Московско-Донбасская железная дорога

07-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Московская ордена Ленина железная дорога
Полное название:

Филиал ОАО «РЖД» — Московская железная дорога

Годы работы:

с 14 июля 1959 года

Страна:

СССР СССР (до 1991 года),
Россия Россия

Город управления:

Москва Москва

Состояние:

действующая, начальник — Владимир Молдавер

Подчинение:

ОАО «Российские железные дороги»

Телеграфный код:

МСК

Награды:

Протяжённость:

8984 км

Официальный сайт:

mzd.rzd.ru

Внешние изображения
Схема Московской железной дороги на сайте «РЖД»
Схема Московской железной дороги от службы корпоративных коммуникаций МЖД

Моско́вская желе́зная доро́га — филиал ОАО «РЖД», одна из 16 железных дорог России[1][2]. Обслуживает большую часть территории Центрального федерального округа, 14 субъектов Российской Федерации, в том числе 5 полностью или почти полностью — Брянскую, Калужскую, Орловскую, Смоленскую, Тульскую области, 4 — бо́льшую часть — Курскую, Московскую, Рязанскую области, город Москву и в 5 субъектах отдельные участки — Республику Мордовия, Белгородскую, Владимирскую, Липецкую и Тверскую области[3].

С 2011 года дорога состоит из семи регионов[4]. В зоне тяготения Московской железной дороги живёт примерно 27 процентов населения России.

Образована 14 июля 1959 года на основании Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 года, в настоящее время — филиал ОАО «Российские железные дороги». До 21 августа 1959 года называлась Московско-Курско-Донбасская железная дорога. Дорога награждена орденом Ленина (1966).

На дороге расположено 634 станции с постами электроцентрализации, в том числе — 22 решающие станции[5]. Развёрнутая длина дороги — 13000 километров, эксплуатационная длина — 8984 километра, вторая в России по протяжённости железная дорога, после Октябрьской железной дороги. Численность сотрудников на октябрь 2011 — 59000 человек, из них на перевозках занято 45000. Средняя зарплата персонала — 45 000 руб в месяц (апрель 2014)[6].

Дорога осуществляет примерно четверть пассажирских перевозок и 58% пригородных перевозок в стране[7]. В 2008 году перевезено 633 миллиона пассажиров, из них в пригородном сообщении более 570 миллиона пассажиров. В 2012 году перевезено 595 миллионов пассажиров, из них в пригородном комплексе 568 миллионов (в среднем 1,5 млн. в сутки)[8]. Столичная магистраль ежесуточно отправляет 3000 электропоездов, интервал движения на самых напряжённых (Ярославское, Казанское, Рязанское, Курское) направлениях составляет 4-5 минут. Пассажирские перевозки — 300 поездов в сутки. Грузовые перевозки — до 1000 поездов в сутки, это 25 процентов от всех грузовых перевозок по сети ОАО «РЖД».[9] По объёму погрузки дорога занимает 7-е место на сети.

На МЖД сосредоточены ведущие отраслевые НИИ и опытные полигоны, в 2011—2013 на базе Щербинского экспериментального железнодорожного кольца МЖД и НИИАС на железнодорожном транспорте создают совместные центры и лаборатории для внедрения инновационных технологий[10].

МЖД является новатором в организации интермодального сообщения. С 2004 года курсируют экспресс-поезда в города Подмосковья (компания Регион-экспресс, РЭКС), а с 2005 года в аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково (компания Аэроэкспресс) .

С декабря 2009 скоростные поезда «Сапсан» курсируют из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

На МЖД действует система подготовки, повышения квалификации кадрового потенциала и создания действующего резерва. В 2011 в 28 центрах технического обучения во всех 7 регионах дороги с отрывом от производства прошли обучение 3880 руководителей и работников основных профессий.

Адрес управления железной дороги: 107996, Москва, Краснопрудная улица, 20. Начальник — Владимир Ильич Молдавер10 ноября 2009 года).

История Московской железной дороги

Станция Волоколамск

В 1861 году было открыто движение поездов из Москвы до Петушков, а 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки. В 1862 году началось движение поездов до Сергиева Посада. Идея строительства этой (Ярославской) линии принадлежит крупному промышленнику того времени Ивану Федоровичу Мамонтову — отцу известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

В 18621865 годах построена линия на Рязань, проходящая через Воскресенск и Коломну. В 18661868 годах строится линия Серпухов — Тула — Орёл — Курск. С 1870 года открылось движение по линии на Александров от Сергиева Посада и на Смоленск через Можайск. В 1880 году протяжённость железнодорожных линий, входящих ныне в структуру дороги, превысила 2000 км.

В 1898 году построена линия Москва — Сухиничи — Брянск. В 1900 году построена линия на Савёлово, а в следующем году на Шаховскую. В 1908 году завершилось строительство Малого кольца (Окружная железная дорога) протяжённостью 54 км. В 1912 году построена линия на Черусти.

К началу ХХ века сформировался Московский железнодорожный узел[11].

В 1929 году на Московской дороге электрифицируется первый участок: Москва — Мытищи. В 1936 году на станции Люблино-Сортировочная была построена первая в СССР механизированная сортировочная горка. К 1943 году было построено Большое окружное кольцо протяжённостью 558 км (отдельные его участки существовали ещё с 19 века).

В 1947 году прошли структурные преобразования: создан Центральный железнодорожный округ в составе Московско-Курской, Московско-Донбасской, Московско-Рязанской, Московско-Киевской, Московско-Окружной и Северной железных дорог, это обеспечило лучшую координацию работы и стало предпосылкой к организации единой железной дороги[12].

В 1955—1956 году первым в стране на переменном токе был электрифицирован участок[13] ОжерельеПавелец-Тульский, позднее в 1989 году его часть Ожерелье — Узуново была переведена на постоянный, что является исключительным случаем.

