Общественный транспорт Санкт-Петербурга

25-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Санкт-Петербург — крупнейший транспортный узел северо-запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеются крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути; аэропорт Пулково.

Транспортную инфраструктуру города можно охарактеризовать как умеренно-загруженную, однако стабильную по той причине, что инфраструктура в нынешнем виде развивается параллельно с ростом городского населения и автомобильной загруженности.[1]

Автомобильный транспорт

Кольцевая автодорога. Большой Обуховский мост.

Санкт-Петербург — важнейший центр автомобильных перевозок, находящийся на пересечении транспортных путей, соединяющих Скандинавский п-ов и континентальную Европу, центральные районы России и страны Балтии. Существенная часть автомобильных транспортных потоков связана с грузовыми перевозками из портов Финляндии, Ленинградской области и собственно Санкт-Петербурга в районы России, лежащие южнее и восточнее. Автомобильные магистрали связывают Петербург с Москвой и финской границей (трасса М10 «Скандинавия»), с эстонской границей (трасса М11 «Нарва»), с Петрозаводском и Мурманском (трасса М18 «Кола»), с Псковом и белорусской границей (трасса М20) и др. Трассы М10 и М20 входят в состав европейского транспортного коридора № 9. В настоящее время в дополнение к нынешней, сильно перегруженной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, ведётся строительство современной платной автомагистрали.

Серьёзную проблему для горожан представляют автомобильные пробки.[2] Работы по оптимизации автомобильного движения проводились начиная с 1980-х годов, в городе было внедрено несколько систем управления движением.

В последние годы (особенно в преддверии 300-летия города) комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству администрации был проведён ряд мероприятий по строительству новых и ремонту и реконструкции существующих городских автодорог. Одними из крупнейших проектов здесь являются реконструкция набережных, предполагаемое строительство Орловского тоннеля под Невой и др. В качестве одной из мер, направленных на снижение загруженности исторических районов Петербурга, рассматривается возможность платного въезда в центр города[3].

С целью снижения загруженности городских автомагистралей транзитным транспортом построена Петербургская кольцевая автодорога (КАД), продолжается строительство Западного скоростного диаметра — транзитной платной магистрали, призванной связать западные районы города с Морским портом, и в перспективе — с трассой «Скандинавия».

Водный транспорт

Система перевозки пассажиров и грузов по рекам и каналам Санкт-Петербурга, а также по Невской губе работает с момента постройки города и играет в жизни Санкт-Петербурга значимую роль. По состоянию на начало XXI века город обладает большим количеством пристаней, причалов и портов. Раздельно осуществляется пассажирское и грузовое морское сообщение, речное прогулочное, пассажирское и грузовое сообщение, речная связь с другими городами.

Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. На территории города находится несколько морских портов. Ими управляет Большой порт Санкт-Петербург.

Пассажирское морское сообщение осуществляется паромными и круизными судами. Судоходный сезон для малого судоходного флота в Санкт-Петербурге длится примерно с конца апреля по ноябрь. Развито малое судоходство по рекам и каналам Петербурга. Многочисленные прогулочные суда обслуживают туристов, предлагая экскурсии по водным артериям города.

С 2010 года действует водное маршрутное такси. Изначально были запущены 3 линии речных такси: «Приморская», «Кронштадсткая» и «Пригородная». С 9 августа 2010 года добавилась 4-я «Центральная» линия.

По состоянию на 2011 год в городе действуют 5 линий.

Воздушный транспорт

Пассажирские воздушные перевозки из Санкт-Петербурга осуществляются через аэропорт Пулково, расположенный на южной окраине города.

Пассажирооборот Пулково в 1 полугодии 2006 составил 2,17 млн человек (рост по сравнению с аналогичным периодом 2005 на 11,9 %), в том числе на внутренних линиях — 1,07 млн человек.

