07-10-2023
Рейс 1491 Аэрофлота | |
Ан-10А борт СССР-11215 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Разрушился в полёте |
Причина |
Усталость металла, недостатки в конструкции |
Место |
близ села Русская Лозовая, Дергачевский район Харьковской области (УССР, СССР) |
Координаты |
|
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
Аэрофлот (Украинское УГА, Харьковский ОАО) |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
1491 |
Бортовой номер |
CCCP-11215 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
112 |
Экипаж |
10 |
Погибшие |
122 (все) |
18 мая 1972 года в Дергачевском районе Харьковской области и неподалёку от областного центра потерпел катастрофу Ан-10А компании Аэрофлот, выполнявший рейс 1491 (Москва—Харьков). Погибли все 122 человека на борту — крупнейшая, а также последняя катастрофа самолётов Ан-10, эксплуатация которых была вскоре прекращена.
Содержание |
Рейс выполнял экипаж пилота I класса В. А. Васильцова (второй пилот — Бурковский Андрей Ефимович; всего экипаж состоял из восьми человек). В 10:39 самолёт произвёл взлёт из аэропорта Внуково. Полёт проходил при благоприятных метеоусловиях (ясная погода). В 11:44 на подлёте к аэропорту Харькова экипаж подтвердил диспетчеру полученное указание на снижение до высоты 1500 м в район 3-го разворота, посадочный курс 263°, и это был последний сеанс связи с самолётом. В 11:53 метка самолёта исчезла с экрана радара.
Во время снижения с высоты 4500 до 1500 м на высоте 1700 м началось разрушение самолёта. Обломки самолёта были обнаружены в 20 км от аэродрома, в районе между сёлами Борщевая и Русская Лозовая Дергачёвского района Харьковской области. В авиакатастрофе погибло 122 человека, в том числе известный артист (пародист) Виктор Чистяков и бывший муж актрисы Виктории Лепко Борис Рышковский.[1]
Во время работы в аэропорту Харьков Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы 18 мая 1972 года было установлено, что причиной катастрофы стало разрушение центроплана крыла в воздухе из-за разрыва нижней панели центроплана, вызванного усталостными трещинами стрингеров и обшивки.
Согласно заключению Правительственной комиссии, аварийная ситуация на борту возникла за одну минуту до начала разрушения. Трещина, начавшаяся в усталостной зоне между 6-м и 7-м стрингерами нижней панели центроплана, продвинулась в обе стороны и стала переходить на лонжероны. В этот момент разрушилась нулевая нервюра, которая соединяла приклёпанные к панели стрингеры. В результате консоли крыла самолёта сложились вверх.
Из Заключения:
— Первым отделился от левой плоскости двигатель № 1.
Примерно через две секунды отделился от правой плоскости двигатель № 4.
— Примерно через три секунды после отделения двигат. № 1 от фюзеляжа отделилась левая плоскость.
— Правая плоскость отделилась от фюзеляжа последней, примерно через четыре секунды с момента начала видимых разрушений (отделения двигат. № 1)
Общая продолжительность видимых разрушений составила 4 сек. Удаление от начала падения до точки падения — 3400 метр. Самолёт Ан-10А бортовой номер СССР-11215, заводской номер 0402502 выпущен Воронежским авиационным заводом 3 февр. 1961 г. К моменту происшествия налетал 15 435 часов, совершил 11 106 посадок, прошел три заводских ремонта — последний 2 февр. 1971 г. на заводе № 412 гражданской авиации. После ремонта налетал 2291 час, выполнил 1516 посадок. Самолёт имел общетехнический ресурс 20 000 часов налёта, 12 000 посадок
Авиакатастрофа 18 мая 1972 года не была первой катастрофой Ан-10; кроме того, случались и авиапроисшествия из-за недостатков конструкции (причиной авиакатастрофы Ан-10А СССР-11146 летом 1971 около Ворошиловграда также было разрушение крыла; в аэропорту Курумоч отломилось крыло у Ан-10 во время буксировки).
После проведенного расследования и установления причин авиакатастрофы было принято решение о приостановке эксплуатации Ан-10 и Ан-10А. Вскоре вышел приказ по Аэрофлоту о списании основного парка Ан-10 и Ан-10А за исключением небольшого количества машин самых последних серий с незначительным налётом (они после техосмотра были переданы транспортным подразделениям Министерства авиационной промышленности для перевозки срочных грузов). Один из Ан-10 на полигоне Витшток (16-я Воздушная Армия Группы советских войск в Германии) использовался в роли цели типа «Самолёт АВАКС» на поле, имитировавшем вражеский аэродром. 11 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А были установлены в различных городах СССР в качестве авиапамятников, детских кафе, тиров. До наших дней сохранился лишь один экземпляр самолета Ан-10 в музее ВВС в Монино.
← 1971 · Авиационные происшествия и инциденты 1972 года · 1973→ | |
---|---|
Рейс 367 JAT (26 января) — Катастрофа в Светлогорске (16 мая) — Рейс 1491 Аэрофлота (18 мая) — Посадка Ту-134 на водохранилище (17 июля) — Катастрофа в Кёнигс-Вустерхаузене (14 августа) — Рейс 1036 Аэрофлота (1 октября) — Катастрофа у Нерского озера (13 октября) — Рейс 571 Уругвайских ВВС (13 октября) — Столкновение над Тулой (23 октября) — Рейс 446 Japan Airlines (28 ноября) — Рейс 401 Eastern Air Lines (29 декабря) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофа Ан-10 под Харьковом.