В течение 15-летнего периода (с 1956 по 1970 годы) Министерство путей сообщения провело целый ряд изменений структурного деления сети железных дорог СССР, имевших целью совершенствование структуры и управляемости сети, повышение эффективности управления дорогами, централизации управления, улучшению технической оснащённости. Они сводились, в основном, к укрупнению железных дорог. В результате одного из таких укрупнений возникла Московская железная дорога[14]:

  • 14 июля 1959 года в соответствии с приказом Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 «Об укрупнении железных дорог» и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959, объединены железные дороги: Московско-Рязанская (за исключением Мичуринского отделения), Московско-Курско-Донбасская, Московско-Окружная в новую Московско-Курско-Донбасскую с управлением в Москве. Одновременно в состав новой дороги включены Московские отделения Московско-Киевской и Северной железных дорог, Московско-Смоленское и Московско-Рижское отделения Калининской дороги.
  • Этим же приказом Калининская и Московско-Киевская дороги объединены в Калининскую с управлением в Смоленске.
  • Приказом МПС № 16ЦЗ от 21 августа 1959 года Московско-Курско-Донбасская железная дорога переименована в Московскую железную дорогу.
  • Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 6 мая 1961 г. «Об укрупнении железных дорог на территории РСФСР» и приказом МПС № 95Ц от 9 мая 1961 г. Калининская железная дорога включена в состав Московской — Смоленское, Вяземское, Калужское и Брянское отделения (Великолукское и Ржевское отделения отошли к Октябрьской).
  • Изначально участок СавёловоСонково с ответвлением на Углич был также передан из Северной дороги в Московскую, но не позднее 1 июня 1961 года передан в Бологовское отделение Октябрьской дороги. Решение о передаче было вызвано необходимостью осуществлять весь (на тот момент достаточно большой) грузооборот по территории Тверской области в пределах одной (Октябрьской) железной дороги[15][16].
На перегоне Угрешская–Кожухово в Мосузле, июль 2012

После объединения Московская железная дорога стала одной из крупнейших в СССР магистралей. Её возглавил крупный организатор железно­дорожного транспорта Леонид Анатоль­евич Карпов. В состав МЖД стало входить 15 отделений: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московс­ко-Смоленское, Московско-Рижское, Московско-Ярославское, Рязанское, Туль­ское, Орловское, Курское, Каширское, Новомосковское, Калужское, Брянское, Смоленское и Московско-Окружное. Карпов вспоминал позднее:

«Это была единственная в своем роде мощность — дорога с центром в Москве с одиннадцатью железнодорожными линиями из Москвы.
Её грузооборот был равен грузообороту железных дорог Англии, Франции и Италии вместе взятых,
протяжённость составила 8,7 тыс. километров — расстояние почти равное [расстоянию] от Москвы до Владивостока».

Выполняя постановление Совета Министров СССР от 3 февраля 1956 г. «О генеральном плане электрификации железных дорог», в конце 1950-х — в 1960-х годах множество железнодорожных линий МЖД было электрифицировано (в основном, на постоянном токе) и реконструировано, основные магистрали превращены как минимум в двухпутные. В частности, полностью перестроено Большое кольцо, ставшей важнейшей частью Московского узла. С 1960 года всё пригородное пассажирское движение в Московском узле обеспечивается электропоездами. В 1956—1976 годах построены и открыты две сортировочные станции Бекасово-Сортировочное и Орехово-Зуево, ставшие одними из крупнейших в Европе и СССР.

В 1966 году МЖД награждена орденом Ленина.

В 1970-80-е гг. в реконструкцию дороги и на замену подвижного состава было вложено более 2,5 млрд. рублей, это позволило значительно обновить основные производственные фонды. Развитие Московского железнодорожного узла осуществлялось на основе комплексной схемы развития транспорта в Москве и Московской области.

В 1980-е гг.:

  • Созданы грузовые комплексы для переработки грузов и контейнеров на станциях Москва-Товарная-Смоленская, Москва-Товарная-Павелецкая, Москва-Товарная-Киевская, Москва-Товарная-Курская
  • Уложены дополнительные главные пути на головных и радиальных участках Рижского, Казанского, Киевского и Павелецкого направлений, построен Савеловско-Смоленский диаметр (1981)
  • Реконструированы пассажирские станции Москва-Казанская, Москва-Киевская, Москва-Павелецкая. Реконструированы и капитально отремонтированы Киевский, Ярославский, Белорусский, Павелецкий, Савёловский и Казанский вокзалы. Выполнены работы по удлинению путей на 70 станциях, увеличена длина 350 высоких платформ, что позволило пустить удлинённые (в т.ч. сдвоенные) поезда. На скоростных направлениях дороги уложен бесстыковой путь, главные пути поставлены на железобетонные основания.
  • Одной из последних новых линий стала открытая в 1989 году 69-километровая хордовая линия УзуновоРыбное, соединившая Павелецкое и Рязанское направления далее Большого кольца. Линия строилась с 1979 года, была построена на постоянном токе, однопутная с двухпутными вставками. При этом участок ОжерельеУзуново был переведён с переменного на постоянный ток, что является уникальным случаем.
  • Последними электрифицированными участками стали ВолоколамскШаховская (1991) и СофриноКрасноармейск (1994) с заменой автономной тяги электропоездами.

К концу 1980-х дорога занимала первое место на сети дорог СССР по пассажирским перевозкам, ежегодно перевозила около 1,5 млрд. пассажиров — примерно треть от общей перевозки пассажиров всем железнодорожным транспортом.

На 1990 год эксплуатационная длина дороги составляла 9281 км, в том числе электрифицированной 4311 км. К 1991 году в состав дороги входило 13 отделений, Дирекция международных и туристских перевозок, более 300 хозрасчётных предприятий (депо, станции, дистанции и пр.). В дальнейшие годы отделения массово укрупнялись путём объединения.

