Московские центральные диаметры

03-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Московские центральные диаметры
Общая информация
Дата открытия

2019[1]

Страна

 Россия

Регионы

 Москва и  Московская область

Эксплуатант

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания»

Техническая информация
Длина линий

130 км (МЦД1+МЦД2)

Количество станций

63 (МЦД1+МЦД2)

Количество линий

17 (проект)

Электрификация

да

Подвижной состав
Подвижной состав

ЭС2Г «Ласточка» либо ЭГ2Тв «Иволга», либо ЭП2Тв, либо ЭП2Д

Движение
Интервал движения в часы «пик»

6 минут

Пассажиропоток за день

500 тыс человек
(расчётный)

Пассажиропоток за год

391 млн человек
(расчётный)

Схема линий

Московский метрополитен

Моско́вские центра́льные диа́метры (МЦД) — проект реконструкции существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области (Алексеевской и Митьковской соединительных линий, а также отдельных участков радиальных направлений) и организации на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов[2][3]. В средствах массовой информации за проектом закрепилось название «наземное метро»[4][5][6], хотя фактически метрополитеном он не является[7][8]. Часть веток планируется обслуживать по стандартам МЦК, с интервалами движения от 6 минут[9]. Впервые проект был представлен в детальном виде 15 ноября 2017 года на рабочей встрече президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым[10]. Реализацией проекта занимается Правительство Москвы, Правительство Московской области, Министерство транспорта и РЖД. Запуск первых двух маршрутов намечен на вторую половину 2019 года[11], их обслуживанием займётся ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания»[12][13]. Вся программа МЦД с 17 линиями рассчитана на перевозку 391 млн пассажиров в год[14].

Линии МЦД

Всего планируется организовать до 17 маршрутов, связывающих в сквозные диаметры все 9 радиальных направлений Московского железнодорожного узла[15].

Название Радиальные направления Год открытия Длина,
км
Число
станций
Прогнозируемый
пассажиропоток, млн чел.
1 Одинцово — Лобня Белорусское и Савёловское 2019 52 27 42,9
2 Нахабино — Подольск Рижское и Курское 2019 80 36 48,6
3 Зеленоград — Раменское Ленинградское и Казанское 2019—2025
4 Пушкино/Королёв — Раменское Ярославское и Казанское 2019—2025
5 Зеленоград — Подольск Ленинградское и Курское 2019—2025
6 Нахабино — Железнодорожный Рижское и Горьковское 2019—2025
7 Одинцово — Железнодорожный Белорусское и Горьковское 2019—2025

Предполагается, что в результате реализации проекта перемещение между московскими аэропортами будет занимать не более часа[16]. Новые линии будут интегрированы с Московским центральным кольцом и метрополитеном[9].

Трассировка путей

МЦД1

МЦД1

Маршрут МЦД1 (Лобня — Одинцово, северо-западный диаметр[11]) будет иметь длину 52 километра, которые будут преодолеваться за 1 час. Путь будет включать в себя 27 остановочных пунктов, из которых 11 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу. По трассе будет ходить 53 поезда. МЦД1 будет включать в себя следующие остановки: Лобня — Шереметьевская — Хлебниково — Водники — Долгопрудная — Новодачная — Марк — Лианозово (пересадка на  Лианозово) — Бескудниково — Дегунино — Окружная (пересадка на Окружную и Окружную) — Петровско-Разумовская (проектируется; пересадка на Петровско-Разумовскую) — Тимирязевская (пересадка на Тимирязевскую и Тимирязевскую) — Дмитровская (проектируется; пересадка на Дмитровскую и МЦД2) — Савёловский вокзал (пересадка на Савёловскую и Нижнюю Масловку) — Белорусский вокзал (пересадка на Белорусскую и Белорусскую) — Беговая (пересадка на Беговую) — Тестовская (пересадка на Международную и  Деловой центр) — Фили (пересадка на  Фили) — Славянский бульвар (проектируется; пересадка на  Славянский бульвар) — Кунцево (пересадка на Кунцевскую и Можайскую) — Рабочий Посёлок — Сетунь — Немчиновка — Сколково (строится) — Баковка — Одинцово[17].

