12-06-2023
Католический храм | |
Фасад базилики |
|
Страна | Италия |
Город | Венеция |
Конфессия | католицизм |
Епархия | Патриархат Венеции |
Тип здания | Базилика |
Архитектурный стиль | Ренессанс |
Автор проекта | Андреа Палладио |
Строитель | Франческо Смеральди, Андреа Палладио |
Архитектор | Андреа Палладио |
Основатель | Святой Магнус |
Первое упоминание | VIII век |
Дата основания | 775 год |
Строительство | VII—XVI годы |
Основные даты: VIII — Строительство первого здания церкви
1120 — Церковь уничтожена пожаром 1451 — Получение статуса кафедрального собора 1480-е — Мауро Кодуччи перестраивает кампанилу 1558 — Андреа Палладио начинает реконструкцию церкви 1807 — Утрата статуса кафедрального собора 1915-1918 — Церковь повреждена бомбардировками 1970-е — Церковь восстановлена |
|
Статус | охраняется государством и ЮНЕСКО |
Состояние | отличное |
Сайт | Официальный сайт |
Сан-Пьетро-ди-Кастелло на Викискладе |
(O) (Я)
Базилика Сан-Пье́тро-ди-Касте́лло (итал. San Pietro di Castello) — католическая церковь в Венеции в районе Кастелло. Была основана ещё в VIII веке, однако современное сооружение датируется концом XVI века. С 1451 по 1807 годы церковь была кафедрой епископа и носила статус кафедрального собора, тем самым она служила административным и религиозным центром Венеции. На протяжении своей истории, здание претерпело множество изменений и перестроек. Их осуществляли выдающиеся архитекторы, такие, как Мауро Кодуччи и Андреа Палладио. Получив повреждения во время Первой мировой войны, церковь была отреставрирована лишь в 1970-х годах и сейчас является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь была заложена в 775 году на месте старого римского замка, за что и получила своё название. Она была одной из восьми церквей, основанных святым Магнусом, епископом Одерцо, прибывшим в Венецию в это время. Тогда самого города ещё не было, существовало лишь скопление небольших общин, разбросанных по болотистым островам. Однажды, апостол Пётр явился в видении святому Магнусу и сказал ему основать церковь на месте, где тот увидит быка и овцу, пасущихся бок о бок. Найдя описанное место, на нём Магнус начал строительство церкви, посвятив её святому Петру[1]. По другим данным, она была посвящена византийским святым Сергию и Вакху. В 841 году церковь была перестроена епископом Орсо Партесипацио и заново посвящена святому Петру[2].
Первый епископ Кастелло занял свою должность в 1091 году[3]. В 1120 году пожар уничтожил сооружение. Когда церковь начали строить заново, её размеры были увеличены (как мы видим на карте Якопо де Барбари 1500 года), и к ней был добавлен баптистерий, посвящённый Иоанну Крестителю. В 1451 году, несмотря на свою отдалённость от политического и экономического центра города, церковь получила статус кафедрального собора, так как тогда, согласно присланной папой римским Николаем V булле, полномочия патриарха были переданы епископу Кастелло, сделавшему церковь своей кафедрой[4]. После этого, здание стало местом для значительных вложений. В 1480-х годах, архитектор Мауро Кодуччи перестроил кампанилу церкви с помощью истрийского камня, что стало первым примером использования этого материала в Венеции[4]. В период с 1508 по 1524 годы патриарх Антонио Контарини провёл реставрацию пола и потолка. Между 1512 и 1526 годами были реконструированы капеллы. Также церковь была украшена новой мебелью и незначительными украшениями.
В 1556 году патриархом Венеции стал Пьетро Дьедо. 7 января 1558 года он подписал контракт с архитектором Андреа Палладио о капитальном ремонте церкви[5], ставшим первой работой Палладио в Венеции. Но он не смог завершить свою почётную задачу из-за смерти финансировавшего работы патриарха. В период с 1594 по 1596 годы, при поддержке патриарха Лоренцо Приули, украшение фасада было закончено Франческо Смеральди. Амбициозный проект Палладио был упрощён, возможно из-за недостатка средств[3][6][7]. Начиная с 1619 года, интерьер был переделан Джероламо Грапичья при патриархе Джованни Тьеполо.
С 1630 года до падения Республики в 1797 году, в базилику совершалось ежегодное паломничество в честь празднования дня освобождения города от чумы (8 января).
До 1807 года церковь была кафедральным собором. Этот статус был утрачен после того, как по просьбе Наполеона I резиденция патриарха Венеции была перенесена в базилику Сан-Марко. После этого базилика Сан-Пьетро-ди-Кастелло пришла в запустение. Монастырь, прилегавший к церкви, был превращён в пороховницу по приказу вице-короля Италии Эжена де Богорне. Во время Первой мировой войны она была повреждена бомбардировками. Церковь была восстановлена только в 1970-х годах, когда ей занялись соответствующие охранные организации. Сейчас здание является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также членом Хоровой ассоциации венецианских церквей[8].
Передняя часть церкви, по сравнению с другими работами Палладио в Венеции, являет собой довольно безмолвный фасад. Он отличается выступающими вперёд полуколоннами композитного ордера, поддерживающими фронтон и антаблемент. По бокам к центральной части фасад примыкают два прерывистых фронтона[9].
Церковь украшает большой купол, что подчёркивает её значение. В этом она схожа с другими работами Палладио: собором Сан-Джорджо Маджоре и церковью Иль Реденторе. Купол поддерживается барабаном с прямоугольными окнами, вырезанными для доступа света внутрь здания.
Рядом с церковью находится колокольня работы Мауро Кодуччи. Интересно то, что она стоит подкошенной аналогично Пизанской башне. Поэтому она считается одной из самых опасных в Венеции[4].
Здание имеет большой центральный неф c латинскими боковыми нефами. Трансепт пересекает церковь, отделяя неф от пресвитерия. Точка пересечения накрыта большим куполом. Капелла Вендрамина, находящаяся за левым нефом, была украшена архитектором барокко Бальдассаре Лонгена, также как и главный алтарь, построенный им в середине XVII века[4][10]. Орган был сделан ремесленником из Далмации Пьетро Накини, работавшим в Венеции в XVIII веке.
В церкви находятся лишь несколько выдающихся произведений искусства, в том числе «Святой Иоанн Богослов, Пётр и Павел» работы Паоло Веронезе, алтарная роспись в капелле Вендрамина кисти Луки Джордано[4] и «Трон святого Петра», вырезанное из погребального камня кресло XIII века.
|
Сан-Пьетро ди Кастелло.