В начале 1990-х гг. протяжённость участков, оснащённых автоблокировкой, полуавтоматической блокировкой и диспетчерской централизацией, достигла 8882 км, более 21 375 стрелочных переводов было включено в электрическую централизацию управления стрелками и сигналами, автоматической локомотивной сигнализацией и автостопами оснащено 7247 км, автоматизированы все тяговые подстанции электрифицированных линий, более половины из них переведено на телеуправление.

В конце 1980-х — 1990-х в связи со снижением пассажиропотока и грузопотока многие станции/разъезды на дороге лишились путей частично или полностью, став остановочными пунктами (платформами). Некоторые другие пассажирские предприятия (депо и пр.) также были заброшены/сокращены. Отменено пассажирское движение на некоторых линиях. В основном линии с отменённым движением были затем заброшены и/или разобраны, в т.ч. те, где было только грузовое движение[17][18]. После массовой разборки линий в 1990-х отмена движения с разборкой продолжается в более медленном темпе до сих пор.

С конца 1990-х начата установка турникетов на станциях и платформах с наиболее большим пассажиропотоком, в первую очередь в Московском узле, продолжающаяся и поныне. К 2014 году турникетами оборудованы почти все платформы в Москве, а также многие о.п. на насыщенных линиях и в крупных населённых пунктах Московской области.

В 2003 году Московская железная дорога преобразована из самостоятельного предприятия в филиал ОАО «Российские железные дороги».

14 февраля 2004 года открыта первая скоростная пригородная линия Москва—Мытищи. Специально созданный для этого маршрута электропоезд «Спутник» сократил время в пути с 35 до 18 минут. В последующие годы скоростные поезда были запущены по всем направлениям.

В 2002 — 2008 годах были запущены электропоезда-экспрессы в три московских аэропорта с московских вокзалов:

C 2008 года маршруты переданы компании Аэроэкспресс, фактический ставшей нарицательным названием этих маршрутов. В условиях пробок на автодорогах аэроэкспрессы стали важной частью транспортной системы Московского узла.

В 2000-х годах также принимались меры по разгрузке перегруженных линий путём перенаправления поездов, в т.ч. на новые участки:

  • В 2003 году построен второй путь на участке МониноФрязево хордовой линии Мытищи — Фрязево, позволивший перенаправить поезда дальнего следования Горьковского направления на Ярославский вокзал, разгрузив участок от Москвы-Курской.
  • В 2006 году электрифицирован один путь Митьковской соединительной ветви в Москве через станции Москва II-Митьково и Николаевка для пропуска поездов дальнего следования с Казанского/Рязанского направления на Ленинградское (Октябрьской железной дороги) или Ярославское и обратно в качестве одного из элементов разгрузки Большого кольца.

С 1 января 2011 года дорога перешла на безотделенческую систему работы[21] вместе с другими железными дорогами ОАО «РЖД». К этому моменту в состав дороги входило 7 отделений. Отделения упразднены, исключена должность начальника отделения дороги (НОД). Образовано 7 регионов, границы которых отличаются от границ бывших отделений, вводятся должности заместителей начальника дороги по регионам. Далее постепенно дирекции/предприятия, ранее входившие в отделения дорог, стали выделяться в отдельные вертикали внутри ОАО «РЖД», а также вне её.

С 1 октября 2012 года создан Московский региональный центр корпоративного управления (МРЦКУ).

В 2013 году впервые за долгое время открыта новая линия городского (нескоростного) сообщения электропоездами: СолнечнаяНовопеределкино в Москве, созданная на основе реконструкции и электрификации подъездного пути.

Для увеличения пропускной способности линий в конце 2000-х начата реконструкция участков дороги с прокладкой дополнительных главных путей, не осуществлявшаяся более 20 лет. Первым в 2007—2008 построен трётий путь Горьковского направления Москва — Кусково, частично на существовавших малодеятельных путях, вместе с существовавшим третим путём до Железнодорожной образовался отдельный путь для скоростных поездов. С начала 2010-х и увеличением финансирования фронт работ расширился: начали строиться 2 путь Наугольный — Иванцево Большого кольца, 3 и 4 пути Смоленского направления до Одинцово, 4 путь Горьковского до Железнодорожной, 4 путь Ярославского от Мытищ до Пушкино, 2 путь Павелецкого от Авиационной до Аэропорта-Домодедово. Перестраивается и электрифицируется Малое кольцо в Москве для запуска пассажирского движения, в т.ч. третий главный (грузовой) путь на 37-километровом участке Пресня — Черкизово — Андроновка.

Начальники Московской железной дороги

Структура Московской железной дороги

В структуру Московской железной дороги после реформы ОАО «РЖД» 2010 входят:

  • руководство (начальник, первый заместитель, главный ревизор по безопасности движения (на правах заместителя начальника дороги), пять заместителей, семь заместителей по регионам, главный инженер, главный бухгалтер, директор службы корпоративных коммуникаций), структурные подразделения, наиболее важные из которых:
  • Дирекция управления движением,
  • Дирекция инфраструктуры (до 1 октября 2012) — более 34 тыс.чел.,
  • Дирекция тяги (до 1 ноября 2011),
  • Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (МТЦФТО),
  • Дирекция по капитальному строительству,
  • Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта,
  • Технологический центр управления пригородным пассажирским комплексом (с 18 июня 2012),
  • Пригородная дирекция (до 1 апреля 2012),
  • Дирекция пассажирских обустройств,
  • Дирекция моторвагонного подвижного состава,
  • Дирекция связи (Московский региональный центр связи),
  • Дирекция по строительству сетей связи,
  • Дирекция по ремонту пути,
  • Дирекция по ремонту путевых машин,
  • Дирекция по ремонту тягового подвижного состава,
  • Дирекция аварийно-восстановительных средств,
  • Дирекция погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций,
  • Дирекция по управлению терминально-складским комплексом (все грузовые станции),
  • Дирекция по эксплуатации зданий и сооружений,
  • Дирекция по тепловодоснабжению,
  • Дирекция социальной сферы,
  • Дирекция медицинского обеспечения,
  • Дирекция РФСО «Локомотив»
  • Информационно-вычислительный центр,
  • Служба управления персоналом,
  • Служба корпоративных коммуникаций,
  • Служба охраны труда и промышленной безопасности,
  • Служба труда и зарплаты,
  • Узловая Автобаза
  • Юридическая служба,
  • Бухгалтерия.

