Ту-160

28-05-2023

Ту-160
Ту-160 на авиасалоне МАКС-2007
Тип сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
Разработчик / КБ Туполев
Производитель / КАПО имени С. П. Горбунова
Первый полёт 18 декабря 1981 года
Начало эксплуатации 1987 год[1]
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС России
Годы производства с 1984 года
Единиц произведено 27 (16 в строю)[2]
Стоимость единицы 6—7,5 млрд рублей
250 млн долларов США[3] на 1993 год[4]
 Изображения на Викискладе

Ту-160 (внутреннее обозначение: изделие 70, по кодификации НАТО: Blackjack — рус. блэкджек) — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах. Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160.

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладающим крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

Содержание

История

Выбор концепции

В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая Н. С. Хрущёвым, привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону (ПВО) стран НАТО.

Считается, что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик — будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.

К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:

  • дальность полёта на скорости 2200-2500 км/ч на высоте 18000 метров — в пределах 11-13 тыс. км;
  • дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;
  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли;
  • суммарная масса боевой нагрузки — до 45 тонн.

Проекты

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.

К началу 70-х оба ОКБ подготовили свои проекты — четырёхдвигательный самолёт с изменяемой геометрией крыла. В то же время, несмотря на некоторое сходство, они использовали разные схемы.

ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшем определённую преемственность с предыдущей разработкой — Т-4 («изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.

ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований пришло к варианту с изменяемой геометрией крыла. В проекте М-18 использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался также проект М-20 построенный по аэродинамической схеме «утка».

После того как в 1969 году ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта, полученный в процессе разработки и производства первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144, в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планера самолёта и т. д.

Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяемой геометрией, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла полностью устранял все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144.

В 1972 году после рассмотрения трёх проектов («изделие 200» ОКБ Сухого, М-18 ОКБ Мясищева и «изделие 70» ОКБ Туполева) лучшей была признана схема ОКБ Сухого, но, поскольку оно было занято разработкой Су-27, все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.[5]

Но в ОКБ отклонили предложенную документацию и снова взялись за проектирование самолёта, на этот раз в варианте с изменяемой геометрией крыла, варианты компоновки с фиксированным крылом больше не рассматривались.

Испытания и производство

Первый полёт прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Второй экземпляр самолёта (изделие «70-02») использовался для статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный самолёт под обозначением «70-03». Самолёты «70-01», «70-02» и «70-03» производились на ММЗ «Опыт».

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) — 16 марта 1985 года, третья (№ 2-01) — 25 декабря 1985 года, четвёртая (№ 2-02) — 15 августа 1986 года.

В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2 [6]. К этому времени было выпущено 35 самолётов[6][7]. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме Энгельс в Саратовской области.

В мае 2000 новый Ту-160 (б/н «07» «Александр Молодчий») вошёл в боевой состав ВВС.

Комплекс Ту-160 принят на вооружение в 2005 году[1] 12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью.

28 декабря 2007 г. в Казани осуществлён первый полёт на новом серийном самолёте Ту-160.[8]

22 апреля 2008 г. главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам о том, что ещё один стратегический бомбардировщик Ту-160 поступит в апреле 2008 года на вооружение ВВС РФ.

29 апреля 2008 г. в Казани состоялась церемония передачи нового самолёта на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации.[9][10] Новый самолёт получил имя «Виталий Копылов» (в честь бывшего директора КАПО Виталия Копылова) и включён в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе. Планировалось, что в 2008 году будут модернизированы три строевых Ту-160.[11]

Эксплуатация

Кабина пилотов стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160

Первые два самолёта Ту-160 (№ 1-01 и № 1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках (УССР) в апреле 1987 года. При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения госиспытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на вооружение американских бомбардировщиков B-1.

К 1991 году в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две эскадрильи. После распада Советского Союза все они остались на территории Украины.

В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы[12].

В Фото уничтожения ТУ-160 Фото разрезания

В 19992000 гг. была достигнута договорённость, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине Ту-160 были уничтожены, кроме одной машины, которая приведена в небоеспособное состояние и находится в Полтавском музее дальней авиации.

К началу 2001 года в соответствии с Договором ОСВ-2 Россия имела в боевом строю 15 самолётов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев были официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами[7].

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию всех 15 самолётов Ту-160[13].