МЦД2

МЦД2

Маршрут МЦД2 (Нахабино — Подольск, юго-западный диаметр[11]) будет иметь длину 80 километров, которые будут преодолеваться за 1 час 40 минут. Путь будет включать в себя 36 остановочных пунктов, из которых 14 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу. По трассе будет ходить 57 поездов. МЦД2 будет включать в себя следующие остановки: Нахабино — Аникеевка — Опалиха — Красногорск — Павшино — Пойма (проектируется) — Волоколамская (проектируется; пересадка на Волоколамскую) — Трикотажная — Тушино (пересадка на Тушинскую) — Щукинская (проектируется; пересадка на Щукинскую) — Ленинградская (пересадка на Войковскую и  Стрешнево) — Красный Балтиец — Гражданская — Дмитровская (пересадка на Дмитровскую и МЦД1) — Марьина роща (проектируется; пересадка на Марьину рощу и Шереметьевскую) — Ржевская (пересадка на Рижскую и Ржевскую) — Каланчевская (пересадка на Комсомольскую и Комсомольскую, Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы) — Курский вокзал (пересадка на Курскую, Курскую и Чкаловскую) — Москва-Товарная (пересадка на  Площадь Ильича и Римскую) — Калитники — Новохохловская (строится; пересадка на Новохохловскую) — Текстильщики (пересадка на  Текстильщики и  Текстильщики) — Печатники (проектируется; пересадка на  Печатники и  Печатники) — Люблино — Депо — Перерва — Москворечье — Царицыно (пересадка на  Царицыно) — Котляково (проектируется) — Покровская — Красный Строитель — Битца — Бутово — Щербинка — Остафьево (строится) — Силикатная — Подольск[17]. В настоящее время в сутки по маршруту курсирует 26-30 пар электричек, время в пути составляет 1 час 55 минут - 2 часа.[18]

История

Алексеевская соединительная линия — единственная внутригородская железнодорожная связка, используемая в настоящее время для объединения радиальных маршрутов пригородных электропоездов в сквозные диаметры

Проект организации транзитного движения электропоездов через Москву был заложен уже в Генеральный план Москвы 1971 года, к тому времени в столице уже функционировало сквозное движение электричек с Курского на Белорусское и Рижское направления через Алексеевскую соединительную линию[19]. Однако по большей части Генплан так и не был реализован[20], поскольку до недавнего времени он не находил поддержки у РЖД в связи со своей технической сложностью[5]. По состоянию на 2017 год отдельные диаметральные связи, используемые для регулярного сообщения пригородными электропоездами, существуют лишь на направлениях, связанных Алексеевской соединительной линией:

Актуальный проект предусматривает связь всех 10 направлений Московского железнодорожного узла[21].

2006 год

Генеральная схема развития московского железнодорожного узла, разработанная в 2006 году, предполагала серьёзное его преобразование, заключающееся как в использовании существующих железнодорожных диаметров для осуществления пригородно-городского движения поездов, так и в увеличении их количества[22].

2010 год

Генеральный план города Москвы, принятый в 2010 году и описывающий развитие города до 2025 года, предполагает строительство дополнительных главных железнодорожных путей на ряде диаметров, а также прокладку соединительных вводов[23][24].

2013 год

План развития лёгкого наземного метро, обнародованный в 2013 году, сообщал, что железнодорожные пути, прокладываемые параллельно существующим, будут использованы для беспрерывного движения поездов наземного метро по Москве и Московской области[25][26][27].

2015 год

Схема развития Московского железнодорожного узла, опубликованная в 2015 году, предполагает возведение дополнительных главных путей на радиальных направлениях железной дороги[28].

2017 год
Встреча президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым, на которой был одобрен проект МЦД

В октябре 2017 года мэр Москвы сообщил, что проект создания сквозных диаметров, работающих по принципу МЦК, обсуждается с Российскими железными дорогами, правительством Московской области и Министерством транспорта[29].

2 ноября 2017 года глава управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев рассказал о ходе проработки транзитных маршрутов электричек, отметив, что для запуска этого проекта необходимо масштабное строительство новых путей, а также — что поезда транзитных маршрутов не будут заезжать на Московское центральное кольцо[30].

