мобильного телефона или оплатить коммунальные платежи). Сами проездные карты продаются специальными автоматами на некоторых станциях. Стоимость карты составляет 10 грн (из них 7 грн. — залоговая сумма, 3 грн — зачисляются на счёт карты).
26 октября 2011 года исполкомом горсовета Харькова было принято решение об отмене жетонов в метро в двухмесячный срок[10]. Жетоны запланировано заменить на бумажные билеты со штрих-кодами, установив новые автоматы для продажи бумажных билетов и постепенно изымая жетоны у населения[11].
1 сентября 2012 года прекращается использование жетонов в метро, объявления на станциях[12]. Продление до 1 октября 2012 года[13].
С апреля 2012 года по настоящее время основным средством оплаты проезда является действующий в течение дня бумажный билет со штрих-кодом. Билеты продаются специальными автоматами, которые принимают 4 денежных номинала - до 5-ти гривен включительно. После уменьшения на 33% количества денежных номиналов, используемых для приобретения нового бумажного средства оплаты проезда, размен на станциях не был предусмотрен. С июня 2012 года размен национальной валюты для проезда в метро организован на входах некоторых станций метрополитена в киосках и ларьках. В связи с ограничением срока действия билетов сутками их приобретения и жалобами пассажиров, которые пользуются метрополитеном в позднее вечернее время, рассматривается вопрос о возможности продления срока действия билетов на +1 час следующих суток. Хотя ввод в оборот бумажных билетов произошел не так давно, управление уже получило несколько десятков жалоб от горожан, которые купив билеты на станциях во временном диапазоне с 23-58 до 23-59 (340 человек ежедневно) оказываются у турникетов в 00-00-00-01, тем самым лишаясь возможности оплатить проезд данным билетом. Проблема изучается, разрабатывается механизм ее решения. [14]
Сейчас харьковский метрополитен насчитывает три линии общей длиной 39,6 км и 29 станций.
# | Название | Конечные станции | Цвет | Введена в строй | Количество станций | Протяжённость (км) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Холодногорско-Заводская | «Холодная Гора» — «Пролетарская» | Красный | 1975 | 13 | 17,3 |
2 | Салтовская | «Исторический Музей» — «Героев Труда» | Синий | 1984 | 8 | 10,4 |
3 | Алексеевская | «Метростроителей им. Ващенко» — «Алексеевская» | Зелёный | 1995 | 8 | 11,9 |
Всего: | 29 | 39,6 |
В конце 2011 года в Харьковском метрополитене решили заменить указатели к Евро-2012 на более современные[15]. Необходимость замены указателей обусловлена требованием УЕФА к Харькову как к одному из городов, принимающих Евро-2012[16]. Новые указатели содержат дублирование на латинице и вместо люминисцентных ламп используют светодиоды. [17]
23 августа 1975: «Холодная гора» — «Московский проспект»
11 августа 1978: «Московский проспект» — «Пролетарская»
11 августа 1984: «Исторический музей» — «Академика Барабашова»
24 октября 1986: «Академика Барабашова» — «Героев труда»
6 мая 1995: «Метростроителей имени Ващенко» — «Научная»
21 августа 2004: «Научная» — «23 Августа»
21 декабря 2010: «23 Августа» — «Алексеевская»
В Харьковском метрополитене 29 станций. Все станции подземные, 23 мелкого и 6 глубокого заложения. Большинство станций по конструкции колонные, исключение составляют 7 односводчатых станций (Площадь Восстания, Академика Павлова, Киевская, Тракторный завод, Советской Армии, Московский проспект, Спортивная, Центральный рынок), 3 пилонных (Пушкинская, Южный вокзал, Советская) и 2 колонно-пилонных станций (Архитектора Бекетова, Госпром).
В качестве подвижного состава используются как старые вагоны типов Еж3 и Ем508Т, так и более новые, моделей 81-717/714. Начиная с 1992 года Харьковский метрополитен перешёл на закупку вагонов моделей 81-718/719, отличающихся более высокими технико-экономическими показателями и комфортом. Два вагона модели Еж3 № 5714 и № 5743 были модернизированы[18] — на них установлено оборудование по схеме модели 81-718/719, что позволяет использовать их в качестве резервных для составов этой модели.
Харьковский метрополитен обслуживается двумя электродепо.