18 сентября 2003 года при выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла катастрофа, самолёт с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. Ту-160 упал на безлюдное место в 40 км от аэродрома базирования. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.[14]

22 апреля 2006 главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолётов Ту-160 проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной[15].

5 июля 2006 на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15 самолётом данного типа (б/н «19» «Валентин Близнюк»). Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний.

По состоянию на начало 2007 в боевом составе АСЯС, согласно данным Меморандума о взаимопонимании находилось 14 стратегических бомбардировщиков Ту-160 (один бомбардировщик не заявлен в данных СНВ (б/н «19» «Валентин Близнюк»)).[16][17][18]

Владимир Путин в кабине самолёта Ту-160,16 августа 2005

17 августа 2007 Россия возобновила полёты стратегической авиации в удалённых регионах на постоянной основе[12].

В июле 2008 года появились сообщения о возможном размещении на аэродромах Кубы, Венесуэлы и Алжира топливозаправщиков Ил-78, а также о возможном использовании аэродромов в качестве резервных для Ту-160 и Ту-95МС.[19]

10 сентября 2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и «Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока аэродром Оленегорск в Мурманской области.[20] На части пути по территории России бомбардировщики-ракетоносцы сопровождались (в целях прикрытия) истребителями Су-27 Санкт-Петербургского объединения ВВС и ПВО, во время полёта над Норвежским морем российские бомбардировщики перехватили два истребителя F-16 ВВС Норвегии, близ Исландии — два истребителя F-15 ВВС США.[21] Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял 13 часов.[21] На борту самолётов нет ядерного оружия,[22] но имеются учебные ракеты, с помощью которых отрабатывается боевое применение.[23] Это первый в истории Российской Федерации случай использования самолётами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства.[24] В Венесуэле самолёты совершили учебно-тренировочные полёты над нейтральными водами в акваториях Атлантического океана и Карибского моря.[24] 18 сентября 2008 года в 10:00 по московскому времени (UTC+4) оба самолёта вылетели с аэродрома Майкетия в Каракасе,[25] а над Норвежским морем впервые за последние годы совершили ночную дозаправку в воздухе от заправщика Ил-78.[26] В 01:16 (по московскому времени) 19 сентября совершили посадку на базовом аэродроме в Энгельсе, установив рекорд длительности полёта на Ту-160.[27]

10 июня 2010 года — Рекорд полета на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160, сообщил в четверг «Интерфаксу-АВН» официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Владимир Дрик. Продолжительность полета ракетоносцев превысила прошлогодний показатель на два часа, составив 24 часа 24 минуты, при этом дальность полета составила 18 тыс. километров.[28] Максимальный объём топлива при дозаправке составил 50 т, тогда как ранее — 43 т.[28]

Планы модернизации

По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова [29], модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня. Ту-160М планируется оснастить новой системой вооружения, позволяющей применять перспективные крылатые ракеты и бомбовое вооружение. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование.

Современная ситуация

В феврале 2004 сообщалось, что планируется постройка трёх новых самолётов, самолёты находятся на стапелях завода, сроки поставки в ВВС не определены[30].

Модификации

  • Ту-160В (Ту-161) — проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. См. также Ту-155.
  • Ту-160 НК-74 — с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • Ту-160М — носитель гиперзвуковых крылатых ракет Х-90, удлинённый вариант. Дальность ракет — до 3000 км, 2 ЯБЧ, с удалённостью между целями в 100 км. Работа над ракетой была приостановлена в 1992, возобновлена в начале 2000-х. Первое испытание комплекса Ту-160М и Х-90 было проведено в феврале 2004 года, принятие на вооружение планируется в 2010 году[31].
  • Ту-160П — проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия.
  • Ту-160ПП — самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • Ту-160К — эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000[32] км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК — самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850—1600 км/ч. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км.[33] 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».[34]

Конструкция

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.

Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).

Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого класса — бомб серии КАБ-1500 массой 1500 кг

Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Пилотажно-навигационное оборудование

Несмотря на то, что самолет оснащен ЭДСУ, приборные панели экипажа оборудованы традиционными стрелочными приборами, (аналогичными тем, что использованы на Ту-22М). Многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах в самолете отсутствуют. На приборной панели командира корабля установлены следующие приборы и индикаторы:

  • индикатор радиовысотомера А-034
  • авиагоризонт резервный АГР-74
  • индикатор радиомагнитный РМИ-2Б
  • индикатор положения ИП-51
  • индикатор вертикальных параметров ИВП-1
  • комбинированный прибор ДА-200
  • указатель высотомера УВ-2Ц или УВО-М1
  • высотомер барометрический ВМ-15
  • прибор командный пилотажный ПКП-72
  • прибор навигационный плановый ПНП-72
  • индикатор скорости ИСП-1
  • указатель скорости комбинированный КУС-2500 или КУС-3 (в зависимости от года выпуска самолета)
  • индикатор системы предупреждения об облучении РЛС

На приборной панели второго пилота установленны следующие индикаторы и приборы:

  • индикатор вертикальных параметров ИВП-1 или блок световой сигнализации (зависит от года выпуска самолета)
  • индикатор скорости ИСП-1
  • указатель скорости комбинированный КУС-2500 или КУС-3 (зависит от года выпуска самолета)
  • прибор командный пилотажный ПКП-72
  • прибор навигационный плановый ПНП-72
  • комбинированный прибор ДА-200
  • указатель высотомера УВ-2Ц или УВО-М1
  • индикатор радиовысотомера А-034.

Эксплуатанты

Парадный строй на авиабазе Энгельс на фоне Ту-160
121-й гвардейский тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2)

Бывшие

  •  Украина 184-й гв. тбап — 19 единиц. Украина утилизировала 2 Ту-160 (№24 с налетом 466 часов и №14 с налетом 100 часов), еще один Ту-160 утилизирован в 2001, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России[35][36]

Экземпляры

Ту-160 и Су-27
Схема окраски №06 «Илья Муромец»

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена.[37][38] Бортовые номера самолётов, находящихся в строю ВВС, выделены жирным шрифтом.

Самолёты Ту-160
Сер./ном. Б/н RF Имя Примечание Фотография
70-01 18 первый лётный экземпляр нет
70-02 проходил статиспытания, не летал Нет
70-03 29 второй лётный экземпляр
1-01 30 первый серийный самолёт Нет
1-02 56 второй серийный самолёт, потерян в аварии Нет
2-01 86 третий серийный самолёт, на хранении в ЛИИ
2-02 19 (ранее 87) «Валентин Близнюк»
4-01 «Борис Веремей» ранее имел выставочный б/н 342, базируется в Жуковском
 ? 14 распилен в Прилуках в 1999 году, имея налёт менее 100 часов №14
 ? 20 находился в Прилуках, предположительно распилен[источник не указан 203 дня] Нет
 ? 21 предположительно распилен[источник не указан 203 дня] Нет
 ? 22 предположительно распилен[источник не указан 203 дня] фото №22 и №31
 ? 23 находился в Прилуках, предположительно распилен[источник не указан 203 дня] Нет
 ? 24 находился в Прилуках, распилен 16 ноября 1998 года; налёт 466 часов распил №24
 ? 25 предположительно распилен[источник не указан 203 дня] Нет
 ? 26 находился в Прилуках, с 2000 года в авиационном музее в Полтаве
 ? 30 распилен в Прилуках фото
 ? 31 распилен в Прилуках фото №22 и №31
 ? 32 распилен в Прилуках Нет
 ? 33 распилен в Прилуках №33
 ? 10 94100 «Николай Кузнецов» был перебазирован из Прилук в Энгельс, именован 9 августа 2008 №10
 ? 11 94114 «Василий Сенько» был перебазирован из Прилук в Энгельс
6-03 12 «Александр Новиков» Прибыл в КАПО в 2011 г. для проведения контрольно-восстановительного обслуживания, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году[39]. Нет
 ? 14 был перебазирован из Прилук в Энгельс, прежний б/н неизвестен Нет
 ? 15 «Владимир Судец» был перебазирован из Прилук в Энгельс
 ? 16 «Алексей Плохов» был перебазирован из Прилук в Энгельс, прошёл модернизацию [40]
 ? 17 94110 «Валерий Чкалов» был перебазирован из Прилук в Энгельс Нет
 ? 18 был перебазирован из Прилук в Энгельс №18
7-01 01 «Михаил Громов» постсоветского производства, потерпел катастрофу в 2003 году Нет
7-02 02 94102 «Василий Решетников» Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2009 году[39].
7-03 03 «Павел Таран» Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2011 году[39].
7-04 04 «Иван Ярыгин» Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2010 году[39].
7-05 05 «Александр Голованов» Постсоветского производства, в 1995 году получил имя «Илья Муромец», в 1999 году переименован. Проходит контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году[39]. Нет
8-01 06 94105 «Илья Муромец» Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2009 году[39]. Нет
8-02 07 «Александр Молодчий» Первый полёт в 1999 году, передан ВВС в 2000 году Нет
8-03 08 «Виталий Копылов» Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2008 году[39].

