Сарепта (станция)

21-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

 3401022000

(O) (Я)

Станция Сарепта
Приволжская железная дорога
Регион ж. д.:

Волгоградский

Оператор:

ОАО «РЖД»

Дата открытия:

1899[1]

Характер работы:

пассажирская, грузовая

Классность:

2-го класса

Количество платформ:

2

Количество путей:

7

Тип платформ:

1 островная и 1 боковая

Форма платформ:

прямая

Длина платформ, м:

≈ 420/440

Выход к:

ул. Арсеньева

Расположение:

Россия, Волгоград, Красноармейский район

Пересадка на:

автобус 19, маршрутка 69

Расстояние до Волгоград-I:

25,7 км 

Код станции:

65150[1]

Код в АСУЖТ:

611706

Код в «Экспресс-3»:

2020838

Станция Сарепта на Викискладе

Саре́пта — железнодорожная станция Волгоградского региона Приволжской железной дороги, расположенная в 25,7 км от станции Волгоград-I. Находится в Красноармейском районе города Волгограда. По характеру основной работы является пассажирской и грузовой.

История

Своё имя станция получила от названия располагавшейся в нескольких километрах от неё немецкой колонии[2]. Станция была построена за пределами колонии, что позволило сэкономить значительные средства на выкупе отчуждаемой земли и имущества у сельского общества. Всего за отчуждённую землю общество Владикавказской железной дороги уплатило жителям Сарепты 9 500 рублей[3].

Строительство линии ЦарицынТихорецкая Владикавказской железной дороги и станции, проходило в 1890-е годы. Вопрос о её сооружении возник в 1889 году, а строительство началось в 1895 году[2]. Линия соединила Поволжье с Кубанью и Северным Кавказом[2]. В 1896 году начинается грузовое движение по новой линии, а 6 мая 1899 года через Сарепту прошёл первый почтово-пассажирский поезд на Тихорецкую.

В 1898 году был открыт железнодорожный виадук через реку Царицу, который соединил два вокзала конечных станций: Царицын-Владикавказский вокзал в зацарицынской части города с вокзалом Царицын в центре города[4]. В этом же году при станции было введено в эксплуатацию паровозное депо веерного типа[5].

Станция, войдя в транспортный узел города Царицына, быстро стала важным перегрузочным пунктом товаров с железной дороги на Волгу и обратно. В 1901 году в Сарептском затоне, который является рукавом Волги, сооружается речной порт, один из крупнейших в Поволжье. В дальнейшем он оказал большое значение для выбора места под строительство судоверфи[2].

Благодаря речному порту станция Сарепта стала одной из самых крупных по своему грузообороту на Тихорецкой линии[3]. Из Сарепты по железной дороге и Волге отправлялись сарептские товары и изделия: горчичное масло и порошок, пшеница, пиво, хлебобулочные и кондитерские изделия (пряники и коврижки), раки, солёная, копчёная, вяленая и свежая рыба. Также из речного порта вывозились земледельческие орудия, инструменты, железные и медные изделия, выделанные кожи, подмётки, медная и керамическая посуда, кирпич, продукты огородничества, садоводства, бахчеводства — арбузы, фрукты, сухофрукты, джемы, капуста, картофель, виноград, солодковый корень, лекарственные травы и коренья, мясопродукты. Военные интенданты закупали в Царицынском и Черноярском уездах мясо, сало, муку, горчичное масло, тёплую одежду и обувь, лошадей, фураж[6].

В порт и на станцию поступали: лесные материалы, железо, сталь, каменный уголь, кокс, кирпич, алебастр, железные трубы, пшеничная и ржаная мука, крупы, отруби, зерно[6], а также нефть, марганцевая руда, бокситы и соль[7].

Станция стала также крупным производственным центром. Обычно роль базы для обслуживания и ремонта подвижного состава отводилась конечной станции. Однако в данном случае паровозные депо и мастерские оказались рассредоточены между двумя станциями — Царицын и Сарепта. Если мастерские на обеих станциях были построены одинаковые, то размеры депо отличались. Здание в Сарепте было рассчитано на 8 локомотивов, а в Царицыне — всего на 4[3].

Наличие в Сарепте собственной электростанции и складов древесины привело к возникновению вокруг станции деревообрабатывающего производства. Служба пути Владикавказской железной дороги для собственных нужд построила на берегу затона два шпалопропиточных завода. В 1905 году около станции появился первый частный лесопильный завод[3].

