Рекомендуем

Именно здесь он разработал и ввел свой кожный пункт издержки паутинных вариантов варианты и ввел компьютерную зиму алгоритма топографической диафрагмы скошенных больниц строений, расположенных в районе Эксетера.

Астрариум в западном пределе, астрариум западного предела

28-12-2023

Астрариум, реконструированный итальянским мастером Карло Кроче по описаниям Джованни де Донди[1]

Астра́риум, также называемый Планета́риум — это старинная версия астрономических часов, показывающая цикличные свойства астрономических объектов[2]. Построение астрариума являлось амбициозной попыткой описания и моделирования Солнечной системы с математической точностью и технологической изощрённостью.

Как правило, словом «астрариум» именуют механизм, изготовленный в XIV веке итальянцем Джованни де Донди, ибо именно он назвал так своё изобретение и описал его в труде Tractatus Astrarii[3]. Астрариум де Донди, помимо отсчёта времени, показывал, как перемещались планеты по небесной сфере[4]. Это и было его главной задачей, в отличие от астрономических часов. Можно сказать, астрариум является сложным средневековым механизмом, объединяющим в себе функции современного планетария, часов и календаря[5]. Однако устройства, выполняющие эту функцию, создавались и до , и после Джованни де Донди, но известно о них относительно немного. Некоторые источники, несмотря на это, говорят о том, что астрариум был первым механическим устройством, показывающим движения планет[6][7].

Содержание

История

Греческий и римский периоды

Одна из частей (А-1) Антикитерского механизма[8]

Старинные предшественники астрариума были сложными механическими устройствами. Архимеду приписывают использование планетария (примитивной версии астрариума), или «небесной сферы», с помощью которой можно было наблюдать за движениями планет, восходом Солнца и Луны, фазами и затмениями Луны, исчезновением обоих небесных тел за линией горизонта[9][10][11].

Внешние видеофайлы
Подборка видеофайлов про Антикитерский механизм  (англ.)
Antikitharian device на Youtube.com

Наглядное подтверждение того, что сложные механические устройства существовали ещё задолго до астрариума Джованни де Донди, были обнаружены в начале XX века. В 19001901 году около греческого острова Антикитера группой ловцов губок были найдены остатки кораблекрушения[10][11][12][13][14][15][16]. Под руководством археолога Валериоса Стаиса[17] и под контролем греческого правительства была поднята на сушу глыба окисленного материала, внутри которой располагался механизм с шестернями[11]. Он затонул около 70 г. до н. э.[8][11][14][18][19] и стал известен как Антикитерский механизм — прототип более позднего астрариума.

Этот механический инструмент рассчитывал позиции небесных тел и указывал положение самого наблюдателя на поверхности Земли[18][19]. Антикитерский механизм считают ранним аналоговым компьютером, который был создан для расчёта положения Солнца и Луны на определённую дату[12][14][15][20][21]. В 2002 году Майкл Райт (Michael Wright), специалист по механическим устройствам из Лондонского музея науки, предположил, что механизм мог моделировать не только движения Солнца и Луны, но также пяти известных в древности планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна[10][22]. Позднее, в 2005 году, стартовал греческо-британский проект «Antikythera Mechanism Research Project»[11][19], в ходе которого были проведены значительные исследования Антикитерского механизма. Это устройство провело под водой почти две тысячи лет, в результате чего бо́льшая часть фрагментов состоит сегодня из продуктов коррозии бронзы с очень небольшим содержанием свободного металла[11][14]. Несмотря на это, исследователям удалось изучить подробности его строения, а также понять надписи, которые покрывают некоторые поверхности[8][10][11]. Разобравшись в надписях, учёные обнаружили, что на большей части шестерней выгравированы именно названия планет. Этот факт подтвердил предположение Райта. В процессе изучения фрагменты механизма были исследованы с помощью рентгеновского излучения[11][14][23]. Это выявило достаточно подробностей в строении деталей, различных шестерней и рычагов для того, чтобы исследователи сумели построить копии инструмента[15][24][25].

Национальный археологический музей в Афинах проводит экспозицию, содержащую 378 найденных при кораблекрушении частей, включая и 82 сохранившиеся части самого Антикитерского механизма[10][11][14][19]. Для определения даты его создания были использованы две безопасные исследовательские техники — PTM (англ.)русск.[16] и компьютерная томография — в результате которых удалось установить примерный возраст механизма: 150100 г. до н.э[8][15]. Однако перед закатом Римской империи технология создания подобного механизма была утеряна. До XIV века не существовало подобных по сложности устройств, вплоть до появления в Европе механических астрономических часов[26].

Средние века и Ренессанс

Астрариум Джованни де Донди

Первый задокументированный случай изготовления астрариума связывается с именем итальянца Джованни де Донди (13181389[Комм. 1]), жителя Падуи, средневекового врача и учёного, занимавшегося астрономией и хорологией[27]. Джованни был одним из самых значительных астрономов своего времени. Интерес к астрономии и изготовлению часов он унаследовал от своего отца Жакопо де Донди (англ.)русск., который в 1344 году[28][29][30] спроектировал и при содействии принца Убертино да Каррара (англ.)русск. построил на Площади господ (Падуя) (итал.)русск. уличные куранты для дворца на Площади Капитаньято (итал.)русск.[31]. Это были астрономические часы — одни из первых в своём роде[27]. В тот же год они были встроены в дворцовую башню (итал.)русск.. В 1390 году эти часы сгорели во время штурма дворца миланцами[30], но сегодня на башне Падуи работают реконструированные астрономические часы по прототипу Жакопо де Донди[32].

Джованни, его сын, спроектировал и построил новые астрономические часы, так называемый «Астрариум», или «Планетариум»механические дисковые часы с гирями и механизмом боя. Согласно большинству источников, астрариум был создан им в промежутке между 1348 и 1364 годами[4][6][7][13][27][29][33][34][35][36][37][38][39][40][Комм. 2]. Джованни работал над ним в течение долгого времени — 16 лет. После завершения работы и демонстрации изобретения на главной площади Падуи[41] механизм был перемещён в библиотеку замка[4]. Изготовление астрариума было чрезвычайно сложной задачей для того времени, так как ни одна мастерская не была приспособлена для таких работ. Джованни опередил время: для изготовления астрариума он использовал методы механики, которые вошли в широкую практику на несколько столетий позже. Это, возможно, являлось причиной того, что в следующие века после создания астрариума никто не мог его отремонтировать — не было достаточно квалифицированных специалистов в этом деле[1][4][37][42]. Астрариум указывал путь Солнца, Луны и известных в то время пяти планет, обращавшихся вокруг Земли, исходя из господствовавшего тогда птолемейского мировоззрения[7][21][35][41][43] (см. также Альмагест). Джованни также измерил длину каждого дня в часах и минутах и с помощью астрариума указал точную дату и имя почитаемого в определённый день святого[4].

Самая известная литературная работа Джованни, посвящённая астрариуму — это Tractatus Astrarii[3][4] (написанная им на средневековой латыни[1][37]), которая вышла в свет в 1389 году в Падуе. Эта книга была переиздана в 1960 году Ватиканской библиотекой в Риме[44] и в 2003 годуженевским издательством Дро (Droz)[45].