Также по данным годовой бух.отчетности КАПО за 2011 год прошли капитальный ремонт и контрольно-восстановительное обслуживание следующие серийные номера Ту-160[39]:
5-03 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2009 году.
5-04 Прошёл капитальный ремонт в КАПО в 2011 году.
5-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2012 году.
6-01 Прошёл контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО в 2008 году.
6-05 Проходит капитальный ремонт в КАПО, планируется к сдаче МО РФ в 2013 году.

Тактико-технические характеристики

Источник[41]

Ту-160 в трёх проекциях

Технические характеристики

Лётные характеристики

  • Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч (1,87М) [42]
  • Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
  • Максимальная дальность без дозаправки: 13950 км
  • Практическая дальность без дозаправки: 12300 км
  • Боевой радиус: 6000 км
  • Продолжительность полёта: 25 ч
  • Практический потолок: 15000 м
  • Скороподъёмность: 4400 м/мин
  • Длина разбега/пробега: 900/2000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе: 0,37
    • при нормальной взлётной массе: 0,36

Сравнение Ту-160 с аналогами

Ту-160 Ту-95[43] B-1B B-2 B-52
Внешний вид
Максимальная взлётная масса, т 275 172,0[43] 216,3 171 229 [44]
Максимальная боевая нагрузка, т 45 20 56,7 [45][46] 22,6 22,7
Максимальная скорость, км/ч 2 230 882 1 328 [47] 1,010 957
Боевой радиус, км 6 000 6 500 5 543 5 300 7 210[44]
Дальность с боевой нагрузкой, км 10 500 12 100 12 000 н/д н/д
Максимальная дальность, км 13 950[48] 15000 13 500[47] 11 100 16 090[44]
Рабочий потолок, м 16 765 11 900 18 290 15 000 16 765
Совокупная тяга двигателей, кгс 100 000 48 000 55 400 31 300 61 680
Применение технологий снижения заметности частично нет частично да нет
Количество самолётов в строю 16[49] 68[49] 64[49] 19[49] 62 [50][51]

Литература

  • Гордон Е. Ту-160. — М.: Полигон-Пресс, 2003. С. 184. ISBN 5-94384-019-2

В искусстве

  • Документальный фильм из серии ««Белый Лебедь (ТУ-160)»
  • Документальный фильм из серии ««Воздушный терминатор (Ту-160)»
  • Художественный фильм «07-й меняет курс»
  • Телевизионный сериал «Спецназ». Серия: Взлетная полоса (используется борт с б/н 342 для доставки группы спецназа ГРУ из Санкт-Петербурга в Афганистан). Серия: Дыхание Пророка (Ту-160 с б/н 342, взлетев с авиабазы ВВС России в г. Псков наносит ракетный удар по секретной лаборатории Талибов в Афганистане)

