21-06-2023
Рейс 5398 Аэрофлота | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
22:08 |
Характер |
Пожар на борту |
Причина |
разрушение и возгорание левого двигателя |
Место |
близ сёл Винники и Миклашев, Львовская область (УССР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Приволжское УГА, 1-й Куйбышевский ОАО) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
5398 |
Бортовой номер |
СССР-45044 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
11 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
17 (все) |
В воскресенье 23 декабря 1973 года под Львовом разбился Ту-124В компании Аэрофлот, выполнявший рейс 5398 (Львов—Киев—Куйбышев), в результате чего погибли 17 человек.
Ту-124В с бортовым номером 45044 (заводской — 3351104, серийный — 11-04) был выпущен Харьковским авиазаводом в 1963 году, а 7 мая передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления гражданского воздушного флота. 15 февраля следующего года авиалайнер был направлен в Шереметьевский авиаотряд Центрального управления Международных воздушных сообщений (ЦУМВС), а 26 декабря в том же году — в 1-й Куйбышевский авиаотряд Приволжского управления гражданского воздушного флота. Изначально самолёт имел салон на 44 пассажирских места, но позже был переделан на 56-местный[1]. На момент катастрофы борт 45044 имел 13 476 часов налёта и 10 942 посадки[2].
В тот день авиалайнер пилотировал экипаж из 173-го лётного отряда в составе командира Виктора Фёдорова, второго пилота Вадима Борисова, штурмана Алескандра Ионина и бортмеханика Александра Игнатьева. В салоне работала стюардесса Алла Шишканова. Шестым членом экипажа являлся сопровождающий милиционер Иван Тенитенко. В 22:04:49 самолёт взлетел с полосы аэропорта Львов по магнитному курсу 132°. После этого с экипажем связался диспетчер и дал указание на набор высоты по направлению к ОПРС Золочёв[2].
В 22:06:44 неожиданно загорелся левый двигатель. Ту-124 находился на высоте 550—800 метров в 8—9 километрах от аэропорта, когда пожар был замечен экипажем. В 22:07:15 экипаж связался с диспетчером и доложил: Горит левый двигатель, разворачиваюсь на 180°, посадка у вас с обратным курсом. Однако диспетчер не расслышал этого сообщения, поэтому экипаж повторил его в 22:07:15 , а затем ещё раз в 22:07:25, после чего рейс 5398 на связь больше не выходил. Попытки диспетчера связаться с ним также оказались безуспешны[2].
Пожар на самолёте распространялся стремительно и уже в 22:07:35 началось разрушение элементов конструкции планера, а в 22:07:49 прогорел даже пол в пассажирском салоне. Также огонь серьёзно повредил тяги управления. Летящий по курсу 40° Ту-124 начал быстро снижаться, а в 22:08:04 на скорости около 500 км/ч плашмя упал на поле между сёлами Винники и Миклашев рядом с границей Лычаковского и Пустомытовского районов Львовской области, в 18,3 километрах восточнее (азимут 84°) аэропорта. Самолёт пронёсся по земле более 700 метров, при этом полностью разрушившись. Общая площадь разброса обломков составила 750 на 125 метров. Все 17 человек на борту (6 членов экипажа и 11 пассажиров) погибли[2].
Первопричиной катастрофы стал отказ левого двигателя, в свою очередь произошедший из-за технического брака завода-изготовителя. Комиссия установила, что при изготовлении двигателя в паз диска первой ступени первого каскада компрессора были установлены штифты, термообработка которых проводилась с нарушением технологии, то есть штифты имели недостаточную прочность. В результате в данном полёте произошёл выход из паза рабочей лопатки двигателя, которая пробила одну или несколько важных систем: топливную, масляную или гидравлическую. Вытекшая жидкость воспламенилась, что и вызвало скоротечный и интенсивный пожар двигателя[2].
|
Катастрофа Ту-124 под Львовом.