03-05-2023
Московские центральные диаметры | |
Общая информация | |
---|---|
Дата открытия |
2019[1] |
Страна | |
Регионы | |
Эксплуатант | |
Техническая информация | |
Длина линий |
130 км (МЦД1+МЦД2) |
Количество станций |
63 (МЦД1+МЦД2) |
Количество линий |
17 (проект) |
Электрификация |
да |
Подвижной состав | |
Подвижной состав | |
Движение | |
Интервал движения в часы «пик» |
6 минут |
Пассажиропоток за день |
500 тыс человек |
Пассажиропоток за год |
391 млн человек |
Схема линий | |
|
Моско́вские центра́льные диа́метры (МЦД) — проект реконструкции существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области (Алексеевской и Митьковской соединительных линий, а также отдельных участков радиальных направлений) и организации на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов[2][3]. В средствах массовой информации за проектом закрепилось название «наземное метро»[4][5][6], хотя фактически метрополитеном он не является[7][8]. Часть веток планируется обслуживать по стандартам МЦК, с интервалами движения от 6 минут[9]. Впервые проект был представлен в детальном виде 15 ноября 2017 года на рабочей встрече президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым[10]. Реализацией проекта занимается Правительство Москвы, Правительство Московской области, Министерство транспорта и РЖД. Запуск первых двух маршрутов намечен на вторую половину 2019 года[11], их обслуживанием займётся ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания»[12][13]. Вся программа МЦД с 17 линиями рассчитана на перевозку 391 млн пассажиров в год[14].
Всего планируется организовать до 17 маршрутов, связывающих в сквозные диаметры все 9 радиальных направлений Московского железнодорожного узла[15].
№ | Название | Радиальные направления | Год открытия | Длина, км |
Число станций |
Прогнозируемый пассажиропоток, млн чел. |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Одинцово — Лобня | Белорусское и Савёловское | 2019 | 52 | 27 | 42,9 |
2 | Нахабино — Подольск | Рижское и Курское | 2019 | 80 | 36 | 48,6 |
3 | Зеленоград — Раменское | Ленинградское и Казанское | 2019—2025 | |||
4 | Пушкино/Королёв — Раменское | Ярославское и Казанское | 2019—2025 | |||
5 | Зеленоград — Подольск | Ленинградское и Курское | 2019—2025 | |||
6 | Нахабино — Железнодорожный | Рижское и Горьковское | 2019—2025 | |||
7 | Одинцово — Железнодорожный | Белорусское и Горьковское | 2019—2025 |
Предполагается, что в результате реализации проекта перемещение между московскими аэропортами будет занимать не более часа[16]. Новые линии будут интегрированы с Московским центральным кольцом и метрополитеном[9].
Маршрут МЦД1 (Лобня — Одинцово, северо-западный диаметр[11]) будет иметь длину 52 километра, которые будут преодолеваться за 1 час. Путь будет включать в себя 27 остановочных пунктов, из которых 11 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу. По трассе будет ходить 53 поезда. МЦД1 будет включать в себя следующие остановки: Лобня — Шереметьевская — Хлебниково — Водники — Долгопрудная — Новодачная — Марк — Лианозово (пересадка на Лианозово) — Бескудниково — Дегунино — Окружная (пересадка на Окружную и Окружную) — Петровско-Разумовская (проектируется; пересадка на Петровско-Разумовскую) — Тимирязевская (пересадка на Тимирязевскую и Тимирязевскую) — Дмитровская (проектируется; пересадка на Дмитровскую и МЦД2) — Савёловский вокзал (пересадка на Савёловскую и Нижнюю Масловку) — Белорусский вокзал (пересадка на Белорусскую и Белорусскую) — Беговая (пересадка на Беговую) — Тестовская (пересадка на Международную и Деловой центр) — Фили (пересадка на Фили) — Славянский бульвар (проектируется; пересадка на Славянский бульвар) — Кунцево (пересадка на Кунцевскую и Можайскую) — Рабочий Посёлок — Сетунь — Немчиновка — Сколково (строится) — Баковка — Одинцово[17].