Функционируют Московский региональный центр безопасности, Диспетчерский центр управления перевозками, Ситуационный центр по принятию оперативных решений, Центр управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) и его отделы мониторинга. Имеется Центр научно-технической информации и библиотек.[9]

С 1 ноября 2011 Дирекция тяги вышла из структуры дороги и вошла в сетевую вертикаль локомотивного хозяйства.[22]

С 1 октября 2012 Дирекция инфраструктуры вышла из структуры дороги и вошла в сетевую вертикаль управления инфраструктурным комплексом[23].

Регионы МЖД

Границы регионов (межрегиональные стыковые пункты) определены распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2013 года № 1490р[24].

Вокзалы-предприятия на станциях МЖД

Электровоз ЧС2 на Павелецком вокзале

На части станций дороги находятся железнодорожные вокзалы, находящиеся в подчинении Московской региональной дирекции Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) — филиала ОАО «РЖД»[25], всего 16. В Москве находятся 8 вокзалов (все, кроме Ленинградского):

Остальные вокзалы - в областных центрах:

Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — Сергей Абрамов, Московской дирекции — Момот Ольга Петровна

Центры организации работы железнодорожных станций

Все раздельные пункты Московской железной дороги входят в центры организации работы железнодорожных станций (ДЦС), входящие в Московскую дирекцию управления движением Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД»[26]. Всего существуют 8 центров[27]:

  • ДЦС-1 Московско-Курский
  • ДЦС-2 Рязанский
  • ДЦС-3 Московско-Смоленский
  • ДЦС-4 Тульский
  • ДЦС-5 Орловско-Курский
  • ДЦС-6 Смоленский
  • ДЦС-7 Брянский
  • ДЦС-8 Московско-Горьковский

Московско-Рязанский ДЦС-2 был разделён на Рязанский и Московско-Горьковский приказом от 1 декабря 2011 года[28].

Некоторые внеклассные станции входят не в ДЦС, а а напрямую в Московскую дирекцию управления движением: Люблино-Сортировочное, Бекасово-Сортировочное, Орехово-Зуево, Вязьма, Смоленск-Сортировочный, Брянск-Льговский, Рыбное

Депо на Московской железной дороге

На полигоне МЖД находятся:

  • 14 моторвагонных депо (ТЧПРИГ) — 11 на Мосузле и 3 в регионах. 13 депо входят в Московскую дирекцию моторвагонного подвижного состава (МВПС) Центральной дирекции МВПС — филиала ОАО «РЖД».[29]. Одно депо (имени Ильича) является собственностью ООО «Аэроэкспресс».
  • 15 эксплуатационных локомотивных депо (ТЧЭ). Входят в Московскую дирекцию тяги Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД»[30].
  • 11 ремонтных локомотивных депо (ТЧР), в том числе 3 ремонтных тепловозных депо. Входят в Московскую дирекцию по ремонту тягового подвижного состава (ТПС) Дирекции по ремонту ТПС — филиала ОАО «РЖД».
  • 9 эксплуатационных вагонных депо (ВЧДЭ). Входят в Московскую дирекцию инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД».[31].
  • 13 вагонных ремонтных депо (ВЧДР). Входят в вагоноремонтные компании вне вертикали ОАО «РЖД»: ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3», ООО «Дальневосточная вагоноремонтная компания», ООО «Новая вагоноремонтная компания».
  • 7 пассажирских вагонных депо (ЛВЧД) и 3 вагонных участка (ЛВЧ), входят в Московский филиал ОАО «ФПК»[32].

Другие предприятия в ведении МЖД

  • 33 дистанции пути (ПЧ), входящие в Московскую дирекцию инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД»[33][34]
  • 21 путевая машинная станция (ПМС), входящие в Московскую дирекцию по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути — филиала ОАО «РЖД», а также часть в Московскую дирекцию инфраструктуры
  • Также в Московскую дирекцию инфраструктуры входят: технический центр автоматики и телемеханики; технический центр электрификации и электроснабжения;

центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; дистанция инженерных сооружений; Рязанские дорожные путевые ремонтно-механические мастерские

Электрификация МЖД

Начинается электрификация Малого кольца МЖД, 2011

Хозяйство

Эксплуатационный парк по состоянию на июнь 2012 года:

  • парк электровозов — 968 единицы, тепловозов — 1132 ед. (2005 г.)
  • 466 электропоездов постоянного тока
  • 23 электропоезда переменного тока
  • 46 рельсовых автобусов (выпускаются с 2003 года мытищинским заводом «Метровагонмаш»)
  • Общая эксплуатационная длина путей МЖД на 1 июня 2012 года составляет 8908 км, на них расположено 1790 остановочных пунктов, в том числе 630 станций с постами ЭЦ, 242 вокзала. 83 остановочных пункта оборудованы турникетами, всего установлено 172 турникетных комплекса[7].

Границы МЖД

Московская железная дорога граничит с:

Границы с дорогами РЖД определены перечнем междорожных стыковых пунктов[43]. Границы с дорогами других стран определены перечнем межгосударственных стыковых пунктов (МГСП)[44][45]. На всех стыковых пунктах находятся условные раздельные пункты, соответствующие местам установки САИПС[46].

