12-10-2023
Запорожье, Украина |
|
Запорожская детская железная дорога имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта П. Р. Поповича | |
Запорізька дитяча залізниця | |
Открыта: | 19 мая 1972 |
Протяжённость: | 9,4 км (кольцевая) |
Остановочных пунктов: | 1, 7 платформ |
Искусственные сооружения: | тоннель 80 м |
На сайте «ДЖД СССР» |
Запорожская детская железная дорога — учреждение внешкольного образования детей в городе Запорожье, знакомящее их с железнодорожными специальностями. Одна из самых молодых детских железных дорог Украины, вторая по длине на территории бывшего СССР.
Идея создания детской железной дороги родилась в июле 1971 года у комсомольцев электровозоремонтного завода и автозавода "Коммунар". Они же выбрали место строительства железной дороги — приднепровские плавни возле станции "Запорожье-1" и корпусов автозавода. Комсомольцы объявили месячник сбора металлолома на будущие железнодорожные рельсы, и запорожские школьники собрали более полутора тысяч тонн металла, который пошел на "пионерскую плавку"[1].
Вырученные средства направили на продолжение строительства ДЖД. К середине мая 1972 года все строительные работы закончили, уложили 3,46 км путей на песчаном балласте, оборудовав таким образом три станции: Жовтневую (Октябрьскую), Спортивную и Юных чапаевцев с промежуточной платформой Пионерской. На железную дорогу доставили тепловоз "ТУ2-077", паровоз "Кп4-456" и пять вагонов[1].
Торжественное открытие ДЖД состоялось 19 мая 1972 года в день 50-летия пионерской организации. На митинге присутствовали руководители местной власти и Приднепровской железной дороги. Ровно в 14.00 со станции Октябрьской отправился первый поезд, которым управлял молодой машинист Геннадий Стасенко, ставший впоследствии начальником локомотивного депо "Киев-2". Организация движения поездов осуществлялась телефонной связью, а в дальнейшем и электрожезловой системой[1]. На конечной остановке электровоз разворачивался на специальных стрелках и становился в голове поезда[2].
На главной станции — Жовтневой — был сооружён вокзал и двустойловое локомотивное депо. Из подвижного состава на дороге был тепловоз ТУ2-077, паровоз П24 и 5 вагонов Pafawag.
Раиса Козак, которая стала начальником ДЖД с момента ее формирования как самостоятельного подразделения Приднепровской железной дороги, в апреле 1973 года создала детский духовой оркестр. Впоследствии на ДЖД появились также вокально-инструментальный ансамбль, кино-, фото-, кружок железнодорожного моделирования, спортсекции[1].
С ноября 1973 года начали готовить проект строительства второй очереди детской железной дороги, и в мае 1974 года начали её укладывать. Дополнительно построили остановки Обелиск Славы, Комсомольскую, Гребной канал. Были получены тепловоз, пять вагонов и две грузовые платформы. Торжественное открытие второй очереди ДЖД состоялось 17 мая 1975 года.
В 1973 году была построена вторая очередь дороги — дорога замкнулась в петлю вокруг гребного канала, при этом её длина увеличилась до 9,4 км (в том числе длина главного пути — 8,6 км), при этом станция Жовтнева осталась тупиковой. В 1975 году на дорогу прибыло пополнение — ещё один тепловоз ТУ2, 5 вагонов Pafawag и 2 грузовые платформы. Также на дороге были открыты кружки железнодорожного моделизма, музыкальная студия, спортивные секции.
В сентябре 1976 года на станции Октябрьской открыли зооуголок, первым его обитателем стал медвежонок Кузя. Из заповедника "Аскания-Нова" привезли 18 видов редких птиц. Сейчас зооуголок превратился в настоящий зоопарк, где за животными ухаживают дети. Впоследствии переименовали большинство остановок. В частности, станциям Пионерская и Комсомольская дали имена юных героев Великой Отечественной войны, действовавших на территории области[1].
В 1980 году на дорогу прибыл ещё один тепловоз ТУ2, а большинство остановочных пунктов были переименованы.
29 октября 1982 в День комсомола Запорожской детской железной дороге вручают премию Ленинского комсомола[3].
В 1983-84 годах произошло значительное переоснащение ДЖД[1]. Были выведены из эксплуатации все вагоны Pafawag, а вместо них дорога получила 6 вагонов ПВ51, которые используются до настоящего времени. Был построен четырехэтажный учебно-лабораторный комплекс, где разместили все бывшие кружки и открыли новые: танцевальный, хоровой[1].
В 1990 году над линией детской железной дороги в направлении близлежащего микрорайона был отсыпан холм, в котором был проложен тоннель. На порталах тоннеля были устроены ворота, и теперь тоннель используется для отстоя вагонов.
В середине 1990-х годов ДЖД получила тепловоз ТУ7-3108, который сейчас является основным локомотивом железной дороги.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов в кружках, действующих на детской железной дороге, ежегодно занималось до тысячи юных железнодорожников. Обучение велось железнодорожным профессиям — начиная от проводника и машиниста до начальника станции. Летом проходила практика, при которой всю работу, выполняли сами учащиеся. Юные железнодорожники работали в локомотивном депо, обслуживали пассажирский вокзал, стрелочный хозяйство и прочее. Такая практика приводила к тому, что около 30-45% учеников выбирали профессию, связанную с железной дорогой [4].
Весной 2002 года была проведена реконструкция дороги: капитально отремонтирована станция Жовтнева, отремонтированы платформы, переложены пути. Тогда же был списан и первый тепловоз ДЖД — ТУ2-077.
В 2012 году, в преддверии 9 мая на остановке "30 лет Победы" открыли мемориальный комплекс с вечным огнём[5].
На сегодняшний день Запорожская детская железная дорога — одна из лучших дорог на Украине. Она работает круглый год, а в дни каникул — каждый день, кроме понедельника и вторника. Начальником ЗДЖД является Раиса Алексеевна Козак.
В 2006 году юные железнодорожники ездили для обмена опытом на железную дорогу в Берлине (нем.)русск..
Запорожская детская железная дорога.