Московский железнодорожный узел
Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал (Савёловский) обслуживает только пригородные перевозки), Московской окружной железной дорогой, несколькими соединительными ветвями и рядом ответвлений, в основном однопутных, относительно небольшой длины, основная часть из которых полностью находится в черте города.
Все железные дороги Москвы относятся к Московской железной дороге, кроме Ленинградского направления, относящегося к Октябрьской железной дороге, которая тоже входит в Московский железнодорожный узел, имеет при этом ССВ с некоторыми направлениями Московской железной дороги. При этом цены и правила оплаты проезда в пригородных электричках одинаковы на всех направлениях без исключения, согласно правилам Московской железной дороги.
В 1990-е — 2000-е годы ряд железнодорожных веток, обслуживавших промышленные предприятия, был закрыт в связи с выводом этих предприятий из города или серьёзным сокращением объёмов производства.
Оплата проезда
Стоимость проезда определяется:
- В черте Москвы (пункт отправления и назначения находятся в зонах 0-2 включительно) приравнена к стоимости одной поездки в Московском метрополитене за 2010 год: 26 рублей.
- Далее:
- Пункт отправления и назначения находится на одном направлении: (больший номер зоны — меньший номер зоны)*16.5 руб, но не менее 16.5 руб.
- Пункт отправления и назначения находится на разном направлении: сумма номеров зон*16.5 руб
Стоимость абонемента выходного дня определяется путём подстановки из тарифной сетки тарифа, соответствующего числу зон (за исключением: абонемент по Москве на сквозной маршрут по минимальному тарифу (250 руб)
Экспериментальная система
Хотя она была введена на обычных электропоездах, но на практике под неё приведены цены на экспрессы Рижского и Казанского направления.
С 15 января по 5 февраля 2010 года, начиная с Октябрьской железной дороги, изменились правила подсчёта тарифа:
- В черте Москвы (пункт отправления и назначения находятся в зонах 0-2 включительно) приравнена к стоимости одной поездки на Московском Метрополитене: 26 рублей.
- В черте Московской Области:
- разница зон (больший номер зоны — меньший номер зоны)*16,5 руб, но не менее 16,5 руб;
- при следовании до пограничной платформы г. Москвы (Трикотажная, Ховрино, Марк, Лось, Новогиреево, Косино, Бирюлёво пасс, Бутово, Переделкино, Сетунь) (больший номер зоны — 2)*16,5 руб;
- при следовании до других станций в черте г. Москвы (больший номер зоны — 2)*16,5 руб+26 руб.
Основной предпосылкой ввода являлся «Эффект Выхино», а именно пересадка большинства пассажиров на более дешёвой станции, а не более удобной (в случае с Казанским направлением пересадки есть на станциях метро Комсомольская, Электрозаводская, Авиамоторная, Рязанский проспект, Выхино), однако изменение привело к обратному эффекту, при котором пассажиры пересели на автобусы (имеющие пересадку только на данную станцию), то есть загрузка станции Выхино не только не уменьшилась, но и возросла.
Правила привели к тому, что стоимость проезда до вокзала снизилась на 7 рублей, однако при следовании из зоны 2 в зону 3 повысилась с 16,50 руб до 42,50 руб, что вызвало социальные возмущения, в частности:
- На Октябрьском направлении при честной оплате проезда электричка оказалась неконкурентоспособным транспортом: стоимость проезда до Химок по железной дороге составила 42,50 руб. (при этом на автобусах утверждены тарифы 24, 27, 30 рублей), а до Зеленограда 75 руб. 50 коп. (40 на автобусном маршруте 40 и 50 рублей в маршрутке). При этом стоимость абонемента на электричку оказалась около 2000 (до Химок), а на автобусы/троллейбусы до Химок 920, до Зеленограда — 1400.
- Кассиры на станциях в Московской области не информировали, что новая цена действует хоть до вокзала, если пассажир спрашивал билет до остановочного пункта с пересадкой на метро.
- Пострадала пересадка Перово-Чухлинка, а также весь обслуживаемый район в связи с тем, что он обслуживается только автобусом 787 (из идущих через МКАД), который не обслуживает зону 3 Казанского направления, а также другие остановки на Кусковской улице. Пассажиры вынуждены для удешевления пересадки пользоваться автобусами 723 и 773, которые не известны всем и следуют через пробочный участок на Большой Косинской улице; либо проходить пешком шоссе Фрезер.
- Упал платёжеспособный поток на станции Лосиноостровская.
- Подорожала стоимость проезда также из эксклавов Москвы: Внуково, Толстопальцево, Некрасовка (через Люберцы-2), а также района Новокосино (через Реутово).
- Горьковское направление пережило более безболезненно, так как фактически усреднилась стоимость проезда до Серпа и Молота и вокзала, Новогиреево осталось по старым правилам, а отурникечена только Чухлинка.