Станция была не только крупным экономическим, но и важным социальным центром. Здесь находили работу сотни жителей окрестных сёл и приезжих. Вокруг неё быстро вырос благоустроенный посёлок[3]. К просторному пассажирскому вокзалу с залом ожидания и багажным отделением, паровозному депо, колёсным и вагонным мастерским и всем жилым домам было подведено электричество. При станции работала школа, где обучались 160 детей железнодорожников. Там могли заниматься и ученики, проживавшие на линии железной дороги далеко от Сарепты, для этого при школе имелось общежитие на 20 человек. Также была открыта больница на 50 кроватей — самая крупная к югу от Царицына[3], построены церковь и баня. Водокачка и электростанция обеспечивали станцию и посёлок водой и электроэнергией[2]. Накануне Первой мировой войны посёлок Сарепта стал один из крупнейших рабочих пригородов Царицына и насчитывал свыше 6 тысяч человек.

Гражданская война

1 июля 1917 года на станции активистами рабочими образована коммунистическая ячейка[6].

В 1918 году на станции находился революционный комитет Северо-Кавказской железной дороги и проходили ожесточённые бои за установление советской власти. Когда создалась непосредственная угроза захвата Царицына войсками Донской армии атамана Петра Краснова, многие железнодорожники Сарепты вступили в бой против них в составе красноармейских частей[8].

5—6 февраля 1919 года станция переходила из рук в руки[9].

После 3 января 1920 года перед железнодорожниками станции выступил председатель ВЦИК Михаил Калинин[8].

В 1921 году началось восстановление разрушенных электростанций, взорванных и сожжённых в 1920 году водокачек и водонапорных башен, депо, цехов и строений станции Сарепты, путей, мостов от Сарепты до Жутово, ремонт разбитых паровозов, стрелок и семафоров[10].

Сталинградская битва

К началу Сталинградской битвы станция справлялась с большим грузопотоком, принимая с юга и пропуская в сутки 20—25 товарных поездов с военными грузами, народно-хозяйственным имуществом и эвакуационными маршрутами[8]. На многочисленных путях станции находилось несколько тысяч вагонов. Возглавлял станцию в то время Александр Сурков[11].

Станция Сарепта первой испытала массированные налёты немецкой авиации. 8 августа 1942 года вражеские бомбардировщики Heinkel He 111 прорвались сквозь зенитный огонь и сбросили бомбы на станцию[11] и речной порт. На станции находилось более тысячи вагонов различных грузов, в том числе 500 вагонов артиллерийских снарядов, два эшелона с танками, 280 вагонов с орудиями, а в порту — несколько судов с фронтовым запасом артбоеприпасов[12]. Всё это было объято огнём, в результате, чего было отрезано железнодорожное сообщение юга города с центром. Помимо этого были разбиты паровозное депо и станционные мастерские и взорваны баржи с боеприпасами в затоне за депо. Мощность взрыва была такой, что грохот докатился до тракторного завода, находившегося в 30 км от эпицентра[13]. В тушении пожара участвовали пожарно-спасательные катера «Гаситель» и «Самара». «Гаситель» за время этого задания получил около 3,5 тысяч пробоин[14].

Пока прибывшие пожарные команды пытались бороться с огнём, уцелевшие работники станции спасали сохранившиеся вагоны и паровозы[13]. Составитель поездов Андронов вывел из-под огня 127 вагонов с ценным грузом, составитель Ткаченко спас 50 вагонов с боеприпасами, старший стрелочник Игнатов вывел в безопасное место маневровый паровоз с 28 вагонами, машинист Иван Плешаков и секретарь узлового партийного комитета Прохоров вывели из горящего депо 13 паровозов. Подвиг совершила оператор Нина Швец, которая ползком пробралась под горящими вагонами к сформированным составам и, расцепив их, помогла вывести из огня[12].

В результаты авианалёта были разбиты все причалы и дебаркадеры, сгорели сотни вагонов и различная техника. В результате Сталинградский фронт в критический момент лишился большей части запаса артбоекомплекта. Посёлок Сарепта выгорел на 80 %[13], при этом погибло 107 человек (56 женщин, 27 детей, 13 мужчин-стариков, 11 мужчин-рабочих)[8]. Станция Сарепта была практически стёрта с лица земли[13].

После ликвидации пожара работники станции в срочном порядке восстанавливали движение, расчищая пути от разбитых составов. На помощь железнодорожникам были брошены красноармейцы и рабочие Кировского и Красноармейского районов города. Через двое суток движение поездов и маневровая работа были восстановлены[15].

Начиная с августа 1942 года коллектив паровозного депо в условиях постоянных бомбёжек бесперебойно трудился, ремонтируя паровозы, изготовляя корпуса мин, аэросани, выполняя другие заказы фронта[8][16].

