Православные церкви вне общения со Вселенским православием
11-05-2023
Православные церкви вне общения со Вселенским православием — общее обозначение православных церковных объединений, находящихся вне евхаристического общения с единой Православной церковью, вне юрисдикции поместных церквей. В данную группу не включаются Древневосточные (нехалкидонские) церкви, которые также именуют себя православными (ортодоксальными), но исповедуют иное, миафизитское богословие[1]. Варианты этого термина имеют место, прежде всего, в церковных документах и литературе[2][3][4][5][6], но также в светских изданиях и выступлениях[7][8][9][10]. Синонимами являются понятия непризнанные[9][11], неканонические и раскольнические/схизматические православные церкви (юрисдикции)[12][13][14][15][16], православные церкви неопределённого статуса[7], автономные православные направления (конфессии)[8], альтернативное православие[17][18][19][20][21], маргинальное православие, православные диссиденты[22], старообрядческие церкви и другие.
Почти все общины вне общения со Вселенским православием имеют собственную церковную иерархию и административные центры, обычно действующие параллельно на одних и тех же территориях, есть и не подчинённые никому отдельные группы, священники и монахи[23]. С точки зрения церковной идеологии и «стиля» церковного служения, эти общины образуют широкий спектр вариантов — от ультраконсервативных и консервативных (таких большинство) до умеренных, либеральных и даже ультралиберальных. Численность этих общин, как правило, составляет от нескольких человек до нескольких сотен, оценки общей численности последователей данных организаций в мире сильно колеблются от одного до ста миллионов человек[24][25]. В России действуют от 15 до 30 их церковных объединений[26].
Единая Православная церковь (Вселенское православие) существует в виде сообщества самостоятельных поместных церквей. Их объединяет не какой-либо церковно-административный центр, но, прежде всего, общее православное вероучение и общение в таинствах[27][28]. Православие отвергает концепцию «взаимного евхаристического общения» («интеркоммунион») с отделившимися от него христианскими группами, как неправославными, так и православными раскольническими[29][30]. Таким образом, отделение какого-либо церковного объединения от Вселенского православия, даже при сохранении православного учения, ставит его вне евхаристического общения с поместными церквами, вне «границ Церкви»[31].
Близким, но не тождественным евхаристическому общению, является понятие «канонического общения» — признания иерархии той или иной церкви[27]. Важнейшим признаком каноничности церкви являются непрерывное апостольское преемство в рукоположении священнослужителей, в случае нарушенного или сомнительного преемства, такие церкви считаются «безблагодатными», с недействительными таинствами[13]. Следует подчеркнуть, что техническая непрерывность апостольской преемственности рукоположений отрицается далеко не за всеми неканоническими церквями, но рукоположения, совершённые вне канонических структур, по определению рассматриваются как незаконные, то есть не санкционированные церковью.
То, что вы называете «альтернативное Православие», мы называем схизма[32]
Журналист, сотрудник издательского совета Русской православной церкви Сергей Чапнин:
Легитимизировать многочисленные неканонические группы в середине 90-х гг. попытались некоторые религиозные публицисты. Они предложили ввести термин «альтернативное православие» и активно использовали его в светской прессе и даже экспертных и религиоведческих изданиях. Следует признать, что это была самая энергичная попытка обосновать существование общин, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью и не желающих вступать с ней в общение. Термин «альтернативное православие» отвергается православными богословами и публицистами как недопустимый с точки зрения православной экклезиологии, однако он уже получил некоторое распространение в религиоведческой литературе[33].
В четырёхтомнике священника П. В. Бочкова неканонические православные юрисдикции разделены на: политические, реформаторские, идейно-национальные и старостильный расколы[16].
Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью (неопр.). Русская Православная Церковь (26 июля 2010). Дата обращения: 23 мая 2019. Архивировано 28 ноября 2012 года.
Изд-во Московской патриархии, 2018.
Архивировано 3 апреля 2019 года. Дата обращения: 23 мая 2019.
↑Макаркин А. В. Альтернативное православие в России: история и современное состояние // Полития. — 2002. — № 1. — С. 118—145.
↑ Российского государственного социального университета. — 2009. — № 1.
Альтернативное православие // Прикладное религиоведение для журналистов / Сост. и ред. М. В. Григорян. — М.: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. — С. 104. — 254 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7712-0407-9.
Альтернативное православие Wayback Machine. Культура веры. Путеводитель сомневающихся.
↑Лещинский А. Н. Значение диалога в преодолении церковных разделений. // Социальная политика и социология. — 2011. — № 3.