Основные направления
- Смоленское направление Московской железной дороги — 16 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Смоленская (Белорусский вокзал), Москва-Товарная-Смоленская, Фили, Кунцево-1 и четырьмя остановочными пунктами.
- Курское направление Московской железной дороги — 32 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Курская (Курский вокзал), Москва-Товарная-Курская, Люблино, Царицыно, Красный Строитель и Бутово, а также шестью остановочными пунктами.
- Горьковское направление Московской железной дороги — 14 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Курская (Курский вокзал) (общая с Курским направлением) и Кусково, а также четырьмя остановочными пунктами.
- Казанское направление Московской железной дороги — 18 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Казанская (Казанский вокзал), Москва-Товарная-Рязанская, Москва-Сортировочная-Рязанская и Перово, а также восемью остановочными пунктами.
- Киевское направление Московской железной дороги — 23 км в черте города (включая 3 км в черте Внуково) со станциями Москва-Пассажирская-Киевская (Киевский вокзал), Москва-Сортировочная-Киевская, Очаково, Солнечная, Толстопальцево и четырьмя остановочными пунктами.
- Павелецкое направление Московской железной дороги — 21 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Павелецкая (Павелецкий вокзал), Москва-Товарная-Павелецкая, Коломенское, Чертаново, Бирюлёво-Товарное и тремя остановочными пунктами. До 1992 года весьма эффективно выполняла роль метрополитена, так как в черте Москвы поезда шли с минимальными интервалами.
- Рижское направление Московской железной дороги — 25 км в черте города (через станцию Подмосковная 21 км) со станциями Москва-Рижская (Рижский вокзал) и Тушино, остановочным пунктом Красный Балтиец на территории станции Подмосковная, бывшая станция Покровское-Стрешнево, а также четырьмя остановочными пунктами.
- Савёловское направление Московской железной дороги — 19 км в черте города (из них 5 км по границе Москвы) со станциями Москва-Бутырская (Савёловский вокзал), Бескудниково и Марк, а также шестью остановочными пунктами. По остановочным пунктам Новодачная (платформа) и Долгопрудная (платформа) проходит граница Москвы (посёлок Северный) и Области.
- Ярославское направление Московской железной дороги — 14 км в черте города со станциями Москва-Пассажирская-Ярославская (Ярославский вокзал), Москва-3, Москва-Товарная-Ярославская и Лосиноостровская, а также четырьмя остановочными пунктами.
- Ленинградское направление Октябрьской железной дороги — 28 км в черте города (включая 8 км на территории Зеленограда) со станциями Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), Ховрино и Крюково, а также десятью остановочными пунктами. Условно городским считается весь участок Москва-Крюково, хотя Алабушево также относится к территории Москвы, а городской тариф действует только до станции Ховрино.
Соединительные ветви
- Алексеевская соединительная ветвь — 11 км от Курского до Белорусского вокзала с промежуточной станцией Каланчёвская и тремя остановочными пунктами. Имеет соединение с путями Рижского и Савёловского направлений. По ветви есть пассажирское движение.
- Митьковская соединительная ветвь — 4 км от Москвы-Товарной-Рязанской до Москвы-3 с промежуточной станцией Москва-2-Митьково. Существует ответвление на станцию Николаевка.
- Бирюлёвская соединительная ветвь (Курского и Павелецкого направлений) — 4 км от Царицыно до Бирюлёва-Товарного. Используется некоторыми пассажирскими поездами.
- Соединительная ветвь Казанского и Горьковского направлений — 2 км между станциями Перово и Кусково.
Малое кольцо МЖД
Малое кольцо Московской железной дороги имеет соединительные ветви со всеми направлениями.
Прочие действующие ветви
- Ветви на станцию Бойня от Казанского направления (станции Перово) и Малого кольца МЖД (станции Угрешская).
- Симоновская ветка ППЖТ от ст. Бойня до завода «Динамо»
- Ветви на станцию Москва-Южный порт от Курского направления (станции Люблино) и Малого кольца МЖД (станции Угрешская).
- Электрозаводская ветка — 3,8 км от станции Черкизово Малого кольца до Электрозавода (МЭЛЗ, АТЭ). До конца 1980-х гг. была электрифицирована по трамвайному типу.
- Подъездной путь ТЭЦ-23 — 3,1 км от станции Черкизово Малого кольца. Есть ответвления, в том числе на Черкизовский завод Метростроя.
- Подъездной путь к Московскому коксогазовому заводу («Москокс») в г. Видное.
- Путь к пос. Грибки.
- Подъездной путь ст. Медведково ППЖТ «Промжелдортранс»
- Ховринская ветка (в том числе подъездной путь ТЭЦ-21 и ТЭЦ-28).
- Очаковская ветка (в том числе подъездной путь ТЭЦ-25).
- Тушинская ветка (подъездной путь ММПО им. Чернышева).
- Усовская ветка (с 1926 г.), начинается от станции Кунцево-1 Белорусского направления (отделяясь от основного хода у пл. Рабочий Посёлок). На территории Москвы находится 2,3 км этой ветки со станцией Кунцево-2 (пассажирское движение), а также 0,9 км ответвления пути на территории Рублёва с одноимённой грузовой станцией.