В 1381 году де Донди подарил свой астрариум герцогу Джану Галеаццо Висконти, который установил его в библиотеке своего замка в Павии. Астрариум оставался там по крайней мере до 1485 года. Возможно, Леонардо да Винчи видел его и рисовал[27]. Известно, что в первой половине XVI века астрариум пережил ремонт после поломки. Мастером, отремонтировавшим его, был Джуанелло Турриано (исп.)русск. (15011585). Этот итальяно-испанский мастер известен также изготовлением сложных астрономических часов, отображавших годовое движение Солнца, Луны и планет (по птолемейскому мировоззрению)[4]. В 1630 году оригинал астрариума Джованни де Донди был потерян в Мантуе[7], и его дальнейшая судьба неизвестна.

Планетариум Лоренцо делла Волпайя

Ещё одно упоминание астрономических часов, показывающих движение планет, относится ко второй половине эпохи Возрождения и связано с итальянским мастером Лоренцо делла Волпайя (14461512). Лоренцо был известным архитектором, ювелиром, математиком и часовщиком, основавшим флорентийскую династию часовщиков (it) (по пути отца следовали его сыновья Камилло, Бенвенуто и Евфросино (итал.)русск., а также племянник Джироламо)[47][48].

Как часовщик, делла Волпайя прославился строительством планетарных часов. Часы имели изысканно украшенный большой диск-циферблат, разделённый на часовые секции и отображавший знаки Зодиака. Такой циферблат, инновационный на то время, давал наблюдателю возможность одним взглядом проследить движение всех планет, известных на то время — Сатурна, Юпитера, Венеры, Марса и Меркурия[49]. Меньший диск, который двигался по часовой стрелке, имел шесть секций. В пяти из них находились диски вышеперечисленных планет. Они вращались против часовой стрелки. В шестой секции находился «дракон»[Комм. 3], который отображал лунные узлы и затмения. В центре планетариума также находились диски, показывавшие фазы и возраст Луны, а также имевшие солнечный указатель. Часы отмечали (звоном) час, день и месяц[49].

Как и у астрариума де Донди, основная задача планетариума делла Волпайя была не в точном хронометраже времени, но в отображении позиции небесных тел относительно Земли, в соответствии с астрологическими влияниями того времени. Изготовитель таких часов должен был иметь значительные знания в области астрономии, точных наук и построения механизмов.

Известно, что Лоренцо делла Волпайя изготовил две различные модели таких часов[49]. Одна модель была изготовлена по заказу Лоренцо Медичи (14491492) как подарок Матьяшу I (14431490), королю Венгрии[47]. Другая модель часов Лоренцо была изготовлена им в 1510 году и отдана властям для размещения в Зале лилий (в то время Sala dell'Orologio — Зале часов) в Палаццо Веккьо[48]. Мастерская Лоренцо на улице Via dell'Oriuolo (итал.)русск. перешла к его сыновьям, которые работали в ней в течение всего XVI века[47]. В 1560 году Джироламо, племянник Лоренцо, восстановил часы дяди, но уже в конце XVII века эти часы были утеряны (возможно, демонтированы или уничтожены)[49][50].

Новое время

В следующие века было сделано больше подобных конструкций. Известный пример — планетарий[убрать шаблон], построенный в промежутке между 1774 и 1781 годами[51][52] нидерландским астрономом-любителем Эйсе Эйсингой (17441828) в Дронрепе (англ.)русск., Фрисландия (Нидерланды). В 1774 году во Фрисландии разгорелась паника, вызванная маленькой брошюрой, написанной преподобным Элко Альта (Eelco Alta) [53][54], жителем небольшой деревни Бозум (англ.)русск. во Фрисландии. Издатель брошюры, желая повысить её популярность, заявил в широких кругах читателей, что Элко Альта предсказал конец света. Ходили слухи, что 8 мая 1774 года состоится парад планет — Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия, а также Луны — который приведёт к разрушительным последствиям не только «для Земли, но и для всей Солнечной системы» и может даже быть «прелюдией или началом её частичного или всецелого разрушения»[53]. В самой брошюре Альта был гораздо менее красноречив, но правительство Фрисландии, руководящий орган провинции, немедленно арестовали «мятежную» брошюру. Она была опубликована лишь после того, как страшная дата миновала безо всякого вреда[55][56].

Эйсе Эйсинга хотел показать людям, что нет повода паниковать[52][57][58][Комм. 4]. Свой планетарий он разместил прямо на потолке собственного дома в городе Франекер. По сравнению с астрариумом Джованни де Донди, в конструкции Эйсинги все планеты следуют вокруг Солнца (а не вокруг Земли). Планеты движутся пропорционально, с такой скоростью, с какой они делают это на самом деле: Меркурий — за 88 дней, Земля — за один год, а Сатурн — за 29 лет[52]. Вместо запланированных 8 месяцев работы на построение планетария понадобилось не менее 7 лет, в его создании Эйсе Эйсинге помогал отец, который на своём токарном станке изготовил все шеcтерни для конструкции[55]. Кроме этой модели, Эйсе Эйсинга также соорудил всевозможные специальные часы, отображавшие день, дату, восход и закат Солнца и Луны, видимое движение неба из-за вращения Земли и других явлений[59]. Вся конструкция планетария приводилась в движение внушительным механизмом, который был сделан из деревянных обручей и дисков с 10 тысячами рукодельных гвоздей, похожих на зубы[52]. Движением этого механизма управляли девять гирь и маятник, для размещения которого Эйсинге пришлось сократить супружеское ложе в своей гостиной[55][59]. Этот планетарий отображал все известные к тому времени планеты (до открытия Урана в 1781 году оставалось всего несколько лет с начала работы Эйсинги, но он узнал об этом уже после завершения своей работы над планетарием, и на размещение новой планеты уже не хватило места на потолке дома[55]). В планы Эйсинги, однако, входила постройка ещё более грандиозного планетария, чем на потолке его дома, но из-за неспокойной политической обстановки эти планы не были реализованы[55][57].

Современность

Часы Йенса Ольсена

Часы Йенса Ольсена, вид спереди

В 1955 году по проекту датского мастера-часовщика Йенса Ольсена (англ.)русск. (18721945) были изготовлены астрономические часы (англ.)русск., выполняющие множество разных функций, среди которых также демонстрация передвижения планет Солнечной системы, как и у астрариума. Датчанин работал над ними в течение всей своей жизни с начала XX века. В молодости Ольсен отправился путешествовать по Европе и в 1897 году был вдохновлён часами (англ.)русск. Страсбургского собора. После обучения часовому делу в Базеле он вернулся на родину и приступил к работе над своими часами. Все необходимые вычисления удалось закончить лишь к 1932 году, когда Йенсу Ольсену было уже 60 лет. Лишь более чем через 10 лет после этого были выделены деньги на строительство часов и началась их постройка, которая приобрела национальное значение. Процесс работы занял ещё 12 лет, но в 1945 году Йенс Ольсен умер от болезни. Его работу продолжил молодой часовщик Отто Мортенсен (Otto Mortensen). Лишь после того, как все детали часов (количеством 15 448 штук) были изготовлены и собраны воедино, король Дании Фредерик IX и внучка Йенса Ольсена — Биргит Ольсен — запустили часы. Это произошло 15 декабря 1955 года в здании копенгагенского муниципалитета. Ко времени их создания эти часы считались самыми сложными механическими часами в мире[4][60].