15 ноября 2017 года на рабочей встрече президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым проект, получивший название «Московские центральные диаметры» (МЦД), был впервые представлен в детальном виде[10]. Проект был поддержан президентом и признан им одним из приоритетных в московском транспортном узле[31].

19 декабря 2017 года министром транспорта России Максимом Соколовым, мэром Москвы Сергеем Собяниным, губернатором Московской области Андреем Воробьёвым и главой РЖД Олегом Белозёровым на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области был подписан план-график реализации первого этапа проекта[32].

Запуск первых двух маршрутов намечен на конец 2018 — начало 2019 года. Остальные маршруты требуют проектирования и капитального строительства сроком около 5 лет[31].

Оплата проезда

Возможно, что стоимость проезда по МЦД будет такой же, как и на всем остальном общественном транспорте Москвы[33]. При этом, по словам Максима Ликсутова цена будет зависеть только от конкретного диаметра, но не от дальности поездки[34].

Подвижной состав

Для первых двух Московских центральных диаметров будет закуплено более 600 вагонов[21]. Правительство будет ориентироваться на отечественного производителя, а сами вагоны будут разработаны специально для пригородно-городских и внутригородских перевозок[12]. По словам представителя мэрии Москвы это будут поезда ЭС2Г «Ласточка»[20]. Другими возможными вариантами являются поезда ЭГ2Тв «Иволга»[35] и ЭП2Тв Тверского завода[36] или поезд ЭП2Д Демиховского завода[37]. В ноябре 2017 года прессе стало известно, что 23 состава поездов «Иволга» будут в октябре-ноябре 2018 года поставлены компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово[38][39][13]. 26 декабря 2017 было объявлено о начале конкурса по закупке 23 поездов для МЦД1, которые должны будут быть поставлены летом 2018 года компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово[40][41]. В феврале 2018 года пройдёт конкурс на поставку в марте 2019 года 27 поездов для эксплуатации на линии МЦД2 (Нахабино — Подольск)[42].

В марте 2018 года официально объявлено, что для МЦД-1 ближе к осени будут поставлены электропоезда серии «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода. Отмечается, что производитель должен поставить заказчику (ЦППК) 23 электропоезда в третьем квартале 2018 года[43].

Финансирование

Проект финансируется в равной степени из бюджета Москвы и бюджета РЖД, привлечение средств из федерального бюджета на текущий момент не планируется. По официальным подсчётам организация маршрута МЦД1 (Одинцово — Лобня) обойдётся в 8 млрд рублей, организация МЦД2 (Нахабино — Подольск) — в 12 млрд рублей. Вся программа представителем мэрии оценивается в 40 млрд рублей[9], главой РЖД Олегом Белозёровым — в 60 млрд рублей[4]. По оценке независимого эксперта, на реализацию первого маршрута потребуется около 10 млрд рублей[16]. По словам Марата Хуснуллина, к концу декабря 2017 года деньги на реализацию проекта уже выделены, конкретная сумма при этом не называется[44]. По сведениям The Village, на январь 2018 года из бюджета выделено 20 миллиардов рублей[34].

Реализация

Чтобы обеспечить требуемую пропускную способность радиальных направлений, осуществляется строительство новых главных путей, ведётся реконструкция инфраструктуры. К запуску движения планируется произвести полную реконструкцию всех платформ, которые будут задействованы в проекте, их предполагается оборудовать турникетами, пандусами и лифтами для инвалидов[45]. Кроме того, на первых двух маршрутах предполагается организовать 11 новых остановочных пунктов[17], строительство некоторых из них уже ведётся[46].

По состоянию на ноябрь 2017 года уже завершён комплекс работ на Ленинградском направлении, идут работы на Ярославском, Горьковском, Курском, Белорусском и Савёловском направлениях Московской железной дороги. На Савёловском направлении в месте пересечения с Ленинградским направлением, у эстакады Дмитровского шоссе будет построена новая платформа Петровско-Разумовская[47][48], которая войдёт в состав одноимённого транспортно-пересадочного узла, создаваемого на базе станции метро «Петровско-Разумовская»[49]. Разрабатывается проект реконструкции Киевского направления[50], реконструируемый участок которого значительной частью находится на территории Москвы (включая Новую Москву)[15]. Идёт проектирование соединения между Киевским и Белорусским направлениями[21].