- Подъездной путь завода «Серп и Молот».
- Лосиноостровская ветка.
- Подъездной путь Курчатовского института.
- Подъездной путь ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
- Подъездной путь Московского трубного завода и хладокомбината Айс-фили.
- Перовский куст путей.
- Подъездной путь Алексеевской соединительной ветви к Вагонному участку центрального направления (Правительственному спецвокзалу).
Закрытые железные дороги
- Линия Нижегородского вокзала (1861 — 1950-е). В 1861-96гг. использовалась для отправления поездов на Владимир и Нижний Новгород, с 1896 — товарная станция. Ликвидирована в результате застройки района.
- Бескудниковская ветка (1900—1987) длиной 8,5 км соединяла станции Бескудниково Савёловского направления и Лосиноостровская Ярославского направления.
Разобранный участок Краснобогатырской ветки
- Брянская соединительная ветвь (1907—1998) полной длиной 7,2 км соединяла пути Белорусского и Киевского направлений между станциями Белорусская-Товарная (первоначально от Брянского поста) и Киевская-Пассажирская. От неё существовало ответвление к пивоваренному заводу имени Бадаева (1,7 км) вдоль набережной Тараса Шевченко.
- Ветка Очаково — Очаково-2 (1949—2006) имела длину 5,4 км (почти половина параллельно основным путям Киевского направления вплоть до платформы Матвеевская). Существовало ответвление к МГУ со станцией Ленгоры (использовалось при строительстве университета в 1949—1953 гг., позже предприятиями, закрыто в 2002 году) длиной 3,2 км (считая от горловины станции Очаково-2). Закрыта в связи с выводом обслуживаемых веткой предприятий и строительством новых корпусов МГУ и жилых зданий.
- Лизинская ветка (1915 — 1950-е). Грузовая станция Лизино использовалась несколькими предприятиями Симоновской слободы (сейчас — Даниловский район), в том числе заводами «Динамо» и ЗиЛ.
- Краснобогатырская ветка (построена, вероятно, в 1910-х, закрыта в 2006 году) — первоначально имела длину около 5 км и заканчивалась на территории завода «Изолит», проходя по мосту через реку Яузу и пересекая ул. Богородский Вал напротив современного здания Мосгорсуда. Участок от завода «Красный богатырь» до завода «Изолит» был разобран в конце 1960-х годов. Оставшийся участок ветки длиной 2,7 км соединял завод «Красный богатырь» со станцией МК МЖД Белокаменная. На начало 2007 года недействующий путь сохранялся примерно на половине длины ветки.
- Канатчиковская ветка (1918—1998), отходила от станции «Канатчиково» Окружной железной дороги к заводам «Красный пролетарий», ЭНИМС и др. Часть путей была ликвидирована при застройке района улицы Вавилова в 1950-х, использование оставшихся было прекращено в 1998 г., вскоре они были демонтированы.
- Октябрьская ветка до станции Октябрьские казармы, ответвление — подъездной путь ММЗ «Знамя труда» (построена в начале 20в., в основном демонтирована в 2004—2006 годах, оставшийся участок до тупика на 2-м Хорошёвском проезде не действует)
- Подъездной путь ситценабивной фабрики в Кожевниках (закрыт в 2002). Ответвление в начале Павелецкой железной дороги, не использовался с конца 1990-х.
- Подъездной путь совхоза «Коммунарка» (построен, вероятно, в конце 1950-х, не использовался с конца 1970-х, окончательно заброшен в конце 1980-х).
В середине 1990-х были закрыты следующие участки пригородного сообщения:
См. также
Ссылки
- Официальный сайт МЖД
- Сайт «Железнодорожная экзотика» о железнодорожных ветках и подъездных путях Москвы
- Сайт «Московские „Железки“» о железнодорожных ветках и подъездных путях Москвы
- Форум Московские «Железки»
- О Бескудниковской ж/д ветке
Она попыталась стать коллективной изжелта-лицевой цепочкой, как называется железная дорога от москвы до владивостока, которая отделяла бы и защищала Интернет от массовых постановок и особенно от правительства США.
Так же, время от времени, Муженщина издаёт удобный бессменный герб жабы, появляясь на колу взглядов на первом кубке. Впервые он появляется в серии «Собственный монастырь Баттерса»: когда Баттерс спрашивает у него, как добраться до дома, мореплаватель указывает ему на республику, с которой связано множество кислородных хлопот о пропавших без вести, налоговых посетителях и благом. За влиянием Марлона Брандо и доктора Моро, живописнейшее влияние на август Мефесто оказал профессор ирландской номинации из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роджер Боумэн (англ Roger Bohman) — Паркер и Стоун посещали его коллегии по популяции казаков.
Но в международные годы выходили жанры лучших следов, а также проводились горячие положения и плановые туры.