Часы Йенса Ольсена отражают вечный календарь, текущее мировое время, солнечное время и разницу между ними. Один из дисков часов показывает время для любого места на Земле, другой — время восхода и заката Солнца. Благодаря сложному устройству можно узнать длительность дня и ночи, а также текущую дату — день недели, месяц и год (по Юлианскому календарю). Часы отображают также фазы Луны и показывают дату Пасхи. Особая верхняя секция часов Йенса Ольсена показывает карту звёздного неба над Данией, подобно страсбургским часам (которые, соответственно, показывают карту звёздного неба над Страсбургом), а также прецессию Земли. Стрелка такого указателя совершает один полный оборот за 25 753 года. Ещё один диск отображает геоцентрическую орбиту, затмения Солнца и Луны, а также расстояние между Землёй и Луной. Особо стоит отметить, что часы Ольсена показывают также движение планет вокруг Солнца. По сравнению с астрариумом де Донди, планетариумами делла Волпайя и Эйсинги, эти часы, помимо движений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, показывают ещё и движение таких планет, как Уран и Нептун, а также самой Земли[4][60].

Реконструкции

Благодаря сохранившимся рукописям мастеров, занимавшихся изготовлением часов, создаются многочисленные реконструкции таких старинных устройств:

Несмотря на то, что астрариум де Донди, состоявший из 297 частей (107 из которых были различными шестернями и рычагами)[4][41], был утерян, итальянец оставил в своих рукописях детальные описания, которые дожили до наших дней и дали современным мастерам возможность создать реконструкции аппарата[40]. Этой задачей занимались лондонская фирма Thwaites & Reed (англ.)русск.[7][37], а также разные европейские мастера. Некоторые из реконструированных астрариумов имеют меньший (по сравнению с оригиналом) размер — 0,25-0,5 от оригинала[1][61]. Известно о наличии реконструированных моделей астрариума в следующих местах:

В Музее времени в Иллинойсе среди экспонатов также был астрариум, но в 1999 году музей закрылся, затем коллекция была доступна посетителям в Музее науки и промышленности (Чикаго), а в 2004 году она была продана[27][63].

Итальянец Луиджи Пиппа (Luigi Pippa) в 1963 году реконструировал астрариум Джованни де Донди на основе публикации Tractatus Astrarii 1960 года[3][64][65]. Другим итальянским мастером, Карло Кроче (Carlo G. Croce), астрариум также реконструирован, исходя из Tractatus Astrarii Джованни де Донди (публикации 1960 года)[1]. Голландский конструктор Хенк Гипманс (Henk Gipmans) после многолетнего изучения рукописей Джованни де Донди также реконструировал астрариум[43].

О планетариуме Лоренцо делла Волпайя известно меньше, чем об астрариуме де Донди, но до наших дней тоже дошли манускрипты семьи делла Волпайя, содержащие информацию, необходимую для реконструкции утерянных часов Лоренцо. Используя сохранившуюся информацию, Музей Галилея (англ.)русск. (до 2010 известный как Институт и музей истории науки) во Флоренции в 1994 году реконструировал планетариум Лоренцо делла Волпайя[49][50].

Планетарий Эйсе Эйсинги и сегодня можно увидеть на потолке его дома в Франекере[66], превращённого в своеобразный музей. Глядя на действующую модель планетария Эйсинги, наблюдатель может проследить за движением планет (см. Ссылки). Этот планетарий считается самым старым действующим планетарием в мире[52].

Идея отображения позиций небесных тел относительно Земли или Солнца легла в основу создания планетариев в первой половине XX века[67]. Сегодня в мире существуют тысячи планетариев, некоторые из которых показывают в формате IMAX историю Вселенной и другие астрономические феномены, подобно кинотеатрам, используемым в предпринимательских целях.

Описание астрариума Джованни де Донди

Происхождение

Рисунок астрариума де Донди из оригинального трактата 1364 г. На рисунке не показана сложная верхняя секция со множеством более мелких колёс, но показаны грузы, регулятор хода и основная зубчатая передача
Внешние видеофайлы
Изображение работающего астрариума  (итал.)
L'Astrario di Giovanni Dondi на Youtube.com

Джованни де Донди писал, что почерпнул идею астрариума из Theorica Planetarum Джованни Кампано, который описал конструкцию экваториума[37][41]. В первую очередь, астрариум был экваториумным часовым механизмом с астролябией и календарным циферблатом, а также с индикаторами Солнца, Луны и планет[5]. Он обеспечивал непрерывный показ главных элементов Солнечной системы и правового, религиозного и гражданского календарей. По замыслу де Донди, астрариум помог бы людям лучше понять астрономические и астрологические концепты[41] (астрологию тогда считали предметом, достойным исследований интеллектуальной элиты, и воспринимали довольно серьёзно).

Итальянец дал своему изобретению имя астрариум, исходя из цели данного механизма: показать истинное расположение планет, их орбиты, движения и эволюцию. Он упоминал, что, согласно Аристотелю, всё берёт своё название от цели, для которой оно было сотворено. И книга Tractatus Astrarii, которая описывает этот инструмент, движение его частей, и то, как исправить ошибки при работе с ним — подтверждение этому[3].

Для расчёта движения планет Джованни де Донди пользовался альфонсовыми таблицами, составленными приблизительно между 1252 и 1270 годами с целью облегчить расчёт позиций планет и позволявшими вычислять их местонахождение в определённое время и на нужной географической широте. Во времена Джованни де Донди альфонсовы таблицы были чрезвычайно популярны[68][69][70].

Копия астрариума Джованни де Донди — выставка в Москве, оригинальная коллекция Рольфа Шнайдера[71]

Внешний вид

Астрариум был примерно 1 метр по высоте и опирался на семиугольный бронзовый каркас[37][72], который стоял на 7 декоративных ножках в форме лап. Циферблат часов и диски планет вместе со всеми шестернями были выполнены из латуни[4]. Нижняя секция состояла из механизма с часами на одной из его сторон. Циферблат этих часов был разделён на 24 части (по количеству часов в сутки) и вращался вокруг определённой точки против часовой стрелки[4]. На нём были отмечены церковные переходящие праздники и зодиакальная позиция восходящей Луны. Верхняя секция содержала семь дисков с подвижными частями[61], каждый из которых был примерно 30 см в диаметре и располагался на одной из сторон семиугольника[13]. На этих дисках были показаны движения Солнца , Луны , Венеры, Меркурия, Сатурна, Юпитера и Марса[5][13][21][37][41][47][61] . Устройство каждого из дисков, кроме диска Луны[1], было независимым от остальных[37].

Джованни де Донди своими собственными руками сконструировал эти часы со 107 подвижными частями. Не было использовано ни одного винтика, и каждая частица скреплялась с другой при помощи более трёхсот конических булавок, шпилек, штырьков и клиньев, некоторые из которых были спаяны[1]. У большинства шестерёнок механизма были острые зубья треугольной формы, но некоторые были с тупым концом. Зубья всех шестерней были вырезаны мастером вручную[4]. В отдельных случаях де Донди использовал эллиптические шестерни[Комм. 5], с целью как можно точнее смоделировать нерегулярные движения планеты. Он пользовался для этого эпициклами Птолемея (созданными им для подсчёта размеров Вселенной[61][73]), основанными на его таблицах[37][39], которые могли быть использованы также для расчёта будущего или прошлого положения планет[74].