Рижское и Курское направления МЖД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Маршрут МЦД2 (Нахабино — Подольск, юго-западный диаметр[11]) будет иметь длину 80 километров, которые будут преодолеваться за 1 час 40 минут. Путь будет включать в себя 36 остановочных пунктов, из которых 14 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу. По трассе будет ходить 57 поездов. МЦД2 будет включать в себя следующие остановки: Нахабино — Аникеевка — Опалиха — Красногорск — Павшино — Пойма (проектируется) — Волоколамская (проектируется; пересадка на Волоколамскую) — Трикотажная — Тушино (пересадка на Тушинскую) — Щукинская (проектируется; пересадка на Щукинскую) — Ленинградская (пересадка на Войковскую и Стрешнево) — Красный Балтиец — Гражданская — Дмитровская (пересадка на Дмитровскую и МЦД1) — Марьина роща (проектируется; пересадка на Марьину рощу и Шереметьевскую) — Ржевская (пересадка на Рижскую и Ржевскую) — Каланчевская (пересадка на Комсомольскую и Комсомольскую, Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы) — Курский вокзал (пересадка на Курскую, Курскую и Чкаловскую) — Москва-Товарная (пересадка на Площадь Ильича и Римскую) — Калитники — Новохохловская (строится; пересадка на Новохохловскую) — Текстильщики (пересадка на Текстильщики и Текстильщики) — Печатники (проектируется; пересадка на Печатники и Печатники) — Люблино — Депо — Перерва — Москворечье — Царицыно (пересадка на Царицыно) — Котляково (проектируется) — Покровская — Красный Строитель — Битца — Бутово — Щербинка — Остафьево (строится) — Силикатная — Подольск[17]. В настоящее время в сутки по маршруту курсирует 26-30 пар электричек, время в пути составляет 1 час 55 минут - 2 часа.[18]
Проект организации транзитного движения электропоездов через Москву был заложен уже в Генеральный план Москвы 1971 года, к тому времени в столице уже функционировало сквозное движение электричек с Курского на Белорусское и Рижское направления через Алексеевскую соединительную линию[19]. Однако по большей части Генплан так и не был реализован[20], поскольку до недавнего времени он не находил поддержки у РЖД в связи со своей технической сложностью[5]. По состоянию на 2017 год отдельные диаметральные связи, используемые для регулярного сообщения пригородными электропоездами, существуют лишь на направлениях, связанных Алексеевской соединительной линией:
Актуальный проект предусматривает связь всех 10 направлений Московского железнодорожного узла[21].
Генеральная схема развития московского железнодорожного узла, разработанная в 2006 году, предполагала серьёзное его преобразование, заключающееся как в использовании существующих железнодорожных диаметров для осуществления пригородно-городского движения поездов, так и в увеличении их количества[22].
Генеральный план города Москвы, принятый в 2010 году и описывающий развитие города до 2025 года, предполагает строительство дополнительных главных железнодорожных путей на ряде диаметров, а также прокладку соединительных вводов[23][24].
План развития лёгкого наземного метро, обнародованный в 2013 году, сообщал, что железнодорожные пути, прокладываемые параллельно существующим, будут использованы для беспрерывного движения поездов наземного метро по Москве и Московской области[25][26][27].
Схема развития Московского железнодорожного узла, опубликованная в 2015 году, предполагает возведение дополнительных главных путей на радиальных направлениях железной дороги[28].
В октябре 2017 года мэр Москвы сообщил, что проект создания сквозных диаметров, работающих по принципу МЦК, обсуждается с Российскими железными дорогами, правительством Московской области и Министерством транспорта[29].
2 ноября 2017 года глава управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев рассказал о ходе проработки транзитных маршрутов электричек, отметив, что для запуска этого проекта необходимо масштабное строительство новых путей, а также — что поезда транзитных маршрутов не будут заезжать на Московское центральное кольцо[30].
15 ноября 2017 года на рабочей встрече президента России Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым проект, получивший название «Московские центральные диаметры» (МЦД), был впервые представлен в детальном виде[10]. Проект был поддержан президентом и признан им одним из приоритетных в московском транспортном узле[31].
19 декабря 2017 года министром транспорта России Максимом Соколовым, мэром Москвы Сергеем Собяниным, губернатором Московской области Андреем Воробьёвым и главой РЖД Олегом Белозёровым на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области был подписан план-график реализации первого этапа проекта[32].
Запуск первых двух маршрутов намечен на конец 2018 — начало 2019 года. Остальные маршруты требуют проектирования и капитального строительства сроком около 5 лет[31].
Возможно, что стоимость проезда по МЦД будет такой же, как и на всем остальном общественном транспорте Москвы[33]. При этом, по словам Максима Ликсутова цена будет зависеть только от конкретного диаметра, но не от дальности поездки[34].