С сентября 1942 года станция стала функционировать во фронтовых условиях. С 11 сентября станция оказалась отрезанной от центра города[15]. Артиллерия и миномёты противника обстреливали станцию с двух сторон. Практически весь коллектив станции был эвакуирован за Волгу. На станции вместе с Александром Сурковым осталось небольшое число людей. Выполняя поручение командования, железнодорожники, находившиеся в полуокружении врагов, отправляли на линию фронта большое число колёсных пар для устройства противотанковых заграждений, топливо, подготовили подвижной состав для отправки стрелковой дивизии к линии фронта[11], а также эвакуировали раненых[15]. Помимо этого, в тыл за Волгу было отправлено более 190 вагонов ценного оборудования[11].

2 февраля 1943 года в Сарепту из центра города пришёл первый грузовой поезд. Таким образом, полугодовая блокада завершилась. Обратно железнодорожники отправили состав, который доставил рабочих на митинг, который прошёл на площади Павших борцов и был посвящён разгрому немецко-фашистских войск[15].

Настоящее время

Ежедневно на контейнерной площадке станции выгружается три вагона с 20 и 40-футовыми контейнерами и грузится не менее четырёх вагонов с контейнерами. Основные клиенты контейнерной площадки станции — химические и нефтеперерабатывающие предприятия. Ежемесячно со станции отправляется до ста вагонов с продукцией[17][18].

В сентябре 2010 года на вокзале станции Сарепта прошли съёмки сцен для многосерийного телефильма «Шахта» режиссёра Владимира Виноградова[19].

В сентябре 2011 года на станции прошли тактико-специальные учения гражданской обороны «Спасательное звено»[20].

2 августа 2015 года в День железнодорожника рядом со станцией был открыт памятник железнодорожникам Сарептской дистанции пути. Памятник представляет собой отреставрированную дрезину, установленную на рельсы[21].

Инфраструктура

Вокзал

 3401022001

 3400000383

Центральная вестибюльная часть здания вокзала со стороны железной дороги

Одноэтажное кирпичное здание построено в 1895—1897 годах. Главные входы расположены в центральной части здания. Симметрично от них находятся зал ожидания с кассами и ресторан с подсобными помещениями. Далее также симметрично размещаются служебные помещения[2].

Центральная вестибюльная часть здания декорирована богаче других. С фасадов она венчается своеобразными фронтонами с развитым карнизом и окнами, отражающими некоторое влияние стиля модерн. Окна декорированы в характерном для железнодорожных зданий обрамлением с выступающими замковыми камнями. Здание характерно для железнодорожных строений конца XIX века, но не повторяет архитектуру других вокзалов[2].

Особой гордостью работников вокзала является разместившийся в одном из двух залов ожидания зимний сад с большими, почти под высокий потолок, розами, пальмами и другими растениями[22].

Здание вокзала также имеет историческое значение, о чём информируют мемориальные таблички на фасаде со стороны перрона[2].

Вокзал 3-го класса. Расчётная вместимость — 350 человек[23].

Водонапорная башня

 3401022002

48°31′25″ с. ш. 44°30′16″ в. д. / 48.523694° с. ш. 44.504556° в. д. / 48.523694; 44.504556 (O) [2].

Водокачка

 памятник архитектуры (региональный)

Изначально станция снабжалась водой из Шёнбруннских родников. Затем на берегу Сарептского затона была построена водокачка.

Водокачка и водонапорная башня были соединены трубопроводами. Вода от насосной станции подавалась в водонапорную башню, которая поддерживала давление в водопроводной сети. Вся эта система снабжала водой не только станцию, но и весь железнодорожной посёлок Сарепта[24]. Сейчас здание водокачки разрушено[2].

Дальнее сообщение

По состоянию на декабрь 2015 года по станции курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное обращение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
13 СаратовАдлер 14 АдлерСаратов
59 НовокузнецкКисловодск 60 КисловодскНовокузнецк
113 ЧелябинскКисловодск 114 КисловодскЧелябинск
127 КрасноярскАдлер 128 АдлерКрасноярск
129 КрасноярскАнапа 130 АнапаКрасноярск
307 «Урал» ЕкатеринбургКисловодск 308 «Урал» КисловодскЕкатеринбург
343 ЧелябинскАдлер 344 АдлерЧелябинск
345 НижневартовскАдлер 346 АдлерНижневартовск
353 ПермьАдлер 354 АдлерПермь
367 КировКисловодск 368 КисловодскКиров
399 ТомскАнапа 400 АнапаТомск