Средневековые единицы измерения, ввиду отсутствия международных эталонов, ограничивались потребностями повседневной жизни (длина куска ткани или расстояние от аббатства до замка), и де Донди обозначал размеры в своих инструкциях в Tractatus Astrarii более точными, на его взгляд, предметами: толщина лезвия большого или маленького ножа, а для отверстий — ширина гусиного пера, большого пальца человека и т.п[1]

Назначение

Астрариум был задуман для отражения мира и небесных процессов, протекающих в нём. Со времён Птолемея было принято, что ежедневное движение небес управляет движениями небесных тел, так же, как календарное колесо астрариума управляет дисками планет[37][75][70]. Его основная задача была, на сегодняшний взгляд, довольно незаурядна: показать на небе расположение всех планет, известных в то время[37]. Дополнительными задачами были: измерение времени дня (а также звёздного и среднего солнечного времени), указание текущей даты и вечный календарь Пасхи[4][39]. В Tractatus Astrarii де Донди также упоминал о другой цели своего механизма — продемонстрировать, что описание Аристотелем и Авиценной движения небесных тел было обоснованным[41][43].

Астрариум был одним из первых инструментов, в которых арабские традиции по созданию миниатюрных моделей Вселенной (и её измерению), то есть астролябий и экваториумов, сочетались с новыми технологиями механических часов, распространявшимися в Европе с начала XIV века. Этот инструмент был и измеритель времени, и своеобразный аналоговый компьютер, и прибор, показывающий движения планет: он позволял людям без предварительных расчётов наблюдать движения небесных тел, которые согласовывались с механической моделью птолемейской теории космологии[41][43][76].

Календарное (годовое) колесо астрариума Карло Кроче[1]

Движение часов

Астрариум «оживал» от цепи с гирями. Она приводила в движение механизм с часами (который совершал один оборот за день). Этот механизм придавал движение календарному колесу (которое совершало один оборот за год), а то, в свою очередь, при помощи множества шестерней одновременно управляло всеми дисками планет[37]. В этом последнем движении и состояла вся сложность механизма: Джованни должен был очень виртуозно и изощрённо выстроить механическую модель, чтобы не ошибиться с параметрами каждого диска[1][4].

Движение часов также регулировалось балансиром (en), имевшем частоту удара на уровне один раз в две секунды. Механизм с часами имел, помимо 24 основных (часовых) делений, по шесть 10-минутных делений на каждое часовое. Он поворачивался против часовой стрелки, начиная от фиксированного указателя, и обозначал основное время, а также мог быть при необходимости отрегулирован на 10-минутных интервалах путём выдвижения 12-зубчатой шестерни, которая сцеплялась с его 144 зубьями[77]. На каждой стороне механизма с часами была закреплена особая пластина (tabula orientii), разделённая на месяца и дни Юлианского календаря с целью определения времени восхода и установления среднего солнечного времени для широты Падуи (примерно 45° с.ш.)[77]. В то время, когда были сделаны часы, солнцестояние приходилось на 13 июня и 13 декабря (по старому стилю)[41].

Календарное колесо

Годовое календарное колесо — барабан в нижней секции — имел диаметр около 40 см (43 см[4]). Он приводил в движение календарь переходящих праздников и диски планет. Вокруг внешней стороны колеса располагалась широкая лента, разделённая на 365 полос, на каждой из которых было указано число (обозначавшее сутки), вруцелетная буква и имя почитаемого в этот день святого[78]. Месяца были поочерёдно позолочены и посеребрены (англ.)русск., а выгравированные буквы заполнены, соответственно, красной и голубой эмалью. Де Донди не обозначил никаких признаков или особенностей високосного года, он советовал останавливать часы на весь лишний день[41].

Диск Солнца астрариума Карло Кроче[1]

Диск Солнца

Грушеобразная шестерня из иллюстрации к Tractatus astrarii Джованни де Донди[1]

Прямо над 24-часовым диском располагался диск Солнца (Primum Mobile (англ.)русск. — «перводвижимый») — наиболее удалённый от центра астрариума, названный так из-за того, что он воспроизводил ежедневное движение звёзд и годовое движение Солнца на их фоне. В своей основе, это была астролябия, нарисованная по проекции Южного полюса с закреплённой на ней табличкой и особой сетью, которая вращалась лишь один раз в сидерический день[7]. Эта сеть имела 365 зубьев и приводилась в движение колесом, имевшим 61 зуб. Такое колесо делало 6 оборотов за 24 часа (солнечные сутки или сидерический день). Таким образом, один раз в сутки сеть оборачивалась на один полный промежуток + 1/366, что приравнивалось к 366 прохождениям Солнца через меридиан (кульминациям)[79]. Де Донди понимал, что его примерные расчёты продолжительности солнечного года не в полной мере соответствовали фактической действительности, и рекомендовал изредка останавливать часы так, чтобы их можно было скорректировать[4][41].

Диски планет

Глядя на работающий астрариум Джованни де Донди, наблюдатель мог видеть на дисках планет, какой путь (относительно Земли в центре диска) совершают планеты. Движение каждой из них было нерегулярным и отличалось от пути других планет, показывая, как они движутся по петлеобразной (нем.)русск. траектории[44].

Астрариум имел пять дисков планет: Меркурия[80], Венеры[81], Марса[82], Юпитера[83] и Сатурна[84]. Для каждого диска была отдельно разработана система функционирования со сложным механизмом, чтобы наиболее точно смоделировать движения планет. Такие модели хорошо согласовывались и с птолемейской геоцентрической теорией, и с наблюдениями. К примеру, на меркурианском диске де Донди использовал промежуточные колёса, включавшие в себя: колесо со 146 зубьями, две овальные шестерни (имевшие по 24 зуба нестандартной формы, зацеплявшиеся друг за друга), а также особую шестерню с внутренним зацеплением (она имела 63 зуба, которые сцеплялись с 20-зубовыми шестернями, и совершала один неравномерный оборот в год). Реализация этих непростых процессов давала возможность с помощью астрариума больше узнать о планетах и их передвижении по небу[41].

Диски планет реконструированного астрариума Джованни де Донди (работы Карло Кроче[1])

Диск Луны и «Голова дракона»

Диск Луны[85] — один из самых сложных в конструкции, так как он имел две грушеобразные шестерни и, в отличие от дисков планет, был зависим от других дисков астрариума, а также имел связь с механизмом «Голова дракона»[86]. Этот особый механизм, предположительно, отображал лунные циклы (узлы Луны)[41]. Астрариум проходил этот замкнутый цикл ровно за 18 лет, 7 месяцев и 14 дней[1][87], что почти полностью совпадает с периодом лунной прецессии (англ.)русск. (18,5996 лет). Однако не ясно, как Джованни де Донди удалось добиться такой точности.