Деятельность

Пассажирские платформы на о.п. Панки
  • В 2009 году погрузка составила 70 млн тонн, участковая скорость была увеличена к уровню 2008 года на 11,4 % и составила по дороге 45,1 км в час.[47]
  • В 2011 МЖД совместно с Правительством Москвы приступила к крупнейшему инфраструктурному проекту реконструкции, электрификации и организации пассажирского движения электропоездов по Малому кольцу. Объём инвестиций в проект оценивается примерно в 150 млрд.руб. Срок запуска первой очереди пассажирской линии — сентябрь 2015.[48] В марте 2012 глава транспортного департамента Правительства Москвы Максим Ликсутов объявил о намерении запустить пассажирскую линию на год раньше — в 2014[49].
  • С 1 ноября 2011 Центральной пригородной пассажирской компанией вводится новый вид месячного абонементного проездного билета «Большая Москва», позволяющего ездить из ближнего Подмосковья (в пределах 25 км от вокзалов) в центр города по всем направлениям, включая сквозные, по цене 1040 рублей.[50][51]
  • В 2011 развитие инфраструктуры МЖД нацелено на увеличение пропускной способности дороги, прежде всего — для грузоперевозок. Активно используются рокадные ходы по Большому московскому кольцу, при этом Малое кольцо МЖД полностью освобождено от транзита. Задействуется «большой обвод» вокруг Москвы с юга с тем, чтобы грузы из дальневосточных, сибирских и уральских регионов России шли на запад и в Европу в обход Мосузла. Новые мощные электровозы ведут грузовые составы весом в 6000 тонн. На МЖД работает единственный на сети газотурбовоз, способный самостоятельно вести грузовые поезда весом в 12000 тонн[9]/
  • За 2011 только в пригородном сообщении МЖД перевезла более 511 миллионов пассажиров[52]/
  • В октябре 2011 запущен в эксплуатацию новый водно-оздоровительный комплекс с 25-метровым бассейном в пансионате МЖД «Берёзовая роща»[53]/
  • 18 июня 2012 открыт Технологический центр управления пригородным пассажирским комплексом Московской железной дороги на Комсомольской площади — самое современное и высокотехнологичное предприятие на инфраструктуре Российских железных дорог. Инициатором строительства Центра как пилотного проекта РЖД летом 2010 года был В.Молдавер, новейшие телекоммуникационные технологии, единая операционная система сервис-менеджер, программы и серверы разработаны и внедрены под руководством заместителя главного инженера МЖД Александра Поздеева[54] [7].
  • В 2012 году по МЖД было перевезено 569 млн человек. В первом квартале 2013 года пассажирами пригородного сообщения стали 140,3 млн человек, это на 11,3% больше, чем в первом квартале 2012 года и составляет 65% объема от общего пассажиропотока пригородного сообщения ОАО «РЖД»[55].

Либерализация рынка тяги

Либерализация рынка локомотивной тяги — наиболее спорный и противоречивый этап реформы железнодорожного транспорта РФ[56], непосредственно затрагивающий эксплуатационную работу Мосузла. К 2013 году рынок локомотивной тяги в РФ почти полностью монополизирован: магистральные локомотивы в подавляющем большинстве принадлежат РЖД. Согласно Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г., отрасль должна начать формирование сектора частных железнодорожных перевозок. Руководство компании, ссылаясь на мировой и европейский опыт, неоднократно выступало против идеи появления на российских железных дорогах частных магистральных локомотивов и всячески старалось не афишировать их существование и эксплуатацию, вплоть до эмбарго на освещение этой темы в корпоративной прессе. 31 октября 2012 года комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и инфраструктуре пришла к выводу, что распространение частных магистральных локомотивов создаёт риски неоптимального использования активов железнодорожного транспорта в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры. Риски состоят в отправке поездов составностью и весом ниже предельно допустимых норм, увеличении простоев в ожидании отправления, «недозагрузке» локомотивов, увеличении одиночного пробега локомотивов в депо, нестыковке маршрутов и расписаний, других неблагоприятных последствиях, способных дезорганизовать работу сети[57].

Тем не менее приватные магистральные тепловозы в России существуют и с 2003 года курсируют по основным направлениям, главным образом по Московской железной дороге, Октябрьской железной дороге, Северо-Кавказской железной дороге. Частные магистральные локомотивы имеются в собственности у Globaltrans, «Трансгаранта», «Трансойла». О планах до 2015 года начать эксплуатацию 10 локомотивов для перевозок грузов предприятий группы НЛМК объявила Первая грузовая компания. Частные операторы добиваются либерализации рынка тяги и закрепления на законодательном уровне статуса локального перевозчика[58][59].

Одним из крупнейших операторов, эксплуатирующих на МЖД частные тепловозы, является ООО «БалтТрансСервис» (БТС, входит в холдинг Globaltrans), имеющее в собственности парк из 57 двухсекционных тепловозов серии 2ТЭ116. Тепловозы имеют отличительную сине-белую окраску и логотип БТС на борту. Данная марка локомотивов выбрана, как эффективная по своим тяговым качествам и принадлежащая к той же серии, что и используемая на Октябрьской железной дороге. Это существенно, поскольку компания БТС не имеет ни собственных депо, ни кадров локомотивных бригад, ни системы обучения и подготовки в рейс машинистов. Локомотивы парка БТС используются на замкнутых маршрутах, согласованных с РЖД. Ведут они поезда с нефтеналивными грузами, самыми дорогими и выгодными для перевозки, от крупнейшей на МЖД станции Стенькино-2 в Рязанской области в направлении морских портов на Балтике. В основном осуществляется транспортировка топливного мазута и дизельного топлива на экспорт через порты Усть-Луга, а также Таллин и Вентспилс. Плечи обращения тепловозов БТС составляют более 1000 км, в пути локомотивом управляет 5-6 локомотивных бригад. Чтобы избежать затрат на открытие по пути следования подменных пунктов для локомотивных бригад, тепловозы БТС управляются машинистами РЖД. Также в депо РЖД организована экипировка и техническое обслуживание тепловозов БТС. Сами тепловозы РЖД арендует у собственников.

