Худжанд-ЗИЛ

09-09-2023

Автобус ЧАЗ-3205 «Таджикистан-5» в Кузьмолово

Чкаловский автобусный завод, ЧАЗ — предприятие по производству автобусов малого класса вместимости марки «Таджикистан» в Чкаловске, Таджикистан.

В закрытом городе Чкаловск ("Ленинабад-30") в Таджикской ССР с 1953 года действовал авторемонтный завод для нужд Министерства Среднего Машиностроения СССР, занимавшегося атомной энергетикой, в т.ч. первой в стране разработкой месторождения урановых руд на "Комбинате №6" в Ленинабадской области Таджикистана.

В 1960 году на предприятии было организовано собственное производство автобусов и оно стало автобусным заводом. Надежные и неприхотливые автобусы, выпускаемые заводом, работали как вахтовые и на других предприятиях Минсредмаша, в т.ч. в закрытом городе "Красноярск-26", ныне Железногорск, и на предприятиях других отраслей. Кроме автобусов на заводе с 1961 года также выпускались прицепы и полуприцепы, а также цистерны на них и кузова фургонов.

Автобусы ЧАЗ имели и имеют вагонную компоновку. Для них использовались шасси завода ГАЗ. Первая модель завода «Таджикистан-1» с деревянным каркасом была создана на шасси ГАЗ-51 и базе автобуса малосерийного Каунасского автобусного завода KAG и выпускалась, претерпев ряд модификаций, до 1976 года. С 1970 года одновременно стал выпускаться разработанный на заводе цельнометаллический автобус «Таджикистан-2» на шасси ГАЗ-53.

В конце 1970-х годов небольшими партиями были выпущены оставшиеся экспериментальными автобусы «Таджикистан-3» и «Таджикистан-4» на шасси ЗИЛ-130.

Основой новой серийной модели завода ЧАЗ-3205 «Таджикистан-5» стал автобус ПАЗ-3205, дизайн которого был несколько изменён. Также у ЧАЗ-3205 основная дверь в пассажирский салон стала трёхстворчатой, а задняя аварийная дверь была ликвидирована. В автобусе установлено 25 мест для сидения, общее количество мест - 42. Производство автобусов ЧАЗ-3205 было серийно освоено в Чкаловске в конце 1970-х гг. до того, как ПАЗ-3205 был поставлен на производство в Павлово в середине 1980-х гг.

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. на заводе были разработаны удлинённые модели ЧАЗ-4209 и ЧАЗ-4214 на шасси и с двигателями ЗИЛ, серийный выпуск которых освоен не был.

После распада СССР на заводе было создано совместное предприятие "Худжанд-ЗИЛ", которое продолжило в небольших количествах выпуск незначительно модернизировнных автобусов под названием ЧАЗ-3223 «Таджикистан-5», в т.ч. заказных партий грузопассажирских, повышенной комфортности, бронированных, рефрижераторных, ритуальных и других модификаций. В связи с удалённостью Таджикистана от основных потребителей из бывшего Минсредмаша, в 1995 году производство этих автобусов (несколько изменённых и получивших название Родник-3230) было также организовано в России, в городе Родники Ивановской области.

Ссылки

  • «Грузовик Пресс» №12/2006
  • ООО "Чкаловский автобусный завод" (СП "Худжанд-ЗИЛ")
  • Фото автобусов ЧАЗ [1], [2], [3], [4]
  • Худжант-ЗИЛ на портале развития Таджикистана


Худжанд-ЗИЛ.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47