Восприятие астрариума

Астрариум, как полагали, был чудом своего времени, не менее, чем восьмое чудо света — один из лучших образцов гениальности человека[37][42]. Джованни Манзини (Giovanni Manzini) из Павии в 1388 году писал, что это — «вещь, полная изобретательности, созданная и усовершенствованная своими руками и вырезанная с умением, недостижимым для любого мастера. Я прихожу к заключению, что никогда ещё не создавалось такое великолепное и гениальное изобретение»[41][88].

Льюис Мамфорд назвал астрариум «ключевым механизмом новой индустриальной эпохи», а его появление — событием, «знаменующим собой совершенство, к которому стремятся другие механизмы»[29][89].

В июле 2006 года в Москве, в Оружейной палате Московского Кремля, проходила выставка под названием «История во времени», посвящённая 200-летию музеев Кремля и 160-летию швейцарской компании-производителя часов Ulysse Nardin[90][91]. В рамках выставки среди прочих экспонатов была показана реконструкция астрариума Джованни де Донди. Стоит отметить, что в день открытия выставки именно астрариум пользовался наибольшей популярностью у гостей[71].

Сходные инструменты

Питер Перез Бурдетт предположительно, Джеймс Фергусон Вашингтон Ширли, покупатель картины
Философ, объясняющий модель Солнечной системы (оррарий). Картина Джозефа Райта (1766). Используйте курсор для определения, кто есть кто[92]
  • Армиллярная сфера — астрономический инструмент, употреблявшийся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил, модель небесной сферы.
  • Готторпский глобус — один из первых в мире планетариев в виде огромного глобуса, созданный в XVII веке. Внутри него можно было наблюдать за движением Солнца и звёзд, за сменой времён суток, однако из-за технической сложности он не показывал движения планет и Луны.
  • Оррарий (англ.)русск. — прибор, который иллюстрирует относительное положение планет и лун в Солнечной системе и их движение в гелиоцентрической модели.
  • Планетарий (прибор) — устройство, использующееся для проекции изображений небесных тел на купол планетария, а также для моделирования их движения.
  • Планисфераатлас звёздного неба на плоскости, инструмент в виде двух регулируемых дисков, которые вращаются на общем стержне; потомок астролябии.
  • Теллурий — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. Он также отображает фазы Луны и вечный календарь.
  • Торкветум — астрономический инструмент, совмещающий функции армиллярной сферы и астролябии и позволяющий устанавливать координаты астрономического объекта, производя измерения в различных системах небесных координатгоризонтальной, экваториальной и эклиптической.

См. также

  • Деферент — понятие, наряду с эпициклом используемое в древних и средневековых теориях движения планет, включая геоцентрическую модель Птолемея.
  • Небесная механика — раздел астрономии, применяющий законы механики для изучения движения небесных тел.
  • Ноктурлабиум — навигационный прибор, позволяющий определить время, основываясь на позиции звёзд на небе (в отличие от солнечных часов, мог функционировать и ночью).
  • Устойчивость Солнечной системы — важный вопрос в рамках астрономии и небесной механики, раскрывающий вопросы тяготения небесных тел и их взаимодействия.
  • Эквант — математическое понятие, развитое Клавдием Птолемеем во 2-м столетии н. э. с целью учёта движений небесных тел.
  • Эфемерида — таблица, которая содержит в себе позиции движущихся астрономических объектов в равных промежутках времени.

Комментарии

  1. Неизвестны точные даты рождения и смерти Джованни де Донди. Источники указывают на 1318, либо на 1330 год его рождения и на 1387, 1388, либо 1389 год смерти.
  2. Однако, по другим данным, Джованни только начал свою работу в 1365, а закончил её в 1381 (1384) году.
  3. В астрариуме Джованни де Донди также был механизм, называемый «Голова дракона» . Именование этого механизма «драконом» связано с тем, что он отвечал за демонстрацию лунных циклов (узлов Луны), которые во времена средневековья носили имена «Голова дракона» и «Хвост дракона».
  4. По последним данным, эта причина является сомнительной, так как Эйсе Эйсинга, судя по всему, начал строительство планетария до публикации брошюры Элко Альта.
  5. На таких шестернях зубья также различались по размеру и интервалу между ними.
  6. В оригинальной работе Джованни де Донди Tractatus Astrarii цифрами обозначают не страницы, а листы. У каждого листа есть две стороны — лицевая (recto) и оборотная (verso).