Для первых двух Московских центральных диаметров будет закуплено более 600 вагонов[21]. Правительство будет ориентироваться на отечественного производителя, а сами вагоны будут разработаны специально для пригородно-городских и внутригородских перевозок[12]. По словам представителя мэрии Москвы это будут поезда ЭС2Г «Ласточка»[20]. Другими возможными вариантами являются поезда ЭГ2Тв «Иволга»[35] и ЭП2Тв Тверского завода[36] или поезд ЭП2Д Демиховского завода[37]. В ноябре 2017 года прессе стало известно, что 23 состава поездов «Иволга» будут в октябре-ноябре 2018 года поставлены компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово[38][39][13]. 26 декабря 2017 было объявлено о начале конкурса по закупке 23 поездов для МЦД1, которые должны будут быть поставлены летом 2018 года компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово[40][41]. В феврале 2018 года пройдёт конкурс на поставку в марте 2019 года 27 поездов для эксплуатации на линии МЦД2 (Нахабино — Подольск)[42].
В марте 2018 года официально объявлено, что для МЦД-1 ближе к осени будут поставлены электропоезда серии «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода. Отмечается, что производитель должен поставить заказчику (ЦППК) 23 электропоезда в третьем квартале 2018 года[43].
|
Проект финансируется в равной степени из бюджета Москвы и бюджета РЖД, привлечение средств из федерального бюджета на текущий момент не планируется. По официальным подсчётам организация маршрута МЦД1 (Одинцово — Лобня) обойдётся в 8 млрд рублей, организация МЦД2 (Нахабино — Подольск) — в 12 млрд рублей. Вся программа представителем мэрии оценивается в 40 млрд рублей[9], главой РЖД Олегом Белозёровым — в 60 млрд рублей[4]. По оценке независимого эксперта, на реализацию первого маршрута потребуется около 10 млрд рублей[16]. По словам Марата Хуснуллина, к концу декабря 2017 года деньги на реализацию проекта уже выделены, конкретная сумма при этом не называется[44]. По сведениям The Village, на январь 2018 года из бюджета выделено 20 миллиардов рублей[34].
Чтобы обеспечить требуемую пропускную способность радиальных направлений, осуществляется строительство новых главных путей, ведётся реконструкция инфраструктуры. К запуску движения планируется произвести полную реконструкцию всех платформ, которые будут задействованы в проекте, их предполагается оборудовать турникетами, пандусами и лифтами для инвалидов[45]. Кроме того, на первых двух маршрутах предполагается организовать 11 новых остановочных пунктов[17], строительство некоторых из них уже ведётся[46].
По состоянию на ноябрь 2017 года уже завершён комплекс работ на Ленинградском направлении, идут работы на Ярославском, Горьковском, Курском, Белорусском и Савёловском направлениях Московской железной дороги. На Савёловском направлении в месте пересечения с Ленинградским направлением, у эстакады Дмитровского шоссе будет построена новая платформа Петровско-Разумовская[47][48], которая войдёт в состав одноимённого транспортно-пересадочного узла, создаваемого на базе станции метро «Петровско-Разумовская»[49]. Разрабатывается проект реконструкции Киевского направления[50], реконструируемый участок которого значительной частью находится на территории Москвы (включая Новую Москву)[15]. Идёт проектирование соединения между Киевским и Белорусским направлениями[21].
Кроме того, в рамках создания Московских центральных диаметров планируется интегрировать инфраструктуру Курского, Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов, а также создать два новых вокзала на станциях Царицыно и Москва-Каланчёвская[51]. Для возможности таких изменений требуется достроить два новых пути на Каланчёвском путепроводе[52]. Стоимость выполнения этой части проекта оценивается в 20 миллиардов рублей[34].
|
Предполагаемый пассажиропоток системы — около 500 тысяч человек в сутки[53] или 391 млн пассажиров в год[14]. По расчётам общественной организации Probok.net, на результаты которых ссылается Сергей Собянин, МЦД позволят разгрузить транспортную систему всей Московской агломерации[15], в том числе транспортную инфраструктуру Москвы, на 12 %[9][45].
По мнению ряда экспертов проект в предлагаемом виде не даст желаемого эффекта по улучшению транспортной ситуации в Москве. В качестве более эффективной альтернативы предлагается увязка радиальных железнодорожных направлений путём прокладки подземных тоннелей под центром города. Подобная система уже используется в Париже и Берлине, а в Лондоне реализуется аналогичный проект Crossrail[8].
Московские центральные диаметры.