Кроме того, в рамках создания Московских центральных диаметров планируется интегрировать инфраструктуру Курского, Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов, а также создать два новых вокзала на станциях Царицыно и Москва-Каланчёвская[51]. Для возможности таких изменений требуется достроить два новых пути на Каланчёвском путепроводе[52]. Стоимость выполнения этой части проекта оценивается в 20 миллиардов рублей[34].

Пассажиропоток

Предполагаемый пассажиропоток системы — около 500 тысяч человек в сутки[53] или 391 млн пассажиров в год[14]. По расчётам общественной организации Probok.net, на результаты которых ссылается Сергей Собянин, МЦД позволят разгрузить транспортную систему всей Московской агломерации[15], в том числе транспортную инфраструктуру Москвы, на 12 %[9][45].

Критика

По мнению ряда экспертов проект в предлагаемом виде не даст желаемого эффекта по улучшению транспортной ситуации в Москве. В качестве более эффективной альтернативы предлагается увязка радиальных железнодорожных направлений путём прокладки подземных тоннелей под центром города. Подобная система уже используется в Париже и Берлине, а в Лондоне реализуется аналогичный проект Crossrail[8].

См. также

Примечания

  1. mos.ru. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (23 ноября 2017). Проверено 5 декабря 2017.
  2. Коммерсантъ (30 октября 2017). Проверено 20 ноября 2017.
  3. Москва Медиа (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  4. ↑ РБК (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  5. ↑ Коммерсантъ (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  6. Первый канал (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  7. «Наземному метро» быть. Сергей Собянин представил президенту новый проект. aif.ru. Аргументы и факты (16 ноября 2017). Проверено 20 ноября 2017.
  8. ↑ Москва Медиа (21 ноября 2017). Проверено 22 ноября 2017.
  9. ↑ Ведомости (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  10. ↑ Встреча с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым. kremlin.ru (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  11. ↑ Московские центральные диаметры начнут работу во второй половине 2019 года. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (11 января 2018). Проверено 12 января 2018.
  12. ↑ Более 600 вагонов закупят в Москве для работы на первых направлениях «наземного метро». tass.ru. ТАСС (17 ноября 2017). Проверено 17 ноября 2017.
  13. ↑ Московские центральные диаметры поедут в 2019 году. Без штампов (6 декабря 2017). Проверено 6 декабря 2017.
  14. ↑ Москва Медиа (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  15. ↑ Новая линия наземного метро разгрузит транспортную систему Москвы — Собянин. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  16. ↑ РБК (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  17. ↑ Комсомольская правда (18 ноября 2017). Проверено 17 ноября 2017.
  18. расписание электричек по станции Нахабино. туту.ру (27.02.2018).
  19. Двинский Э. Я. Кольца и радиусы Москвы. — М.: Московский рабочий, 1986. — С. 37. — 480 с. — 50 000 экз.
  20. ↑ Meduza (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  21. ↑ Московские центральные диаметры. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Проверено 20 декабря 2017.
  22. Генеральная схема развития московского железнодорожного узла. zdt-magazine.ru. Журнал «Железнодорожный транспорт» (8 июня 2008). Проверено 17 ноября 2017.
  23. mos.ru. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Проверено 17 ноября 2017.
  24. Эхо Москвы (13 марта 2013). Проверено 17 ноября 2017.
  25. РИА Новости (17 июля 2013). Проверено 17 ноября 2017.
  26. РБК (17 июля 2013). Проверено 17 ноября 2017.
  27. Российская газета (18 июля 2013). Проверено 17 ноября 2017.
  28. Схема развития Московского железнодорожного узла опубликована на портале Стройкомплекса. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (10 марта 2015). Проверено 17 ноября 2017.
  29. Cквозное движение пригородных электричек могут запустить по Москве. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (25 октября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  30. Архивировано 3 ноября 2017 года.