Wayback Machine // Вестник ВЭГУ (Серия: История). — 2010. — № 6. — С. 80-87.
↑ YMCA-Press, 1965. — С. 207. — 409 с.
ISBN 5-89647-053-3.
↑Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная Церковь = Ware T., bishop Kallistos. The Orthodox Church (1963) / пер. с англ. — М.: ББИ, 2001. — С. 318—339. — 375 с. — (Современное богословие).
Metropolitan Hilarion Alfeyev: «What you call 'alternative Orthodoxy' we call a schism». Religious Information Service of Ukraine, 13.09.2011.
О церковном сознании некоторых общин и мирянских групп в современной России // Wayback Machine
↑Лещинский А. Н. Значение диалога в преодолении церковных разделений // Социальная политика и социология. — 2011. — № 3.
↑Краснова А. Г. Методологические основы классификации групп, отколовшихся от Русской православной церкви в XX—XXI вв. // Культура и религия. — 2012. — № 1(05). — С. 7.
Бочков П. В., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв.: монография: в 4 т. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Своё издательство, 2018.
Т. 1: Политические расколы. — 236 с.
Т. 2: Реформаторские расколы. — 427 с.
Т. 3: Идейно-национальные расколы. — 486 с.
Т. 4: Греческий старостильный раскол. — 282 с.
Герасим (Попович). Неканоническое Православие. Расколы и секты. — Белград-Карловцы, 2009.
Православная Церковь на перепутье (1917—1999) = Moss V. (Moss A. E.) The Orthodox Church at the Crossroads (1917—1999) / пер. с англ. под ред. Т. А. Сениной. — СПб.: Алетейя, 2001. — x, 406 с. — (Богословская и церковно-историческая библиотека). — ISBN 978-5893293944.
Попов А. В. Канонические и церковно-правовые основы существования Русской православной церкви за границей и других российских православных юрисдикций за рубежом // Правовое положение российской эмиграции в 1920—1930 годы. Сборник научных трудов. — СПб.: «Сударыня», 2006. — С. 299—317.
Попов А. В. Российская православная диаспора: Проблемы историографии // История российского зарубежья проблемы историографии (конец (XIX—XX в.). — М.: Институт российской истории РАН, 2004. — С. 118—133.
Робертсон Р. Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник = Roberson R. The Eastern Christian Churches: A Brief Survey (1986) / пер. с англ. Науч. ред. Д. Н. Федотенко. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1999. — 191 с. — ISBN 5-900291-13-8.
Русак В. С. Русская Православная Церковь за границей и «Катакомбная» церковь // Макарьевские чтения: материалы Пятой международной конференции (21-) / Отв. ред. В. Г. Бабин. — Горно-Алтайск.: Горно-Алтайский государственный университет, 2006. — С. 252—265.
Русак В. С. Церковные расколы XX века: Русская Зарубежная Церковь и Московский Патриархат // Документальное наследие русской культуры в отечественных архивах и за рубежом. Материалы международной научно-практической конференции. 29- — М.: РОССПЭН, 2005. — С. 427—467.
Филатов С. Б. и др.Православие // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2004a. — Т. I. — С. 8—168. — 2000 экз. — ISBN 5-94010-237-9.
Филатов С. Б. и др.Старообрядчество // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2004b. — Т. I. — С. 169—254. — 328 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94010-237-9.
ISBN 978-0-943405-09-4.
Дополнительная литература
Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский. Автокефалия и способ её провозглашения. Выступление на заседании Межправославной подготовительно комиссии, Шамбези. — 7—13 ноября 1993 // Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. — М.: Ин-т политического и военного анализа, 2005. — С. 309—321.
Дымша С. И., прот. Константинопольская Православная Церковь перед лицом истории священных канонов // Вестник Ленинградской духовной академии. — 1990. — № 1. — С. 107—124; № 3. — С. 130—137.
Ковалевский П. Е. Значение православного рассеяния для христианского мира // Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920—1970). — Париж, 1971. — С. 216—222.
Клеман О. Роль и значение православной диаспоры в Западной Европе // Соборность. Сб. избранных статей из журнала Содружества св. Албания и преп. Сергия. — М., 1998. — С. 228—242.
Пётр (Л’Юилье), архиеп. Нью-Йоркский. Икономия и сакраментальное богословие // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — Париж. — 1970. — № 72. — С. 261—265.
Пётр (Л’Юилье), архиеп. Нью-Йоркский. Проблемы, связанные с автокефалией // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — Париж. — 1950. — № 97/100. — С. 71—97.