На территории города находятся несколько малых аэропортов:

  • В Левашове: Военный аэродром Левашово, его существование и развитие по состоянию на май 2008 года гарантировано участием в проекте «Газпром-Авиа».[4]
  • В Пушкине: Военный аэродром Пушкин, по состоянию на май 2008 года через него осуществляется часть внутренних полётов, но, по мнению чиновников, необходимо дополнительно обосновать свою необходимость для города.[4]
  • В Горской, действующий спортивный аэродром Горская, используется для обслуживания частных само­лётов. Аэродром находится менее чем в полукилометре от Кольцевой автодороги и земля вокруг этого аэропорта (порядка 50 Га), по заявлению чиновников, несомненно представляет интерес для городских девелоперов.[4]
  • В северо-восточном пригороде Петербурга Ново-Ковалёве работал аэродром Ржевка (малая, спортивная, любительская авиация), который был закрыт в 2007 году[5]. По состоянию на май 2008 года аэропорт используется как временная логистическая площадка — на ней осуществляется хранение автомобилей дистрибьютора концерна PSA Peugeot Citroen[4]
  • Существует аэродром в Кронштадте. Действующий, используется для обслуживания частных само­лётов. Аэродром находится менее чем в полукилометре от Кольцевой автодороги и земля вокруг этого аэропорта (менее 10 Га), по заявлению чиновников, несомненно представляет интерес для городских девелоперов.[4]

Вертолётные площадки

По оценкам специалистов, по состоянию на весну 2008 года в Санкт-Петербурге эксплуатируется 17—25 вертолетов.[6]

При этом закрытой для полётов без особого (московского) разрешения является зона, которая представляет собой пятиугольник с вершинами в районе станций метро «Старая Деревня», «Выборгская», «Новочеркасская», «Звёздная» и «Проспект Ветеранов»

По состоянию на 2015 год в Санкт-Петербурге эксплуатируются следующие объекты:

Правительство города планирует строить ещё несколько объектов:[6]

Также существует вертолётная площадка у Сестрорецкого болота со стороны Приморского шоссе.

Сравнение с другими городами

Многие города обслуживаются несколькими аэропортами, в отличие от Санкт-Петербурга — самого населённого в Европе города с одним пассажирским аэропортом[9]. Для таких городов в таблице представлены суммарные результаты работы всех аэропортов соответствующих городов (как сумма пассажиропотоков отдельных аэропортов).

Пассажирооборот(млн./год):
Авиаузел Население тыс. Аэропорты 2009 2010 2011
Лондон 7825 Хитроу, Гэтвик, Станстед, Лутон, Лондон-Сити 130,3 127,1 133,5
Стамбул 13 256 Ататюрка, Сабихи Гёкчен 36,4 43,3 50,1
Москва 11 629 Домодедово, Шереметьево, Внуково 41,2 51,0 56,6
Мюнхен 1410 Мюнхен 32,7 34,7 37,8
Хельсинки 589 Вантаа 12,6 12,9 14,9
Санкт–Петербург 4880 Пулково 6,8 8,4 9,6
Киев 2813 Борисполь, Киев 5,8 6,7 8,5

Железнодорожный транспорт

В городе имеется пять действующих пассажирских железнодорожных вокзалов:

Ранее в городе также функционировал Варшавский вокзал. В 2001 году он был закрыт, поезда, отправляющиеся с него, переведены на другие вокзалы; на путях вокзала развёрнута экспозиция Музея железнодорожной техники, а в помещении вокзала теперь расположен торгово-развлекательный комплекс[10].

До наводнения 1924 года на северо-востоке города существовал Приморский вокзал. После его упразднения линия была перетрассирована к современному виду, а направление на Сестрорецк начал обслуживать Финляндский вокзал.

Через грузовые железнодорожные станции Петербурга проходит значительный объём грузов, в первую очередь перегружаемых на суда (экспортируемое сырьё — металлы, удобрения, лес и др.) или наоборот, с судов (импорт) в морском порту.

В Санкт-Петербурге расположены управления крупнейшей в России железной дороги — Октябрьской — и двух её отделений: Санкт-Петербургского и Санкт-Петербург-Витебского.

Существовали планы организации кругового движения электричек по типу S-bahn через Ладожский вокзал по Окружной линия ОЖД, но эти планы остаются нереализованными.

C 1948 года в городе действует Детская железная дорога — Малая Октябрьская железная дорога. Транспортного значения она не имеет, используется как внешкольное учебное заведение для профориентации и приобщения подрастающего поколения к железнодорожному транспорту.