Поскольку разница в тарифах на перевозку нефтеналивных грузов и угля достигает трёх-четырёхкратного размера, то экономических стимулов приобретать магистральные тепловозы для перевозки дешёвых грузов — угля, руды или песка — не существует. 25 июля 2013 года Правительство России по инициативе куратора отрасли, вице-премьера Аркадия Дворковича приняло решение сохранить монополию РЖД на рынке локомотивов до 2015 года с либерализацией на некоторых локальных, малодеятельных маршрутах[57][60][58][59][56].

15 октября 2013 года на совещании в Тобольске президент РФ В.Путин одобрил идею эксплуатации частных локомотивов. РЖД планирует эксперимент по допуску частных перевозчиков на отдельные участки, где им предстоит конкурс «за маршрут». В качестве пилотных предложено 12 маршрутов, пять из которых соответствуют критериям «Целевой модели»: это должен быть тупиковый участок железной дороги протяжённостью от 200 до 700 км, не ведущий к морским портам, пограничным переходам или международным транспортным коридорам[61].

Инновации на МЖД

С точки зрения развития и внедрения инновационных технологий Московская железная дорога, по оценке НИИАС на железнодорожном транспорте, к 2011 году стала лидером на сети российских железных дорог.[10]

  • Московская магистраль — первая, которая начала внедрять перспективные информационные технологии, в том числе спутниковые, для мониторинга различных технологических операций.
  • Стала лидером на сети по количеству абонентов инновационной сети ремонтно-оперативной радиосвязи РОРС GSM[62].
  • Внедрила на участке Электросталь — Ногинск современную автоблокировку, которая способна обеспечить межпоездной интервал до 2 минут.
  • Реализовала маневровую автоматическую локомотивную сигнализацию, что обеспечивает защиту от проезда маневровых сигналов. Система действует на базе выделенного радиоканала, что дает высокую степень защищенности от всех помех.
  • Внедрила технологии, обеспечивающие тяжеловесное движение — АСУТП, КЛУБ.
  • На МЖД эксплуатируется самый мощный в мире газотурбовоз, способный в одиночку вести грузовой состав весом 12 000 тонн.
  • Внедрила комплексные локомотивные микропроцессорные устройства безопасности.
  • Внедрила системы централизованного диспетчерского управления, являющиеся элементами интеллектуальной транспортной системы.
  • Внедрила остроактуальные модели интеллектуального подвижного состава: интеллектуальный локомотив, интеллектуальная станция, интеллектуальный вокзал.
  • Задействовала инновационные системы ресурсосбережения, энергооптимального ведения поезда, системы спутниковой радиосвязи.
  • На самом напряжённом ярославском направлении внедрила инновационную интегрированную систему управления пригородным комплексом, обеспечивающую автоматизированную визуализацию и озвучивание информации в режиме on-line о движении пригородных электропоездов, их опоздании, очерёдности и маршрутах следования.
  • Внедрила инновационную систему контроля безопасности переездов, системы видеонаблюдения и оповещения пассажиров.[10]
  • Внедрила инновационную светодиодную систему освещения станций.
  • С апреля 2013 года начал курсировать экспресс «Ласточка» между Москвой и Нижним Новгородом, преодолевающий 440 км за 4 часа[63].

Перспективы

Модернизация Мосузла

Развитие пригородного железнодорожного транспорта в Мосузле признано одной из приоритетных задач правительства Москвы. Для этого, считает мэр столицы Сергей Собянин в Мосузле необходимо построить 226 км дополнительных главных путей на радиальных направлениях и закупить подвижной состав на сумму 63 млрд руб. Реализация этих мер позволит увеличить объём пригородных перевозок в Мосузле до 846 млн человек в год. Интервал движения электричек с нынешних 5-8 мин должен уменьшиться до 3 мин, подобно интервалам метрополитена. Уже проводящаяся модернизация позволила за 2010—2012 увеличить объём пригородных перевозок на 15%. Осуществление проекта по реконструкции Малого кольца МЖД в Москве к 2016 году позволит перевозить 285 млн пассажиров в год, а весь объём пригородного сообщения составит около 1 млрд человек в год[64].

По состоянию на 2014 год на Мосузле в границах Московской железной дороги в реализации находятся проекты:

До конца 2015 года в Москве будут созданы четыре терминально-логистических центра (ТЛЦ) для складирования и хранения грузов: «Ховрино», «Москва-товарная Ярославская» (рядом с платформой Северянин), «Кунцево-2», «Люблино». К 2016 году выйдет на расчётную мощность ТЛЦ «Белый Раст», к 2018 году будут построены ТЛЦ «Ступино СЛГ» и «Можайск СЛГ»[65].

ВСМ Москва — Казань

По полигону МЖД пройдёт около 160 км первой в России высокоскоростной магистрали Москва—Казань с проектируемыми станциями Ногинск и Орехово-Зуево[63][66]. Отправляться высокоскоростные поезда будут с Курского вокзала[67].

Ускоренное сообщение Москва — Минск — Берлин

В четвёртом квартале 2014 года планировалось запустить новый экспресс Москва — Киев из вагонов Talgo, способный преодолеть расстояние в 855 км между столицами России и Украины за семь часов. Ведомые электровозом ЭП20 поезда способны развивать максимальную скорость 160 км/ч. Ускоренный поезд будет курсировать дважды в сутки в обоих направлениях без ночных переездов. Каждый из четырёх составов будет включать 20 вагонов, из которых 16 предназначены для перевозки пассажиров, в двух вагонах разместятся ресторан и бистро, ещё два будут обеспечивать автономную энергетику всех систем жизнеобеспечения поезда. Вагоны с системой принудительного наклона кузова оборудованы кондиционерами, системой электрического воздушного отопления и биотуалетами, вагоны класса «люкс» — также и душевыми. Всего в поезде планируется 414 сидячих мест, включая специальные для инвалидов-колясочников. Полная модернизация 502,5-километрового участка МЖД от Москвы до Зёрново (российско-украинская граница) для прохождения его ускоренным поездом за 4 часа без резерва времени оценена бывшим начальником Московской дирекции инфраструктуры Виктором Блиновым в 12 млрд рублей[68][69].

