Щ-318 |
|
|
|
|
История корабля |
Государство флага |
СССР |
Порт приписки |
Таллин, Ленинград |
Спуск на воду |
11 августа 1935 |
Выведен из состава флота |
9 августа 1955 |
Современный статус |
разделана на металл |
Основные характеристики |
Тип корабля |
Средняя ДПЛ |
Обозначение проекта |
«Щука», серия X |
Скорость (надводная) |
12 узлов |
Скорость (подводная) |
8 узлов |
Рабочая глубина погружения |
75 м |
Предельная глубина погружения |
90 м |
Автономность плавания |
20 суток |
Экипаж |
42 человека |
Размеры |
Водоизмещение надводное |
592 т |
Водоизмещение подводное |
715 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
58,5 м |
Ширина корпуса наиб. |
6,2 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,9 м |
Вооружение |
Артиллерия |
2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов |
Торпедно-
минное вооружение |
Носовые ТА: 4x533 мм,
кормовые ТА: 2x533 мм
Боекомплект (торпед): 10 |
ПВО |
2 пулемёта |
«Щ-318» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ — «Щука». Была в составе Балтийского флота.
История корабля
Лодка была заложена 23 июля 1934 года на заводе № 194 «имени А. Марти» в Ленинграде под строительным номером 294, спущена на воду 11 августа 1935 года, 29 сентября 1936 год вошла в состав Балтийского флота ВМФ СССР.
Служба
Советско-Финская война
- 28 — 29 ноября 1939 года вышла в дозор в устье Финского залива, была отозвана в Таллин для развёртывания боевых действия против Финляндии.
- 4 — 7 декабря 1939 года совершила боевой поход на позицию № 11 в проливе Южный Кваркен близ Швеции. Неоднократно обнаруживала шведские миноносцы типа «Врангель». Позднее выяснилось, что они обеспечивали минную постановку вспомогательного крейсера «Дроттнинг Виктория» в западной части пролива. Лодка минимум однажды была обнаружена, но атак не последовало. После запроса командованию о смене позиции лодка была отозвана в Таллин, а позиция № 11 была закрыта, хотя она была расположена на кратчайшем пути из Стокгольма в порты Финляндии и именно по этому маршруту шли прорыватели блокады.
- 20 — 27 декабря 1939 года совершила боевой поход. Первоначально планировалось крейсерство в Ботническом заливе, но из-за поломки одного из главных электромоторов лодка была направлена на позицию № 8 у Аландских островов. Патрулирование эффекта не имело.
Великая Отечественная война
- Начало ВОВ «Щ-318» встретила в Таллине, во время прохождения среднего ремонта.
- В начале июля перешла в Кронштадт, в начале августа — в Усть-Лугу.
- 26 сентября и 2 октября в результате бомбардировки получила осколочные повреждения прочного корпуса. Командир лодки был ранен, а командир БЧ-1 — убит.
- 26 октября вышла в боевой поход на позицию № 7 в Аландское море. Переход производился на большой скорости и без возможности определить положение лодки по навигационным ориентирам. 27 октября лодка села на камни у южного берега острова Гогланд, получив серьёзные повреждения. Днём была снята с камней большим тральщиком, 29 октября перешла к острову Лавенсари и 30 октября вернулась в Кронштадт. 1 ноября встала на ремонт. В августе 1942 года ремонт всё ещё не был завершён. Экипаж был переведён в полном составе на Щ-407.
- 13 октября 1942 года при выходе на учебный полигон на Неве в подводном положении ударилась об опору Володарского моста, получив повреждения винтов, рулей и корпуса.
- К маю 1943 года была подготовлена к походу.
- В первой половине 1944 года была оснащена ГАС «Дракон-129».
- июнь — сентябрь 1944 года экипаж занимался боевой подготовкой в Ораниенбауме.
- 4 октября 1944 года из Хельсинки отправилась в боевой поход на позицию № 3 у Либавы.
- 29 октября произведена атака транспорта из состава конвоя. Последовавшие взрывы по мнению подводников потопили транспорт. В советских источниках он указывается как транспорт «Танн», бывший голландский «Фобос» (7 412 брт), однако по информации с сопровождающего конвой тральщика взрыв торпед был преждевременным и потерь в конвое не было. Остальные атаки во время патрулирования не увенчались успехом. Как правило торпеды обнаруживались заблаговременно и цели уклонялись от них. 15 ноября «Щ-318» получила от командования добро на возвращение, 19 ноября лодка вернулась в Турку, где стала на межпоходовый ремонт.
- 11 января 1945 года вышла в боевой поход на позицию № 2 у маяка Паппензее — Паланга. Из-за поломки на следующий день вернулась назад. После устранения снова вышла в море и к 16 января была на позиции. В атаки не выходила.
- 1 февраля получила приказ о переходе на позицию № 1 у Либавы. Ночью 3 февраля избежала столкновения с одиночным судном.
- 4 февраля произвела торпедную атаку. Командир наблюдал попадания торпед в два транспорта по 6 000 брт. По немецким данным в результате атаки затонул транспорт «Хиддензее» (643 брт).
- Ночью 10 февраля в точке с координатами 56° 24' с.ш., 20° 28' в.д. замечено одиночное судно, пошедшее на таран лодки. Срочное погружение не спасло от сильнейшего удара, в результате которого было перебито управление кормовыми рулями, повреждён торпедный аппарат № 6, почти перебит лёгкий корпус. С трудом, управляемая носовыми рулями, двигателями и изменением балласта, лодка вернулась на базу и встала на аварийный ремонт. Таранившее судно доподлинно не идентифицировано, но многие историки склонны считать, что это был прорыватель блокады «Аммерланд» (2 452 брт), считающийся погибшим в этот день примерно в том же районе в результате столкновения со сторожевиком.
- 9 июня 1949 года переименована в «С-318».
- 31 июля 1951 года исключена из боевого состава и передана для использования в учебных целях в ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского.
- 9 августа 1955 года исключена из состава ВМФ.
- 23 августа 1955 года расформирована и впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе «Главвторчермета» на Туруханских островах.
Командиры
Примечания
Литература
Ссылки
- Евгений Чирва, Дмитрий Метелёв Щ-318. «Великая Отечественная под водой». town.ural.ru/ship (2006-2011). Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 26 марта 2011.
- Николаев А. С. Щ-318, Тип «Щ» X серии. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 26 марта 2011.