Примечания

  1. ↑ ОАО «Туполев» - Ту-160
  2. ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" | О предприятии | История | Самолеты
  3. В Саратовской области разбился стратегический бомбардировщик Ту-160. Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 4 сентября 2010.
  4. 929 ГЛИЦ МО
  5. Ефим Гордон Ту-160. — «ПОЛИГОН-ПРЕСС», 2003. — С. 30. — 184 с. — ISBN 5-94384-019-2
  6. ↑ Грозный „Туполев“ из Казани. Андрей Кисляков, «РИА Новости». rian.ru (23.04.07). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 14 сентября 2007.
  7. ↑ Президент озадачил дальнюю авиацию, а РПЦ благословила экипажи стратегических бомбардировщиков. газета «Московские Новости». mn.ru (№33 за 2007 год, 24.08.2007). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 11 сентября 2007.
  8. ОАО «Туполев» — 2007
  9. Модернизированный Ту-160 передали в состав ВВС России
  10. Казанское авиационное объединение передало на вооружение ВВС России новый стратегический бомбардировщик Ту-160
  11. Казанские авиастроители передадут ВВС России ещё несколько бомбардировщиков
  12. ↑ rian.ru, «Россия возобновляет боевое дежурство стратегической авиации», 17 августа 2007
  13. Бомбардировщик после капремонта. Алина Черноиванова, Газета.ру. mfit.ru (16.06.2006). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 13 сентября 2007.
  14. Катастрофа Ту-160
  15. en.rian.ru, «Russian bombers flew undetected across Arctic — AF commander», 22 апреля 2006 (англ.)
  16. START Memorandum of Understanding of September 1, 1990 and the most recent MOU of January 1, 2007
  17. Стратегическая авиация — Стратегическое ядерное вооружение России
  18. Бомбардировщики залетели в большую политику. Независимая газета (20 августа 2007). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
  19. Наши уже садились на Кубе и провели рекогносцировку, izvestia.ru, 24.07.08
  20. Ту-160 несли на борту учебные ракеты
  21. ↑ Российские Ту-160 вернутся из Венесуэлы, возможно, позже 15 сентября
  22. Россия: Ту-160 прилетели в Венесуэлу без ядерного оружия
  23. На борту прилетевших в Венесуэлу ракетоносцев имеются учебные ракеты
  24. ↑ Российские стратегические бомбардировщики приземлились в Венесуэле
  25. Российские бомбардировщики вылетают из Венесуэлы
  26. Ракетоносцы Ту-160 совершили ночную дозаправку в воздухе
  27. Самолеты ВВС России во время полетов в Венесуэлу установили 2 рекорда
  28. ↑ Базирующиеся в Энгельсе стратегические самолеты провели в воздухе 24 часа. saratov.kp.ru (11.06.2010). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 10 июня 2010.
  29. rian.ru
  30. Для Военно-воздушных сил РФ построят три новых Ту-160. news.cosmoport.com (06.02.2004). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 13 сентября 2007.
  31. Х-90 «Коала», волшебная ракета
  32. Соответствует дальности МБР.
  33. «Ту-160СК („Бурлак-Диана“) авиационно-космический комплекс», sergib.agava.ru
  34. «Многоразовые космические системы», kosmos.claw.ru
  35. Долгая дорога к Ту-160 - 0089.htm
  36. Самолет Ту-160
  37. Авиация и космонавтика. Вчера, сегодня, завтра. Научно-популярный журнал ВВС. Специальный выпуск 2004 г. Дальняя авиация России
  38. Данные СНВ-1: продолжается снятие с дежурства ракет Тополь — Новости — Стратегическое ядерное вооружение России
  39. ↑ Интересное из отчета КАПО за 2011 год. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  40. http://www.aviaport.ru/digest/2009/04/13/170826.html www.aviaport.ru
  41. Ту-160
  42. В целях увеличения ресурса максимальная скорость была впоследствии принудительно ограничена показателем 2000 км/ч (1,7М)
  43. ↑ Летно-технические характеристики Ту-95
  44. 1 2 3 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики.-М.:Виктория,АСТ.1996.-272 с. Том 1. стр. 68 ISBN 5-89327-004-5
  45. B-1B Fact Book  (англ.).
  46. Congressional Budget Office - B-1B bomber and options for enhancements  (англ.).
  47. ↑ B-1B
  48. ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160
  49. 1 2 3 4 The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 40, 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573
  50. The Military Balance 2010. p.-40
  51. "2007 USAF Almanac – Equipment." AIR FORCE MAGAZINE, Journal of the Air Force Association, Vol. 90, Issue 5, May 2007, p. 62. ISSN: 0730-6784.

См. также

Похожие самолёты

Ссылки

  • Александр Вишняков Самолёт Ту-160 — историческая справка и основные сведения
  • Фотографии Ту-160 с МАКС-2005 на сайте ScaleModels.ru
  • Подробный walkaround Ту-160 на сайте ScaleModels.ru
  • Фотографии самолётов Ту-160  (англ.)
  • Фотографии Ту-160
  • От «Ильи Муромца» до Ту-160 (история российской Дальней авиации)
  • (Белые лебеди: Стратегические Ту-160) на сайте журнала «Популярная механика»


Ту-160.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47