Столкновение Ми-8 и Ан-12 в аэропорту Нарьян-Мара

14-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Столкновение в Нарьян-Маре

Самолёт Ан-12 RA 12105 после катастрофы
Общие сведения
Дата

11 декабря 1997 года

Время

16:59

Причина

Ошибка диспетчера

Место

Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, Россия

Погибшие

8

Раненые

3

Воздушное судно


Ан-12Б ВВС России

Модель

Ми-8ТВ

Авиакомпания

ВВС России

Пункт вылета

Ермолино

Пункт назначения

Нарьян-Мар

Бортовой номер

RA-12105


Ми-8ТВ Нарьян-Марского объединённого авиаотряда

Авиакомпания

Нарьян-Марский объединённый авиаотряд

Пункт вылета

Нижняя Пёша

Пункт назначения

Нарьян-Мар

Бортовой номер

RA-24247

Пассажиры

8

Экипаж

3

Погибшие

8

Выживших

3

11 декабря 1997 года самолёт Ан-12 (RA 12105) выполнявший коммерческий рейс Ермолино - Нарьян-Мар с грузом товаров для нарьянмарских предпринимателей, после посадки в условиях плохой видимости столкнулся с вертолётом Ми-8 (RA-24247), завершавшим санитарный рейс из посёлка Нижняя Пёша, который не успел покинуть ВПП. Экипажу вертолёта (три человека) удалось спастись, все восемь пассажиров погибли. Причина — ошибка экипажа Ан-12, несогласованность действий диспетчерской службы аэропорта Нарьян-Мара (Ми-8 управлял гражданский диспетчер, Ан-12 — военный).[1]

Катастрофа

11 декабря 1997 года вертолет с тремя членами экипажа (командир Николай Булыгин, второй пилот Бронислав Ванюков и бортмеханик Николай Сафонов) вылетел в санитарный рейс для эвакуации больных из села Нижняя Пёша и деревни Волоковая. На борту вертолета находился главный врач санавиации Ненецкого АО Яков Борисович Гершевицкий. Приняв на борт семь пассажиров (Алексей Иванович Боробов, Владимир Евгеньевич Маслов, Надежда Константиновна Малая, Екатерина Александровна Нечаева, Геннадий Николаевич Пономарев, Мария Николаевна Семяшкина, Дарья Егоровна Ушакова) примерно в 13 часов вертолет взял курс на Нарьян-Мар. В 16.57 вертолет совершил посадку на ВПП аэродрома Нарьян-Мар и, развернувшись на 180°, производил руление для освобождения взлетно-посадочной полосы. Управление воздушным движением вертолета осуществлялось диспетчерами гражданского сектора. В это же время на ВПП с посадочным курсом 63° производил посадку самолет Ан-12БП (RA-12105) ВВС России, выполнявший коммерческий рейс с аэродрома Ермолино с семьюю членами экипажа и двумя сопровождающими груз на борту.Заход на посадку производился по курсоглиссадной системе в метеорологических условиях, ниже минимума КВС 150х1500м. В 16.36 экипаж получил информацию об ухудшении погоды, а в 16.46 получил штормовое оповещение по видимости на аэродроме 1000 м. Управление воздушным движением осуществлялось диспетчерами гражданского и военного секторов. В 16.54 диспетчер круга перевел экипаж самолета Ан-12 на связь с руководителем зоны посадки военного сектора. В 16.55 экипаж самолета Ан-12 вышел на связь с руководителем зоны посадки на удалении 15 км. Руководитель зоны посадки информировал экипаж о погоде ниже минимума и дал указание выполнить проход над ВПП на высоте круга для уточнения видимости. На просьбу экипажа разрешить заход с посадкой руководитель зоны посадки дал указание о полете по кругу. На удалении 8 км в районе точки входа в глиссаду экипаж самолета Ан-12 доложил об устойчивом наблюдении взлетно-посадочной полосы. Руководитель зоны посадки разрешил снижение до ближнего привода и затем дал указание о выполнении полета в горизонте. Экипаж самолета Ан-12 о готовности к посадке не докладывал. Диспетчерское разрешение на посадку экипажу самолета Ан-12 не давалось. Полагая, что указание диспетчера о полете в горизонте было дано по причине плохой видимости (а экипаж Ан-12 уже установил визуальный контакт с ВПП), экипаж Ан-12 вместо прохода над аэродромом произвел посадку. Ми-8 в этот момент еще не покинул ВПП. На выравнивании самолет Ан-12 столкнулся с производившим руление вертолетом на удалении около 5 м от РД №4. Вертолет был обнаружен экипажем самолета Ан-12 в последний момент при подходе к ВПП после включения посадочных фар. Вертолету всего лишь 10 секунд не хватило для того, чтобы уйти с полосы. Правой плоскостью крыла на большой скорости Ан-12 ударил по фюзеляжу Ми-8. Удар пришелся на центральную часть Ми-8, и на салон с пассажирами Взрывной волной экипаж вертолета выбросило, что спасло жизнь членов экипажа Ми-8. Далее последовал взрыв - и фюзеляж с пассажирами был охвачен огнем, все находившиеся в нем погибли. Лопасти несущего винта Ми-8 нанесли удары по носовой части Ан-12. Самолет с разрезанной носовой частью и с сильно поврежденным правым крылом, немного прокатившись, остановился.

Последствия

Двое членов экипажа (штурман и борттехник - травматическая ампутация ног) и один пассажир самолета были ранены. Члены экипажа Ми-8 получили травмы различной степени тяжести. Второй пилот Ми-8 Бронислав Ванюков менее, чем через год ушел из жизни от сердечного приступа. Вертолёт полностью сгорел, не подлежащий восстановлению самолет был распилен и сдан на металлолом.

Расследование

Расследование установило, что причиной катастрофы послужила несогласованность действий экипажа Ан-12 и диспетчеров. Состоялось несколько судебных процессов, итогом которых стал оправдательный приговор в отношении гражданского диспетчера и обвинительный - в отношении двух военных диспетчеров и командира Ан-12 А. Копача. Но наказаны эти трое не были, так как попали под амнистию.

Ссылки

  • Посадка без разрешения
  • Антонов Ан-12Б Бортовой №: RA-12105
  • Миль Ми-8Т(Ми-8ТВ) Бортовой №: RA-24247

Примечания

  1. Столкновение Ми-8 и Ан-12 в аэропорту Нарьян-Мара

Столкновение Ми-8 и Ан-12 в аэропорту Нарьян-Мара.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47