  31. ↑ Путин поддержал проект строительства новой линии наземного метро в Москве. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  32. Подписан график реализации проекта Московских центральных диаметров. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (19 декабря 2017). Проверено 20 декабря 2017.
  33. Москва Медиа (3 декабря 2017). Проверено 5 декабря 2017.
  34. ↑ Что известно о новом мегапроекте «наземного метро». the-village.ru. Look At Media (19 января 2018). Проверено 1 февраля 2018.
  35. От Лобни до Одинцова - за час. В Москве появится «наземное метро». aif.ru. Аргументы и факты (22 ноября 2017). Проверено 5 декабря 2017.
  36. В Институте проблем естественных монополий рассказали о подходящих для перевозки по МЦД поездах. mskagency.ru. Агентство городских новостей «Москва» (4 декабря 2017). Проверено 5 декабря 2017.
  37. Поезда наземного метро поедут с интервалами в 6 минут. odintsovo.info. Одинцово-ИНФО (20 ноября 2017). Проверено 23 ноября 2017.
  38. Ликсутов сообщил о планах пустить от Одинцово до Лобни поезда «как в МЦК». Росбизнесконсалтинг (28 ноября 2017).
  39. Поезд «Иволга» получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза. Гудок (25 июля 2017).
  40. На закупку поездов для Московского центрального диаметра объявили конкурс. vm.ru. Вечерняя Москва (26 декабря 2017). Проверено 27 декабря 2017.
  41. Объявлен конкурс на закупку поездов для Московского центрального диаметра. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (27 декабря 2017). Проверено 27 декабря 2017.
  42. Около 50 новых поездов будут курсировать по первым линиям МЦД. riamo.ru. РИАМО (28 ноября 2017). Проверено 5 декабря 2017.
  43. По направлению МЦД Лобня – Одинцово будут курсировать «Иволги». Проверено 6 марта 2018.
  44. Московские центральные диаметры станут новой транспортной системой города — Хуснуллин. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (28 декабря 2017). Проверено 28 декабря 2017.
  45. ↑ Запуск МЦД разгрузит транспортную сеть столицы на 12 % — эксперт. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (23 ноября 2017). Проверено 23 ноября 2017.
  46. Транспортный хаб «Сколково» откроют в 2018 году. odintsovo.info. Одинцово-ИНФО (1 ноября 2016). Проверено 23 ноября 2017.
  47. Два скоростных маршрута создадут в Москве до конца 2019 года. vm.ru. Вечерняя Москва (16 ноября 2017). Проверено 17 ноября 2017.
  48. Погрузка даёт прирост. Станция Бескудниково савёловского направления МЖД расширила клиентскую базу. Гудок (22 ноября 2017). Проверено 22 ноября 2017.
  49. Новую платформу могут построить в Москве на Савеловском направлении железной дороги. stroi.mos.ru. Проверено 5 марта 2017.
  50. Киевское направление Московской железной дороги. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Проверено 12 ноября 2017.
  51. Два новых вокзала могут появиться в Москве‍. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (17 ноября 2017). Проверено 22 декабря 2017.
  52. Москва Медиа (13 декабря 2017). Проверено 22 декабря 2017.
  53. Новое наземное метро в Москве сможет перевозить в сутки до 500 тыс человек. riamo.ru. РИАМО (17 ноября 2017). Проверено 17 ноября 2017.

Ссылки

  • Mos.ru. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Проверено 20 декабря 2017.
  • Пётр Кацыв, вице-президент Сквозные пути. По Московским центральным диаметрам поедут комфортабельные брендированные поезда. Gudok.ru. Гудок (27 февраля 2018). Проверено 27 февраля 2018.
  • Василиса Чернявская, Екатерина Петрова, Алексей Хорошилов (Скоростными маршрутами. Власти Москвы запускают наземное метро. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (19 ноября 2017). Проверено 20 ноября 2017.
  • Ольга Мещерякова. Россия-24 (19 ноября 2017). Проверено 20 ноября 2017.
  • Казанцева Светлана. Москва Медиа (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  • Собянин опубликовал схему московских центральных диаметров. realty.interfax.ru. Интерфакс-Недвижимость (16 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
  • mos.ru. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.

Московские центральные диаметры.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47