05-07-2023
Калининская линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: | |
---|---|
Длина, км: |
16,3 |
Количество станций: |
8 |
Время поездки: |
22 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: |
8 |
Число вагонов в составе поезда: |
8 |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: |
452,0 (2005) |
Самая напряжённая станция: | |
Наземные участки: |
нет |
Электродепо: | |
Кали́нинская ли́ния — восьмая линия Московского метрополитена, расположена на востоке города. На схемах метро обозначается жёлтым цветом.
В состав линии входят 8 станций, длина линии составляет 16,3 км. Среднее время поездки по всей линии — 22 минут. Средняя скорость движения подвижного состава — 45 км/ч. Линия полностью подземная. Участок «Третьяковская»—«Шоссе Энтузиастов» — глубокого заложения, участок «Перово»—«Новокосино» — мелкого[1]. Линия была названа в честь Калининского района Москвы (в свою очередь, получившего название в честь советского политического деятеля Михаила Калинина), под которым она частично проходила[1]. Рядом со станцией метро «Площадь Ильича» располагается железнодорожная платформа «Серп и Молот» Горьковского направления МЖД, а неподалёку от станции метро «Авиамоторная» находится платформа «Новая» Казанского направления МЖД. Также недалеко от станции метро «Шоссе Энтузиастов» располагается станция «Лефортово» Малого кольца МЖД, а от станции метро «Новогиреево» — платформа «Новогиреево» Горьковского направления МЖД. До 2015 года линия будет продлена на запад (от станции «Третьяковская» до станции «Раменки»)[2].
Содержание |
Линия строилась к Московской Олимпиаде; первый участок «Марксистская» — «Новогиреево», длиной 11,4 км, был открыт в 1979 году. В 1986 году открыт участок «Марксистская» — «Третьяковская» длиной 1,7 км[3]. При проектировании линию предполагалось вести не к Таганской, а к Николоямской (Ульяновской) площади с постройкой одноимённой станции на Кольцевой линии для пересадки с Калининской. С 1960—1961 гг. до 1989 г. планировалось построить станцию метро у платформы «Реутово»[4] и станцию между уже существующими «Перово» и «Шоссе Энтузиастов», которая должна была быть построена на месте пересечения Перовской улицы, Зелёного проспекта и улицы Плеханова, но эти планы не были реализованы.
На Калининской линии впервые после двадцати лет доминирования аскетичных «сороконожек» появились станции, построенные по индивидуальному проекту, с оригинальными архитектурными решениями.
Сначала линия обслуживалась электродепо «Новогиреево» (в то время обозначалось как ТЧ-7), введённым в эксплуатацию 30 декабря 1979 года, но в период с марта 1985 года по 1 февраля 1989 года основным электродепо для Калининской линии являлось электродепо ТЧ-4 «Красная Пресня» (Новогиреево использовалось в качестве оборотного)[5][6]. С 1 февраля 1989 года электродепо «Новогиреево» вновь обрело основной статус и получило новое обозначение ТЧ-12.
Подвижной состав — 81-717/714 и 81-760/761 «Ока». В 2009 году проведены работы по переходу с семивагонных составов на восьмивагонные. С июля 2009 года по линии курсируют только восьмивагонные составы. В начале 2012 года началось обновление подвижного состава вагонами 81-760/761 «Ока» — первый восьмивагонный состав прибыл в конце января. Эксплуатация с пассажирами началась 12 апреля 2012 года. Для замены парка планируется поставка 184 вагонов, ещё 56 вагонов будет поставлено для обсуживания нового участка «Новогиреево» — «Новокосино».[7]
Основное средство сигнализации — система АЛС-АРС. Напольное и поездное оборудование АЛС-АРС — ДАУ-АРС-2.
Резервное средство сигнализации — трёхзначная автоблокировка. Светофоры автоматического действия нормально погашены.
Канал радиосвязи — первый.
17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием, произошёл инцидент с человеческими жертвами.
Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось из-за цепей-тележек эскалатора, оторвавшихся от державшего их двигателя, неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2—2.4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора (около 100 человек) скатились вниз. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.
Пластиковая обшивка балюстрады действительно не была способна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.
Точное количество жертв — 8 погибших и 30 раненых — было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.
В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.
Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.
Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм[8].
1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент произошел взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок[9].
# | Пересадка на линию | Со станции | На станцию |
---|---|---|---|
1 | Сокольническая линия | Волхонка | Кропоткинская |
2 | Замоскворецкая линия | Третьяковская | Новокузнецкая |
3 | Арбатско-Покровская линия | Плющиха | Смоленская |
4 | Филёвская линия | Деловой центр | Выставочная |
5 | Кольцевая линия | Марксистская | Таганская |
6 | Калужско-Рижская линия | Третьяковская | Третьяковская |
7 | Таганско-Краснопресненская линия | Марксистская | Таганская |
10 | Люблинско-Дмитровская линия | Площадь Ильича | Римская |
13 | Кожуховская линия | Авиамоторная | Авиамоторная |
По официальным планам, к 2012 году Калининская линия будет продлена на восток до станции «Новокосино» (следующая за станцией «Новогиреево», участок длиной 3.23 км)[10][11].
В 2009 году появилась идея продления линии от станции «Новокосино» в Кожухово, однако проект был признан нецелесообразным[12]. Планировались станции «Николо-Архангельская», «Святоозёрская», «Косино-Ухтомская» и «Руднево». Три последние по нынешним планам появятся в составе Кожуховской линии.
Изначальный проект развития западного участка Калининской линии предполагал её продление на юго-запад, в Солнцево, ещё в 1990-х гг. Линия должна была поддержать транспортное снабжение Мосфильмовского района и тем самым облегчить Филёвскую и Сокольническую линии. Однако с появлением возможности постройки лёгкого метро была спроектирована Солнцевская линия, из-за чего Калининскую планировали провести севернее, в районы Филёвская Пойма, Мнёвники и Серебряный Бор. Таким образом, в дальнейшем планировался к застройке участок общей протяжённостью 13,5 км, включающий в себя 9 последующих станций: «Кадашёвская», «Гоголевский бульвар» (по другим источникам — «Волхонка»), «Плющиха», «Конюшковская», «Трёхгорный вал», «Деловой центр», «Шелепихинская», «Мясищевская», «Мнёвники», «Серебряный бор», «Строгино 2». Окончательное решение застройки данного участка пока что так и не было утверждено.[13] Однако после отказа от строительства лёгкого метро Солнцевской линии и решения вести её классическим способом от «Парка Победы» старые планы продления Калининской линии на запад вновь стали актуальными. Ныне существует проект продления линии от строящейся станции «Деловой центр» до «Парка Победы». Станцию «Третьяковская» соединят со строящимися станциями «Волхонка», «Плющиха», «Кутузовский проспект», «Деловой центр», «Парк Победы», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Здесь она может быть соединена в одну Калининско-Солнцевскую линию. Работы по строительству участка «Деловой центр»—«Парк Победы» начались в декабре 2011 года[14], проектирование станций «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект» ожидается в 2012 году[15]. По другим планам, Калиниской линии отойдёт часть Арбатско-Покровской от станции Строгино.
Станция «Авиамоторная» станет частью Третьего пересадочного контура, соединяющего линии метро на расстоянии одной-трех станций от Кольцевой линии. Участок от станции «Нижняя Масловка» до «Авиамоторной» будет построен к 2020 году.
Линии Московского метрополитена | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||
Список станций Московского метрополитена Список пусковых участков и новых станций |
Калининская линия.