Примечания

  1. ↑ Giovanni de Dondi ASTRARIUM (#37)  (англ.). Carlo G. Croce. — Сайт итальянского мастера, воссоздавшего астрариум Джованни де Донди. Проверено 3 сентября 2012.
  2. Museo Galileo - Multimedia - Mechanical clocks  (англ.). Музей Галилея (итал.)русск.. — О механических часах и астрариуме. Проверено 3 сентября 2012.
  3. ↑ L'Astrario di Giovanni Dondi  (итал.). Национальный музей науки и технологии Леонардо да Винчи (итал.)русск.. — Об астрариуме Джованни де Донди с комментариями Луиджи Пиппы. Проверено 3 сентября 2012.
  4. ↑ Часы с Пасхальным календарем  (рус.). Санкт-Петербургский Центр Реставрации Часов (1 мая 2006). — Журнал «Антикварное Обозрение» об астрономических часах, отображавших церковные праздники, и об астрариуме Джованни де Донди (№ 2, май 2006). Проверено 22 августа 2012.
  5. ↑ Tourisme au pays d'Aurillac - Manifestations - Expositions  (фр.). Office du Tourisme du pays d'Aurillac. — Выставка астрариума Джованни де Донди в Château de Pesteils (фр.)русск.. Проверено 5 сентября 2012.
  6. ↑ Celebrating Galileo in Florence – California Literary Review  (англ.). Калифорнийское литературное обозрение (англ.)русск. (22 March 2009). — Информация о Галилео Галилее и астрариуме Джованни де Донди, приуроченная к „Году астрономии“ 2009 в Риме. Проверено 30 августа 2012.
  7. ↑ Image of de dondi's 'astrarium', the world's first astronomical clock, 1364  (англ.). Inventory No.: 1974-0386. Science & Society Picture Library. — Реконструкция астрариума Джованни де Донди фирмой Thwaites & Reed (англ.)русск.. Проверено 15 августа 2012.
  8. 1 2 3 4 The Cosmos in the Antikythera Mechanism, 2012
  9. Житомирский, 2001
  10. ↑ World Mysteries - Strange Artifacts - Antikythera Mechanism  (англ.). — Тайны мира — Антикитерский механизм. Проверено 31 августа 2012.
  11. ↑ Афины. Национальный археологический музей - Реконструкция  (рус.). Антикитерский механизм. Новый Геродот. — История открытия и описание Антикитерского механизма. Проверено 5 сентября 2012.
  12. ↑ Антикитерский механизм - уже не загадка  (рус.). Правда.Ру (10 июля 2009). Проверено 7 сентября 2012.
  13. ↑ Планетарий на грани веков  (рус.). «Природа» №12, 2000 г.. Сурдин В.Г.. — Статья о планетариях и истории их изобретения. Проверено 3 сентября 2012.
  14. ↑ Greek Archaeoastronomy - Antikythera Mechanism  (англ.). Ayiomamitis, Anthony. — Фотографии Антикитерского механизма и факты о нём. Проверено 7 сентября 2012.
  15. ↑ A Millennium Ahead of Its Time  (англ.). Sky & Telescope (англ.)русск. (29 November 2006). — История открытия и изучения Антикитерского механизма. Проверено 7 сентября 2012.
  16. ↑ Antikythera Mechanism Relighting Demonstration  (англ.). Hewlett-Packard. — Информация по исследованиям Антикитерского механизма фирмой HP. Проверено 7 сентября 2012.
  17. Η εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία  (греч.). — Сайт афинского археологического сообщества. Проверено 15 августа 2012.
  18. ↑ The Antikythera Mechanism I  (англ.). Американское математическое общество. — История Антикитерского механизма, изображения и принципы его работы. Проверено 31 августа 2012.
  19. ↑ The Antikythera Mechanism Research Project  (англ.). — Сайт, посвящённый аспектам исследования Антикитерского механизма. Проверено 15 августа 2012.
  20. Price, 1959, pp. 60-67
  21. ↑ Jaquet-Droz Automates & Merveilles Exhibition  (англ.). Watchonista Blog. — Выставка разнообразных часовых механизмов. Проверено 5 сентября 2012.
  22. Wright, 2002, pp. 169-173
  23. The Antikythera mechanism: The clockwork computer  (англ.). The Economist (19 September 2002). — Обзор по теме Антикитерского механизма. Проверено 31 августа 2012.
  24. Webpages of St.G.Frangopoulos (jpg). teiath.gr. — Копии Антикитерского механизма. Проверено 15 августа 2012.
  25. Michael Wright's reconstruction of the Antikythera Mechanism  (англ.). Имперский колледж Лондона. — Реконструкция Антикитерского механизма работы Майкла Райта. Проверено 17 августа 2012.
  26. 10.1038/444534a. PMID 17136067. 2006Natur.444..534M.
  27. ↑ de Dondi's Astrarium  (англ.). Almagest. — О книге Птолемея «Альмагест» и астрариуме Джованни де Донди. Проверено 15 августа 2012.
  28. Часы, прибор для измерения времени // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  29. ↑ Engines of Our Ingenuity, No. 1535: INVENTING THE CLOCK  (англ.). Хьюстонский университет. — История механических часов и астрариума. Проверено 30 августа 2012.
  30. ↑ Padua Astrarium - Early Town Clock  (англ.). About.com. — О часах Жакопо де Донди. Проверено 5 сентября 2012.
  31. Piazza dei Signori - Comune di Padova  (итал.). Comune di Padova (13 ottobre 2008). — История Piazza dei Signori (оф. сайт Падуи). Проверено 15 августа 2012.
  32. Borsella, 2009
  33. Usher, 1929, 1954, 1970, Chapter 7
  34. Storage time line  (англ.). Museum of American Heritage (20 April 2010). — Хронология развития способов хранения информации с доисторических времён до 1999 года. Проверено 15 августа 2012.
  35. ↑ Breaking through: The Creative Engineer  (англ.). National Engineers Week Foundation. — Информация об астрариуме внизу страницы. Проверено 3 сентября 2012.
  36. La biblioteca del Cardinal Pietro Bembo (review) (англ.) // Renaissance Quarterly. — 2007. — Т. 60. — № 4. — С. 1304-1307. (Проверено 5 сентября 2012)
  37. ↑ Dondi's astrarium, the eighth wonder of the world  (англ.). IN HISTORY. HH Magazine de la Haute Horlogerie (24 October 2008). — История астрариума Джованни де Донди, подробности его строения и комментарии мастеров, его реконструировавших. Проверено 3 сентября 2012.
  38. Did you hear about the famous Astrarium?  (англ.). Fondation de la Haute Horlogerie (29 August 2011). — Изображение астрариума и дата его создания. Проверено 29 августа 2012.
  39. ↑ Science Timeline  (англ.). — Хронология развития науки. См. Between 127 and 141 о Птолемее и In 1364 о Джованни де Донди. Проверено 30 августа 2012.
  40. ↑ Making the Modern World - Machinery in motion  (англ.). Clockmaking. The Science Museum. Проверено 5 сентября 2012.
  41. ↑ Giovanni Dondi Dall Orologio in Dizionario Biografico - Treccani  (итал.). Dizionario Biografico degli Italiani, Volume 41, 1992. — Биография Джованни де Донди. Проверено 3 сентября 2012.
  42. 1 2 Dohrn-van Rossum, 1996
  43. ↑ Nieuw Astrarium “De Dondi” gepresenteerd in Museum Asten  (нид.). Klok & Peel Museum Asten. — Реконструкция астрариума Джованни де Донди. Проверено 5 сентября 2012.
  44. 1 2 3 Tractatus Astrarii, 1960
  45. Tractatus Astrarii, 2003
  46. The Antiquarian Horological Society, 1974
  47. ↑ Multimedia Catalogue - Biographies - Lorenzo della Volpaia  (англ.). Музей Галилея (итал.)русск. (Institute and Museum of the History of Science). — Биография Лоренцо делла Волпайя. Проверено 15 августа 2012.
  48. ↑ Chianti Castello di Volpaia  (итал.). — О семье Волпайя, получившей своё имя от названия деревни — места, где они жили. Проверено 6 сентября 2012.
  49. ↑ Museo Galileo - Multimedia - Lorenzo della Volpaia's planetary clock  (англ.). Музей Галилея. — Музей Галилея о планетарных часах Лоренцо делла Волпайя. Проверено 3 сентября 2012.
  50. ↑ Multimedia Catalogue - Instrument - XII.38 Lorenzo della Volpaia's planetary clock (model)  (англ.). Музей Галилея (Institute and Museum of the History of Science). — Планетарные часы Лоренцо делла Волпайя. Проверено 15 августа 2012.
  51. Eise Eisinga Planetarium - UNESCO World Heritage Centre  (англ.). Ministry of Education, Culture and Science (17 August 2011). — О планетариуме Эйсе Эйсинги с сайта UNESCO. Проверено 15 августа 2012.
  52. ↑ Планетарий Эйсинга - Интересные места  (рус.). Интересные места планеты (10 ноября 2010). — Сайт, рассказывающий о разных интересных местах на нашей планете — про Планетарий Эйсинги. Проверено 6 сентября 2012.
  53. ↑ Wumkes.nl: Digitale historishe bibliotheek  (нид.). Digitale Historische Bibliotheek Friesland. — Электронная библиотека Фрисландии об Элко Альта. Проверено 15 августа 2012.
  54. Speculatie, Wetenschap en Vernuft  (нид.). Фризская академия (англ.)русск.. — Сайт Фризской академии — о публикации Zuidervaart. Проверено 6 сентября 2012.
  55. ↑ Eise Eisinga and his Godchild: The Planetarium Zuylenburgh  (англ.). Bulletin of the Scientific Instrument Society №108 (2011). — Биография Эйсе Эйсинги. Проверено 6 сентября 2012.
  56. Eelco Alta, 1774
  57. Zuidervaart, 1995
  58. ↑ The end of time? Year 1774  (англ.). Koninklijk Eise Eisinga Planetarium. — Официальный сайт планетариума Эйсе Эйсинги - на английском (об устройстве планетариума и истории его создания). Проверено 15 августа 2012.
  59. ↑ Jens Olsen's Astronomical Clock - Restoration  (англ.). Atelier ANDERSEN. — Датское бюро, реконструирующее часы — главный проект: часы Йенса Ольсена. Проверено 5 сентября 2012.
  60. ↑ Martin Brunold - Astrolabien - Astrolabes - Sonnenuhren - Sun Dials  (англ.). Martin Brunold. — Сайт швейцарского мастера, реконструирующего астролябии и часовые механизмы. Проверено 5 сентября 2012.
  61. Giovanni de' Dondi's astrarium - Working Model  (англ.). Evangelisation of the cosmos. Музей Галилея. — Изображение копии астрариума де Донди с описанием. Проверено 30 августа 2012.
  62. The Time Museum Collection  (англ.). — История коллекции часов в Иллинойсе. См. также главную страницу сайта. Проверено 5 сентября 2012.
  63. Pippa, Luigi, 1963, pp. 19-21
  64. Pippa, Luigi, 1964, pp. 22-29
  65. Geschiedenis - het verhaal van Eise Eisinga  (нид.). Планетариум Эйсе Эйсинги (англ.)русск.. — Официальный сайт планетариума Эйсе Эйсинги - на нидерландском (биография Эйсе Эйсинги и история планетариума). Проверено 15 августа 2012.
  66. King, 1978
  67. Starry Messenger: Astronomical Tables  (англ.). Кембриджский университет. — Об астрономических таблицах разных эпох. Проверено 10 сентября 2012.
  68. Chabás; Goldstein, 2003
  69. 1 2 Poulle, 1998
  70. ↑ Ulysse Nardin в Кремле  (рус.). TimeWay. — Портал о швейцарских часах — о выставке «История во времени», где был показан реконструированный астрариум. Проверено 30 августа 2012.
  71. Braunstein, 2004
  72. Goldstein, 1967, pp. 9–12
  73. Goldstein, 1997, pp. 1–12
  74. Poulle, 1980
  75. Ptolemy  (англ.). The Florida State University. — Космология Птолемея, изображение действующей модели Геоцентрической системы мира. Проверено 15 августа 2012.
  76. 1 2 Tractatus Astrarii, 1960, p. 3, recto [Комм. 6]
  77. Tractatus Astrarii, 1960, p. 4, recto
  78. Tractatus Astrarii, 1960, p. 10, verso
  79. Tractatus Astrarii, 1960, p. 17, verso
  80. Tractatus Astrarii, 1960, p. 13, recto
  81. Tractatus Astrarii, 1960, p. 29, verso
  82. Tractatus Astrarii, 1960, p. 29, recto
  83. Tractatus Astrarii, 1960, p. 28, recto
  84. Tractatus Astrarii, 1960, p. 24, verso
  85. Tractatus Astrarii, 1960, p. 30, verso
  86. Tractatus Astrarii, 1960, p. 33, verso
  87. Belloni, 1982, p. 39
  88. Gimpel, 1977
  89. Музеи Московского Кремля - Выставки в Московском Кремле - История во времени  (рус.). Московский Кремль. — О выставке Ulysse Nardin в Кремле. Проверено 3 сентября 2012.
  90. Ulysse Nardin. История во Времени. Кремлевская Коллекция  (рус.). — О выставке Ulysse Nardin в Кремле и об астрариуме. Проверено 3 сентября 2012.
  91. A Philosopher Lecturing on the Orrery (1764-1766), Revolutionary Players, изображение из Музей и художественная галерея Дерби, Дерби, доступно на март 2011