После событий 2014 года на Украине и резкого снижения пассажиропотока между Москвой и Киевом от проекта решено отказаться, вместо него будет организовано ускоренное движение по маршруту Москва — Минск — Берлин на поездах Talgo[70].

Инвестиции

3 июля 2012 опубликован годовой отчёт ОАО «РЖД» за 2011 год. Развитие Московского железнодорожного узла признано в документе одним из семи важнейших инфраструктурных проектов компании. Суммарные инвестиции в развитие инфраструктуры Мосузла на период до 2020 года (без учёта скоростных и высокоскоростных проектов) оценены в 423 млрд руб[71].

Управление

Москва, Краснопрудная улица, д.20

Начальник — Молдавер Владимир Ильич

Первый заместитель начальника — Шулянский Дмитрий Алексеевич

Главный инженер — Вязанкин Сергей Аркадьевич

Главный ревизор по безопасности движения — Овсянников Юрий Дмитриевич

Заместитель начальника по корпоративному управлению и работе с органами власти — Прохоров Олег Анатольевич

Начальник Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания — Мартынов Андрей Анатольевич

Начальник Дирекции инфраструктуры — Хочин Дмитрий Иванович

Начальник Дирекции управления движением — Шинкарёв Александр Георгиевич[72]

Начальник Дирекции тяги — Казаков Андрей Викторович

Председатель Дорпрофжела — Синицын Николай Фомич (р.5 декабря 1946, Кашира, Московская область)[22][73]

Первый заместитель председателя Дорпрофжела — Крутоног Григорий Львович

Председатель совета ветеранов — Павликов Геннадий Васильевич

Начальник службы корпоративных коммуникаций — Мягков Владимир Викторович

Главный редактор газеты «Гудок»Ретюнин Александр Сергеевич

Главный редактор газеты «Московский железнодорожник» — Шелков Владимир Леонидович[74]

Профсоюз железнодорожников

Дорпрофжел Московской железной дороги объединяет 151 тысячу работников МЖД, дочерних и выделенных предприятий. 313 профсоюзных организаций, 121 освобождённый секретарь профкома.[22]

Дорпрофжел МЖД — это самый крупный в России профсоюз.[73]

Статус дороги

В соответствии с Законом РФ от 2002 года «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», с 2003 года Московская железная дорога, как и другие железные дороги России, потеряла статус юридического лица[75][76], прибыль от хозяйственной деятельности дороги перечисляется на единый расчётный счёт ОАО «РЖД», начальник дороги действует по доверенности президента ОАО «РЖД». С завершающим этапом реформирования отрасли в 2012 году структурное деление компании на дороги перестанет существовать и будут образованы Региональные центры корпоративного управления (РЦКУ)[77].

Факты

  • Наибольшие интервалы движения пригородных электропоездов в Мосузле — на Савёловском направлении, где предусмотренные расписанием перерывы из-за курсирования экспрессов и аэроэкспрессов достигают в пиковые часы 40-50 минут[78][79][80].
  • Самая крупная станция МЖД — Бекасово-Сортировочное, имеет 48 путей сортировочного парка[81].
  • В 1987—1994 по МЖД курсировал Боевой железнодорожный ракетный комплекс — высокоэффективное «оружие возмездия» подвижного базирования РВСН[82].
  • Старейшим ныне здравствующим железнодорожником МЖД является бывший главный инженер дороги, впоследствии заместитель председателя Госплана СССР Виктор Ефимович Бирюков, отметивший 24 марта 2012 своё 100-летие.
  • По состоянию на февраль 2013 года, средняя зарплата машиниста на МЖД – 64 000 руб в месяц, начальника станции — 60 000 руб в месяц, дежурного по станции — 42 000 руб в месяц, монтёра пути — 34000 руб в месяц[83].