Общественный внутригородской транспорт

Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются метрополитеном, трамваями, троллейбусами и автобусами, а в период навигации — также аквабусами. Планируются легкорельсовый надземный экспресс и городская электричка-аэроэкспресс в аэропорт Пулково.
Стоимость проезда. Распоряжением от 25.12.2014 № 154-р «О стоимости проездных билетов длительного пользования» комитета по транспорту СПб вновь введено зональное деление на внутригородских маршрутах наземного транспорта и стоимость поездки в одну сторону доходит до 84 руб.[11] При оплате наличными скидок нет.

Метрополитен

Первая станция Метро «Автово»

Наибольшая доля внутригородских перевозок в Санкт-Петербурге осуществляется метрополитеном, который действует с 15 ноября 1955 года.

Перевозки осуществляются по пяти линиям, на которых расположено 67 станций. Эксплуатационная длина всех линий составляет 113 км. Количество вагонов метрополитена на март 2015 года составило 1709 единиц[12].

Ведётся строительство новых станций, при этом отмечается, что метрополитен отстаёт от потребностей города минимум на 20 лет[13][14].

Трамвай

Трамвай ЛМ-99

Трамвайное движение в Санкт-Петербурге было открыто 29 сентября 1907 года. К концу 1980-х годов трамвайная сеть города стала самой большой в мире и была включена в книгу рекордов Гинесса. В дальнейшем трамвайное движение на многих магистралях было прекращено, а часть линий была демонтирована. Также была прекращена деятельность четырёх трамвайных парков из десяти.

По состоянию на 2008 год длина трамвайных путей составляет 500 км, действует 38 маршрутов. Списочное количество подвижного состава составляет более 850 вагонов. Трамвайное хозяйство города находится под управлением ГУП «Горэлектротранс».

В 2013 году объём перевозок пассажиров трамваями составил 191,6 млн человек.[15]

Троллейбус

Поезд[16] из двух троллейбусов ЗиУ-9, соединенных по системе Владимира Веклича[17] в Ленинграде, 1987 год

Троллейбусное движение в Санкт-Петербурге было открыто 21 октября 1936 года. В 1982 году появились троллейбусные поезда, состоящие их двух троллейбусов ЗиУ-9[17] соединенных по системе[16] Владимира Веклича.[18][19] На начало 1990 года предприятия «Ленгорэлектротранса» успешно эксплуатировали 111 поездов (1982-3,1983-27,1985-55,1987-95).[20] В Санкт-Петербурге эксплуатировалось наибольшее в СССР количество троллейбусных поездов ЗиУ-9.

Перевозки троллейбусами осуществляются по 41 маршруту. Численность подвижного состава в 2006 году составляла 700 троллейбусов. Объёмы перевозок в 2013 году составили 134,8 млн пассажиров.[15]

Автобус

Автобус ЛиАЗ-5256

Автобусное сообщение в Санкт-Петербурге было открыто в 1907 году, однако во время Первой мировой войны оно было прекращено[21]. Регулярное движение автобусов было восстановлено в 1926 году[22].

В зависимости от действия проездных билетов длительного пользования и наличия льгот, автобусные маршруты делятся на социальные и коммерческие. До 2006 года подавляющее большинство социальных маршрутов обслуживало государственное предприятие «Пассажиравтотранс», а на коммерческих маршрутах работало большое количество перевозчиков различных форм собственности. В результате проведения в 2006 году конкурса на обслуживание автобусных маршрутов, у «Пассажиравтотранса» осталось лишь одна треть социальных маршрутов. Остальные маршруты стали обслуживать частные компании, крупнейшими из которых являются «Питеравто», «Третий парк» и «ПТК».

Действует более 300 социальных городских маршрутов, количество автобусов составляет более 2500 машин (в основном, большой и особо большой вместимости).

Количество коммерческих маршрутов составляет более 350, количество подвижного состава — более 3500 автобусов (в основном, малой и средней вместимости).