Сезонное обращение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
205 ИркутскАнапа 206 АнапаИркутск
229 СеверобайкальскАнапа 230 АнапаСеверобайкальск
235 ТындаАнапа 236 АнапаТында
243 НовокузнецкАнапа 244 АнапаНовокузнецк
249 НовокузнецкАдлер 250 АдлерНовокузнецк
255 НовосибирскАнапа 256 АнапаНовосибирск
451 ИжевскАдлер 452 АдлерИжевск
453 УфаНовороссийск 454 НовороссийскУфа
455 ЧелябинскНовороссийск 456 НовороссийскЧелябинск
457 ЧелябинскАнапа 458 АнапаЧелябинск
461 УфаАдлер 462 АдлерУфа
465 АстраханьАдлер 466 АдлерАстрахань
483 АстанаАдлер 484 АдлерАстана
491 КазаньАдлер 492 АдлерКазань
501 КировАнапа 502 АнапаКиров
503 УфаАнапа 504 АнапаУфа
505 СаратовАдлер 506 АдлерСаратов
509 КазаньНовороссийск 510 НовороссийскКазань
519 ОрскАнапа 520 АнапаОрск
521 ЕкатеринбургНовороссийск 522 НовороссийскЕкатеринбург
545 ОрскАдлер 545 АдлерОрск

Примечания

  1. ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 107. — 360 с. — 100 000 экз.
  2. ↑ Железнодорожная станция Сарепта (рус.). История Волгограда. Проверено 26 сентября 2015.
  3. 1 2 3 4 5 6 Станция Сарепта в начале XX в., 2012
  4. Царицынский виадук (рус.). Царицын.рф (28 сентября 2014). Проверено 29 сентября 2015.
  5. Железнодорожная станция Сарепта (рус.). welcomevolgograd.com. Проверено 3 октября 2015.
  6. ↑ Сарепта в годы Первой мировой войны. 1914—1918 гг. (рус.).
  7. Владикавказская железная дорога и экономическое развитие окрестностей Царицына, 2010
  8. ↑ Памятники Красноармейского района: краеведческое информационное пособие. — Волгоград, 2011. — С. 7. — 21 с.
  9. «Сжимая властно свой штык мозолистой рукой» (рус.). Музей-заповедник «Сталинградская битва». Проверено 24 ноября 2015.
  10. К вопросу о голоде в Красноармейском (Чёрноярском) уезде Царицынской губернии в 1921—1923 гг. (рус.). Музей-заповедник «Старая Сарепта». Проверено 24 ноября 2015.
  11. ↑ Ради жизни на земле... (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2013. — 18 января (№ 2).
  12. 1 2 Чуянов А.С.. Враг у ворот // Сталинградский дневник: (1941—1943). — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1979. — С. 73—76. — 384 с. — 100 000 экз.
  13. 1 2 3 4 Зефиров М.В., Дегтев Д.М., Баженов Н.Н. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО. — Москва: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007. — ISBN 5-17-041913-9, 5-9713-4525-7, 5-9762-2434-2.
  14. Пожарный пароход «Гаситель» (рус.). welcomevolgograd.com. Проверено 3 октября 2015.
  15. ↑ Герои-железнодорожники (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2005. — 19 марта.
  16. Депо помогало фронту (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2012. — 5 мая (№ 17—18).
  17. Нормы простоя выполняются (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2014. — 18 марта.
  18. Погрузка идёт ритмично (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2015. — 29 июня.
  19. На станции Сарепта прошли съёмки художественного фильма (рус.). volgogradru.com (28 сентября 2010). Проверено 24 ноября 2015.
  20. Сильное звено (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2011. — 12 сентября (№ 34).
  21. Новый памятник железнодорожникам установлен в Волгограде (рус.). Волгоградская областная Дума (3 августа 2015). Проверено 24 ноября 2015.
  22. У этих роз пенсионный возраст (рус.) // Газета «Железнодорожник Поволжья». — 2008. — 19 сентября (№ 36).
  23. Приволжская железная дорога. Вокзал станции Сарепта (рус.). Инновационный дайджест ОАО «РЖД». Проверено 26 сентября 2015.
  24. ↑ Псевдоготическая башня Сарепты (рус.). dom.v1.ru (18 февраля 2011). Проверено 27 сентября 2015.

Литература

  • Луночкин А.В. Станция Сарепта в начале XX в. (рус.) // Сарепта: Историко-этнографический вестник. — Волгоград, 2012. — Вып. 5. — С. 327—334. — ISBN 978-5-903801-16-9.
  • Луночкин А.В. Владикавказская железная дорога и экономическое развитие окрестностей Царицына (конец XIX — начало XX века) (рус.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — Волгоград, 2010. — Т. 4, вып. 2 (18). — С. 97—104. — 1998-9938.

Ссылки

  • Яндекс.Расписания
  • Расписание поездов по станции Сарепта на сайте tutu.ru
Остановочные пункты железной дороги
Предыдущая остановка:
Железнодорожная
Волгоград IКотельниково
Следующая остановка:
28 км
Остановочные пункты железной дороги
Предыдущая остановка:
Железнодорожная
Тракторная-Пассажирская — Южная
Следующая остановка:
Судоверфь


Сарепта (станция).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47