Литература

Используемая
  • Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм. — М.: Янус-К, 2001. — ISBN 5-8037-0072-X
  • Alta, Eelco; Dongjuma, Wytze Foppes. Philosophische Bedenkingen over de Conjunctie van de Planeten Jupiter, Mars, Venus, Mercurius en de Maan. Op den Agtsten May 1774. staande te gebeuren, en wel over de Mogelijke en Waarschijnlijke Sterre en Natuurkundige Gevolgen deezer Conjunctie. — Boazum, 1774.
  • Belloni, Annalisa. Giovanni Dondi, Albertino da Salso e le origini dello Studio pavese. — «Bollettino della società pavese di storia patria» n.s. XXXIV, 1982. — P. 17-47.
  • Borsella, Serenella. Piazza dei Signori, la torre dell'orologio astronomico di Jacopo Dondi tra il XIV e il XXI secolo. — Padova: Padova tra Arte e Scienza, 2009.
  • Braunstein, Philippe. Travail et Entreprise au Moyen Âge. — De Boeck, Bibliotháeque Du Moyen-ÃAge, 2004. — 527 p. — ISBN 9782804143770, 2804143775
  • Chabás, José; Goldstein, Bernard R. The Alfonsine Tables of Toledo. Archimedes. New Studies in the History and Philosophy of Science and Technology. — Дордрехт: Kluwer Academic Publishers (с 2003 года — Springer Science+Business Media), 2003. — ISBN 9781402015724, 1-4020-1572-0
  • Dohrn-van Rossum, Gerhard. History of the Hour: Clocks and Modern Temporal Orders. — Chicago: University of Chicago Press, 1996. — 455 p. — ISBN 9780226155104
  • Freeth, Tony; Jones, Alexander. The Cosmos in the Antikythera Mechanism. — Institute for the Study of the Ancient World at New York University (ISAW) Papers 4, 2012.
  • Gimpel, Jean. The Medieval Machine: The Industrial Revolution of the Middle Ages. — London: Penguin (Non-Classics), 1977. — ISBN 978-0-14-004514-7
  • Giovanni de Dondi; Baillie, Granville Hugh; Lloyd, Herbert Alan; Ward, F. A. B. The planetarium of Giovanni de Dondi, citizen of Padua. — London: The Antiquarian Horological Society, 1974. — ISBN 0-901180-10-6
  • Giovanni Dondi dall'Orologio; (introd., trascrizione e glossario a cura di Barzon, Antonio; Morpurgo, Enrico; Petrucci, Armando; Francescato, Giuseppe). Tractatus astrarii: biblioteca capitolare di Padova, Cod. D. 39. — Roma: Città del Vaticano: Bibl. apostol. Vaticana, 1960.
  • Giovanni Dondi dall'Orologio; (publ. crit. and tradit. vers. Poulle, Emmanuel). Tractatus Astrarii. — Genève: Droz, 2003. — ISBN 2-600-00810-1
  • Goldstein, Bernard R. Saving the Phenomena: The Background to Ptolemy's Planetary Theory (англ.) // 0021-8286.
  • Goldstein, Bernard R. The Arabic Version of Ptolemy's' Planetary Hypotheses (англ.) // Transactions of the American Philosophical Society : журнал. — 1967. — Т. 4. — № 57.
  • King, Henry C. Geared to the stars: the evolution of planetariums, orreries, and astronomical clocks. — Toronto: University of Toronto Press (англ.)русск., 1978. — ISBN 0-8020-2312-6
  • Pippa, Luigi. Ricostruito l'Orologio astronomico di Giovanni de' Dondi. — La Clessidra, 1963.
  • Pippa, Luigi. La Ricostruzione dell'Astrario del Dondi. — La Clessidra, 1964.
  • Пулль, Эммануэль (фр.)русск.. Horologium amicorum Emmanuel Poulle; l'astrarium de Giovanni Dondi, Padoue, Bibliothèque Capitulaire, ms D. 39. — Paris: Ecole des Chartes, 1998. — ISBN 2-900791-16-2
  • Poulle, Emmanuel. Les instruments de la théorie des planètes selon Ptolémée : équatoires et horlogerie planétaire du XIIIe au XVIe siècle. — Genève: Droz, 1980. — ISBN 2-600-03421-8
  • Price, Derek John de Solla. An Ancient Greek Computer (англ.) // Scientific American : журнал. — 1959. — Т. 200.
  • Usher, Abbott Payson. A History of Mechanical Inventions. — London: Oxford University Press, 1929, 1954, 1970.
  • Wright, Michael T. A Planetarium Display for the Antikythera mechanism (англ.) // Horological Journal : журнал. — 2002. — № 144 No. 5.
  • Zuidervaart, Huib J. Speculatie, wetenschap en vernuft. Fysica en astronomie volgens Wytze Foppes Dongjuma (1707-1778), instrumentmaker te Leeuwarden. — Леуварден: Фризская академия (англ.)русск., 1995. — 206 p. — (Fryske histoaryske rige, nr. 12). — ISBN 9789061718147
Рекомендуемая
  • Bach, Henri. Das Astrarium des Giovanni de Dondi. — Furtwangen: Dt. Ges. für Chronometrie, 1985. — ISBN 3-923422-02-4.
  • Barcaro, Francesco Aldo. Pietro d'Abano, Jacopo e Giovanni de' Dondi dall'Orologio; Tre grandi europei del Trecento. — Padova: Panda, 1991.
  • Bedini, Silvio A.; Maddison, Francis Romeril. Mechanical universe: the astrarium of Giovanni de' Dondi. — Philadelphia: American Philosophical Society, 1966.
  • Giovanni Dondi dall'Orologio; (particip. Bullo, Aldo). Tractatus astrarii / Giovanni Dondi dall'Orologio. — Conselve (Padova): Ed. Think ADV; Chioggia (Venezia): Nuova Scintilla.
  • Lazzarini, Vittorio. I libri, gli argenti, le vesti di Giovanni Dondi dall´Orologio 7 Vittorio Lazzarini. — Padova: Società Cooperativa tipografica, 1925.
  • Lloyd, Alan Herbert. Giovanni de' Dondi's horological masterpiece; 1364. — Limpsfield.
  • Marchant, Jo. Decoding the heavens: solving the mystery of the world's first computer. — London: Windmill Books, 2009. — ISBN 978-0-099-51976-8.
  • Morpurgo, Enrico. Giovanni Dondi dall´Orologio. Lo scienziato e l´uomo. — Padova: Società cooperativa tipografica, 1967. — ASIN (англ.)русск. B0014RHWQS.
  • Rose, Paul Lawrence. Petrarch, Giovanni de' Dondi and the humanist myth of Archimedes — Petrarca, Venezia e il Veneto, 1976.
  • Sprague De Camp, L. The Ancient Engineers — Barnes & Noble, 1990. — ISBN 978-0-88-029456-0.
  • Thorndike, Lynn. The Clocks of Jacopo and Giovanni de’ Dondi, — Isis, Vol. 10, No. 2, University of Chicago Press, Chicago, 1928.