Действующие депо | Дата открытия | Линии | Пассажирский парк |
---|---|---|---|
ТЧ-1 «Московское» | 30 июля 1975 | ХЗЛ и АЛ | Еж3, Ем-508Т, 81-717/714, 81-718/719 |
ТЧ-2 «Салтовское» | 10 августа 1984 | СЛ | 81-717/714 |
Строительство третьего депо «Алексеевское» отложили на неопределённый срок в марте 2010 года.
На всех станциях и во всех туннелях Харьковского метрополитена принимает сотовый оператор «Киевстар». Также в зоне крытого метромоста между станциями «Киевская» и «Академика Барабашова» есть покрытие у всех сотовых операторов Украины. В апреле 2011 года на станции «Алексеевская» был установлен ретранслятор, благодаря чему на станции, и в тоннелях у станции принимают все GSM операторы.
Перспективные станции (в порядке строительства согласно генплану):
Холодногорско-Заводская линия:
15 февраля 2011 года было сообщено департаментом горсовета о планировании сооружения кольцевой линии метро, «если есть три линии, то нужна кольцевая линия как в других городах, чем мы хуже?»[19][20]. Первая очередь, так называемой «Кольцевой» линии, предположительно должна соединить между собой густонаселённые районы Салтовского жилмассива и продлиться в индустриальную зону, подобно части трамвайного маршрута № 26. Планируемые станции: Героев Труда-2 (пересадочная с Салтовской линией), Тракторостроителей, Восточная Салтовка, 602 микрорайон, Индустриальная — 2 (пересадочная с Холодногорско-Заводской линией). Об этом же говорится в проекте распоряжения Кабинета министров «Об одобрении концепции программы строительства и развития сети метрополитенов на 2011—2020 годы». В репортаже одного из харьковских телевизионных каналов из уст М. Д. Пилипчука прозвучало допущение, что «кольцевая» линия продолжится до пересадочной станции с недавно открытой «Алексеевской». В октябре 2011 года губернатор Харьковской области Михаил Добкин заявил, что продолжение Алексеевской линии на юг от станции «Одесской» до станции «Аэропорт» может быть надземным-эстакадным .
14 марта 2006 года произошло столкновение поездов на перегоне «Спортивная» — «Завод им. Малышева»[21]. 6 пассажиров были доставлены в больницы с травмами.
29 июля 2009 года в 19:28 произошло отключение питания контактного рельса на отрезке «Проспект Гагарина» — «Холодная гора», что привело к остановке движения поездов. Движение было восстановлено в тот же день в 21:30[22]. Была создана комиссия по расследованию причин отключения питания[23]. По сообщениям журналистов причиной стал пожар на одной из подстанций[24][25]. Один из поездов остановился в туннеле на расстоянии 300 метров от станции. Сотрудники МЧС эвакуировали пассажиров из состава по туннелю[26]. Начальник метрополитена Сергей Мусеев отрицает факт остановки поезда в туннеле[27]:
Подъехал поезд, сделали объявление: поезд дальше не следует, просим покинуть станцию метрополитена. И спокойно люди вышли. Все правила и нормы по безопасности были соблюдены. Никто не пострадал, и априори никто не мог пострадать. А остальные заявления, это всё… как мы слышали уже и «По тоннелям люди ходили…». Это всё понимаете, бред!
Министерство транспорта и связи Украины также отрицает этот факт[28][29].
21 июля 2011 года при проведении тестирования новой системы ведения поездов (АЛС-АРС (МАРС)) последняя отказала. Задержка в движении продолжалась около 3 часов.
Так же, с периодичностью один-два раза в год происходят попытки самоубийства разной степени успешности.
Транспорт Харькова | |
---|---|
Действующий | Автобусный транспорт | Детская железная дорога | Канатная дорога | Метро | Трамвай | Троллейбус |
Вокзалы | Южный вокзал | Основа | Левада | Харьков-Балашовский | Аэропорт |
Исторический | Аэропорт Харьков-Сокольники | Конка | Теплоход «Ласточка» |
Достопримечательности Харькова | ||
Метрополитены Украины | ||
---|---|---|
Действующие |
|
|
Строящиеся |
|
|
Запланированные |
|
|
Отложенные |
|
Харьковский метрополитен.