См. также

Примечания

  1. Структура ОАО "РЖД" | ОАО "РЖД"
  2. Российские железные дороги празднуют 175-летие :: Экономика :: Top.rbc.ru
  3. Московская железная дорога | Московская ЖД
  4. Новости | Московская ЖД
  5. К зиме готовы, а к кризису?
  6. Постарались к великому празднику
  7. ↑ Пригородному комплексу – надёжное управление
  8. Новости | Московская ЖД. Проверено 24 января 2013. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013.
  9. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated1 не указан текст
  10. ↑ Держать риски в узде!
  11. Московский железнодорожный узел
  12. http://railinform.ru/encyclopedia/railroads/moscow.htm
  13. История электрификации железных дорог СССР
  14. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. 1945—1991
  15. http://www.savelrr.ru/istoriya-savelki.html
  16. Атлас схем железных дорог СССР 1962 г.
  17. http://kirillfedorov4.livejournal.com/6033.html
  18. http://parovoz.com/history/abandoned.php
  19. http://infojd.ru/28/novomoskovsk.html
  20. http://ivda-zde.narod.ru/vetki/lesnvnuk/lesnvnuk.html
  21. Московская ЖД
  22. ↑ Зиму встречаем во всеоружии
  23. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated4 не указан текст
  24. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=605422;fld=134;from=569568-866;rnd=0.08664180105552077
  25. Структурные подразделения - ДЖВ
  26. О создании структурных подразделений Центральной дирекции управления движением
  27. Аукционная документация, открытый аукцион № 3404/ОАЭ-ЦД/13
  28. О СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ В СОСТАВЕ МОСКОВСКОЙ ДИРЕКЦИИ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ от 1 декабря 2011 г. N 178
  29. http://jd-doc.ru/2012/fevral-2012/2031-ot-1-fevralya-2012-g-n-11
  30. http://scbist.com/scb/uploaded/raspor-rzd/1913-ot-13-marta-2012-g-n-96-5.htm
  31. http://jd-doc.ru/2012/maj-2012/1645-ot-2-maya-2012-g-n-36
  32. http://tender.rzd.ru/tender/public/ru?STRUCTURE_ID=4078&layer_id=4894&refererLayerId=4040&id=42890
  33. http://jd-doc.ru/2012/maj-2012/1645-ot-2-maya-2012-g-n-36
  34. http://scbist.com/wiki/26557-centralnaya-direkciya-infrastruktury.html
  35. http://scbist.com/blogs/admin/153-spisok-predpriyatii-moskovskoi-zheleznoi-dorogi.html
  36. КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. Открытый конкурс № 1818/ОК-ЦДРП/2012-2013/ОП
  37. http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&id=270656
  38. http://jd-doc.ru/2012/maj-2012/1645-ot-2-maya-2012-g-n-36
  39. http://www.gorodlgov.ru/node/1005
  40. http://jd-doc.ru/2012/fevral-2012/2031-ot-1-fevralya-2012-g-n-11
  41. ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ В БЕЗЛЮДНОЕ КОЛЬЦО
  42. НА ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧКЕ ПОЕДЕМ ЧЕРЕЗ 4 ГОДА
  43. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_127455.html
  44. http://scbist.com/scb/uploaded/raspor-rzd/2833-perechen-mezhgosudarstvennykh-stykovykh-punktov-mgsp-i-punktov-ucheta-peredachi-mezhdunarodnykh-passazhirskikh-poezdov.htm
  45. http://www.parovoz.com/spravka/crossings/
  46. https://archive.today/biD8k#selection-163.31-163.144
  47. На Московской железной дороге подведены итоги работы за декабрь, 4 квартал и за 2009 год. Новости филиалов и ДЗО. РЖД (11.01.2010). Проверено 11 января 2010. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
  48. Вдохнуть жизнь в «безлюдное» кольцо
  49. БЕЗОПАСНОСТЬ, СКОРОСТЬ, КОМФОРТ. СФОРМУЛИРОВАНЫ ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОСКОВСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
  50. PосБизнесКонсалтинг — Новости дня — С.Собянин: В пробках виноваты грубые просчеты прежнего руководства
  51. Катайся, как в метро. С ноября в столичном регионе появится новый проездной на электричку (рус.). Российская газета (21 октября 2011). Проверено 1 декабря 2012.
  52. Количество пассажиров МЖД в 2011 г. превысило 505 млн человек. — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг
  53. Горизонты профильного актива
  54. Пресс-релизы | Пресс-Центр
  55. МЖД перейдет на летнее расписание с 26 мая - Транспортный сервер Москвы. Проверено 21 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  56. ↑ А. Дворкович не согласен с позицией ФАС по либерализации рынка локомотивной тяги. - Новости дня - PосБизнесКонсалтинг
  57. ↑ Локомотив От Пути Не Оторвать
  58. ↑ Артемьев призывает ускорить выход частных локомотивов на сеть РЖД | Транспорт | Агентство экономической информации ПРАЙМ
  59. ↑ Владимир Лисин запускает тягу // ПГК будет использовать собственные локомотивы
  60. Локомотивы для избранных. Либерализация рынка услуг локомотивной тяги остается предметом для дискуссий - Транспорт
  61. Локомотивы станут частными с подачи Путина - РБК daily
  62. Число абонентов ремонтно-оперативной сети радиосвязи на Московской железной дороге достигло 10 тысяч человек
  63. ↑ Быстрее сообщение – больше пассажиров
  64. С. Собянин: Дороги Москвы разгрузит развитие метро и пригородного ж/д сообщения. - Новости дня - PосБизнесКонсалтинг
  65. За лояльность клиента
  66. И станут инвесторы партнёрами
  67. Первым участком ВСМ до Казани может стать Нижний Новгород - Чебоксары | РИА Новости
  68. В Киев за семь часов
  69. Зелёный свет для «Talgo»
  70. РЖД передумали отправлять скоростные поезда в Киев
  71. На решение одной российской проблемы РЖД нужно 2,2 трлн руб. :: Экономика :: Top.rbc.ru
  72. ПОЖАР НА СТАНЦИИ НЕ ПОВТОРИТСЯ. Проверено 24 января 2013. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013.
  73. ↑ ОПИРАЯСЬ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ЛОГИКУ
  74. ОН КАК ПРЕЖДЕ ВЫХОДИТ НА ОХОТУ И СТРЕЛЯЕТ ТОЧНО В ЦЕЛЬ
  75. СМИ об РЖД | Пресс-Центр
  76. Если во время судебного разбирательства будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согла …
  77. Новаторы на вес золота
  78. M24.RU - Пригородные электрички будут ходить каждые пять минут - Сетевое издание М24 - Москва 24
  79. ПАССАЖИРЫ ТРЕБУЮТ УДОБНОГО РАСПИСАНИЯ. Проверено 10 января 2013. Архивировано из первоисточника 21 января 2013.
  80. Ленский И.Л. Пассажиры и пустовозы // Московская кругосветка: второй век, вторая жизнь. — М.: Деловой ритм, 2013. — С. 79-80. — 192 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-903291-16-8.
  81. Экзамен начальники сдали
  82. «Молодец» прятался в поезде стратегического назначения
  83. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок ReferenceA не указан текст

Литература

  • Все дороги ведут в Москву: О прошлом и настоящем Московской железной дороги / Составитель: М. А. Воробьёв; Общая редакция книги начальника Московской ордена Ленина железной дороги Л. А. Карпова. — М.: Московский рабочий, 1971. — 328, [80] с. — 30 000 экз.

Ссылки

  • Официальный сайт Московской железной дороги
  • Предприятия подчинения МЖД
  • О Московской железной дороге на сайте ОАО РЖД
  • База данных подвижного состава и фотографии на TrainPix

Московско-Донбасская железная дорога.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47