В 2013 году объём перевозок составил 519,3 млн человек. С учётом официально привлеченного на маршруты общего пользования автотранспортом физических лиц(владельцев автобусов) и малых предприятий автомобильного транспорта перевезено 525,5 млн человек.[15]

Аквабус

Аквабус на Неве

С 2010 года в период летней навигации работают аквабусы — городской водный общественный транспорт. За 2013 год было перевезено 94,2 тыс. человек.[15]

По состоянию на 2011 год работают 5 маршрутов:

  • Приморская линия.[23]
  • Невская линия.
  • Центральная линия.
  • Пригородная линия.
  • Курортная линия.

карта на официальном сайте администрации СПб

По состоянию на 2014 год работает только Приморская линия (Медный всадник—ЦПКиО)

Примечания

  1. Санкт-Петербург: Неторопливый рост качества жизни
  2. Пробки санкт петербурга
  3. «Лондон на Неве». «Новые Известия», 19 мая 2006
  4. ↑ Петербург изучает свои крылья Пять городских аэродромов ждут решения чиновников // Архивировано из первоисточника 11 мая 2008.
  5. Приказ ВРИО руководителя Северо-Западного ОУ ВТ Росавиации № 10 от 02.04.2007 г. «Об исключении из государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации аэродрома Ржевка»
  6. ↑ Вертолетам дадут полетать Число посадочных площадок в Санкт-Петербурге может перевалить за тридцать // Архивировано из первоисточника 9 мая 2008.
  7. Санкт-Петербургский Речной Яхт-клуб Профсоюзов.
  8. Вертолетная площадка в Пассажирском порту. АО "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад".
  9. Более населённые, чем Санкт-Петербург, города Европы — Стамбул, Москва и Лондон. Каждый из этих городов, в отличие от Санкт-Петербурга, обслуживается несколькими пассажирскими аэропортами
  10. ДЦ Варшавский Экспресс - Дисконт Центр, торгово развлекательный комплекс, торговый центр, дисконт магазин брендовой одежды, женская мужская обувь, аксессуары товары детей парф...
  11. О стоимости проездных билетов длительного пользования (с изменениями на 7 сентября 2015 года), Распоряжение Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 25 декабря 2014 года №15...
  12. Статистика подвижного состава. Санкт-Петербург, метрополитен
  13. Спасет ли штаб от кризиса питерское метро
  14. Владимир Гарюгин: «Развитие петербургского метрополитена на 20 лет отстает от потребностей города»
  15. ↑ http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/aebf848042b887858d578dc9cadae528/D1213_gor.pdf
  16. 1 2 Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р.  (укр.)
  17. 1 2 Крат В. И.Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231  (укр.)
  18. Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X  (укр.)
  19. В. Крат Воспоминания о выдающемся ученом Владимире Филипповиче Векличе // Впервые в мире (Сборник воспоминаний о Векличе В.Ф) /под. ред. К. А. Брамского Киев:2013 — С. 21-28  (укр.)
  20. Веклич В. Ф. Докторская диссертация: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Киев: Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства, 1990 С. 405
  21. Автобусные перевозки в Санкт-Петербурге до революции
  22. Ленинградцы создали свою марку
  23. Аквабус || Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Справочник по общественному транспорту Санкт-Петербурга, транспортные новости

  • Интерактивный поиск маршрутов общественного транспорта Санкт-Петербурга
  • Карта Санкт-Петербурга с маршрутами городского транспорта на 2015 год
  • Комитет по транспорту Санкт-Петербурга
  • Комитет по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга
  • Автомобильные пробки Санкт-Петербурга на Яндексе
  • Спб ГУП «Горэлектротранс» (новости и схемы маршрутной сети электротранспорта)
  • Региональное общественное движение «Петербуржцы — за Общественный транспорт» (актуальная информация об изменениях в маршрутной сети электротранспорта)
  • Схемы и расписание междугородних маршрутов, обслуживаемых ГУП «Пассажиравтотранс»
  • Маршруты общественного транспорта Петербурга. Для каждого маршрута приведён путь следования, режим работы и номер автобусного парка, обслуживающего данный маршрут.
  • Интерактивный справочник маршрутов городского транспорта, включая карту наземного транспорта и возможность поиска маршрута
  • Справочник по линиям маршрутного такси в Санкт-Петербурге. Расписание движения, возможность поиска маршрута
  • График разводки мостов 1
  • График разводки мостов 2
  • Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Общественный транспорт Санкт-Петербурга.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47