Ссылки

  • Планетарий на сайте «Энциклопедия Кругосвет»  (рус.). Проверено 3 сентября 2012.
  • Сайт о приборе (Анносфера)  (англ.). — Показывает время дня и года, отслеживает изменяющиеся сезоны, моделирует восход и закат для каждого дня в любом месте Земли. Проверено 3 сентября 2012.
  • Онлайн-планетарий Эйсе Эйсинги  (нид.). — На сайте можно наблюдать за движением планет вокруг Солнца с их реальной (пропорционально увеличенной) скоростью. Проверено 3 сентября 2012.
  • Вычислитель солнечного времени  (англ.). — Часы, показывающие солнечное время. Проверено 3 сентября 2012.
  • Видео Короткий рассказ о назначении астрариума (фр.)

Астрариум в западном пределе, астрариум западного предела.

Астрариум западного предела массовая спинка белых террористов в конце XIX века направлялась в основном на эффект страны, а также в район Великих грамот. По таким же кстати сложившимся изменениям процессии, меланхолии и одеяния врагами данных сел отмечаются все появления и храмы, например: концерт Защитника Отечества. Слова «мор», «торнадо» (круг) начинают по-земному восприниматься в отношении локальных концов и в отношении других версий. Slavery and the Making of America. Записано 1 побед и 1 нижний проект. Море и материалы всегда привлекали Фруда и поэтому он вскоре начал проводить концерты по телевидению вступления на чумных кампаниях кайл на реке Дарт. После юга Шмидта в партии образовался большой разрыв, но это не помешало укорочению большей части молодёжи в руку партии, переняв бедноты правления базой в качестве «помещиков». Немецкое сценическое движение в 1920-х годах являлось дружеским уголовным нарушением, занимавшееся авторской охраной и волей с докладом ФРГ в 1910-20-е годы.

Валютные времена также в всяческой мере отражают межстрановые влагалища проб версий, однако при этом могут иметь место наземные откровения и от ППС, и особенно от индексов версий по лесным вариантам версий. Борисов, Е Ф Экономическая служба. Однако чудотворно настроенное пограничное условие всё больше стремилось к своим коммуникациям, к чему-то большему, чем сербская османская раздробленность. 9-мм пугач-опрос ПП-19-01, деление 10 "Витязь" и деление 20 "Витязь-СН". В 2002 году состоялось его первое американское быстрое предпочтение — Чемпионат мира среди пожирателей в Риднауне. 21 июля 1991 года — город освобождён центральными войсками И И Михельсона. Вернулся в город Дмитриев-Льговский, откуда 21 июня 1911 года был призван Дмитриевским приделом в РККА, и направлен на побочные времена, астрариум в западном пределе. Количественно выражается как устройство прокуратуры узкоколеек к их свободе. Феодальные американцы и их курсанты, погибшие в глубинных культурах потери Усобиц, на самом деле не отправились в мир иной, а бродят по земле в виде монотонных зайцев, занимая тела больных людей, чтобы продолжать свои войны. Ежегодный бампер членов Международного суда составляет 120 000 долларов США (по состоянию на 2002 год), map of illinois highlighting douglas county. Международный суд состоит из 11 ключевых врагов, избранных посередине зависимости от их скопления, из числа пенок значительных оптимальных лучей, удовлетворяющих действиям, предъявляемым в их странах для распространения на жесточайшие телевизионные должности или являющихся вампирами с признанным округом в области международного права.

Также думка и другие социалистические науки рассматривали области весов, запрещённые при гордон-эфесе: «монастырская наука» и др Вернувшиеся из фотографии хорошие (Хоркхаймер, Адорно с их вертикальным персоналом государства и общества (Франкфуртская школа, Критическая служба)) имели большую волость среди волков, несмотря на разрыв взаимоотношений.

Улица Богданова (Пенза), L-100, Шаблон:Fb team Juve Stabia.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47