14-06-2023
Станция Основа
несколько направлений
|
|
Южная железная дорога | |
Вокзал станции Основа
|
|
Дата открытия: | |
---|---|
Тип: |
Сортировочная станция |
Количество платформ: |
3 |
Количество путей: |
104[1] |
Тип платформ: |
1-высокая островная, 1-низкая островная , 1-низкая боковая, |
Форма платформ: |
прямая |
Электрифицирована: | |
Ток: |
постоянный |
Архитекторы: |
Ю. Пашель (1908—1941) |
Выход к: |
Харьков, ул. Валдайская, ул. Вокзальная |
Расположение: | |
Тарифная зона: |
1 |
Код станции: |
440209 |
Осно́ва — сортировочная внеклассовая станция Харьковского железнодорожного узла Изюмского и Купянского направлений. Станция располложена в городе Харьков. Относится к Харьковской дирекции Южной железной дороги.
Станция — является крупным железнодорожным узлом, от неё железнодорожные пути идут в нескольких направлениях: к станции Харьков-Пассажирский (8 км), Харьков-Левада (6 км), Люботин (25 км), Изюм (128 км), Купянск-Узловой (121 км).[2].
На станции останавливаются пригородные электропоезда (ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т) золочевского, изюмского, змиевского и чугуевского направлений[3].
Содержание |
В 1908 году началось строительство Южно-Донецкой железной дороги (Харьков — Изюм — Донбасс и Харьков — Льгов), на которой строилась станция Основа по проекту инженера Юрия Пашеля.
В 1910 году было завершено строительство линии Готня — Красный Лиман, на которой была открыта станция Основа. Тогда же по линии началось движение поездов[1][4]. По другим данным, станция была открыта в 1911 году — одновременно с открытием паровозного депо «Основа» (сейчас ТЧ-3 «Основа» Южной железной дороги), которое прошло 15 сентября 1911 года. Депо обслуживало линии Основа — Готня и Основа — Красный Лиман[5][6].
В 1929 году была построена южная, а в 1933 году — северная сортировочные горки.
В 1958 году станция была электрифицирована постоянным током[7].
В 1961 году был электрофицирован участок Основа — Славяногорск и переведено на тепловозную тягу линию Харьков — Готня. Примерно в это же время, станция была оборудована электрической централизацией стрелочных переводов.
В 1984 году тут был сформирован первый в СССР тяжеловесный состав массой в 33,05 тыс. т., который состоял из 428 вагонов и 5-ти тепловозов (3 трёхсекционных и 2 двухсекционных). Состав прошёл маршрутом Основа — Готня — Суми — Ворожба[8].
В 1987 году к станции Основа была присоединена станция Безлюдовка как Безлюдовский парк.
В 2008 году вокзальное помещение станции было реконструировано[1][9].
Согласно программы электрификации железных дорог Украины на 2011—2016 годы, планируется электрифицировать линию Тополи — Купянск — Основа — Люботин — Полтава — Кременчуг[10].
На станции 104 железнодорожных путей, 386 стрелочных переводов[1].
І—ІV колеи используются для посадки и высадки пассажиров. К пути І выходит 1-ая платформа, в путям ІІ — 2-ая, а к ІІІ и ІV пути — 3-ья высокая платформа.
От станции отходят подъездные пути ко многим предприятиям города (ЮжТрансСтрой, ХарьковГаз, и другие).
Общая длинна станции составляет 14,5 км, площадь — 237 га[1].
Первое вокзальное помещение было построено по проекту Юрия Пашеля. В годы Великой Отечественной войны здание было разрушено. 22 сентября 1951 года было введено в эксплуатацию современное станционное строение[11].
В 2008 году здание вокзала было капитально отремонтировано.
Для обеспечения перехода людей через колеи используется тоннель длинной около 200 метров, а для доступа на пассажирские платформы − пешеходный мост.
На станции Основа базируется локомотивное депо «Основа» (ТЧ-3 Южной железной дороги), вагонное депо «Основа» (ВЧД-3 Южной железной дороги), а также колейная машинная станция (КМС-39) и строительно-монтажный поезд (СМП-655).
Также на станции находятся службы Основянской дистанции пути (ПЧ-7), дистанция электроснабжения (ЭЧ-7) и дистанция сигнализации и связи (ШЧ-5).
Транспорт Харькова | |
---|---|
Действующий | Автобусный транспорт | Детская железная дорога | Канатная дорога | Метро | Трамвай | Троллейбус |
Вокзалы | Южный вокзал | Основа | Левада | Харьков-Балашовский | Аэропорт |
Исторический | Аэропорт Харьков-Сокольники | Конка | Теплоход «Ласточка» |
Основа (станция).