Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 114 Libyan Arab Airlines

Ливийский Boeing 727-224 в окружении израильских истребителей F-4.
Компьютерная реконструкция.
Общие сведения
Дата

21 февраля 1973 года

Характер

Сбит израильскими истребителями

Причина

Нарушение воздушного пространства Израиля из-за дезориентации экипажа

Место

около Исмаилии, Синайский полуостров (Израиль, ныне Египет)

Воздушное судно


Разбившийся Boeing 727-224 борт 5A-DAH

Модель

Boeing 727-224

Авиакомпания

Libyan Arab Airlines (англ.)русск.

Пункт вылета

Триполи (англ.)русск. (Ливия)

Остановки в пути

Бенина (англ.)русск., Бенгази (Ливия)

Пункт назначения

Каир (Египет)

Рейс

LN 114

Бортовой номер

5A-DAH

Дата выпуска

16 октября 1968 года (первый полёт)

Пассажиры

104

Экипаж

9

Погибшие

108

Выживших

5

В среду 21 февраля 1973 года на Синайском полуострове в окрестностях города Исмаилия в результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел катастрофу Boeing 727-224 ливийской компании Libyan Arab Airlines (англ.)русск., в результате чего погибли 108 человек.

Самолёт

Boeing 727-224 с бортовым номером 5A-DAH (заводской — 20244, серийный — 650) был выпущен корпорацией The Boeing Company в 1968 году и свой первый полёт совершил 16 октября. Его три турбореактивных двигателя были модели Pratt & Whitney JT8D-9 и развивали тягу в 14 500 фунтов[1].

Катастрофа

Самолёт выполнял рейс LN 114 по маршруту Триполи — Бенгази — Каир, а пилотировал его смешанный экипаж: командир (КВС) и бортинженер — из Франции, а второй пилот — из Ливии. Это было связано с коммерческим соглашением Air France и Libyan Arab Airlines (англ.)русск.. В 12:00 Боинг приземлился в аэропорту (англ.)русск. Бенгази, а после небольшой стоянки вылетел из него и продолжил путь далее к Каиру. На борту авиалайнера находились 9 членов экипажа и 104 пассажира[1][2][3].

При полёте к Каиру самолёт шёл над сплошной облачностью с верхней кромкой около 5,5 километров, к тому же в 13:30 он попал в пыльную бурю, что вынуждало пилотов ориентироваться только по приборам. Но они также столкнулись с сильным попутным ветром, скорость которого на эшелоне полёта 200 (20 тысяч футов или 6100 метров) достигала 150 узлов (77 м/с)[4]. В 13:44 у командира появились первые подозрения, что они, вероятно, сбились с курса из-за сбоя в работе компаса, так как он не смог найти посадочный маяк. Тем не менее, пилоты продолжили полёт на восток, всё ещё считая, что они к западу от Каира, хотя на самом деле уже были восточнее. Также экипаж не стал высказывать свои подозрения диспетчеру Каирского аэропорта, а в 13:52 получил от него разрешение снижаться[2].

Между тем, в 13:54 на высоте 6000 метров ливийский Боинг пересёк Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем (после шестидневной войны в 1967 году), и направлялся к ядерному центру в Димоне. Его сразу засекли израильские радары и уже через пару минут в воздух были подняты два истребителя F-4E Phantom II ВВС Израиля. Тем временем, в 13:59 экипаж Боинга доложил диспетчеру в Каире, что по прежнему не видит посадочный маяк, на что диспетчер посоветовал снизиться до высоты 3500—4000 футов (1—1,2 километра). В эту же минуту израильские истребители подошли к авиалайнеру. Ситуация значительно осложнялась тем, что флаг Ливии в то время был очень похож на флаг Египта, с которым Израиль находился в состоянии войны. К тому же из-за яркого солнца шторки в пассажирском салоне были закрыты, поэтому израильские лётчики не видели пассажиров и не знали, что самолёт пассажирский. В свою очередь, экипаж Боинга принял истребители за МиГ-и ВВС Египта. Не увидев пассажиров на борту, пилоты истребителей доложили об этом на землю, на что получили указание — посадить авиалайнер на авиабазе Рефидим (англ.)русск.. Израильские лётчики попытались связаться с экипажем ливийского самолёта, но связь не работала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, а один из истребителей даже запустил предупредительную ракету, на что экипаж Боинга руками показал, что они поняли команду[2][4].

Стоит отметить, что пассажирский аэропорт Каира находится к западу от города, а в восточной части находится авиабаза. Когда экипаж в 14:03 снизился до высоты около 5000 футов (1,5 километра) и увидел, что его выводят на авиабазу, он ошибочно решил, что египетские МиГ-и просто показывали ему, что он оказался несколько восточнее Каира, поэтому после доклада об этом диспетчеру в 14:04 выполнил поворот на запад. Этот манёвр был расценён израильским командованием как попытка к бегству, тем более, что экипаж не отреагировал на предупредительную очередь вблизи крыла. Тогда у израильского командования возникло подозрение, что авиалайнер угнан террористами, тем более, что ранее уже поступали угрозы от террористической организации Чёрный сентябрь. В результате генерал Давид Элазар дал команду открывать огонь на поражение. В 14:09 истребители начали стрелять по корневым частям крыла. Боинг начал терять высоту, поэтому пилоты приняли решение о вынужденной посадке на расположенную под ними пустыню. Но в 14:10 авиалайнер врезался в дюну в 55 километрах от авиабазы и в 20 километрах от Суэцкого канала и полностью разрушился[2][4].

В происшествии выжил второй пилот и 4 пассажира (по некоторым источникам — только 3 пассажира), все остальные 108 человек погибли[3][4].

Последствия

Как заявил впоследствии второй пилот, то что авиалайнер оказался над Синайской пустыней, экипаж понял за несколько минут до катастрофы, но не стал совершать посадку на авиабазе из-за напряжённых отношений между Ливией и Израилем[5]. Поначалу Израиль отрицал свою вину в катастрофе, но 24 февраля были обнародованы данные бортовых самописцев и записи переговоров между экипажем и диспетчером. Тогда израильские военные признали уничтожение авиалайнера, а всю ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар. 30 компаний—участниц ИКАО проголосовали за осуждение Израиля, США воздержались от осуждения, а ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны. Впоследствии израильскими властями были выплачены компенсации пострадавшими и родственникам погибших[2][4].

Примечания

  1. ↑ Aircraft accident Boeing 727-224 5A-DAH Isma'iliya (англ.). Архивировано из первоисточника 4 июля 2013.
  2. ↑ День в истории: 33 года назад ВВС Израиля сбили ливийский «Боинг» (рус.). newsru.com (21 февраля 2006). Проверено 1 июля 2013. Архивировано из первоисточника 4 июля 2013.
  3. ↑ אני נתתי את ההוראה" || ניתנה פקודה, לירות במטוס שנית (иврит) (27 марта 2013). Проверено 1 июля 2013. Архивировано из первоисточника 4 июля 2013.
  4. ↑ להחליט ומהר (иврит). Проверено 1 июля 2013. Архивировано из первоисточника 4 июля 2013.
  5. MILITARY LAW REVIEW (англ.). CONTEMPORARY INTERNATIONAL LEGAL ISSUES (1985). Проверено 1 июля 2013. Архивировано из первоисточника 4 июля 2013.

Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47